Сделай Сам Свою Работу на 5

Глюк — реформатор оперного стиля





МХК. 11 КЛАСС. КОМПОЗИТОРЫ ВЕНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве случаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в. — Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыкальной культуры.

Национальная австрийская музыкальная культура того времени оказалась замечательной средой для создания такого пласта в музыкальном искусстве, который отвечал новым идеям и настроениям. Венские композиторы-классики сумели не только подытожить всё лучшее, чего достигла европейская музыка, но и сделать собственные творческие открытия.

Глюк — реформатор оперного стиля

В середине XVIII в. оперное искусство переживало далеко не лучшие времена: оперы почти не ставились, а те, которые шли на сценах театров, представляли собой попурри из разнообразных арий, дуэтов и танцев. Глюку, любимцу публики, автору множества опер, написанных в традиционном декоративном стиле, исполнилось уже пятьдесят лет. Казалось, было поздно открывать в музыке новые горизонты. Но композитор сделал решительный шаг, благодаря которому вошёл в историю музыкальной культуры как выдающийся реформатор оперного стиля.



Кристоф Виллибальд Глюк

Музыкальное творчество Кристофа Виллибальда Глюка (1714—1787) — одна из славных страниц в истории французской оперы. Его музыкальные трагедии «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779) отличают благородная простота, драматизм и героика.

Глюк родился в небольшом австрийском городке Эрасбахе, недалеко от границы с Чехией. Музыкальное образование он получил в Праге, позднее брал уроки у известных мастеров итальянской оперы. Но особый успех его оперные произведения имели во Франции.

Критически переосмыслив и подытожив то лучшее, что было достигнуто «серьёзной оперой», Глюк создал жанр музыкальной трагедии. Если в придворной опере Франции «предпочитали... остроумие чувству, галантность страстям, а изящество и колорит стихосложения патетичности», то Глюк усилил её трагедийное звучание. Он вновь вернулся к девизу композиторов Флорентийской камераты — drama per musica («драма через музыку»), провозгласил принцип главенства драмы над музыкой.



И действительно, герои его опер, терзаемые роковыми страстями, решали для себя, казалось, неразрешимые вопросы, когда на карту были поставлены судьба отечества, честь и жизнь человека. Ради любви, дружбы и блага других людей они готовы были на любую жертву. В ариях, возникающих в моменты эмоционального напряжения, звучали интонации глубокой скорби, крики боли и гнева, страстные призывы к справедливому отмщению и мужественной борьбе.

В.Д. Поленов. Эскиз декораций к опере "Орфей и Эвридика". 1897 г.

В реформаторской опере Глюка «Орфей и Эвридика», поставленной в 1762 г. в Вене, на первый план выдвинуты столкновение роковых сил и воли певца Орфея, его готовность бороться за встречу с любимой Эвридикой. Обратившись к известному мифологическому сюжету, который до него уже пользовали несколько десятков композиторов, Глюк усилил его трагедийное звучание. Сцены оплакивания умершей Эвридики в подземном царстве, мучительные жалобы и искушения Орфея заставляли публику глубоко и искренне переживать происходящее сцене. Но в самые напряжённые моменты действия трагическая развязка не наступала... Неожиданно появлялся Амур, который возвращал Орфею возлюбленную Эвридику. В финале звучала торжественная музыка, исполнялись танцы.

Глюк написал речитатив таким образом, чтобы на первом месте был смысл слов в исполняемых партиях. Поющие герои должны были продемонстрировать публике не только своё техническое мастерство, но и артистические качества. Хор превратился в составную часть общего действия.



Главные задачи своего творчества Глюк определял такими словами: «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».

Строго следуя этим принципам, он убирает все музыкальные излишества и украшения, «даёт поэзии больше новой выразительной силы», сокращает до минимума количество действующих лиц. Увертюра к опере теперь в большей степени выражает главную идею действия. Арии певцов становятся короче, речитатив отличается напевностью, его сопровождают не только клавесин, как это было ранее, но и другие звучные инструменты, например, тромбон. Оркестр становится эмоциональным резонатором драматического действия.

Современники упрекали Глюка в «отсутствии утонченности и благородства», «потере вкуса», ему ставили в вину «вопли горести и отчаяния», «конвульсивные рыдания» и «крики физической боли», но начало оперной реформе уже было положено.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.