Методики исследования интеллекта
1.Операционализация понятия интеллекта
2.Представление о структуре интеллекта
3. Изучение конкретных методик интеллекта
Наиболее распространённым считаются 4 мнения:
1.Интеллект – обобщенная способность к обучению
2.Интеллект – способность к абстрактному мышлению
3.Интеллект – то, что обеспечивает эффективность адаптации человека к сложной среде
4.Интеллект – то, что измеряется тестами интеллекта
Бурлачук: Интеллект – относительно самостоятельная динамическая структура познавательных качеств личности, возникает на основе задатков, формируется и проявляется в деятельности, обусловленной культуно-историческими условиями, преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью и её преобразованием.
Выделяют врождённый интеллект – связан с задатками, и приобретённый интеллект – полученные в течении жизни знания.
Структура интеллекта:
· Интеллект в широком смысле – интеллект включает в себя все познавательные процессы
· Интеллект в узком смысле – только познавательные процессы
Модели интеллекта:
1. Иерархическая модель (Вернон и Берт)
2. Мультифакторная модель (Терстоун)
3. Трёхмерная модель (Гилфорд)
4. Модель Веккера
5. Кубическая модель Айзенка
6. Факторная модель Кеттелла
7. Триадная модель Стернберг
30.11.
Берт (иерархический интеллект)
1) Ощущение
2) Восприятие
3) Уровень ассоциаций (память)
4) Уровень концептуальных отношений (мышление)
5) Общий фактор (фоктор g)
Вернон выделяет
· Специфические групповые
· Общегрупповые
· Общий показатель
Выделяет Вернон также и общеобразовательный и вербальный интеллект
Мультифакторные:
Терстоун
1. Понимание речи
2. Скорость речи (понимание речи)
3. Числовой фактор
4. Пространственный фактор (необходимая часть технического мышления)
5. Ассоциативная память
6. Скорость восприятия
7. Индуктивное мышление
Гилфорд
Модель Веккера, включает в интеллект психическую регуляцию (воля, эмоциональное реагирование):
Модель Айзенк – ментальная скорость
Модель Кеттелла (текучий (потенциал) и кристаллизованный (знания) интеллект)
Модель Стернберга
· Континуальная (постоянная, присособление) часть интеллект
· Компонентная (необходимость осознанного решения задач)
· Экспериментальная (отдельные задания для познавательных процессов в относительно новых ситуациях)
Тесты интеллекта (наиболее распространённая группа методик, относятся к объективным методикам)
Первый тест интеллекта – был тест Бине-Симона в 1905 году. 30 тестовых заданий для выявления умственноотсталых детей. Тест апробировали методом контрастных групп.
1907 год – Бине-Симон (дифференциация нормальных и умственноотсталых детей). Увеличено количество заданий, задания сгруппированы по возрасту. Введено понятие умственный возраст.
1911 год – Бине-Симон введена шкала для взрослых.
1916 год – Бине-Термен, Стенфорд-Бине, впервые введён коеффициент IQ.
1937 год - Термен – Меррилл – параллельные формы. Возраст от 2 – до 24 лет.
Тест Векслера (1939 год)
Есть для детей и для взрослых. Первый универсальный тест от 7 до 69 лет (1939 год).
1. Вербальный субтест
· общей осведомлённости (29 вопросов)
· Субтест общей сообразительности (14 вопросов)
· Арифметический субтест
· Установление подобия
· Повторение числовых рядов
· Словарный субтест
2. Невербальные субтесты
· Шифровка
· Нахождение недостающих деталей
· Кубики Коса (10 заданий, усложняющихся)
· Последовательность рисунков
· Складывание фигур
· Лабиринты (только в детской версии теста Векслера)
В 1955 году от 16-64 (шкала для взрослых)
1981 год – снова шкала взрослых в её нынешнем виде 11 субтестов.
1949 году создан детский вариант теста Векслера
1963 год - (от 4 до 6,5) 11 субтесмтов облегчённые, а 3 оригинальные (дом животного, лабиринты; завершение схемы, предложения на запоминания)
Тест Амтхауэра (шкала для взрослых адаптирована Панасюком, для детей – Гильбухом).
1953 год вперваые опубликован 1973 год последний раз. Предназначен для исследования уровня интеллекта от 13 до 61 года. 9 субтестов:
· Логический вывод (6 минут на 20 заданий)
· Определение общих оценок
· Аналогия (11 заданий за 7 минут)
· Классификация
· Арифметический субтест
· Числовые ряды (назвать следующую цифру) 20 заданий за 10 сек
· Фигуры (пространственные субтесты)
· Кубики (пространственные субтесты)
7.12.
Тест АСТУР (тест для абитуриентов и старшеклассников)
Тест Раввена и Пена Роуза. 60 заданий (5 серий по 12 заданий).
Раввен и Корт – тест для интеллектуально одарённых людей (невербальная и вербальная часть).
Тест Кеттелла (младший брат Раввена) 1949,1956,1966. Модификации для детей 4-8 лет, 8 лет и взрослый, для студентов ВУЗов и талантливых взрослых.
Тест эмоционального интеллекта Холла.
Тест социального интеллекта «скорее Гилфорд автор» . Субтесты:
· «История с завершением»
· Группы экспрессии
· Вербальная экспрессия
· «Истории с дополнением»
Тест специальных способностей:
· Диагностика моторных способностей (ювелиры, спорт)
o Скорость
o Темп
o Точность движений
o Зрительно-моторная координация
o Ловкость движений рук и пальцев рук
o Точность усилия
Тест ловкости пальцев Коннора, тест ловкости Стронберга, тест ручной ловкости Пурдье, миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда (2 половинки дощечки по 48 отверстий).
· Тесты визуальных и слуховых способностей (тесты на восприятие)
o Острота зрения
o Способность к различениям
o Восприятие глубины (текстуры)
o Различение цветов
Таблица Снеллена (в кабинетах окулиста), метод Орто-Рейтера. Критерии:
o Острота слуха
o Выделение сигналов из шумов
o Различение громкости, высоты и тембра звука
o Определение музыкальных способностей
· Технические способности. Критерии:
o Общая техническая одарённость
o Пространственное представление
o Техническое понимание – Тест Беннета
· Тест конторских способностей
o Уровень общей осведомлённости
o Ориентировка в терминологии
o Грамотность и чувство языка
Минесотсткий конторный тест 2 субтеста (цифровой вербальный материал).
· Художественные способности
o Навыки мастерства
o Эстетическое понимание
Тест художественных способностей Хорна. 12 рисунков.Тест соображений об искусстве Майера. Исследование музыкальной одарённости по Сишору (6 субтестов), тесты Винга, профиль музыкальных способностей Гордона.
· Специальные способности психологов
o Тенденция к зависимости от родителей
o Тенденции чувства вины и даже несчастья
o Высокая чувствительность
o Агрессивность
o Сопротивление авторитетов
o Чувствительность к человеку
o Способность к общению!!!!!Бачманова и Стафурина:
§ Умение полно и правильно воспринимать человека – наблюдательность и ориентация в ситуации;
§ Умение понимать внутренние особенности и качества человека,
§ Способность к сочувствию
§ Умение анализировать своё поведение
§ Умение управлять процессом общения и своими проявлениями
Психологи-исследователи (умение распознавать), психологи-практики (уметь воздействовать)
Проективные методики
4 признака:
· Неоднородная группа методика клинической ориентации (к внутреннему пространству человека) – индивидуальный стиль переживания и аффективного эмоционального реагирования в значимых для человека ситуациях
· Неопределённый стимульный материал
· Проективные методики направлены на раскрытые внутреннего мира личности (не направлены на раскрытие поведения, ограниченность прогнозирования)
· Проективные методик связаны с разработкой проблемы проекции
4 вида разных проекций:
1) Приписывание отрицательного другим людям
2) Атрибутивная – приписывание всего «своего» и хорошего и плохого другим людям, другие люди выступают нашими характеристиками
3) Аутистическая проекция – понижение порога узнавания (информацию из всего потока выбираем, которая отражает нашу установку)
4) Рационалистическая (все же воруют, все же списывают)
Граница проекции бывает осознанной и неосознанной
Валидной и надёжной может быть интерпретация результатов, процедура проведения, отдельные показатели проективных методик. Валидность и надёжность проективных методик не высока (0,5-0,6).
Дополнительная информация необходима с помощью общения или проведения других методик.
В классификации Франка выделено 7 основных проективных методик (критерии – особенности материала и особенности работы клиента с проективым материалом):
· Конститутивные методики или методики конституции (методики структурирования, клиент придаст определённому стимульному материалу некую структуру)
· Конструктивные методики (конструктор). Пример – тест мира. Чемоданчик с мелкими детальками, из которых испытуемому предлагается нарисовать вой мир. Или предлагают человеку на чистом листочке нарисовать свой мир.
· Интерпретативные методики (интерпретация). Клиент должен что-то трактовать. Пример – ТАТ.
· Катартические методики (катарсис – очищение через проживание). Психодрамма. Разыгрывание проблемы клиента (за спиной кто-то усиленно представляет чувства показывающего).
· Экспрессивные методики (выплёскивание). Экспрессивными считаются рисуночные методики. Дом.Дерево.Человек., Семья.
· Имрессивные методики. Ранжировать определённые стимулы (тест Люшера, тест Сонди).
· Аддитивные методики (методики дополненения). Незавершённые предложения, истории.
Начинают рассматриваться как проективные методики интеллекта. Но не результат, а сам процесс выполнения теста.
Совместный тест Роршаха, тест Люшера для оценки межличностных отношений (разложение карт на другого человека).
Конкретные проективные методики.
1)тест словесных ассоциаций Юнга (раньше использовали Гальтон, Крепелин) – первая проективная методика. Юнг работал с этим тестом 1904-1905 года. Гальтон – 1879 год.
С тестом словесных ассоциаций работали Вунд, Лурия, Раппопорт. Фрейд работал тест свободных ассоциаций. Отслеживались у Юнга сами ассоциации, а также латентный период реакции на них.
Более известным вариантом данного теста является тест незавершённых предложений.
2 версии теста незавершённых предложений (автор Сакс и Леви). 60 предложений, которые объединены понятием отношения к себе, к прошлому, к будущему, к настоящему, к мужчинами. Вторая версия – методика Нюттена. Временная перспектива человека определяется (глаголами).
Что происходит, что было до того, чем закончится, что чувствуют участники ситуации.
1)Мальчик со скрипкой. Мальчик склонился над скрипкой с грустным видом, он думает и размышляет. Его только что за что-то наругали и он расстроен. Смотрит на скрипку как на некоторое отвлечение от проблем. Он сейчас немного погрустит и пойдёт играть на скрипке. Ему немного горько, но он справится
2)Женщина удерживает мужа. Женщина что-то объясняет мужчине, у него недовольный вид. Он не хочет её понять и отворачивается от неё. До этого они поругались немного, но в целом всё в порядке. Просто ему надоели её претензии, но она хочет, чтобы у них наладились отношения. Они оба недовольны и расстроены. Наверное, они помирятся, но будут ругаться ещё.
3)Сексуальная провокация. Какой-то мужчина стоит у кровати спящей женщины. Наверное, они любовники, но он почему-то куда-то уйдёт, пока она спит. Она будет расстроена, но он вернётся.
4)Кладбище. Озлобленный мужчина стоит на кладбище, у него в глазах грусть, из-за этого он зол на всех. Он наверное потерял кого-то, кто-то умер и он злится, что ничего не может сделать, ищет виноватых и злится на них. Его руки скованны. Но он придёт домой и на время забудется, отвлечётся, пока не ляжет спать.
5)У раскрытого окна. Человек из темноты смотрит на свет. Ему надоела грусть и темнота, он хочет света. Он включит свет в своей комнате, изменит свою картину вокруг и будет счастлив.
21.12.
Автор ТАТ – Мюррей.
ТАТ впервые была опубликована под авторством Морган и Мюррей как методика исследования личности в 1935 году.
Эта методика исследует:
· Потребности и мотивы
· Отношение к миру
· Черты характера
· Типичные формы поведения
· Внутренние и внешние конфликты
· Особенности протекания психических процессов
· Особенности механизмов психической защиты
· Определить уровень интеллектуального развития
· Определить психические нарушения
Каждая картинка содержит провокацию. Глядя на картинку и имея внутреннюю потребность, человек формирует историю, которую Мюррей назвал «тема».
Набор методики ТАТ содержит 31 картинку (30 ч\б и одна пустая).
В инструкции 5 основных позиций (что было, что будет и т.п.)
Несколько модификаций ТАТ:
· Детский вариант (от 3; от 5 лет)
· ТАТ для подростков (адаптированные варианты)
· ТАТ для пожилых людей (не возможно найти)
· ТАТ для отдельных культур
· ТАТ для профессиональных целей
· ТАТ для выявления семейных установок
Тест Роршаха. 10 картин.
Белый модифицировал тест Роршаха. Написал книгу.
Леонтьев выпустил психодиагностический инструментарий для Роршаха.
В методике Роршаха исследуется 5 основных параметров:
· Локализация
· Детерминанта (форма, цвет, движения)
· Уровень формы (совпадает/не совпадает с клише)
· Содержание (что испытуемый увидел – животное, часть тела и т.п.)
· Оригинальность/популярность
Методика «Дом. Дерево. Человек» Автор – Бук. 1947 год. Исследуется эмоции, потребности, психосексуальное развитие.
Тест «Дерево», автор Кох.
Тест Руки автор – Вагнер в 1962 году.
Тест фрустрации Розенцвейга.
Взрослая модификация в 1945, детский 1948 год.
Разработаны некоторые модификации для решения конкретных задач:
· Рисуночный тест «Деловые ситуации»
· Вариант для межкультурных особенностей
Тест Люшера. Люшер выделяет 4 основных цвета, которые должны в норме стоять на первых местах. Если нет – фрустрирование некой потребности.
Тест юмористических фраз. Шмелёв и Бабина 1982 год. Сегодня же!!
Диагностика черт личности.
Детерминанты:
· Организма (черты темперамента)
· Социально-нормативные (черты характера)
· От самой личности (ценностно-мотивационные черты)
В чистом виде почти невозможно обнаружить ни темперамент, ни характер, ни ценностно-мотивационные черты.
Континуальная модель – темперамент, характер и ценностно-мотивационные черты собраны в единый образ (возможно куб). Методика – вектор, которые проходит через кубик.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|