Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие сведения о эксплуатации автомобильных дорог.





Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженер­ных сооружений, предназначенных для непрерывного, удобного и безопасного движения транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, другие искусственные со­оружения, обустройство дорог и защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб. Па­раметры и состояние элементов дороги и дорожных сооружений определяют ее технический уровень и эксплуатационное состояние.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 552 тыс. км, из них 50 тыс. км приходится на дороги федерального значения и 502 тыс. км на дороги регионального значения. Ежегодно на их содержание и ремонт выделяются значительные средства как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионов. Однако существующие объемы финансирования все еще не соответствуют технологически обоснованным потребностям развития данной отрасли.Недофинансирование дорожно-эксплуатационных работ приводит к сокращению срока службы дорог, увеличению потребности в затратах на их содержание и ремонт. Одновременно возрастает нагрузка на дорожную сеть.



Еще одна из наиболее остро стоящих проблем -- высокая стоимость строительства дорог в стране. Средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США -- в 3 раза, с Китаем и того больше -- в 7,3 раза.

2.Теоретические модели управления функционированием дорог.

Автомобильный транспорт в целом состоит из следующих основ­ных элементов: подвижной состав или парк автомобилей, т.е. ав­томобили всех видов; путевое хозяйство или автомобильные до­роги со всеми устройствами и сооружениями; материально-тех­ническая база дорожного хозяйства.

С позиций системного анализа все эти элементы могут быть объединены в единую автомобильно-дорожную систему. Подвижной состав и автомобильные дороги представляют собой главные элементы автомобильно-дорожной системы, конечным продуктом взаимодействия которых являют­ся автомобильные перевозки, т. е. доставка грузов и пассажиров, а основным производственным процессом — движение автомоби­лей по дорогам.



В условиях роста интенсивности движения успешно обеспе­чить перевозочный процесс возможно лишь при непрерывном со­вершенствовании дорожного движения. В связи с этим необходи­мо знать закономерности формирования транспортных потоков в различных дорожных условиях. Следовательно, необходимо непрерывное управление развити­ем сети дорог, их техническим уровнем и состоянием в целях обес­печения требуемого уровня эффективности работы дорог как со­ставной части автомобильно-дорожной системы. Эффективное функционирование автомобильного транспорта возможно, когда количественное развитие, качественный уровень и техническое состояние автомобильных дорог соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны транспортного потока.

Перемещение грузов и пассажиров по автомобильным дорогам — сложный производственный процесс с участием людей, автомо­билей, дорожных сооружений и обустройств, на которые суще­ственно влияют погодно-климатические условия. Эта совокупность может быть объединена в комплекс водитель—автомобиль—до­рога—среда (ВАДС). В его структурной схеме можно выделить 12 прямых и обратных связей (1 —12): водитель—автомобиль (ВА), автомобиль —водитель (АВ), автомобиль—дорога (АД), дорога — автомобиль (ДА) и другие.

Комплекс ВАДС представляет собой иерархическую систему, в ко­торой кроме парных связей между элементами и подсистемами суще­ствуют множественные связи, например ДАВ, СДА и т.д.

Дорожные условия (СД) — совокупность геометрических пара­метров и транспортно-эксплуатационных качеств дороги, имею­щих непосредственное отношение к движению. Дорожные усло­вия подразделяют на постянные и переменные (временные и кратковременные) параметры и факторы.



К постоянным отнесены параметры и характеристики дорог, не меняющиеся в процессе эксплуатации или изменяющиеся очень редко (при реконструкции или капитальном ремонте): параметры продольного профиля, радиусы кривых в плане, длина прямых и кривых и др.

К переменным (временным или сезонным) отнесены парамет­ры и характеристики дорог, изменяющиеся в результате сезонных колебаний метеорологических условий и качества содержания до­роги: ровность и сцепные качества покрытия, фактическая шири­на проезжей части и обочин, наличие и состояние съездов и пере­сечений, инженерного оборудования, видимость в плане и др.

К переменным кратковременным отнесены факторы, влияющие на режим и безопасность движения в течение краткого времени — от нескольких часов до одного месяца: осадки, туман, гололед, ветер, метеорологическая видимость и др.

С позиций восприятия дороги водителем термин «дорожные условия» полнее отражает объект его восприятия, тем более что каждый автомобиль проезжает по многим дорогам с различными характеристиками:

Транспортный поток (ТП) — совокупность отдельных движу­щихся по дороге автомобилей, управляемых водителями.

Тип шероховатых покрытий Параметры шероховатости, мм
Средняя высота выступов Средняя глубина впадин
Гладкие 0,1...0,5 0,02...0,25
Мелкошероховатые 0,5...3,0 0,25...2,5
Среднешероховатые 3,0...6,0 1,0...5,0
Крупношероховатые 6,0...9,0 2,0...7,0

Состояние окружающей среды (С) — совокупность метеороло­гических или погодных условий в данный момент. Правильнее рассматривать здесь всю окружающую природную среду, включая рельеф местности, ландшафт, растительность и животный мир, что существенно усложняет анализ.

Условия движения (УД) — реальная обстановка на дороге, в которой движется автомобиль в данный момент: дорожные усло­вия, транспортный поток и состояние окружающей среды.

Можно представить укрупненную схему структуры взаимодействия комплекса ВАДС, в которой главная роль принадлежит системе дорожные условия — транспортные потоки — систему ДУ — ТП (рис. 2.1, в), каждый элемент кото­рой отдельно и все вместе находятся под влиянием окружающей среды С.

Режим движения характеризуется скоростью одиночных авто­мобилей и всего потока, интервалами между автомобилями в по­токе (плотностью потока), числом обгонов, перестроений и их траекториями, режимом разгонов и торможений.

 

Основой теории управления состоянием и функционированием дорог служит качественное и количественное описание сущности и закономерностей взаимодействия элементов и систем комплекса ВАДС.

Подсистема водитель — автомобиль (ВА) характеризует эрго­номическую связь человека с автомобилем, что позволя­ет установить оптимальные условия для водителя и пассажира

Подсистема автомобиль — дорога (АД) и ее обратная связь являются важнейшим звеном всего комплекса с позиции изуче­ния влияния на состояние дороги в процессе эксплуатации и эф­фективности этого взаимодействия, что позволяет оценить напряженно-деформируемое состояние дорожной одеж­ды, образование деформаций и разрушений и составляет основу теории эксплуатации дорог. Установление зависимостей от режима движения автомобилей, конструкции и прочности одежд, типа покрытий, климатических и гидрогеологических условий позволит обосновать надежные методы назначения видов ремонтных работ и их периодичность. Анализ подсистемы АД является основой для совершенствова­ния такой важной проблемы, как работоспособность и межремонт­ные сроки службы.

Подсистемы дорога — водитель (ДВ) и среда — водитель (СВ) базируются на психофизиологических особенностях водителей и исследовании влияния дороги и окружающей среды на их состо­яние в процессе движения автомобилей. Анализ этих подсистем открывает перспективу совершенство­вания одной из важнейших проблем эксплуатации дорог — без­опасности движения.

Подсистемы ВС, АС и ДС отображают воздействия человека, автомобиля и дороги на окружающую среду. Анализ этих подси­стем имеет огромное значение для изучения таких важных про­блем, как транспортный шум, загрязнение воздуха, охрана при­роды и др.

Подсистемы СД и СА являются тепломассообменными моде­лями системы. Исследования подсистемы СД позволяют решать различ­ные практические задачи для региональных условий, возникаю­щие при содержании, ремонте и реконструкции дорог: устанав­ливать возвышение бровки полотна, рассчитывать глубину про­мерзания и оттаивания, определять толщину гидро- и термоизо­ляционных, дренажных слоев и др. Исследование водно-тепло­вого режима дорог для специфических региональных условий остается пока актуальной проблемой эксплуатации. Изучение этого режима позволит решать актуальные для практики вопро­сы трещиноустойчивости, сдвигоустойчивости, пучиноустойчи- вости одежд.

Анализ подсистемы СД является основой для совершенство­вания такой важной проблемы, как снегозащита дорог.

 

Главная особенность — децентрализация взаимодействия си­стем ВАДС, так как комплекс охватывает многочисленные само­стоятельно действующие элементы и факторы, решения и управ­ляющие воздействия, принятые изолированно друг от друга.

Вторая особенность комплекса ВАДС — во многом случайный (стохастический) характер функционирования, поскольку все его си­стемы подвержены воздействию неблагоприятных факторов клима­та. По стохастическим законам формируется и транспортный поток.

Комплекс ВАДС и систему ДУ—ТП можно рассматривать как децентрализованную систему обслуживания со случайными сто­хастическими входами. К этим входам относят спрос на пользова­ние дорогами со стороны транспортного потока, т.е. его интен­сивность и состав движения, а также воздействия окружающей среды. Модель двухуровневого управления функционированием системы ДУ—ТП включает в себя стратегическое, или программное, и оперативное, или текущее, управление.

1 уровень управления (стратегическое, или программное) систе­мой ДУ—ТП состоит в назначении и выборе параметров и харак­теристик дороги на стадии проектирования и полноте реализации этих решений в процессе строительства или реконструкции. Сюда же входит обоснование мощности и ресурсов дорожно-эксплуата­ционной службы для обеспечения требуемого уровня содержания дороги исходя из принятых проектных решений в конкретных условиях эксплуатации дороги.

JI уровень управления (оперативное, или текущее) состоит в на­значении и реализации мероприятий по содержанию и ремонту дороги, организации и обеспечению безопасности движения в период эксплуатации. Большое влияние на эффективность второ­го уровня управления оказывают основные параметры и характе­ристики дороги, принятые на первом уровне.

Как следует из модели и алгоритма управления функциониро­вания системой ДУ—ТП, основным этапом формирования каче­ства этого функционирования является проектирование дороги.Однако во многих случаях при проектировании дорог условия их будущей эксплуатации учитывают плохо, параметры и харак­теристики дорог рассчитывают только на обеспечение движения в теплое время года, а условия движения в неблагоприятные осен­не-весенние и зимние периоды не учитывают. Проектные орга­низации освобождены от ответственности за транспортно-эксп­луатационные характеристики дорог в процессе эксплуатации. Не­ достаточная изученность всего многообразия реальных условий работы дорог, их неполный учет или пренебрежение ими при про­ектировании и строительстве наносят значительный ущерб транс­портно-эксплуатационным показателям дорог в процессе эксплуа­тации.

Необходимо изучать особенности работы дорог в различных условиях с тем, чтобы совершенствовать методы проектирования, строительства и эксплуатации дорог.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.