Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Методология, ее уровни и значение в научном познании





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

 

направления подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям)

магистерских программ «Профориентология и технологии профориентаций»

 

 

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 15 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.

Автор: доктор филос.наук., профессор С.З. Гончаров

 

Рецензенты: доктор филос.наук., профессор А.Г. Кислов

доктор филос.наук., профессор В.М. Князев

 

Руководитель магистерскойх программы

«Профориентология и технологии профориентации»:

доктор пед. наук, профессор Н.К. Чапаев

 

 

Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол от 14.01.2015. г. № 5.

Заведующий кафедрой философии, культурологии



и искусствоведения С.З. Гончаров

Рекомендована к печати методической комиссией ИнИс РГППУ. Протокол от 19.01.2015. г. № 5.

 

Председатель методической

комиссии ИнИс РГППУ Ф.П. Фалько

 

Директор ИнИс А.Б. Костерина

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2015

© Гончаров С.З., 2015

 

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Цель дисциплины «История и методология науки»:

усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины «История и методологии науки»; повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВППО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика», «Педагогика» «Психология».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения истории и методологии науки, необходимы магистрантам в качестве теоретической предпосылки для освоения дисциплин профессионального цикла «История и методология педагогической науки».



 

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате усвоения дисциплины магистрант должен:

знать:

• предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных и философских наук;

• научные методы исследования;

• методику планирования экспериментов;

• о свойствах сложных систем и основах системных исследований;

• современное состояние научного знания и перспективы его развития;

уметь:

• проводить научный эксперимент;

•анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессионально-педа гогическую деятельность;

• работать с различными источниками информации;

владеть:

• методологией и методами научных исследований в области профессионального образования;

• методами получения, хранения и переработки информации;

•способами развития интеллектуального и общекультурного уровня.

Дисциплина «история и методология науки» способствует формированию компетенций, предусмотренных по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.

 

а) общекультурные (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

• способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);

• способностью и готовностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);



• способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК – 5);

• способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 11);

• способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК – 15);

• способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК – 16).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них по очной форме обучения 24 аудиторных часа: 12 – лекции, 12 – семинары; 54 часа – самостоятельная работа.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3)  
1.2. Аудиторные занятия:  
1.2.1. Лекции  
1.2.2. Практические (семинарские) занятия  
1.2.3. Лабораторные работы -  
1.3. Самостоятельная работа  
1.3.1. Курсовой проект (работа) -  
1.3.2. Контрольные работы -  
1.3.3. Расчетно-графическая работа -  
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету  
1.4. Курс I  
1.5. Семестр  
1.6. Экзамен (семестр)  
1.7. Зачет (семестр) -  
1.8. Курсовой проект (работа) (семестр) -  
1.9. Контрольная работа (семестр) -  

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности 1,2 Еженед. Собеседование – 1; тест – 2.  
2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки 3,4   Еженед. Собеседование – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3. Основной логико-категориальный состав научного мышления 5,6   Еженед. Собеседование – 5; коллоквиум – 6.  
4. Методология, ее уровни и значение в научном познании 7,8 Еженед. Собеседование – 7 Участие в практ. занятии–8
5. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении и познании 9,10 Еженед. Собеседование –9, Тест – 10
6. Уровни и методы научного познания. Путь к истине в научном познании 11,12   Еженед. Собеседование – 11; Тест – 12.
Всего за курс   Экзамен

 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности.

 

Тема 2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки

Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.

Т. Кун о механизме порождения нового знания. Научная парадигма и научные революции.

Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления.

 

Тема 3. Основной логико-категориальный состав научного

Мышления

И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.

Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.

основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность.

Основные логические категории в развитии понятий в систему, теорию: всеобщее, особенное, единичное Особенности диалектического и метафизического методов мышления.

Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.

 

Тема 4. Методология, ее уровни и значение в научном познании

Методология как теоретический вывод из истории познания той или иной предметной области; уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. Монистические и плюралистические установки в современных методологических концепциях.

Рассудок и разум как два уровня понятийного мышления; восхождение понятийного мышления от догматизма к скептицизму и к диалектике.

Диалектический метод научного мышления и исследования. Принципы историчности, конкретности, развития, полноты, единства исторического и логического в формировании научной теории.

Значение методологии в научном познании и исследовании, в отборе и истолковании фактов.

Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.