Сделай Сам Свою Работу на 5

МИНИ- ТЕСТ НА «ПОТЕРЯУСТОИЧИВОСТЬ»





Важно не только учить, но и убедиться в том, что ребёнок всё это запомнил и может вести себя в соответствии с выученными правилами.

«Потеряйтесь» в магазине и понаблюдайте, как малыш будет себя вести. Не доводите, конечно, его до отчаяния и, если видите, что совсем растерялся, срочно «найдитесь». Но в идеале ребёнок должен сделать всё, чему научился от вас: не бегать, не паниковать, а отойти в сторонку (но не уходить от этого места далеко) - и стоять и ждать. Или (если ребёнок старше шести лет) сориентироваться и подойти к месту встречи, о котором вы заранее договорились. И тоже ждать.

Хорошо, чтобы у него был мобильный телефон, но и кроме этого, чтобы он знал свой и ваш номер наизусть - если, потеряв телефон, придётся звонить с чужого.

Проверьте, как реагирует он на уговоры посторонних людей. Можете даже заранее договориться с кем- то (кого ребёнок не знает), чтоб чужой человек (добрый, симпатичный, располагающий к себе) пособлазнял его, пытаясь увести куда- то.

Совет:Не таитесь долго. И не проводите сразу две проверки (и теряться самой, и тётенек насылать). Ваша задача - не перепугать ребёнка, а научить его на практике пользоваться усвоенными знаниями. Не прошедший «тестирование» (закалку на прочность) ребёнок может сильно испугаться и запаниковать. А вот маленький стресс (и маленький первый испуг, который он сумеет победить, когда поймёт, что мама потерялась, он остался один) только пойдёт на пользу.



 

 

Если ребёнок сделал всё правильно - оцените это по заслугам, наградите, расскажите, вернувшись домой, как мужественно он вёл себя. Как правильно он себя вёл! Этот миг победы над страхом поможет ребёнку выйти победителем и из куда более сложной ситуации.

 

 

Глава 8

ЧЕМУ НАУЧИТ СНЕЖНАЯ ГОРКА

 

Идёт наша дочка из садика и жалуется:

Я сегодня даже на качелях не покачалась. Все качались, только мне не давали...

Так много желающих было?

Мно- ого! (Начинает похныкивать.) Целая очередь. Все стояли... стояли...

А ты бы тоже в очередь встала...

Кончилась очередь! Мне даже очереди не хватило!!!

 

Во дворе нашего детсадика залили горку. Причём по всем правилам: ровную, широкую, с длинным пологим скатом. На ней ни колдобин, ни трамплинчиков - как раз для малышей. Теперь родители платят ежевечернюю дань: детки не желают уходить домой, пока вволю не накатаются. У горки вечерами всегда людно. Малышня катается, взрослые стоят- ждут- уговаривают. То одна, то другая мама не выдерживает (мороз, холодно, да и некогда, как всегда) и, выдернув детку из общей кучи, уводит (или уволакивает - у кого как).



Интересное место - ледяная горка. Здесь отношения взрослый- ребёнок как на ладони. Здесь можно понять и то, насколько родители понимают ребёнка, и как умеют договариваться с ним, и насколько у ребёнка родители в авторитете.

Здесь каждый ребёнок сосредоточен в первую очередь на себе, на своих внутренних ощущениях, и потому спонтанно выдаёт те самые реакции, которые в другое время, может быть, и сдержал бы. Мамы, кстати, тоже выдают, и тоже спонтанно. В основном - замечания.

Все замечания, которые обрушиваются на детские головы (и успешно пролетают мимо ушей), можно поделить на две группы: социально- адаптационные и воспитательно- карательные. (Да простят нам психологи эти произвольные термины!)

Первые явно предназначены не для детей - для взрослых, которые стоят рядом.

— Ты зачем её за руку тянешь, так нельзя!

— Не сиди на ступеньках, Вика, видишь, сколько народу ждёт! (По правде говоря, мелкий народец ждать не намерен и лезет на горку со всех сторон, кому как удобнее. Вика им нисколько не мешает.)

— Катя, осторожнее! Съезжай медленно, смотри, внизу дети!

— Алёша, не лезь! Сначала надо девочку пропустить! Алёша!!!

- Лиза, малышам уступать надо, ну разве так можно!



Лиза не слышит, Алёша девочку пропускать не желает, Катя, ясное дело, скатываясь, не сможет притормозить. Апофеозом всего становится фраза: «Не визжи! Ты мешаешь. Разве можно так громко кричать?!»

Пожалуй, мамы и бабушки втайне понимают сами, что слова их - только слова, и говорят- то их, в сущности, не для детей, а друг для друга (так принято?). Словно соревнуются, кто воспитанней и культурней. Этакая компенсация за «недо- воспитанность» ребёнка; мол, я понимаю, что моя детка неправильно ведёт себя... Не подумайте чего, я хорошая мама, я исправляюсь, я культурная, ну честное слово!!!

Второй блок замечаний несколько иной. Они выдают искреннюю родительскую обеспокоенность: как бы не вышло чего. Как бы дитя не споткнулось, не грохнулось, не разбило себе нос.

 

— Оля! Оля- а- а! Не стой наверху, слазь, тебе говорю... свалишься...

— Павлик, не смей так кататься, упадёшь!

Вот две девочки сцепляются и едут «лежачим паровозиком». И тут же две мамы хором кричат:

- Ты куда лёжа едешь, куда!!!

- Сию минуту прекрати, сколько тебе говорить!

Родители на самом деле волнуются, как бы не вышло чего...

И почему- то не замечают, что выходит- то как раз из- за них.

Девчушка съезжает вприсядку и боком, перепуганная бабушка кричит: «Оленька, осторожнее! Я кому говорю... О- о- оля! Ты меня слышишь?! Оля... сейчас упадёшь!» Оля слышит, оглядывается и тут же теряет равновесие - бац! - падает. (Оглушительный рёв.)

Вот мальчишка пробует прокатиться стоя. Раз у него получилось, а потом резво вмешалась мама: «Илья! Сядь сейчас же! Не смей!!!» Илья спотыкается и валится в рыхлый снег. Благо, окрик сразил его в самом низу.

Некоторые родители, наоборот, подначивают своих, по их мнению, слишком осторожных детишек.

Я думаю, если бы озабоченные мамы и прочая родня перестали так заботиться о безопасности детей, то и неприятностей, и ушибов было бы наамного меньше.

 

Ребёнок знает, на что он способен

Если присмотреться, легко увидеть, что дети лезут на горку по- разному и по- разному скатываются с неё. Как умеют и как понадёжнее. На корточках, например, ребёнок поехать не рискнёт, пока не освоит катание «на пузичке» и «на попе». И в кучу не полезет за просто так. У детей прекрасно действует инстинкт самосохранения. Каждый ребёнок знает, на что он способен, знает свой предел, и переходят его лишь самые бесшабашные и самые пугливые дети. Но и им одёргивания и бесконечные замечания пользы не принесут. Наоборот.

Нужно не дёргать ребёнка, а дать ему освоиться на горке!

А если вы хотите предостеречь, то скажите, как надо с горки съезжать, а не как нельзя. Так понятнее малышу.

«Не опускай голову! Серёжа, голову не опускай!» - твердит, как заведённая, мама. А что, ведь действительно сапожком въедут.

 

Вопрос для родителей: а как лучше сказать, чтоб ребёнок услышал? Правильно: «Серёжа, подними выше голову!» А если он не послушался вас и опять носом около льда? Правильно, вы отводите в сторонку и говорите: «Посмотри на Алёшу, вот молодец! А ты так умеешь? Я знаю: умеешь! Ещё выше можешь? Вот это да- а- а! Молодец!»

 

Опасаетесь за ребёнка? Прокатитесь вместе, хотя бы пару раз. Вы покажете, как надо залазить, как надо съезжать. Тогда вы действительно притормозите торопящегося ребёнка, ободрите и поддержите (морально) слегка перепуганного малыша... Маленькие дети пока не умеют мысленно рассчитывать (прогнозировать) свои действия, и им часто нужен наглядный пример. А не указка: «Всё, раз не слушаешься, больше кататься не будешь!»

Это не значит, что вы запустили ребёнка на горку и стоите помалкиваете. Несмотря ни на что. Понаблюдайте - и вы получите полезную информацию для размышления. Вы узнаете много интересного о ребёнке и о себе.

 

Чем полезна горка

Обычно мы не думаем, как передвигаемся по земле. Нам не надо задумываться о том, как сгибается нога, как поставить стопы, как движутся руки, как координирует тело свои движения, чтобы не упасть.

На ледяной горке движение совсем иного рода. Это не шаг, не бег, а скольжение. В обычной жизни ни дети, ни взрослые так не ходят. Тут надо полностью контролировать своё тело, каждый взмах или жест, и это совсем иной букет чувств, свежих, изначальных. Мы будто заново ощущаем своё тело, чувствуем слитность и согласованность с ним. Энергичное скольжение - это и профилактика застойных явлений (например, в ногах), и выход энергии (через те же ноги), и контакт с Землёй. Ведь чтобы не свалиться кулём, надо ощутить, прочувствовать и себя, и то, что под тобой, - опору, буквально - почву под ногами. И этот тесный контакт очень важен. Это и разгрузка (уход в себя, в свои внутренние ощущения), и чувство единения - Земля вновь ощущается как опора, как поддержка, как то, без чего мы не можем обойтись.

Такие ощущения, почти забытые, из очень раннего детства, вновь возвращаются, когда мы стремительно скользим вниз - по ледяной горке. По Земле...

 

На что вам стоит обратить внимание, пока стоите рядом:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.