Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Социализация молодежи





 

2.1 Социальное развитие или деградация.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [11].

Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [14].

Ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.



Одна из проблем современной молодежи – социализация. Кроме этого, основная проблема духовного становления молодежи, ее профессионального самоопределения, взаимодействия с обществом и, наконец, о том, что переживает молодое поколение на рубеже тысячелетий.

Жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение.

Социальное развитие молодежи, понимаемое как изменение количественных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства, может иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение), носить характер преемственности социального опыта, накопленного предшествующими поколениями (простое воспроизводство), и приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений.



Какие же изменения в социальном положении, в сознании и поведении молодых людей свидетельствуют об их социальном развитии, а какие о социальной деградации? В недавнем прошлом для подобной оценки служили идеологические критерии. Отказавшись от этих критериев и не выработав новых, общество по существу лишилось возможности адекватно оценивать происходящие перемены [21].

В нашей концепции критерием социального развития молодежи выступает степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Иначе говоря, оценка социальных изменений молодежи осуществляется в соответствии с тем, насколько они влияют на сохранение общества как в целостности, что не воспроизводит сегодня молодое поколение в общественной жизни и насколько это соответствует интересам сохранения и развития общества. Изменения затронули, прежде всего материальное производство. Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи — значительно меньше, чем в среднем среди занятого населения РФ. Причина не только в плохом материальном положении, а в отсутствии какой бы то ни было политики в этом направлении. Изменения роли и места молодежи в материальном производстве, в сферах распределения и обмена не могли не отразиться на структуре ее потребления. С одной стороны, здесь отмечается опережающий рост потребностей по сравнению с ростом уровня жизни молодежи, с другой — отсутствие четкой зависимости уровня жизни с количеством и качеством труда молодых людей [6].



Преодоление этих противоречий предполагает ориентацию молодежной политики на укрепление связи потребления с трудом. Учитывая социально продвинутый характер потребительских ориентаций молодежи по отношению к другим группам населения, это будет способствовать позитивному ее влиянию на сферу потребления в целом, а также служить важной предпосылкой для расширенного воспроизводства среднего класса, без которого немыслима стабилизация общества.

В процессе потребления результатов материального производства осуществляется воспроизводство самого человека во всем многообразии его духовных и физических сил. Основные тенденции изменения потребительских ориентаций и структуры потребления молодежи во многом предопределяют содержание и направленность ее духовного развития.

 

2.2 Социальная интеграция молодежи.

Интеграция молодых людей сопряжена с поиском не только экономической ниши, но и мест в других сферах жизни. Им предстоит идентифицировать себя с теми или иными группами, признав своими их нормы и ценности. Невозможность получить желаемое образование, приобрести хорошую профессию и интересующую работу, опасность остаться не удел в продвижении по службе, неспособность разрешать свои материальные проблемы посредством профессиональной деятельности ставит молодежь перед альтернативой другого типа риска: оказаться на обочине жизни, пойти по пути нарушения закона. Тот факт, что криминальная сфера часто оказывалась наиболее перспективной с точки зрения восходящей мобильности, предопределяет риск деформации нормативного сознания современного поколения. Анализ современного общества свидетельствует о том, что оно стало обществом риска. Его главными атрибутами являются неопределенность и потеря индивидами своей субъектности, выраженные в тотальной зависимости от неконтролируемой социальной реальности. Следствием этого становится их отчуждение от управления собственной биографией и непредсказуемость жизненного пути. Охватывая в той или иной степени все слои населения, непредсказуемость особенно болезненно сказывается на молодежи как становящемся субъекте социальных отношений [6]. Проявляющаяся во всех сферах общественной жизнедеятельности, она неизбежно становится характерной особенностью социальной интеграции молодых россиян. Все это обусловливает существование целого ряда рисков в интеграционном процессе.

Институты социализации демонстрируют неспособность противостоять риску воспроизводства безнормности в молодежной среде, распространению деструктивного поведения, криминализации отношений и интеграции в них все большего числа молодых. Ценностно-нормативная неопределенность и последовавшая за ней трансформация социально значимых оснований идентификации молодежи сыграли ключевую роль в усилении риска кризиса идентичности. Даже в условиях относительной стабильности молодые люди часто обитают в маргинальном пространстве. Период социальных перемен значительно интенсифицирует этот риск [18].

Находясь под влиянием скоротечных социокультурных изменений и непрекращающейся переоценки и девальвации сменяющих друг друга ценностей, молодые люди лишены возможности сконструировать устойчивую социальную идентичность. С одной стороны, налицо признаки идентификационного моратория, когда молодой человек ни с кем и ни с чем себя не идентифицирует. С другой стороны, складываются все необходимые условия для идентичности молодежи посредством интернализации криминальных норм.

Таким образом, риск нисходящей социально-профессиональной мобильности и социального исключения, риск аномии и кризиса идентичности проявляются как неизбежное следствие деградационных изменений в российском обществе. Становясь частью социализации молодого поколения, они являются предпосылкой его превращения в потенциал асоциальности и кардинально изменяют направленность интеграции. Отрицательная интеграция молодежи в российском обществе становится реальностью [18].

 

2.3 Общие тенденции, актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества.

Общие тенденции. За последние годы наблюдаются следующие тенденции в изменении качества молодого поколения:

- постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями в естественном движении населения: сокращением рождаемости, увеличением детской смертности, ростом числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.

- ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных (включая туберкулез, венерические и СПИД) заболеваний, ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.

- налицо кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде (50%) семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных явлений в воспитании, образовании, социализации детей в кризисных семьях, росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексуальных домогательств).

- происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи, проявляющееся в социальной и политической апатии, падении престижа честного труда, интенсивном росте потребительских настроений в ущерб духовности.

- увеличиваются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; возрастает число преступных группировок; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежной популяции.

- социальное сиротство приобретает контуры национальной трагедии (620 тыс. детей). По разным оценкам, число беспризорных детей и сирот в современной России колеблется от 2 до 4 млн человек (ситуация, схожая с 1924 г.). Углубляется разрыв между поколениями, падает авторитет родителей на фоне критического отношения к их образу жизни, ценностям и взглядам. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% — нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возник конфликт мотивов в этих сферах.

- потребительские ориентации не соответствуют трудовым ориентациям, что негативно сказывается на эффективности общественного производства. Молодые люди преимущественно включены в сферу отношений обмена и перераспределения товаров и услуг. Сокращение молодежной занятости в материальном производстве ведет к серьезному сокращению всего производства в стране.

- продолжают оставаться условия, ограничивающие возможности подрастающего поколения в получении среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).

- наряду с выраженными негативными тенденциями в качестве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги. Но выраженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Это качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.

Качество будущего экономически активного населения России уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Даже если удастся акцентировать {в центре и на местах) властные структуры на решении острых молодежных проблем, то и тогда потребуется достаточно много времени для стабилизации ситуации и развития позитивных тенденций [21].

Приостановление кризисных явлений, разрешение молодежных проблем, изменение качества жизни подрастающего поколения (как инновационного потенциала общества) в условиях реформирования и системного кризиса возможны только при условии формирования и реализации научно обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поколения — детей, подростков и молодежи.

 

2.4 Проблемы духовного развития современной молодежи.

Конец XX — начало XXI века характеризуется переходом от техногенной цивилизации к антропогенной. Переход полон разнообразных кризисных явлений во всех сферах деятельности людей: экономике, политике, идеологии, культуре, в социальной и духовной сферах. Ситуация осложняется еще и тем, что цивилизационный излом накладывается на формационный: собственные национальные проблемы усугубляются общечеловеческими глобальными проблема. В настоящий момент в массовом сознании молодого поколения вообще отсутствуют приемлемые нормы-идеалы личности. В этой связи одной из актуальнейших проблем становится поиск наглядного, содержательного и духовно адекватного нормативного человека антропогенной цивилизации, учитывающего социальную психологию и менталитета. Падение уровня жизни большинства семей привело к снижению статуса молодежи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением молодых людей к самореализации как одной из базовых потребностей и сужающимися возможностями ее удовлетворения. Оно является непреодолимым препятствием воспроизводству и повышению их статусного положения и отчетливо просматривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудовых отношений молодежи [15].

Две трети молодежи не включают духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях жизни. Одновременно треть молодых людей озабочена тем, как самим противостоять бездуховности со стороны окружающей действительности, других людей. На шкале ценностей резко снизилось значение человеческой жизни. Примерно 6-10 % молодежи допускают реальную возможность убить другого человека при условии, что им хорошо заплатят. Почти для 50% юношей и девушек является допустимым применение насилия против другой личности для «доказательства своей правоты или достижения своих целей», в редком случае — с целью самообороны (к сожалению, СМИ часто дают информацию о низких расценках на убийство, которое заказывают киллерам; в таком ракурсе становится более понятной позиция молодежи в отношении собственной безопасности как одной из важных жизненных ценностей и допустимость применения насилия к другим людям). Лишь 2-4 % юношей и девушек, по их мнению, никогда, ни при каких обстоятельствах не проявят агрессивных чувств по отношению к окружающим. Среди факторов и причин экстремистских настроений можно выделить чувство униженности, отчужденности, ущемленности (либо наоборот — превосходства). Следует констатировать: в системе современного воспитания молодого поколения преобладают типы конфликтных моделей поведения. Перестройка и последующий системный кризис внесли заметные изменения в ценность религии для подрастающего поколения. Отмечается тенденция увеличения числа верующих среди юношей и девушек. В то же время активно верующих (регулярно посещающих культовые учреждения, соблюдающих посты, следующих религиозным заветам) не более 10% (такие же данные были получены ИСЭП еще в 1983 г). Глубинных, коренных (психологических) изменений в сознании молодежи по отношению к богу, религии в целом не произошло. Одновременно юноши и девушки все чаще посещают разного рода прозападные и провосточные религиозные сообщества (секты), часть из которых не имеют юридического лица и устава. Число суеверной молодежи с каждым годом увеличивается. Характерной (для более 60% юношей и девушек) стала вера в астрологию, присутствие на Земле инопланетян, полтергейста и т. д. Рост интереса к религии в духовном мире подростков и молодежи сопровождается усилением предрасположенности к мистике, суевериям, астрологии. Эти феномены в реальной действительности тесно связаны между собой, отражая противоречивость молодежного сознания, ведут к уходу молодежи из реальности и снижению ее социальной активности [6].

Данное положение предполагает акцентирование внимания при работе с молодежью на ее экзистенциальных качествах и особенностях, а не только на социальных характеристиках [21]. Именно экзистенциальные свойства будут способствовать формированию качеств и черт человека будущей антропогенной цивилизации.

Необходимо также привнести то новое, что определяется возрастающей ответственностью человечества перед поколениями за будущее планеты Земля.

 

2.5 Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.

К третьему тысячелетию в мире сложились определенные системы гуманистических ценностей, перед выбором которых стоит молодежь XXI века. [16] Каждая из них базируется на определенной системе научных и вненаучных (религиозных и астрологических, оккультных) знаний.

• Религиозно-мистическая (восточная) основана на аскетизме, приоритете мира над человеком, отказе от собственного «Я» и осознании «Я» лишь в слиянии с Абсолютом. Ее становление и развитие происходит под воздействием преимущественно восточных мистических и религиозных вероучений (даосизм, конфуцианство, буддизм, зороастризм, кришнаизм и др.).

• Материалистически-атеистическая (социалистическая, коммунистическая) основана на всестороннем и гармоническом развитии личности как совокупности социалистических (коммунистических) общественных отношений. Наиболее полно эта система гуманистических ценностей была выражена в «Моральном кодексе строителя коммунизма».

• Система общечеловеческих гуманистических ценностей основана на субъектоцентризме, на паритете между человеком и миром и общепризнанных в истории человечества ценностях жизни и деятельности людей. Следует признать: система эта теоретически и практически еще не отработана. Тем не менее, она составляет основу субъективных ценностей цивилизации XXI века, где первичным фактором производства и бытия Человека являются Знание, Опыт, Труд, Вера и Нравственность.

Ценностные основания молодежи зависят и от характера той или иной субкультуры. Молодежь имеет возможность и право выбора на историческом «рынке ценностей», выбора той системы, которая соответствует ее потребностям, интересам и целям жизни [14].

Все богатство духовной жизни выводится из общечеловеческой нравственности, высшими категориями которой являются Благо, Любовь, Долг, Честь, Добро, Свобода, Совесть. Набор общечеловеческих нравственных ценностей, моральных норм, составляющих основу духовности, может быть продолжен. Но духовно богатым может быть лишь высоконравственный человек. Если индивид исповедует такие антиценности, как ложь, зло, несправедливость, эгоизм, равнодушие, насилие, ненависть, хамство, жестокость, алкоголизм, наркоманию — такой человек бездуховен. К сожалению, очень часто сам человек это не понимает и не осознает [8].

В целом, можно констатировать, что общий кризис духовных ценностей в стране, ранее формировавшихся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. За период с 1988 по 2000 г. ценность материальных благ обеспеченности поднялась с 24-го места на 2-е место. В пятерку самых важных жизненных ценностей у молодежи входят здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ставка делается на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Большая часть молодых людей занята только собой, достижением личного материального благополучия, личной защищенностью и свободой. Именно поэтому для части молодежи остается высокой ценность получения хорошего, качественного образования (лучше высшего). Однако треть молодежи считает: современное образование — скорее формальность, но его нужно получить. Каждый десятый молодой человек считает не важным для себя получение (любого) образования для возможного достижения материального успеха в жизни. Причем всего 4% молодежи согласились с утверждением: образование в России должно быть полностью платным. Стремление к богатству, жизненному успеху, карьере не сопровождается укреплением трудовой и жизненной морали, уважением к труду и достатку как результату высокопрофессиональной деятельности с полной отдачей сил. Этому способствует и то, что материальное положение молодых россиян остается без особых изменений. Около 75-80 % молодых людей отмечают, что расходуют деньги в основном на продукты питания. Наиболее сложное положение наблюдается в среде учащихся и студентов, живущих в общежитиях. Более 60% юношей и девушек имеют среднемесячный доход ниже прожиточного минимума. В первую очередь это работающие в сфере науки, образования, здравоохранения, в военно-промышленном комплексе, а также в сфере культуры и искусства. Нарастает конфликт между детьми богатых и бедных. Каждый четвертый молодой россиянин предлагает силой изъять у «новых русских» и олигархов несправедливо нажитые состояния, недвижимость.

Общим же является то, что почти 80% юношей и девушек ощущают в той или иной степени страх перед своим будущим, Молодое поколение наиболее опасается перспективы возникновения и функционирования криминального государства в России, массовой безработицы, гражданских волнений, экологических и техногенных катастроф, полного краха экономики.

Преодолеть деструктивные духовные состояния на личностном уровне можно лишь посредством формирования гражданской активной жизненной позиции как высшего уровня развития духовно-практического состояния личности. Последнее возможно только при последовательном, радикальном реформировании всех сфер жизни индивида и общества. Первейшим условием ограничения тенденции маргинализации духовного состояния личности является установление экономической, политической, духовной и социальной стабильности, ликвидация отчуждения личности.

Формирование духовности молодежи происходит не стихийно (но элемент стихийности нельзя исключать), а осуществляется на основе общих закономерностей, которые отражают ее зависимость от:

- комплексности воздействия на личность всех звеньев ее природного и социального окружения, от множественности внешних и внутренних оснований;

- содержания и конкретного проявления состояний сознания общества;

- характера субординации осознаваемых и неосознаваемых психических состояний, состояний сознания и самосознания личности;

- характера общения личности с другими людьми и многообразия форм ее активности;

- образа жизни личности, ее социального статуса и социальных ролей.

Кроме этого содержательное богатство духовности личности зависит от качества и количества социальных связей и отношений, их глубины и интенсивности, а устойчивость — от ее соответствия характеру предметно-практической деятельности личности [19].

Духовность формируется и проявляется в социально полезной деятельности, прежде всего в труде. Это особенно важно подчеркивать молодежи в современной России, поскольку пропаганда общественно полезного и значимого труда в стране отсутствует. Молодое поколение необходимо учить работать. В безделии или криминальной деятельности, в прожигании жизни или попрошайничестве духовность не появится.

Необходимым условием стабилизации общества является формирование культуры мира, утверждение идеалов терпимости. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков критического осмысления и выработке суждений, независимого мышления, основанных на моральных ценностях. Терпимость неотделима от контекста жизненных отношений и связей молодежи. Социологические исследования последних лет показывают, что по мере продвижения курса реформ «запас терпения» россиян постепенно уменьшается. Это касается и молодежи, обладающей большими возможностями адаптации к резким, деструктивным переменам. Если на протяжении 90-х годов социологи отмечали неуклонное снижение «запаса терпения», то к концу века несколько улучшилось социальное настроение молодых людей.

Большие надежды возлагают на стабилизацию обстановки в стране, возрождение духовности и национальной гордости.

Молодежь реформируемой страны («поколение реформ») также сохраняет определенные надежды на лучшее будущее. Так, 41,0% молодых респондентов до 29 лет считают, что в течение ближайшего года жизнь в стране наладится, а 36,7% - что никакого улучшения не произойдет. Как видно, оптимисты преобладают. Более половины (50,3%) уверены, что в ближайшие месяцы экономическая ситуация в стране улучшится (19,3% предсказывают ухудшении ситуации). Еще более уверены молодые респонденты в улучшении политической обстановки в стране, на это указали 55,5% (14,8% считают, что она ухудшится).

Общий вывод: молодые россияне смотрят в недалекое будущее не без тревоги, но достаточно оптимистично. Таким образом, общество имеет в целом весьма психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидание. Реализм современной молодежной политики требует особого учета данного фактора [6].


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.