Общие сведения о эксплуатации автомобильных дорог.
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для непрерывного, удобного и безопасного движения транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб. Параметры и состояние элементов дороги и дорожных сооружений определяют ее технический уровень и эксплуатационное состояние.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 552 тыс. км, из них 50 тыс. км приходится на дороги федерального значения и 502 тыс. км на дороги регионального значения. Ежегодно на их содержание и ремонт выделяются значительные средства как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионов. Однако существующие объемы финансирования все еще не соответствуют технологически обоснованным потребностям развития данной отрасли.Недофинансирование дорожно-эксплуатационных работ приводит к сокращению срока службы дорог, увеличению потребности в затратах на их содержание и ремонт. Одновременно возрастает нагрузка на дорожную сеть.
Еще одна из наиболее остро стоящих проблем -- высокая стоимость строительства дорог в стране. Средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США -- в 3 раза, с Китаем и того больше -- в 7,3 раза.
2.Теоретические модели управления функционированием дорог.
Автомобильный транспорт в целом состоит из следующих основных элементов: подвижной состав или парк автомобилей, т.е. автомобили всех видов; путевое хозяйство или автомобильные дороги со всеми устройствами и сооружениями; материально-техническая база дорожного хозяйства.
С позиций системного анализа все эти элементы могут быть объединены в единую автомобильно-дорожную систему. Подвижной состав и автомобильные дороги представляют собой главные элементы автомобильно-дорожной системы, конечным продуктом взаимодействия которых являются автомобильные перевозки, т. е. доставка грузов и пассажиров, а основным производственным процессом — движение автомобилей по дорогам.
В условиях роста интенсивности движения успешно обеспечить перевозочный процесс возможно лишь при непрерывном совершенствовании дорожного движения. В связи с этим необходимо знать закономерности формирования транспортных потоков в различных дорожных условиях. Следовательно, необходимо непрерывное управление развитием сети дорог, их техническим уровнем и состоянием в целях обеспечения требуемого уровня эффективности работы дорог как составной части автомобильно-дорожной системы. Эффективное функционирование автомобильного транспорта возможно, когда количественное развитие, качественный уровень и техническое состояние автомобильных дорог соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны транспортного потока.
Перемещение грузов и пассажиров по автомобильным дорогам — сложный производственный процесс с участием людей, автомобилей, дорожных сооружений и обустройств, на которые существенно влияют погодно-климатические условия. Эта совокупность может быть объединена в комплекс водитель—автомобиль—дорога—среда (ВАДС). В его структурной схеме можно выделить 12 прямых и обратных связей (1 —12): водитель—автомобиль (ВА), автомобиль —водитель (АВ), автомобиль—дорога (АД), дорога — автомобиль (ДА) и другие.
Комплекс ВАДС представляет собой иерархическую систему, в которой кроме парных связей между элементами и подсистемами существуют множественные связи, например ДАВ, СДА и т.д.
Дорожные условия (СД) — совокупность геометрических параметров и транспортно-эксплуатационных качеств дороги, имеющих непосредственное отношение к движению. Дорожные условия подразделяют на постянные и переменные (временные и кратковременные) параметры и факторы.
К постоянным отнесены параметры и характеристики дорог, не меняющиеся в процессе эксплуатации или изменяющиеся очень редко (при реконструкции или капитальном ремонте): параметры продольного профиля, радиусы кривых в плане, длина прямых и кривых и др.
К переменным (временным или сезонным) отнесены параметры и характеристики дорог, изменяющиеся в результате сезонных колебаний метеорологических условий и качества содержания дороги: ровность и сцепные качества покрытия, фактическая ширина проезжей части и обочин, наличие и состояние съездов и пересечений, инженерного оборудования, видимость в плане и др.
К переменным кратковременным отнесены факторы, влияющие на режим и безопасность движения в течение краткого времени — от нескольких часов до одного месяца: осадки, туман, гололед, ветер, метеорологическая видимость и др.
С позиций восприятия дороги водителем термин «дорожные условия» полнее отражает объект его восприятия, тем более что каждый автомобиль проезжает по многим дорогам с различными характеристиками:
Транспортный поток (ТП) — совокупность отдельных движущихся по дороге автомобилей, управляемых водителями.
Тип шероховатых покрытий
| Параметры шероховатости, мм
| Средняя высота выступов
| Средняя глубина впадин
| Гладкие
| 0,1...0,5
| 0,02...0,25
| Мелкошероховатые
| 0,5...3,0
| 0,25...2,5
| Среднешероховатые
| 3,0...6,0
| 1,0...5,0
| Крупношероховатые
| 6,0...9,0
| 2,0...7,0
| Состояние окружающей среды (С) — совокупность метеорологических или погодных условий в данный момент. Правильнее рассматривать здесь всю окружающую природную среду, включая рельеф местности, ландшафт, растительность и животный мир, что существенно усложняет анализ.
Условия движения (УД) — реальная обстановка на дороге, в которой движется автомобиль в данный момент: дорожные условия, транспортный поток и состояние окружающей среды.
Можно представить укрупненную схему структуры взаимодействия комплекса ВАДС, в которой главная роль принадлежит системе дорожные условия — транспортные потоки — систему ДУ — ТП (рис. 2.1, в), каждый элемент которой отдельно и все вместе находятся под влиянием окружающей среды С.
Режим движения характеризуется скоростью одиночных автомобилей и всего потока, интервалами между автомобилями в потоке (плотностью потока), числом обгонов, перестроений и их траекториями, режимом разгонов и торможений.
Основой теории управления состоянием и функционированием дорог служит качественное и количественное описание сущности и закономерностей взаимодействия элементов и систем комплекса ВАДС.
Подсистема водитель — автомобиль (ВА) характеризует эргономическую связь человека с автомобилем, что позволяет установить оптимальные условия для водителя и пассажира
Подсистема автомобиль — дорога (АД) и ее обратная связь являются важнейшим звеном всего комплекса с позиции изучения влияния на состояние дороги в процессе эксплуатации и эффективности этого взаимодействия, что позволяет оценить напряженно-деформируемое состояние дорожной одежды, образование деформаций и разрушений и составляет основу теории эксплуатации дорог. Установление зависимостей от режима движения автомобилей, конструкции и прочности одежд, типа покрытий, климатических и гидрогеологических условий позволит обосновать надежные методы назначения видов ремонтных работ и их периодичность. Анализ подсистемы АД является основой для совершенствования такой важной проблемы, как работоспособность и межремонтные сроки службы.
Подсистемы дорога — водитель (ДВ) и среда — водитель (СВ) базируются на психофизиологических особенностях водителей и исследовании влияния дороги и окружающей среды на их состояние в процессе движения автомобилей. Анализ этих подсистем открывает перспективу совершенствования одной из важнейших проблем эксплуатации дорог — безопасности движения.
Подсистемы ВС, АС и ДС отображают воздействия человека, автомобиля и дороги на окружающую среду. Анализ этих подсистем имеет огромное значение для изучения таких важных проблем, как транспортный шум, загрязнение воздуха, охрана природы и др.
Подсистемы СД и СА являются тепломассообменными моделями системы. Исследования подсистемы СД позволяют решать различные практические задачи для региональных условий, возникающие при содержании, ремонте и реконструкции дорог: устанавливать возвышение бровки полотна, рассчитывать глубину промерзания и оттаивания, определять толщину гидро- и термоизоляционных, дренажных слоев и др. Исследование водно-теплового режима дорог для специфических региональных условий остается пока актуальной проблемой эксплуатации. Изучение этого режима позволит решать актуальные для практики вопросы трещиноустойчивости, сдвигоустойчивости, пучиноустойчи- вости одежд.
Анализ подсистемы СД является основой для совершенствования такой важной проблемы, как снегозащита дорог.
Главная особенность — децентрализация взаимодействия систем ВАДС, так как комплекс охватывает многочисленные самостоятельно действующие элементы и факторы, решения и управляющие воздействия, принятые изолированно друг от друга.
Вторая особенность комплекса ВАДС — во многом случайный (стохастический) характер функционирования, поскольку все его системы подвержены воздействию неблагоприятных факторов климата. По стохастическим законам формируется и транспортный поток.
Комплекс ВАДС и систему ДУ—ТП можно рассматривать как децентрализованную систему обслуживания со случайными стохастическими входами. К этим входам относят спрос на пользование дорогами со стороны транспортного потока, т.е. его интенсивность и состав движения, а также воздействия окружающей среды. Модель двухуровневого управления функционированием системы ДУ—ТП включает в себя стратегическое, или программное, и оперативное, или текущее, управление.
1 уровень управления (стратегическое, или программное) системой ДУ—ТП состоит в назначении и выборе параметров и характеристик дороги на стадии проектирования и полноте реализации этих решений в процессе строительства или реконструкции. Сюда же входит обоснование мощности и ресурсов дорожно-эксплуатационной службы для обеспечения требуемого уровня содержания дороги исходя из принятых проектных решений в конкретных условиях эксплуатации дороги.
JI уровень управления (оперативное, или текущее) состоит в назначении и реализации мероприятий по содержанию и ремонту дороги, организации и обеспечению безопасности движения в период эксплуатации. Большое влияние на эффективность второго уровня управления оказывают основные параметры и характеристики дороги, принятые на первом уровне.
Как следует из модели и алгоритма управления функционирования системой ДУ—ТП, основным этапом формирования качества этого функционирования является проектирование дороги.Однако во многих случаях при проектировании дорог условия их будущей эксплуатации учитывают плохо, параметры и характеристики дорог рассчитывают только на обеспечение движения в теплое время года, а условия движения в неблагоприятные осенне-весенние и зимние периоды не учитывают. Проектные организации освобождены от ответственности за транспортно-эксплуатационные характеристики дорог в процессе эксплуатации. Не достаточная изученность всего многообразия реальных условий работы дорог, их неполный учет или пренебрежение ими при проектировании и строительстве наносят значительный ущерб транспортно-эксплуатационным показателям дорог в процессе эксплуатации.
Необходимо изучать особенности работы дорог в различных условиях с тем, чтобы совершенствовать методы проектирования, строительства и эксплуатации дорог.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|