Сделай Сам Свою Работу на 5

Почему это хорошо работает?

Вы даёте ребёнку инструкцию. Вы хорошие родители: ничего не запрещаете, а лишь направляете своё ненаглядное чудо... Вы даёте прямое указание (подсказку): что ему надо делать, чтоб вы были им довольны. А дети, как существа практичные и романтичные одновременно, вправду любят, когда довольны их родители.

 

Повторяйте по- разному.

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго.

Информация переходит в долговременную память:

· когда информация яркая, эмоциональная;

· когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем - повторять: через три дня, через неделю - через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же - по- разному. Например, о том же опасном мухоморе вы:

· рассказали;

· показали (как гордо он стоит в лесу, как соблазнительно- красиво, но никто из лесных жителей его не ест, даже червяки);

· ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций);

· показали в книжке, на картинке;

· сочинили сказку;

· поиграли в «злую колдунью, которая варила мухоморы и...»;

· нарисовали и прокомментировали;

· задали вопрос по подходящему случаю (когда, например, в мультике показывают грибы с красными шляпками) и т. п.

· поговорили и обсудили - и пусть это будет диалог (особенно со старшеклассниками).

Так же - последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному - надо говорить и о более сложных вещах. Ребёнок растёт, но правила не меняются. Они лишь

 

 

дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

Рассказывайте сказки.

Лучший способ что- то донести до ребёнка - поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребёнок, может быть, несознательно соотносит с собой.



 

Глава 6

СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Как обучать ребёнка правилам безопасности по народным сказкам

 

«Да это же триллер какой- то», - шёпотом, чтоб не разбудить уснувшую в коляске племянницу, сказал сын. И потряс маленькой книжкой. Я посмотрела на обложку. Триллер назывался «Колобок».

 

А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых- самых маленьких такие плохокончающиеся?

И вот что ещё интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо.

В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить- поживать». А у младенцев- сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок раз валится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что- нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно нет.

 

Инструкция для родителей

 

Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чём- то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им- то и объясняется, что будет, если:

· если младенца положить на краю;

· если оставить без присмотра (или оставить ребёнка под присмотром ненадёжных людей);

· если по вашему недогляду «хвостиком заденет», чего задевать не полагается;

· если положить «остывать на окошке» без надзора;

· если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причём в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдёте в ней массу полезных советов- напоминаний по технике безопасности.

 

 

МИНИ- ПРАКТИКУМ

В какой сказке?

Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам- предостережениям. Заметите в сказках ещё много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребёнка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси- лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по- разному повторённое в голову хорошо западает?

 

Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребёнком разные ситуации, мы тоже узнаём что- то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят - на какой- то иной уровень. И рассказывают - о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

 

Не убегай за край!

А что касается самих детей...

У маленьких детей воображение ещё спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченньм» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребёнок сначала смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт: что- то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что- то откладывается в его памяти, и потихоньку- полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения - правила безопасности. Заранее, до того как придёт пора пугаться. Причём важная для малышей информация подаётся в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.

 

В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок.

И малыш впитывает её буквально с молоком матери.

 

Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную «Баю- баюшки- баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок...». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

«Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где всё чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как её избежать.

 

Поэтическая форма помогает ребёнку прочувствовать и усвоить такие понятия:

«край», «своё, надёжное» - «чужое, опасное».

 

Конечно, со временем «своя» территория начнёт расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, «своего» двора... К году малыш встанет на ножки и пойдёт. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».

Ну а что случится, если всё- таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да- да, «остались от козлика рожки да ножки».)

 

Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...

Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребёнка благодаря колобку.

В сказке всё сказано, всё объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому- либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите своё отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребёнка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребёнку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

 

Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

тируем следующее: делать он будет многое, и его творческие

 

 

ПРАКТИКУМ



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.