Сделай Сам Свою Работу на 5

Личностные программы развития в Монтессори-педагогике





Идея личностно ориентированного подхода в педагогике возникла давно, и основывается она на принципах свободного воспитания, сохранении индивидуальности ребенка, его самоценности. Подтверждение этому мы находим в трудах выдающихся педагогов- исследователей Я. А. Коменского, Ж.Ж.Руссо, И. Канта, И. Зайлера, Ф. Фребеля, Ф. Дистервега, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л. Н. Толстого, Д. И. Писарева, С. Т. Шацкого, К. Н. Вентцеля, П. Д. Юркевича, Н. Ф. Бунакова и др.

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и саморазвитии личности. Общепринятого определения понятия "самореализация" в литературе нет. Под ней понимается, в одних случаях, проявление, развертывание внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности, в других - основанная на рефлексии, осознанная деятельность, направленная на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвание. Указанные подходы в понимании самореализации личности не исключают друг друга и, вероятно, отражают разные уровни ее проявления. Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. В этом плане существенна сформулированная многими учеными мысль о том, что "путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире".



В основе самореализации лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности.

Использование механизмов самореализации в воспитании характерно для гуманистически ориентированной Монтессори-педагогики, рассматривающей человека как самоцель воспитания и декларирующей отношение к ребенку как субъекту собственного становления.

Личность реализуется во взаимодействии с миром, другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах.

Личностно-ориентированная педагогика рассматривает образование как многоуровневое процессуальное пространство, создающее условия для становления личности в аспекте саморазвития многообразия ее способностей и высокой степени их продуктивности.

Традиционная школа достаточно успешно формирует способности учащихся к различным видам деятельности. Однако современная социальная ситуация ориентирует образовательные учреждения на подготовку ребенка к ресоциализации, к своевременному обновлению знаний, освоению новых видов деятельности. Все это актуализирует проблему самообразования учащихся, проблему свободного выбора, умение личности оставаться верной своим ценностным нормам и принципам вопреки всевозможным изменениям в социуме. Вместе с тем, существующие образовательные программы в настоящее время не вполне готовы к практической реализации этих требований, хотя идея индивидуального подхода признается большинством исследователей.



Программа личностного развития ребенка выстраивается не только в процессе освоения им социального опыта в пределах педагогически организованной социальной среды, но и в стихийных, спонтанно возникающих ситуациях. Ребенок не только приспосабливается к окружающему миру, но и выстраивает с ним свои отношения, приспосабливаясь к нему.

Сензитивным периодом для выработки навыков разрешения проблемных ситуаций, трудностей исследователи считают возраст от 6 до 12 лет.

Только включение подготовленных проблемных ситуаций в личностные программы развития приводит к поиску стратегии поведения, преодолению страхов, неуверенности в себе. Причем ребенок должен быть готов не только качественно "сыграть" какую-либо социальную роль, но и уметь достойно воспринять возможную неудачу.

Программа личностного развития по своему содержанию помогает ребенку не только усвоить вполне упорядоченный социальный опыт, но благодаря включению "организованной неорганизованности" способствует выработке социального иммунитета.



В Монтессори-образовании личностные программы развития проектируются исходя из "плана внутреннего самопостроения", а также потребностей и интересов ребенка. Роль взрослого заключается в коррекции возможностей процесса накопления социального опыта и оптимальным вариантом развития ситуации, эмоциональной поддержке, поддержке личностного статуса ребенка.

Рассмотрим специфику педагогического проектирования и программирования в личностно-ориентированной Монтессори-педагогике.

В Монтессори-образовании личностные программы развития выстраиваются в основном самим ребенком, пребывающим в Монтессори-подготовленной среде. В школьном возрасте личностное развитие ребенка в учебной деятельности происходит на основе предлагаемого учителем "свободного выбора" вариантов и, потому, в большей степени является педагогически управляемым процессом.

Учебная программа представляет собой индивидуальный образовательный маршрут ученика, при прохождении которого он может выйти на определенный уровень образования, предполагаемый данной программой. Последовательность освоения компонентов учебой программы в Монтессори-образовании может определяться самим ребенком в пределах единицы учебного времени.

Цель личностных программ развития - формирование определенного социального опыта личности, оказание помощи в выработке собственной личностной позиции.

Личностные программы социальногоразвития детей в Монтессори-образовании представляют собой развернутый ряд последовательно усложняющихся во всех аспектах достижений ребенка в соответствии со структурными компонентами личности. В личностной программе выделяются следующие разделы: независимость, самодисциплина, уверенность в себе, приобретение социальных качеств, навыки обучения, включая упражнения в практической жизни, сенсорику, математические способности, письмо, чтение, расширение словарного запаса, социальное воспитание, космическое воспитание, физическое воспитание, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность и художественный труд, иностранный язык, компьютер и другие средства информативной деятельности, шахматы, ритмика и т. д.

Реализация возрастной программы начинается с 2,5-летнего возраста. В ней выделяются следующие возрастные группы:2,5-3года; 3-3,5года; 3,5-4года; 4-4,5года; 5-5,5лет; 6-6,5лет; 6,5-7лет; 7-8лет и т. д. Дети работают в разновозрастных группах начиная с 2,5лет до 5лет, затем с 5до 8лет, с 8 до 11 лет и так далее. Пребывание в этих группах дает детям с различными способностями возможность усваивать материал в индивидуальном темпе и объеме, причем сотрудничество, взаимопомощь и способность учиться друг у друга всячески стимулируется естественным способом внутри каждого разновозрастного объединения.

Охарактеризуем некоторые разделы личностных программ социального развития младших школьников в Монтессори-образовании более подробно.

Раздел "Самодисциплина" включает в себя следующие пункты: способность самостоятельно выбирать материал; концентрировать на нем внимание не менее чем на 10 минут; самостоятельная работа; заботливое и бережное отношение к материалу, уборка его в строго определенное место; умение работать в группе; умение адаптироваться в соответствии с изменившейся ситуацией; умение выслушать объяснение; умение работать с хрупкими предметами.

Раздел "Уверенность в себе" выделяет следующие параметры: проявляет ли ребенок желание попробовать новый вид деятельности; умеет ли проследить цель, мысль, выделить новое, может ли спонтанно, с воображением, танцевать, драматизировать сюжет и др.

В разделе "Приобретение социальных навыков" учитель помогает детям и наблюдает за тем, как ребенок вырабатывает умение произнести и выслушать вежливые слова-обращения, отвечать на приветствие; адекватно принимать помощь учителя и сверстников, обращаться за помощью при необходимости; по собственной инициативе способен ли оказывать помощь другим; какое участие принимает в дискуссии, каким образом сообщает новую информацию; умеет дожидаться своей очереди, не нарушает личностную автономию других; демонстрирует добрые чувства и уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

По вышеназванным разделам учитель ежемесячно (и еженедельно) фиксирует проявление этих свойств и умений следующими обозначениями: Н- "не способен", В - "всегда", П - "почти всегда", И - "иногда", Р- редко".

Монтессори-учитель в процессе организации самостоятельной свободной работы реализует личностные программы развития и по такому важному разделу, как "Навыки в обучении", ежемесячно фиксируя три оценки:v - "освоено", + - "осваивается", 0 - "известно".

Важным разделом личностного развития ребенка является приобретение навыков в обучении сенсорике. Главной целью этих упражнений является совершенствование органов чувств, развитие сенсорной чувствительности. Дидактические материалы из этой группы направлены на развитие какого-либо органа чувств, а также предполагают решение какой-либо специфической задачи: распределение по парам, градуирование и т. д.

В каждом упражнении предусматривается возможность контроля и самокоррекции. Косвенной целью упражнений с сенсорным материалом является подготовка ребенка к переходу на новый уровень мышления, развитию речи и математических представлений.

Сенсорные материалы подразделяются на 8 групп:

1. Развитие визуального восприятия (блоки с цилиндрами, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, наборы цветных табличек, геометрический комод).

2. Развитие осязания (шершавые дощечки А, Б, С, Д; шершавые таблички, ощупывание кусочков материи и др.).

3. Развитие слухового восприятия (шумящие коробочки, колокольчики).

4. Развитие термического чувства (тепловые бутылочки, тепловые таблички).

5. Развитие обоняния (баночки с запахами).

6. Развитие вкусовых ощущений (вкусовые бутылочки).

7. Развитие барических ощущений (весы, весовые таблички).

8. Развитие стереогностического чувства (геометрические тела, сортировка, таинственный мешочек).

Кроме этих материалов в разделе сенсорного развития выделена группа "продвинутых материалов для развития зрения" (пять наборов контруктивных треугольников, цветные цилиндры, биноминальный и триноминальный кубы, квадрат Пифагора, пластиковые геометрические фигуры, биологический комод).

Освоение устной и письменной речевой культуры происходит в специально организованной культурно-языковой среде, которая состоит из нескольких групп специального дидактического материала, а так же из обширного справочного материала. Учитель координирует работу учеников в таком порядке:

- упражнения для развития разговорной речи;

- упражнения для развития навыков письма (штриховка, звуковые игры, шершавые буквы, 1-ый и 2-ой наборы подвижного алфавита, введение заглавных букв, 3-ий набор подвижного алфавита, шершавые заглавные буквы);

- чтение механическое и с пониманием прочитанного (интуитивное чтение с картинками, таблица слогов, первое чтение с маленькими предметами, чтение с предметами из окружающей среды, классификация при чтении, тетрадь для чтения, задания, чтение слов с одной сложностью (по вышеописанному алгоритму), построение предложений, подписи под картинкой, умение составлять рассказ);

- грамматические упражнения (гласный -согласный, звуковые транскрипции, парные согласные, гласный под ударением, твердый -мягкий, гласная после шипящих, наборы карт с орфограммами для переписывания, переписывание словарных слов, большая буква, построй схему предложения, мягкий и твердый знак в словах, сортировка частей речи, "задай вопрос", "распредели слова по родам" и т. д.).

Выбор упражнений осуществляется самим ребенком, причем каждое задание имеет несколько вариантов. Количество выборов определяется также ребенком. Учитель выступает в роли консультанта, проверяет освоенное и отмечает в личностной программе ребенка его успехи и время освоения данного раздела учебной программы.

Развитие математических представлений у ребенка осуществляется при помощи следующих разделов Монтессори-дидактического материала: "Количество и символы от 0 до 10"; "Общее представление о десятичной системе"; "Упражнения на пересчет"; "Упражнения на закрепление арифметических действий с числами"; "Абстрагирование (счеты, операции с дробями и др.)".

Стандартная программа начальной школы предусматривает развитие у детей навыка решения 9-ти типов математических задач, которые также включены в содержание современного Монтессори-математического образования.

"Космическое воспитание" является важной частью образовательной программы Монтессори-педагогики. Его основной целью является ознакомление ребенка с основами ряда наук и формирование прикладных знаний о природе и обществе.

Целесообразно проводить ознакомление в виде отдельных взаимосвязанных проектов, таких, как: "Мир животных", "Мир растений", "Образование Земли", "Зарождение жизни на Земле". Курс космического воспитания состоит из нескольких циклов: "Земля - наш общий дом", "Земные стихии", "Тайны неба", "Планета Земля", "Царство леса", "Я - человек". По каждому из циклов составлены тесты интеллектуальных достижений ребенка и учитель фиксирует время освоения им каждой из областей дидактического материала.

Личностные программы развития включают, кроме того, музыкальное воспитание, физическую культуру, изобразительную деятельность (лепку, дизайн, архитектуру, театрализацию и т. д.).

Индивидуальные программы развития личности в Монтессори-образовании - это образовательные программы, включающие учебные разделы, направленные на личностное развитие, учитывающие личностные особенности ребенка, ориентированные на стартовые возможности каждого в условиях свободной работы в Монтессори-подготовленной среде. Личностные программы развития отражают динамику развития ребенка в подвижно изменяющемся социуме. Эти изменения фиксируются педагогом в процессе мониторинга личностного развития воспитанников.

Основой личностной программы развития в Монтессори-образовании является свободная работа с дидактическим материалом.

Личностные программы развития в Монтессори-образовании являются также и социально-коррекционными, позволяющими путем построения соответствующих педагогических ситуаций в воспитательном пространстве приводить к гармоническому единству структурные стороны личности.

Они представляют собой развернутый ряд последовательно усложняющихся достижений ребенка в соответствии со структурными компонентами личности (независимость, самостоятельность, самодисциплина, уверенность в себе и др.). Это образовательные программы, включающие основные учебные разделы, направленные на развитие личностных особенностей ребенка, учитывающие индивидуальный темп освоения, вариативность выбора содержания, ориентированные на индивидуальные стартовые возможности каждого в условиях свободной работы в Монтессори-подготовленной среде.

Личностные образовательные программы являются также и социально-коррекционными, позволяющими путем построения соответствующих педагогических ситуаций в воспитательном пространстве приводить к возможному гармоническому единству структурные стороны личности. Разумное и рациональное использование Монтессори-подготовленной среды, а также создание личностных программ развития ребенка поднимают на новый уровень социальные связи ребенка с самим собой, со сверстниками, взрослыми людьми, миром природы.

В свою очередь все содержание процесса формирования социального опыта представляет собой наборы или типы социальных ситуаций, их конструирование, способствующие максимальному проявлению индивидуальных особенностей ребенка.

Лекция 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.