|
Правила взаимоудобной жизни
Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Обычно они воспринимаются как методический прием, легко переносимый в любое дошкольное учреждение. Эти правила - для всех кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей. Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня ее позиция подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребенка. Его нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть, поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад. Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов . Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка, ребенок крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения. Стремление к упорядочению среды и отношений и лежит в основе вырабатываемых совместно учителем и детьми правил. Они отражают те реальные проблемы, которые возникают при выстраивании взаимоотношений в группе. Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом учитель просит всех замолчать, и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Так дети сами понимают неудобство такого общения и вместе со взрослым находят удобный вариант взаимодействия. Например: "Если я хочу что-то сказать, я поднимаю руку" - или: "Если мы хотим друг друга услышать, то говорим по одному". И так далее. Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться. Каждое правило, регламентирующее жизнь группы, - это маленький шедевр педагогического и литературного мастерства. Ведь оно должно быть выражено в понятной и позитивной форме. Каждое из правил подчеркивает один из аспектов общей жизни, но предписаний не может быть бесконечно много, так как дети просто не в состоянии будут их запомнить. И даже если какое-то положение никак не может органично войти в общую жизнь, - это не повод от него отказаться. Можно поискать другой ракурс, найти другую формулировку для того, чтобы решить возникшую проблему. Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребенка: "У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу), как надо". Дети, как известно, с большей охотой учатся друг у друга. Таким образом, предлагая некоторые рамки, разумные ограничения Мария Монтессори расходится не только со сторонниками свободной педагогики, но и со сторонниками строгой дисциплины. Вместе с тем дети в ее группах в процессе познания мира с видимым удовольствием работают с дидактическим материалом, всегда активны и любознательны. Детей в группах Монтессори ненамного меньше, чем в традиционных. Хотя то, что группы разновозрастные, позволяет на законном основании уменьшать их численность. Но не по этой причине группы формируются из детей разного возраста. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше: - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.
Работа как игра
Термин "работа" в отношении детей вызывает множество споров. Сама же Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что в работе взрослого и ребенка есть существенное и глубокое различие. Малыш во время занятий не преследует внешних целей - эти цели, как правило, ставят перед ним взрослые. Например, рисующий ребенок не ставит перед собой цели создать шедевр. Он тренирует свою руку, выражает свои эмоции. Завершая упражнение с каким-либо материалом, ребенок радуется не тому, что он сделал что-то неповторимое, а тому, что у него, например, лучше получилось то, что не получалось или плохо получалось вчера. Его работа как деятельность, направлена на построение собственной личности, то есть на внутренние цели, и в этом смысле она может быть названа игрой. С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь. У Марка Твена нищий двойник короля был разоблачен, когда признался, что колол орехи Королевской печатью. Он не подозревал, для чего нужна эта круглая тяжелая штука. Так же и дети, чтобы понять окружающий их мир, должны понять свойства окружающих их предметов. Взрослый, видя пробудившийся у ребенка интерес к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его задач. Другая, но не менее важная, задача - показать так, чтобы ребенок захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать, названное российским психологом Л.С. Выгодским зоной ближайшего развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику малыша. Здесь Монтессори расходится с некоторыми представителями советской психологии, предположившими, что ребенка можно сформировать так, как это необходимо. Необходимо кому? Есть ли у ребенка внутренние силы, которые позволят ему выдержать ту нагрузку, которую предлагают ему сторонники такого подхода? К чему в долгосрочной перспективе приведут попытки форсировать развитие? Тем не менее родители нетерпеливы. Они прочитали, что ребенок в Монтессори-группе учится читать к пяти годам. Это действительно случается, но ребенок никому ничего не должен. Мы можем подготовить условия для его развития, мы можем вовремя показать ему необходимый материал, руководствуясь своим знанием природы малыша и проявленным им интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв письма" или "взрыв чтения" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит, когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у сверстников из обычных групп. В группах Монтессори ребенок учится не столько получать знания, умения и навыки, сколько обретает себя через познавательную деятельность.
Развивающая среда
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно. В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Значимость "сенсорных эталонов", как назвали часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом, среда ограничивается группой и площадкой у детского сада. С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия, сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи, научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и удовлетворяет их жажду знаний.
Монтессори-среда дома
Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными "нельзя", необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности. Как-то одна мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и главное правило безопасной домашней среды - "Не провоцируйте ребенка, не ставьте свой диван у окна в его мир".
Вашему вниманию несколько упражнений для занятий по системе Марии Монтессори.
Упражнение 1. ПОДБОР ЦИФР Возраст – 3–5 лет. Цель упражнения: Упражнения в различении цифр. Материал: Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять кармашков. В кармашки вкладывется набор цифр от 1 до 10, сделанные из картона или пластика. Каждой цифры по 4–5 штук. Описание работы: Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке – двойки и т.д.
Комментарий: Работа с материалом служит закреплению знания ребенком начертания цифр. Это основной материал, по которому учитель может легко определить эти знания у малыша. Кроме того, ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, что тоже является немаловажным для развития математического знания.
Упражнение 2. ПИСЬМО НА МАНКЕ Возраст – 4–5 лет. Цель упражнения: Подготовка ребенка к письму. Утончение мелкой моторики. Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.
Комментарий: Упражнение обычно нравится детям. Они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком по земле. Рука еще и еще раз имеет возможность тренировки координации движений и уточнения мелкой моторики. Все лучше впитывает ребенок символьное обозначение звуков, образы букв.
Упражнение 3. КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ Возраст – 4 года. Цель упражнения: Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге. Материал: Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой – словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т.д. Описание работы: Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.
Комментарий: Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка – слово. Он уже не раз «читал» так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый – здесь держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого.
Упражнение 4. УЗНАЙ БУКВУ Возраст – 4–5 лет. Цель упражнения: Уточнение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Подготовка к письму. Материал: Картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз. Описание работы: Ребенок кладет перед собой несколько табличек и завязывает платком глаза. Ощупывая шершавые буквы на табличках, он пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или воспитатель.
Комментарий: Упражнение неоднократно описано в книгах М.Монтессори. Дети с удовольствием ощупывают буквы и называют их. Для лучшей тактильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Узнавание шершавых букв – немаловажное упражнение в ходе подготовки ребенка к письму: закрывая глаза, ребенок обостряет и утончает тактильное чувство. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак
Лекция 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|