Сделай Сам Свою Работу на 5

Музыка, высекающая огонь из людских сердец: Бетховен





Весной 1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощённый работой над оперой «Дон Жуан», дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1771 —1827) сегодня действительно знает весь мир.

Путь Бетховена в музыке — это путь от классицизма к новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме И.В. Гёте «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).



Людвиг ван Бетховен. Художник Ж.К. Стайлер. Музей Бетховена, Бонн

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония(1802—1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масштабами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Французской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его подлинным кумиром. Но когда «генерал революции» провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово — «Героическая».

Симфония состоит из четырёх частей. В первой звучит быстрая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвёртая часть насыщена драматическими и лирическими вариациями. Публика приняла «Героическую» симфонию Бетховена более чем сдержанно: произведение показалось слишком длинным и трудным для восприятия.



Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукушки, притопывание танцующих под весёлую деревенскую песенку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей.

«Гроза, буря... Прислушайтесь к порывам ветра, несущего дождь, к глухим раскатам басов, к пронзительному свисту малых флейт... Ураган приближается… Тогда вступают тромбоны, гром литавр усиливается вдвое, это уже не дождь, не ветер, а ужасное наводнение» (Г.Л. Берлиоз). Картины ненастья сменялись светлой и радостной мелодией пастушеского рожка и свирели.

Вершиной симфонического творчества Бетховена является Девятая симфония (1822—1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера (1759—1805):

Власть Твоя связует свято

Всё, что в мире врозь живет:

Каждый в каждом видит брата



Там, где веет твой полёт...

Обнимитесь, миллионы!

В поцелуе слейся, свет!

Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и звучание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к братству всех людей на земле. Поэт Н.А. Заболоцкий так выразил свое впечатление от музыки Девятой симфонии в стихотворении «Бетховен»:

...И, яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров...

И сквозь покой пространства мирового

До самых звёзд прошёл девятый вал...

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Лучшие из них — «Крейцерова» (соната № 9, 1803), «Лунная» (соната № 14, 1801), «Аврора» (соната № 21), «Аппассионата» (соната № 23, 1805).

«Лунная» соната (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Лирическая, мечтательная музыка, передающая настроение глубокой печали, а затем наслаждения красотой мира, сменяется в финале бурным драматическим порывом чувств, мятежным и страстным духом борьбы.

Не менее замечательна «Аппассионата» (итал. appassionato — страстно), посвящённая одному из близких друзей композитора. По своим масштабам она максимально приближена к симфонии, но включает не четыре, а три части, составляющие единое целое. Музыку этой сонаты пронизывает дух страстной, беззаветной борьбы, могущество стихийных сил природы, воля человека, укрощающего и усмиряющего природную стихию. Соната «Аврора», имеющая подзаголовок «Соната солнечного восхода», дышит радостью и солнечной энергией. Её первая часть передает впечатление оживлённого и шумного дня, которому приходит на смену тихая ночь. Вторая рисует картину разгорающейся зари нового утра.

В последние годы жизни Бетховен сочинял сравнительно мало и медленно. Абсолютная потеря слуха не позволяла ему выйти из состояния глубокой депрессии. И все-таки то, что написано в это время, было также отмечено чудесным взлетом его оригинального таланта.

 

Вопросы и задания

1. В чём заключалась реформа оперного стиля, осуществленная Глюком? Послушайте фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика». Какие черты нового стиля использованы здесь автором?

2. Каково значение творчества Гайдна в истории мировой музыкальной культуры? Что представляет собой созданный им классический тип симфоний? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайдна — это «музыка радости и досуга»? Каково ваше мнение?

3. Какой вклад внёс Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного искусства?

4. Как вы думаете, почему творчество Бетховена принято рассматривать в рамках классицизма и нового художественного стиля — романтизма?

 

Творческая мастерская

o Поделитесь своими впечатлениями от прослушанной оперной музыки Глюка, используя памятку из справочного раздела учебника.

o Подготовьте радио- или телепередачу на тему «Музыка Гайдна — «музыка радости и досуга». Отберите для прослушивания фрагменты из произведений композитора.

o Послушайте симфонии и духовные сочинения Моцарта. Какое впечатление произвели на вас они? Послушайте симфонические и сонатные сочинения композитора. Какие чувства и мысли пробуждает у вас эта музыка?

o Напишите небольшое сочинение-эссе о творчестве Бетховена на тему «Музыка, высекающая огонь из людских сердец».

o Подготовьте программу концерта или музыкального вечера на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте? Почему?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.