Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении





И познании

Понятия абстрактного и конкретного в работах Гегеля, К. Маркса. Чувственно-конкретное и мысленно-конкретное. Полнота объективно-предметного содержания знания – критерий конкретности. Абстрактность чувственного образа и представления по сравнению с конкретностью понятия. Развитие мышления от чувственно-конкретного содержания живого созерцания к абстрактно-всеобщим определениям рассудка и к мысленной конкретности разума. Восхождение мысли от абстрактного к конкретному – закон в развитии теоретического мышления. Конкретность знания как императив практики.

Тема 6. Уровни и методы научного познания. Путь к истине в научном познании

Процесс познания: объект и предмет познания – материальные и идеальные средства познания – субъекты познания и научные коммуникации – познавательные образы как результаты познания – функции познавательного образа в деятельности и общении.

Эмпирический, теоретический и методологический уровни исследования; их особенности.

Эмпирический уровень – исследование наличного бытия предмета, внешних форм обнаружения внутренних, существенных связей; его особенности: материальная связь субъекта с объектом через эксперимент, наблюдение; перевод скрытых параметров, свойств предмета в поле чувственного восприятия субъекта. Применение естественных объектов в функции приборов, «неорганических рецепторов» в систематическом наблюдении.



Стадии эмпирического познания: накопление первичной информации путем наблюдения, эксперимента; описание опытных данных в научной терминологии, проблема теоретической нагруженности факта, измерение величин; логическая и математическая обработка фактов: их классификация, систематизация, формирование исходных понятий; раскрытие эмпирических зависимостей, связей между величинами, установление простейших закономерностей.

Теоретический уровень – исследование сущности, системы закономерных, опосредствованных устойчивых, необходимых связей; развитие теоретического аппарата науки.

Стадии теоретического познания: разработка базисных понятий, принципов, выдвижение идеи, гипотезы; разработка методом восхождения от абстрактного к конкретному системы понятий (теории), отображающей сущность предмета; объяснение на основе теории внешних форм обнаружения сущности предмета, предвидение и прогнозирование.



Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование; анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании. Особенности научных понятий как идеальных моделей предмета. М. Вебер об «идеальном типе» как о теоретической конструкции.

Уровни научного знания: факт, идея, гипотеза, теория, научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

Классическое понятие истины Аристотеля. Соотношение относительного и абсолютного в истинном знании. Догматизм и релятивизм, объективизм и субъективизм в трактовке истины. Практика и внепрактические критерии истины.

Проблема истинности в социально-гуманитарных науках (СГН). Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Релятивизм, психологизм, историзм, плюрализм в СГН и проблема истины.

 

 

 

Образовательные технологии

в преподавании дисциплины «история и методология науки» используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ семинары;

▪ самостоятельная работа, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к экзамену;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;

▪ НИР, включающая написание научных статей, тезисов, участие в конференциях;

▪ консультирование по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям и к экзамену, темы докладов к семинарам, а также тесты по отдельным темам программы.

Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последовательного, доказательного критического мышления и рефлексии, умений оперирования понятийным составом дисциплины, владения методикой и методологией познания.

Указанные оценочные средства, литература к каждому семинару, по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде методических указаний и рекомендаций к семинарским занятиям по дисциплине «история и методология науки».

 

Методические рекомендации по написанию реферата для очной формы обучения

Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата.

Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем.

Предложенная к темам реферата литература не является обязательной. Студент может использовать иные источники.

После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-4 главы), заключение, литературу (прил. 2).

Во введении отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы (2-3 страницы.); в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания). В заключение делаются выводы из изложенного (1-3 страницы). Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц рукописного или печатного текста форматом А4. Оформление представлено в прил. 1, 2.

Требования к реферату

1.Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной

части и заключения.

2.Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.

3.Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.

4.Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

5.Указание цитируемой литературы, например: Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991, №4, С. 54; Бердяев И.А. О назначении человека. М., 1993, С. 84.; цитаты обозначаются цифрами, сноски на литературу делаются в конце реферата (список литературы).

6.Приведение списка литературы в конце реферата.

7.Аккуратность во внешнем оформлении.

Студенты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Студенты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.

Темы рефератов

 

1. Особенности естествознания и социально-гуманитарные науки: общее и особенное.

2. Т. Кун о механизме порождения нового знания: научная парадигма и научные революции.

3. Э. В. Ильенков о мышлении.

4. Значение методологии в науке

5. Специфика методологии наук психологии, педагогики (по выбору).

6. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.

7. Значение логических категорий в научном познании.

8. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

8. Особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания

9. Ильенков Э.В. о абстрактном и конкретном в научно-теоретическом мышлении.

10. Абстрагирование, идеализация, формализация как методы научного познания

11. Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске

12. Моделирование как метод научного познания

13. Анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании

14. Принцип системности в научном познании

15. Соотношение исторического и логического в научном познании

16. Роль философских идей и принципов в научном познании.

17. Функции научной картины мира в научном познании

18. Кун Томас С.Структура научных революций: научные парадигмы и научные революции в развитии науки.

19. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

20. Значение логических категорий в научном познании.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.

2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).

3. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.

4. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности.

5. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке (на примере той или иной науки).

6. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.

7. Основные логические категории и их значение в научном мышлении и познании.

8. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.

9. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).

10. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).

11. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.

12. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.

13. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

14. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

15. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.

16. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Бессонов Б. Н. История и философия науки : учеб. пособие для магистров [Гриф УМО] / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2012. - 394 с.

История и философия науки : учебник для вузов [Гриф УМО] / ред.: А. С. Мамзин, Е. Ю. Сиверцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. 360 с.

История, философия и методология науки и техники : учебник для магистров [Гриф Минобразования] / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; ред. Н. Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2014. 383 с.

Светлов, В. А. История научного метода : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. А. Светлов. – М. : Академический Проект : Деловая книга, 2008. – 700 с.

Дополнительная литература

Учебная литература

Гончаров С.З. Логика метода развития понятия [Текст] / С.З. Гончаров // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004.№ 5 (29). С. 131-139.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З. Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Часть 2. Объективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Часть 3. Аксиология мышления [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров [Текст] / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 1997.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособие для аспирантов и соискателей учен. степ. / Ф.А. Кузин. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2004.

Светлов, В. А. История научного метода : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. А. Светлов. – М. : Академический Проект : Деловая книга, 2008. – 700 с.

Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учебник [для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук] [Гриф Минобразования РФ] / В. С. Степин. – М. : Гардарики, 2007.

Философия науки [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М.: академический проект, 2006.

Научная литература

Вебер М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990.

Губин В.Б. О методологии лженауки : [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В.Б. Губин // Философские науки. – 2002. № 1. – С. 150-156.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории [Текст] / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1974.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении [Текст] / Э.В. Ильенков. – М.: РОССПЭН, 1997. .

Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991.

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. [Текст] / Э.В. Ильенков. –Киев: Час-Крок, 2006.

История марксистской диалектики [Текст] / Отв. ред. М.М. Розенталь. – М.: Мысль, 1971.

Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст] / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. – С. 42-51.

Кун Томас С. Структура научных революций [Текст] / Т.С. Кун ; пер. И.З. Налетов, ред., авт. послесл. С.Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л.А. Маркова. – М.: Прогресс, 1975.

Лебедев С.А. Структура научного знания [Текст] / С.А. Лебедев // Философские науки. – 2005. № 10. – С. 83-99.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе [Текст] / А. Огурцов // Высшее образование в России. – 2008. № 5. – С. 150-163.

Степин, В.С. Наука и философия [Текст]: особенности научного познания / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2010. № 8. – С. 58-75.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке : научное издание / Е.Л. Фейнберг. – М. : Век 2 : Фрязино, 2004.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки : [Проблемы аксиологии в науке] / В.А. Яковлев // Вопросы философии. – 2001. № 12. –

С. 77-86.

Хрестоматии

Современная философия науки [Текст]: хрестоматия. – М.: Наука, 1994. – 254 с.

Современнаяфилософия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада [Текст]: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 1996. – 400 с.

Словари

Лебедев С.А.Философия науки : краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) : [учеб. монография : словарь] / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.

Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 569 с.

Электронные ресурсы обеспечениядисциплины

Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты

www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php

Библиотека философской литературы

nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm

Философская литература в Интернете. Книги о философии.

medien.ru/filosofskaya-literatura

http://auditorium.ru – Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон.

 

Рабочая программа дисциплины

«История и методология науки»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.