Сделай Сам Свою Работу на 5

Психодинамические теории.





 

В этих теориях самоубийство рассматривается как продукт внутренних, большей частью неосознанных мотивов. Классическим моти­вом суицида, согласно психодинамическимтеориям, является бессознательный враждеб­ный импульс, который обращается внутрь, на проецируемый и вызывающий смешанные чувства объект любви (Р. Литман, 1967). Со­гласно К. Меннингеру (1938), эта враждеб­ность имеет три проявления: желание убить, желание быть убитым и желание умереть. Воссоединение с матерью, идентификация с утраченным объектом, перерождение и мще­ние — таковы возможные мотивы самоубий­ства. Психодинамические теории предпола­гают, что если импульс направлен против самого человека, как в случае суицидального поведения, то он не будет направлен против других людей. Рассматривая изменяющиеся теоретические представления 3. Фрейда о самоубийстве, следует отметить важную роль не только агрессивности, но и других факто­ров. Среди них — такие располагающие к са­моубийству причины, как тревога, вина, зависимость и гнев. Чувства заброшенности, безнадежности и беспомощности также являются компонентами психодинамики самоубийства.



Биологические теории.

 

Согласии биологическим теориям, предрасположенность к самоубийству передается по наслел ству, а биохимические изменения в организме ускоряют стремление к самоубийств (У. Бани и Дж. Фосет, 1965; У. Бани и др. 1969; Б. Кэрол и Дж. Менделс, 1976; О. Хорневич, 1974; Б. Леви и Э.Хансен, 1969; С. Лэтмэн и др., 1971; Ф. Струве, 1979). Однако обследование 24 пар близнецов, один из которых совершил самоубийство, показало — в некоторых случаях даже через 49 лет, — что второй из близнецов не делал попыток уйти из жизни (Ф. Кальман и др., 1949). Биохимическая стимуляция также не получила однозначного подтверждения, но эта область исследований, кажется, стала особенно развиваться в последние годы (Л.Хэнкоф, 1979).

 

Когнитивные теории.

 

Когнитивные теории рассматривают суицидальное поведение как попытку общения или решения про­блемы и как следствие безнадежности (А. Бек и др., 1974; М. Ковач и др., 1975) и неупорядоченности мышления. Классическая работа под редакцией Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана "Крик о помощи" (1961) предлагает взглянуть на самоубийство как на спо­соб общения. Позднейшая работа Н. Крейтмана, П. Смита и Э. Тана (1970) исходит из посылки, что попытка самоубийства является своего рода сообщением о переживаемых че­ловеком трудностях. Многие теоретики счи­тают, что самоубийство и попытку самоубий­ства можно рассматривать как стремление решить проблемы, которые обычно являются причинами серьезных трудностей в общении человека с другими людьми или в его отношениях с окружением (С. Эплбаум, 1963; М. Левинсон и К. Нойрингер, 1971; Э. Стенгел и Н. Кук, 1958). Некоторые теоретики полагают, что это — попытка освободиться от проблем посредством смерти или симуляция (М. Ковач и др., 1975). Понятие безнадежно­сти является неотъемлемой частью этих теорий; только те, кто не видит другой возможности решить свои проблемы, продол­жая жить, решают их посредством смерти (М.Лайнхэн, 1981).



 

Теории научения.

 

Согласно этим те­ориям, суицидальное поведение является ре­зультатом реакций на подобные ситуации в прошлом, так же как и результатом подкреп­ления, воздействия среды и подталкивающих обстоятельств. Нацеленность на самоубийство приобретается в процессе социализации и является частью комплекса ответных реакцийсвойственных индивиду. Возможность суицидной реакции зависит от соответствующих социальных ожиданий, от доступности средств самоубийства, от присутствия или отсутствия предложений о вмешательстве в принятие решения (Р. Дикстра, 1973). Ожидаемые последствия совершенного или предпринятого самоубийства — те же, что и в псидинамических теориях, — воссоединение с утраченным объектом любви, месть, покой и мир.



Обзор эмпирических данных о суициде и парасуициде привел М. Лайнхэна (1981) к предположению о возможной социально-бихевиористской модели, позволяющей понять суицидальное поведение. Эта модель включает в себя многие элементы предыдущих моделей и дает понятийное выражение динамическому взаимодействию познавательной, поведенческой и окружающей систем индивида. Основное достоинство данной модели—возможность оценки и вмешательства на основе анализа факторов демографии, окружения и поведения.

Во всех западных культурах словно бы есть некая исторически постоянная предрасположенность к суицидальному поведению (Л Уэкстейн, 1979). Перечень мотивов са­моубийства, составленный Э. Уэстмарком в 1906 г., мало отличается от современных попыток установить причины суицида. Среди них - межличностные конфликты и отторжение личности; проблемы со здоровьем, работой или школой; состояния хронической депрессии и безнадежности по отношению к будущему. Последние данные, полученные в Китае, выдвигают проблемы со здоровьем, сопровождаемые депрессией и тревогой, в качестве самых распространенных причин; межличностные конфликты не упоминаются (Лж. Чайлс, 1985).

Знание причин суицидального поведе­нии - если, разумеется, имеющаяся информация непротиворечива — должно иметь практическое значение для разработки политики, программ и практики социальной работы. Хотя усилия по сбору информации продолжаются, прогресс незначителен. Дж. Зубин (1974) отмечает: "Самоубийство— это конечный результат процесса, а не сам процесс. В большинстве поведенческих отклонений мы имеем возможность для изу­чения по крайней мере части этого процесса. В самоубийстве мы имеем обычно конечный результат, к которому приходят различными путями. Выяснить причину свершившегося факта почти невозможно".

 

Политика и программы.

Социальная политика США решает про­блему самоубийства посредством создания центров предотвращения самоубийств, име­ющих государственную поддержку и финан­сирование, а также соответствующими пра­вовыми актами. В целом же самоубийствам не уделяется столько внимания на общенаци­ональном уровне, как это было в 1966— 1972 гг., когда Исследовательский центр предотвращения самоубийств являлся со­ставной частью Национального института психического здоровья. Центр изучал само­убийство и близкие проблемы, такие, как смерть и умирание, горе и скорбь и самораз­рушающее поведение в целом. Центр прекра­тил свою деятельность в 1972 г. Вскоре после этого стало очевидным, что центры предотв­ращения самоубийств не оказывали значи­тельного воздействия на уровень самоубийств и что, вероятно, покушавшиеся на свою жизнь или покончившие самоубийством не обращались к ним за помощью (Д. Лестер, 1972,1974).

Разнородность выборки в городах, корот­кий период обследований и неразработанные показатели создают препятствия для опреде­ления эффективности деятельности центров. В настоящее время в США насчитывается несколько сот центров предотвращения само­убийств. Финансирование их деятельности осуществляется местными органами и орга­нами штатов; как и следовало ожидать, коли­чество научных публикаций о предотвраще­нии самоубийств с середины 70-х годов резко упало.

В описаниях организации и методов рабо­ты служб по предотвращению самоубийств уделяется особое внимание независимым центрам предотвращения самоубийств. В реальной жизни подобные услуги предостав­ляются во многих учреждениях, включая больницы, социальные агентства, церкви, университеты, местные психиатрические центры и частные конторы. Хотя эти про­граммы осуществляются в разных формах, общим для них является использование теле­фона доверия как терапевтического инстру­ментария (Г. Резник и U. Хоторн, 1974). В Великобритании, где известные организации самаритян содержат все центры предотвра­щения самоубийств, программы осуществля­ются в подобной же форме, поэтому специ­альные сотрудники дежурят у телефонов и телефонная линия является ocновной формой обслуживания (К. Вара, 1965). Самаритяне основали несколько отделений, работающих по той же модели, на востоке США.

Хотя о влиянии уголовного законодатель­ства на уровень самоубийств и попыток само­убийства известно немного, однако сомни­тельно, чтобы угроза заключения в тюрьму или наложения штрафа могла остановить потенциального самоубийцу. Если подобные меры и применялись, то очень редко (И. Перр, 1979). Отсутствие в штатах едино­го подхода к трактовке законов о самоубийст­ве отражает существующее правовое и мо­ральное несогласие в вопросе о том, имеет ли человек право покончить со своей жизнью. Хотя закон более не преследует и не наказы­вает тех, кто покушался на самоубийство, отголоски этой традиции сохранились.

Непосредственные услуги для самоубийц включают в себя первичные и вторичные ме­ры предотвращения. Первичные меры затра­гивают индивидов, которые настроены на самоубийство, но ранее не проявляли суици­дальных наклонностей. Вторичные меры предназначены для индивидов, хотя бы од­нажды проявивших суицидальное поведе­ние. Центры предотвращения самоубийств, амбулаторные психиатрические клиники, психиатрические больницы и социальные работники, занятые психическим здоровьем, обеспечивают осуществление этих первич­ные и вторичных мер.

Единого мнения по вопросу об эффектив­ности первичных усилий по предотвращению суицида не существует. Соответствующие научные исследования в США сосредоточи­ваются исключительно на изучении деятель­ности центров по предотвращению само­убийств. Хотя наличие подобных центров не снизило уровень самоубийств, следует отметить, что в Великобритании благодаря хорошо скоординированным программам, руководимым самаритянами, уровень само­убийств значительно снизился.

Вторичные меры предотвращения само­убийств предполагают интенсивное наблюде­ние пытавшихся уйти из жизни после госпи­тализации, в домашних условиях, программу лечения в стационарах и фармакологиче­скую терапию (С. Хирш и др., 1982). При­близительно равное количество научных исс­ледований вторичных мер было проведено в США и Великобритании. Данные показыва­ют, что наиболее эффективным и распростра­ненным для пытавшихся совершить само­убийство является лечение в больницах. Исследователи отмечают, что повторные попытки самоубийства в течение года и более почти не наблюдаются. В течение двух лет после лечения у пациентов гораздо меньше, чем ожидалось, наблюдается вспышек суицидального поведения, что объясняется восьминедельным поведенческим тренингом и курсом психодинамической психотерапии; никаких различий в эффективности этих ме­тодов не отмечается. Во многих из этих исследований понятие "вмешательство" слишком аморфно и не позволяет провести перепроверку.

Существующая теория, ее прогресс не обеспечиваются систематическим сбором данных, последовательным применением но­вых методов лечения или тщательным описа­нием методов вмешательства. Эти недостатки мешают развитию и распространению моде­лей вмешательства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.