Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка нормальности, устойчивости и однородности распределения





Понятие о психодиагностике и психологическом диагнозе

1.Понятие о психодиагностике

2.Психологический диагноз

3.Связь психодиагностики с другими науками

4.Ситуации психодиагностики

 

Понятие о психодиагностике

Диагностика – распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и дальнейшего отнесения их к определённой категории с целью прогнозирования его дальнейшего поведения и принятия решения про возможности воздействия на это поведения в желательном направлении.

 

Психодиагностика (1921 год – впервые сформулировал Роршарх – процедура работы с его тестом пятен).

 

3 понимания психодиагностики на Западе:

· Психодиагностика = психологическое тестирование.

· Психодиагностика – применение проективных методик и получение информации о личности

· Психодиагностика – оценка психологического или психического состояния больного с помощью психологических тестов

 

Отечественные авторы - Столин:

Психодиагностика – наука и практика постановки психологического диагноза.

 

Шмелёв (посмотреть сайт):



Психодиагностика – интегративная научно-технологическая дисциплина, опирается на научные теории дифференциальной психологии и психометрики, разрабатывает и использует репертуар конкретных психологических методик для решения конкретных практических задач.

 

Бурлачук:

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, инструменты для оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Общее определение:

Психодиагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний, уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой.

 

Субъект – психолог или гуманитарий смежных профессий

Объект – исследуемый феномен клиента или группы клиентов

Результат – заключение с психологическим диагнозом

Методы – набор методик

 

Принципы психодиагностики:

· Принцип конкретности –диагноз осторожно

· Принцип выявления индивидуальности



· Принцип отсутствия оценок

От степени вмешательства субъекта

· Тестовые методикисоздаются под конкретную задачу, присутствует алгоритм, тесты не могут показать процесс, дают количественные результаты, проводятся быстрее.

· Экспертные методикинаблюдение, беседы, проективные методики, исследуют сам процесс.

 

По критерию предмета

· Общая психодиагностика

· Частная психодиагностика (школьная, спорта, психосоматика)

По критерию задач

· Теоретическая психодиагностика – задачи исследования

· Практическая психодиагностиказадачи обследования

Программа обследования – технология

Столин, Бодалёв:

Психологический диагноз – распознавание отклонения от нормального функционирования, развития и состояния конкретного объекта.

 

3 уровня психологического диагноза по Выготсткому:

1.Симптоматический уровень – констатация определённых особенностей или симптомов.

2.Этиологический уровень (причинный уровень) – наличие симптомов и причины их возникновения

3.Типологический уровень – выявить симптомы, определить причины, понять какое место и какое значение эти симптомы занимают в общей картине человеческой личности.

 

Связь психодиагностики с другими науками.

 

4 источника психодиагностики:

· Экспериментальная психология

· Тестология

· Прикладная психология

· Дифференциальная психология

 

Функциональные связи психодиагностики:

Со всякой психодиагностикой в паре идёт какая-либо теоретическая

сопутствующая наука.

Психометрика

· Общая психометрика (ощущение, пороги чувствительности)



· Дифференциальная психометрика (методики)

Основные требования к методикам от ДП :

1)надёжность – методики, призванные измерять сложные устойчивые явления

2)валидность – измеряют то, что заявили

3)репрезентативность – представительность методики – наличие тестовых норм, популяция.

4)достоверность – «искренность»

 

Приоритетные области:

1. Система образования

2. Медицинская психодиагностика

3. Психосоматическая медицина

4. Области подбора персонала

5. Социальные службы

6. Прогностическая работа

7. Просветительская работа

8. Экспертная работа

 

Ситуации психодиагностики

1. Ситуация клиента – обращение клиента за помощью (экспертные методики)

2. Ситуация экспертизы – психодиагностика для человека как экзамен или проверка (тестовые методики)

 

4 вида экспертиз:

1. Судебная экспертиза

2. Военная экспертиза

3. Медицинская экспертиза

4. Педагогическая экспертиза

 

Психодиагностика даёт информацию!

 

 

21.09. Этический кодекс. Требования к литературе, требования к методикам, к пользователям методик.

4 типа источников методик:

· Научно-популярная литература

· Научные сообщения

· Справочная литература

· Инструктивные документы (головная организация – несёт ответственность за методики)

Головные организации – ВУЗы, лаборатории, научно-исследовательские институты.

 

Требования к методикам:

1.Цель

2.Область применения

3.Предмет

4.Описание методики с инструкцией и описанием применения (алгоритм или согласованность экспертов)

5.Протокол у экспертов.

 

Требования к специалистам:

1. Специалисты-смежники

2. Специалисты с базовым психологическим образованием

 

10 этических стандартов

 

28.09.12

Нормативы – этика, нормы – методики.

 

1. Обоснования тестовых норм

 

Психометрика – измерения в психологии.

· Общая психометрика (ощущение, пороги чувствительности) – линейное измерение, даёт нам количество

· Дифференциальная психометрика (методики) – нелинейное измерение.

 

!!!Искусственное нормальное распределение!!!

Психические свойства не поддаются законам больших чисел

 

Теоретически правильное (нормальное) распределение тестовых баллов у испытуемых из выборки стандартизации получается искусственным путём: за счёт балансирования заданий или вопросов. В качестве критериев для балансировки заданий – сложность, для вопросов – сила.

 

Единичное нормальное распределение. Площадь колокола =1. Единичное распределение абсолютно симметрично. Имеет определённый показатель эксцесса (3 или 0). Оно измеряется 2 характеристиками: среднее арифметическое , стандартное отклонение (сигма).

Сигма туда-сюда =68%; 2сигмы туда-сюда = 95%; три сигмы туда-сюда = почти 100%.

 

Отнимаем среднее значение и делим на сигму при отнесении

 

2.Тестовые нормы.

 

Тестовая норма – точка на шкале тестовых баллов, которая разграничивает категориальные области или контрастные группы испытуемых.

 

Тестовые баллы всегда на оси х. Тестовых нормы минимум 2, минимум 2 точки. Тогда будет 3 категориальные области.

 

Виды диагностических норм.

Нормы бывают

· статистические или абсолютные. Источник – выборка стандартизации. Абсолют – сырой балл (количество прочитанных слов, словарный запас)

· критериальные (критерий успешности какой-либо деятельности)

· возрастные (описательные)

 

Этапы построения тестовых норм:

Упорядочивание тестовых баллов

· тестирование испытуемых из выборки стандартизации

· упорядочивание тестовых баллов в виде таблиц или графических изображений (гистограммы, полигон частот и сглаженная кривая)

Создание таблицы:

· определить размах (max-min)

· определяем шаг равнозначности, разбиение на интервалы

Построение графических изображений:

· гистограмма, полигон частот, сглаженная кривая (куммулята, накопленная частота)

На куммуляте строятся процентильные шкалы.

 

проверка нормальности, устойчивости и однородности распределения

· проверка на соответствие кривой нормального распределения, 3 способа:

o математический способ

Допущения при подсчёте среднего арифметического:

1)условно все баллы, полученные нашими испытуемыми, равны

2) они равны среднему показателю по интервалу

 

Стандартное квадратическое отклонение обозначают сигмой, s и z.

 

o использование критерия Колмагорова

o с помощью табличной нормализации и линейной стандартизации

 

Табличная нормализация – соотнесение сырых баллов с сигмой. Мы используем линейное преобразование и переводим баллы в сигмы. Если в целых значениях эти значения сигмы совпадают, то это хорошо.

 

· Проверка устойчивости и однородности распределения

o Делим испытуемых на 2 группы

o Строим распределение для половины испытуемых

o Если мы получили похожее распределение у этих двух половинок, то наше распределение однородно

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.