Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность понятия духовности и нравственности





Содержание

Введение. 3

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания. 7

1.1 Сущность понятия духовности и нравственности. 7

1.2 Нравственное воспитание в жизни общества. 9

1.3 Виды и формы нравственного воспитания. 10

1.4 Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания 13

1.5 Этикет и стратегия нравственного воспитания. 16

Глава 2. Социализация молодежи. 21

2.1 Социальное развитие или деградация. 21

2.2 Социальная интеграция молодежи. 23

2.3 Общие тенденции, актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества. 25

2.4 Проблемы духовного развития современной молодежи. 28

2.5 Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности. 30

Глава 3 Роль Ислама в воспитании современной молодежи. 35

Заключение. 47

Список литературы.. 52


 

Введение

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость.. После прошедшего десятилетия социально-экономических реформ мы сегодня пожинаем плоды духовно-нравственного вакуума, дающего о себе знать ростом без духовности молодежи, резким всплеском социального негативизма, пессимизма, агрессивности
Характерными чертами его стали, в частности:



снижение привлекательности и значения базовых социальных ценностей для молодых людей; преимущественно развлекательная направленность жизненных интересов; вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символиками; приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи; развитие настроений социального протеста; повышенный уровень агрессии; рост молодежной преступности, алкоголизма и наркомании и т.д. Обострились проблемы деморализации, духовного обнищания молодежи. [7].

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Иначе как объяснить то безобразие, которое происходит в информационном поле? Телевидение, Интернет-сайты, радио, газетно-журнальную продукцию. Из информационных источников молодежи буквально навязывается анти - социальное поведение. Всевозможные рекламы призывают к «соблазну», «наслаждению», «искушению». Разнообразные реалити-шоу пропагандируют откровенную пошлость. Практически все юмористические передачи строят свой «юмор» на аморальных темах. Радио-эфир заполнен уличным жаргоном и ненормативной лексикой.



Куда деваться молодому человеку с неокрепшей психикой, с неустоявшимися взглядами на добро и зло от этого натиска бескультурья и безнравственности?!

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня стоит осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

И это надо делать, в первую очередь в семье. Но сегодня и семья испытывает глубокий кризис. Наблюдается крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей [25]. Поэтому необходимо серьезнейшим образом продумать: как вернуть институту семьи свойственные ему социализирующие функции? Здесь важным представляется помощь семье со стороны и государственных органов, и общественных структур, и религиозных организаций, и педагогических работников.

О необходимости задуматься, о своем будущем. А главное о будущем наших детей. Дети – наше будущее, о котором необходимо задуматься уже сегодня! Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное и духовное развитие. [4].



Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными во всех мировых религиях. Если говорить об Исламе, то здесь разработана целая система морально-этических норм и предписаний. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность. Богобоязненный человек, понимающих свою религию правильно, не совершит непристойных проступков. нравственность, и воспитание являются связующим звеном в любой религии. Большую роль в формировании подрастающего поколения у народов ислама отводится воспитанию. Посланник Аллаха Мухаммед сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание» [2]. «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей», - считается в исламской педагогике Поэтому религиозной морали стоит обучать детей с малых лет.

Резюмируя сказанное, хотел бы обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождаться с малых лет до становления взрослой личности.

Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Цель исследования – Определить духовно-нравственное состояние современного студенческого общества высшего профессионального образования.

Задачи исследования:

1) Выяснить Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

2) Раскрыть основные проблемы современной молодежи

3) Провести анкетирование студентов исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы для определения уровня духовно-нравственного воспитания студенческого общества высшего профессионального образования

4) Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования – студенты исторического факультета БГПУ им.М.Акмуллы

Предмет исследования – нравственность

 


 

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания.

 

Сущность понятия духовности и нравственности

Слово «духовность» употребляются в наших выражений очень широко. Исполнение высококачественных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь [13].

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». [9]

Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека формированию:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [17].

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Является важным средством формирования доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром [19].

Задачей является воспитать индивида таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения [12].

Человек, решающий нравственную проблему принятия решения, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.