|
Условия и обстоятельства.
Работа по социальному планированию и организации общин зависит от разных обстоятельств, как государственных, так и частных. Однако вплоть до 1935 г. она велась главным образом добровольческими агентствами. С 1935 г., когда начал реализоваться "Новый курс", ознаменовавший участие федерального правительства в социальном обеспечении, большая часть финансовой поддержки программ социального обеспечения стала поступать из государственного сектора. В настоящее время большинство профессиональных работников социального планирования и организации общин трудятся в государственном секторе, в таких структурах, как районные агентства по проблемам престарелых; городские и районные агентства по планированию; учреждения по планированию и оцениванию при различных подразделениях Министерства здравоохранения и социальных услуг, отделы управления и финансов, и тому подобных структурах при правительствах штатов и органах местного управления.
Исходное представление о местной общине как о маленькой географической округе не годится для определения условий практической деятельности по социальному планированию и организации общин. Хотя этот метод часто используется в работе с сообществами людей, живущих по соседству в одном городском районе или многоквартирном доме, взаимосвязи членов большинства групп и структур, занятых социальным планированием и организацией общин, уже не основываются исключительно на географических факторах, а учитывают объединения иного рода. Имеются в виду объединения по принадлежности к общественному классу (например, беднякам), по потребительскому статусу (например, клиенты системы социального обеспечения), по организационному статусу (например, координационный совет больницы или межправительственный планирующий орган), по принадлежности к расе или этнической группе (например, Национальная ассоциация за прогресс цветного населения или Совет испаноязычных организаций), по интересу и какой-то гражданской проблеме (например, "Общий путь"), по возрасту (например, "Серые пантеры"), по признаку пола (например, Национальная организация за права женщин) и т. д. При таком множестве сообществ и отсутствии таких ограничивающих факторов, как местоположение и величина, трудно установить какие-то единые параметры практической деятельности.
Цели.
По мере изменения условий практической деятельности по социальному планированию и организации общин меняются и ее цели. Учитывая, что организация общин может иметь множество разных целей и изменять свои цели по мере изменения ситуации, в которой она действует, можно в общих чертах классифицировать цели деятельности по организации общин в зависимости от условий работы планирующей организации.
Развитие социальных связей.
В число организаций, которые развивают и укрепляют социальные связи между своими участниками, входят советы микрорайонов, объединяющие своих жителей на основе чувства общности, а также этнические, религиозные и расовые организации, пытающиеся укрепить способность своих членов к сотрудничеству на основе их общей истории, верований, культуры и судьбы.
Социальное планирование.
Главными целями организаций по социальному планированию являются развитие программ и укрепление степени сотрудничества и согласованности в работе агентств, которые составляют сеть социального обслуживания. Примерами служат городские показательные агентства из Программы образцовых городов, районные агентства по проблемам престарелых и Советы по вопросам здравоохранения и обеспечения.
Непосредственное обеспечение услугами.
Агентства, основной целью которых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкретных проблем, консультации и помощь в ведении домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходимой в наше время, когда высоко ценятся отчетность агентств и участие общественности.
Социальное действие.
Организации, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социальным и культурным развитием какой-то определенной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организация за права женщин, "Общий путь" имеют весьма неконкретные цели. Деятельность организации направлена на улучшение социального и экономического положения женщин, а "Общего пути" — на повышение ответственности правительства перед избирателями. Исторически организации социального действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собирается вместе, чтобы действовать на основе глубоко прочувствованного убеждения в социальной несправедливости окружающей действительности (К. Кинг, 1956).
Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращения к общественному мнению и подрывную деятельность. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, которые просят полицию о более эффективной защите, или носить широкомасштабный характер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей). Хотя лишь самые драматические, общенародные виды деятельности становятся известны как социальные движения, отличительные особенности всех видов социального действия одинаковы безотносительно к сфере действия организации.
Об истории общин.
Работа по социальному планированию и организации общин началась с программ практической деятельности, разработанных двумя важными социальными движениями XIX в.: обществами по организации благотворительной помощи и благотворительными учреждениями для бедняков (под ред. Р. Крэмера и Г. Спехта, 1983).
В конце XIX — начале ХХв. частная филантропия играла большую роль в социальном обеспечении общины, помощи бедным и зависимым в США. Движение обществ по организации благотворительной деятельности, начавшееся в 80-х годах XX в., развивалось по образцам Лондонского общества благотворительной помощи и искоренения нищеты. Это была первая попытка добиться какого-то порядка в социальном обеспечении, и ее организаторы считали, что они могут помочь в решении проблем несправедливого распределения благотворительных фондов, мошенничества и других теневых спутников благотворительности.
Реформаторы, связанные с благотворительным движением за улучшение условий жизни, строили многие свои программы в расчете на социальное действие, нацеленное на принятие социального законодательства для облегчения жизни трудящихся. Движение обществ по организации благотворительной деятельности стремилось помочь людям приспособиться к разным социальным ситуациям, используя "научные" способы оказания помощи.
Распределение фондов и их эффективное использование.
Впервые Советы общин по благотворительной деятельности и Советы социальных агентств были образованы в 1908 г. Продолжая усилия начатые движением обществ по организации благотворительной деятельности, они добивались эффективности, централизации и специализации в области добровольческого социального обеспечения; эффективного руководства при совместном планировании и стандартных условиях обслуживания. Эти цели сохранились у современного продолжателя Советов общин — движения "Общий путь". Термин "организация общины", впервые использованный организацией американских социологов и преподавателей для взрослых перед первой мировой войной, был принят на вооружение практическими работниками соответствующих агентств. Во время первой мировой войны расширились услуги по удовлетворению запросов военнослужащих и перемещенных семей. В области социального обеспечения этот рост услуг сопровождался созданием организаций "военной казны", которые были централизованными агентствами по освоению фондов. Они были созданы для эффективного использования фондов и координации услуг. Эти организации стали провозвестниками появления Объединенных благотворительных фондов и Советов социальных агентств — движения, которое явилось первой широкомасштабной попыткой всеохватывающего общинного планирования и контроля благотворительных фондов. В первые десятилетия XX в. основная задача практической работы по социальному планированию и организации общин состояла в распределении фондов между агентствами социального обеспечения. Эта задача была подобна тем, которые встали перед промышленностью в условиях роста крупных корпораций и поиска методов рационализации управления производством. Филантропы и бизнесмены поддерживали развитие более рационального контроля, бюджетного планирования, создание системы филантропической помощи. Добровольческие организации, поддерживаемые отдельными лицами, были тогда основными субъектами социального действия.
Практика социального планирования и организации общин была направлена на достижение большего контроля и порядка в сферах благотворительности и социальных изменений. В значительной степени эта практика была связана с филантропическими агентствами, находилась под их влиянием и имела своей целью главным образом повышение эффективности их деятельности (Р. Лубоув, 1965).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|