Политика доходов. Кривая Лоренца. Показатели дифференциации доходов
План
1. Госбюджет: структура и система.
2. Доходы госбюджета. Налоговая система. Шкалы налогообложения
3. Политика доходов. Кривая Лоренца. Показатели дифференциации доходов
4. Мультипликатор госрасходов. Мультипликатор налогов.
5. Бюджетно-налоговая политика и ее виды
6. Способы дефицитного финансирования. Кривая Лаффера
Данная лекция открывает новый раздел курса макроэкономики, который посвящается изучению инструментов макроэкономической политики:
1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2. политика доходов
3. денежно-кредитная политика
4. внешнеэкономическая политика (этот инструмент будет рассмотрен в специальном курсе, который называется «Мировая экономика»).
Рассмотрение бюджетно-налоговой политики начнем со знакомства с элементами финансовой системы и инструментами фискальной политики.
Госбюджет: структура и система.
В истории человечества ни одно государство не обходилось без определенной системы финансов, поскольку для его функционирования всегда были необходимы некоторые расходы, покрывавшиеся доходами. Государственная финансовая система – это система образования и использования денежных фондов, необходимых для функционирования экономики и проведения социальных программ.
Важнейшим элементом госфинансов является госбюджет. Госбюджет – это план доходов и расходов правительства. Через него происходит перераспределение первичных рыночных доходов. Цель такого перераспределения – финансирование создания общественных благ и проведение социальных программ. Инвестирование в национальную экономику допускается лишь в тех случаях, когда осуществляются целевые национальные программы.
Размер госбюджета определяется теми функциями, которые берет на себя государство. Напомним, речь идет о решении следующих проблем, с которыми не справляется рынок:
1. социальная справедливость
2. производство и распределение общественных благ
3. реакция на внешние эффекты (экстерналии)
4. организация денежной системы и денежного обращения
5. формирование и поддержание законодательства.
Структура государственного бюджета включает доходную и расходную части. Доходная часть формируется за счет налогов и других обязательных платежей, расходная – определяется объемом потребностей, общественных благ.
Соотношение доходной и расходной частей может быть разным, поэтому госбюджет может характеризоваться тремя состояниями: 1) дефицит (отрицательное сальдо госбюджета), 2) профицит (положительное сальдо госбюджета), 3) сбалансированный бюджет (нулевое сальдо госбюджета). Наиболее предпочтительным является равновесное состояние госбюджета, поскольку оно не вызывает инфляции.
В современной экономике сложилась многоуровневая система госбюджета. Например, в России это – федеральный, региональный, местный (муниципальный) бюджеты. Функции их разграничены по критерию необходимости финансирования тех общественных благ, в которых испытывают потребности экономические агенты данного уровня экономики.
Проанализируем расходную часть бюджета и ее состав на каждом из уровней. Важнейшими функциями (статьями расходов) федерального бюджета являются:
1) защита доходов – это программы, направленные на поддержание уровня жизни (помощь нетрудоспособным, престарелым, безработным и т.п.)
2) национальная оборона
3) выплата процентов по госдолгу
4) социальные программы (образование, здравоохранение)
5) управление
6) фундаментальная наука
Региональные бюджеты выполняют следующие функции:
1) образование
2) здравоохранение
3) соцобеспечение
4) региональная инфраструктура (дороги и т.п.)
5) содержание госслужащих.
Местные бюджеты:
1) образование (школы)
2) внутренний порядок
3) содержание городского хозяйства. Для этого используются и внебюджетные средства.
Региональные и местные бюджеты чаще всего испытывают дефициты, поэтому часть их расходов покрывается за счет субсидий из федерального бюджета. Такая система перераспределения бюджетных средств называется фискальный федерализм.
Трансфертные платежи – это передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Дотации – это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Субсидии – финансовый расход правительства для покрытия дефицитов местных бюджетов или для реализации целевых программ. Субсидия может выступать в форме дотации или в виде субвенции, т.е. субсидии целевого назначения.
Доходы госбюджета. Налоговая система. Шкалы налогообложения.
Важнейшим источником доходов госбюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи агентов экономики в государственный бюджет. Налоговая ставка – доля налогооблагаемой базы, подлежащая перечислению в госбюджет.
Принципы построения налоговой системы:
Территориальный. Федеральные налоги, региональные, местные.
Функциональный. Выделяются налоги с доходов физических лиц, налоги с доходов юридических лиц.
3). Горизонтальная и вертикальная справедливость, т.е. с одинаковых доходов взимаются равные размеры налогов, с разных доходов – разные размеры налогов.
Виды налогов:
1) прямые – устанавливаются непосредственно с дохода или имущества. Это: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на землю.
2) косвенные – выступают в виде надбавки к цене. Например, акцизы, налог с продаж. Они, первоначально концентрируясь у продавца, оплачиваются покупателем товара или услуги, а затем передаются государству.
Функции налогов:
1) Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в госбюджет – фискальная функция. Фискальная политика – воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
2) Налогообложение позволяет регулировать условия производства и реализации товаров и услуг – регулирующая функция. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы по налогам и создают дифференцированные условия для инвестирования, приобретения недвижимости и т.п.
3) Перераспределительная функция – например, при перераспределении доходов через прогрессивную шкалу налогообложения.
Как происходит перераспределение доходов? Через использование трех шкал налогообложения. Рассмотрим их на примере:
Прогрессивная шкала налогообложения
Доходы налогоплательщика, д.е.
| Ставка налога в %
| Сумма налога, д.е.
| Доходы после налогообложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, с ростом доходов ставка и сумма налога растет. После налогообложения степень дифференциации снижается.
Пропорциональная шкала налогообложения
Доходы налогоплательщика, д.е.
| Ставка налога в %
| Сумма налога, д.е.
| Доходы после налогообложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С ростом доходов ставка налога не меняется, а сумма налога растет. После налогообложения степень дифференциации не меняется.
Регрессивная шкала налогообложения
Доходы налогоплательщика, д.е.
| Ставка налога в %
| Сумма налога, д.е.
| Доходы после налогообложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3,3
|
|
|
С ростом доходов ставка налога снижается, а сумма налога остается прежней. После налогообложения степень дифференциации растет.
Выбор той или иной шкалы определяется направлением политики доходов.
Политика доходов. Кривая Лоренца. Показатели дифференциации доходов
Два основных направления политики доходов:
1. Либеральная политика доходов характеризуется тем, что
1) растет дифференциация конечных доходов;
2) растет социальная напряженность;
3) растет экономическая эффективность.
2. Уравнительная политика доходов – первичные (факториальные) доходы перераспределяются через госбюджет так, что в результате:
1) снижается дифференциация, доходы выравниваются;
2) складывается социальная стабильность;
3) падает экономическая эффективность.
И либеральная, и уравнительная политика доходов имеет свои плюсы и минусы. Либеральная политика доходов предполагает высокий уровень их дифференциации, что означает возможность социального взрыва. Но она способствует экономическому росту. Уравнительная политика доходов снижает степень дифференциации и опасность социального недовольства, но сдерживает экономический рост. Поэтому правительство вынуждено искать «золотую середину», а, значит, отслеживать степень дифференциации доходов населения. К числу показателей дифференциации доходов населения относятся: Джини-коэффициент, децильный коэффициент, квинтильный коэффициент, коэффициент Кузнеца.
Для расчета Джини-коэффициента необходимо познакомиться с моделью Лоренца.
В модели Лоренца ОВ – линия абсолютного равенства, ОСВ – линия абсолютного неравенства в распределении доходов, ОДВ – кривая (лук) Лоренца.
Если кривая Лоренца сдвигается вправо (дальше от ОВ – линии абсолютного равенства), то это значит, что степень дифференциации растет. Если кривая Лоренца сдвигается влево (ближе к ОВ – линии абсолютного равенства), то это значит, что степень дифференциации снижается. Введение косвенных налогов, в том числе акцизов, ведет к росту дифференциации. Форма кривой Лоренца зависит от характера шкалы налогообложения.
Итальянский статистик Джини предложил способ оценки степени отклонения кривой ОДВ от линии абсолютного равенства при помощи особого коэффициента – Джини – коэффициента (Д – k), который рассчитывается так:
Д – k = площадь ОДВ /площадь треугольника ОСВ.
Дж-k изменяется в пределах от 0 до 1 (0 % до 100%).
1) Дж-k = 0, то – абсолютное равенство в распределении доходов населения.
2) Дж-k = 1, то – абсолютное неравенство в распределении доходов населения.
Российское правительство отслеживает значения Джини-коэффициента и сопоставляет его значения с его величиной в других странах. Так, для европейских стран характерны значения Джини-коэффициента, равные 0,22 – 0, 24. Для России – 0,375 (2000 год).
Кроме Джини-коэффициента используются и другие способы измерения (показатели) дифференциации доходов населения, но их расчеты затруднены техническими сложностями сбора информации. К числу таких показателей относятся:
1). Квинтильный коэффициент (КК) оценивает соотношение самого богатого квинтиля (самые дальние от нуля 20% населения) и самого бедного квинтиля (самые близкие к нулю 20% населения): КК = суммарные доходы 20% самого богатого населения / суммарные доходы 20% самого бедного населения.
2). Децильный коэффициент (ДК) оценивает соотношение самого богатого дециля (самые дальние от нуля 10% населения) и самого бедного дециля (самые близкие к нулю 10% населения): Дец. k = суммарные доходы 10% самого богатого населения / суммарные доходы 10% самого бедного населения. (Дециль – 10-типроцентная группа населения).
3). Коэффициент Кузнеца оценивает соотношение доходов двух богатых квантилей (самые дальние от нуля 40% населения) и трех бедных квантилей (самые близкие к нулю 60% населения): КК = суммарные доходы 40% богатого населения / суммарные доходы 60% бедного населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|