Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФСФ ________ Макарова М.Н.

26 августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ФИЛОСОФИЯ

 

Направление подготовки

10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере

40.03.01 Юриспруденция

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР

 

Форма обучения

очная

 

 

Ижевск 2015


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) философия является формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира.

Задачи освоения дисциплины:

- сформировать представления об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

- овладеть базовыми принципами и приемами философского познания;

- выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами через введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в цикл ГСЭ ООП бакалавриата.

10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере

40.03.01 Юриспруденция

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции: (ОК-1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

(ОК-2) способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

(ОК-3) способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

(ОК-4) способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем на пороговом уровне.

 

Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены разделы Философия, ее предмет и место в культуре, Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии, Философская онтология, Теория познания, Философия и методология науки, Социальная философия и философия истории, Философская антропология.



 

Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

(ОК-1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

(ОК-2) способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

(ОК-3) способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

(ОК-4) способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

· Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

· Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.



· Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

 

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет … зачетных единиц, … часа.

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб. ОК1 ОК2 ОК ОК N…  
1. Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре                    
2. Раздел 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии       3,4,5,6 недели – подготовка к семинарскому занятию 6 неделя – проверочная работа            
3. Раздел 3. Философская онтология.       7, 8,9 недели – подготовка к семинарскому занятию            
4. Раздел 4. Теория познания.       10, 11 недели – подготовка к семинарскому занятию;            
5. Раздел 5. Философия и методология науки.       12 неделя - проверочная работа            
6. Раздел 6. Социальная философия и философия истории.       13, 14, 15,16,недели – подготовка к семинарскому занятию            
7. Раздел 7. Философская антропология       17, 18 недели – подготовка к семинарскому занятию и реферату;            
  Всего часов                    
Форма промежуточной аттестации – экзамен

 


5. Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека, предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

Лекция 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Философия древнего мира.

Поиски первоначала мира, гносеологические, эстетические, этические идеи, понимание космоса и человека в философии Древней Греции. Первые греческие мудрецы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр). Стихийная диалектика Пифагора, Гераклита. Роль школы элеатов в становлении философии. Атомизм Демокрита. Сократические школы.

Философия Платона. Учение Платона об идеях. Диалектика. Космос (абсолют) и два микромира – индивид и полис. Добродетели души и устройство идеального государства.

Система Аристотеля. Различие платоновского и аристотелевского типов философии. Первоначала, энтелехия и утверждение значимости единичного. Теория познания Аристотеля. Учение о душе, виды души. Добродетели, мера и счастье. Учение о государстве.

Философия эллинизма. Особенности эпохи и этизация философии. Эпикуреизм.

Лекция 3. Средневековая философия. Религиозный период философии поздней античности. Гностицизм, манихейство, неоплатонизм. Учение Плотина о Едином благе и его эманации. Душа человека и проблема зла. Ступени восхождения к Абсолюту. Синтез неоплатонизма и христианства.

Становление христианства как мировой религии. Периодизация средневековой философии. Патристика, формирование теологической экзегезы и герменевтики. Осмысление проблем: креационизм, христология, теодицея, диатриба, триединство, телеология. Христианский психологизм Аврелия Августина. Учение о благодати. Бог и бытие. Проблемы души и тела, веры и разума. Философия истории Августина: время и вечность, учение о «двух градах». Формирование Северином Боэцием проблематики средневековой схоластики.

Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Фома Аквинский и философская линия Аристотеля. Рационалистическая гармонизация Бога и мира, общего и отдельного, сущности и существования, веры и разума, души и тела, церкви и государства в системе Фомы Аквинского.

Философия как служанки теологии. Понимание Бога как генетического начала и как личного Абсолюта.

Лекция 4. Философия Возрождения. Философия XVII-XIX веков.

Философия Возрождения о человеке как центре мироздания и высшей ценности (Данте, Петрарка). Гуманизм как философия (Валла, Пико делла Мирандола, Фичино). Деятельное и нравственное начало в понимании человеческого достоинства. Учение о красоте человека (Альберти). Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Теизм и пантеизм в полемике с учением о божественном сотворении мира Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Наукоцентризм философии Нового времени, ее опора на достижения экспериментального естествознания и математики. Задача «великого восстановления наук» (Ф. Бэкон). Методология эмпиризма, обоснование теории индукции.

Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза) Учение Т. Гоббса о государстве («Левиафан»). Сенсуализм Д.Локка, учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Иррационализм Б.Паскаля.

Учение о предустановленной гармонии мира Лейбница, его монадология и теодицея. Предпосылки теории общественного договора. Скептицизм Д. Юма и солипсизм Д.Беркли.

Философия Просвещения (Монтескьё, Дидро, Руссо, Вольтер, Гердер, Гете). Философские и естественно-научные предпосылки немецкой философии.

Кант о главном вопросе философии, о связи познания и деятельности человека. Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Категорический императив Канта. Идея деятельной сущности субъекта (Фихте). Пантеизм Шеллинга. Панлогизм и диалектика философии Гегеля. Законы диалектики. Антропологический материализм Фейербаха.

Философское учение Маркса и Ф.Энгельса. Основы социальной философии, материалистического понимания истории («Немецкая идеология», «Капитал»). Материальные предпосылки и условия жизни общества. Концепция отчуждения личности и его преодаление. Теория революционного преобразования общества. Исторические судьбы марксистской философии в 20 веке.

Философия А. Шопенгауэра, «Мир как воля и представление». Культурологическая концепция «переоценки ценностей» в философии Ницше. Предвосхищение кризиса западноевропейской культуры: идеи «смерти Бога» и пришествия «Сверхчеловека».

Лекция 5. Современная философия. Традиции отечественной философии. Идеология народничества. Материализм и позитивизм. Характерные черты русской философии. Связь русской философии с мировой философской традицией.

Аналитическая философия XX в. Б. Рассел, Дж.Э.Мур, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм. М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю. Экзистенциальная философия в России (Бердяев, Шестов), Испании (Унамуно, Х.Ортега-и-Гассет) других странах. Философская герменевтика. В.Дильтей: философия жизни и герменевтика. Философия понимания Х.-Г. Гадамера. Герменевтический круг. Диалог с традицией. Текст как универсальная модель осмысления действительности. П.Рикер: конфликт интерпретаций.
Философский структурализм. Философский постмодернизм. Критика интеллектуальной ценности культурного плюрализма. Чуткость к различиям и понятие «несоизмеримого» у Ж.Лотара. Ж.Деррида: «деконструкция» и философский язык. Конец эпохи «больших нарраций» и культура постмодерна. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна. (2 часа).

Лекция 6. Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Бытие как фундаментальная философская категория, ее содержание и специфика. Основные формы бытия. Бытие природы. Философская идея материального единства мира и целостное представление о нем: субстанциональное, системное, структурное, генетическое, атрибутивное.

Лекция 7. Специфика человеческого бытия. Протранственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Лекция 8. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

Лекция 9. Теория познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания.

Лекция 10. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

Лекция 11. Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного и естественно-научного познания. Свобода научного поиска и социальная ответственного ученого.

Лекция 12. Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство.

Лекция 13. Культура и цивилизация.

Лекция 14. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития.

Лекция 15. Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

Лекция 16. Философская антропология. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Лекция 17. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классическое этики к этике дискурса.

5.2. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане)

Семинарские занятия проводятся в форме сообщений и докладов по вынесенным вопросам. Студенты обсуждают актуальные проблемы философии. По ряду тем организуются дискуссии.

Для подготовки к семинарским занятиям рекомендуется познакомиться с предлагаемой к каждому занятию литературой, подготовить доклад или сообщение так, что бы в его содержание вошли основные мысли автора книги или статьи, относящие к вынесенному в плане семинарского занятия вопросу. Сообщение или доклад представляются как в письменном, так в устном виде. Время сообщения 5-7 минут. Приветствуется ситуация, когда студент в ходе изложения материала доклада ясно очерчивает собственную позицию по обсуждаемому вопросу. После каждого сообщения преподаватель предлагает студентам задать вопросы, которые могут быть обращены как к докладчику, так к преподавателю. После ответов на вопросы каждый студент может добавить нечто или высказать собственные мысли или мнение.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

1. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения.

2. Предмет философии и основные способы его определения.

3. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.

Литература

1. Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003.

2. Бушмакина О.Н. Учебно-методические материалы к лекции «Проблема определения философии и выделения ее предмета» // Вестник Удмуртского университета / Целостный человек: факторы формирования. 2000. № 8, с. 158-167.

3. Бушмакина О.Н. Язык и бытие: проблемы структурирования: монография. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский унверситет», 2009

4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.

5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998

6. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

7. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989, № 9, с. 116-157.

8. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993, № 8, с. 113-123.

 

Тема 2. Философия древнего мира

1. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Классический период философии античности (Платон, Аристотель).

3. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества.

Литература

1. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии) / В. Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.

2. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира (история философии). М., Высш. школа, 2003. – 703 с.

3. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 49–50.

4. Флоренский П. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. – № 8. – 2003. – С. 123-131.

5. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.

6. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х т., Т. 3., М.: Мысль, 1994. – С. 79–149.

7. Аристотель Об истолковании // Аристотель Собрание сочинений в 4-х т., Т. 2., М., 1976. – С. 93–115.

 

Тема 3. Средневековая философия.

1. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.

2. Основные этапы средневековой философии.

3. Основные философские проблемы средневековой философии.

Литература

1. Аквинский Ф. О сущности и существовании http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6556

2. Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). - М.: Кругъ, 2010. - С.107-121.

3. Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995.

4. О единстве разума против аверроистов / Пер. А. В. Аполлонова // Фома Аквинский. Сочинения (Biblotheca scholastica II).- М., 2002. - С. 2-117.

5. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья // Человек – 1992. – №2. – С. 81–89.

6. Сакутин В. А., Сакутина Т. М. , Каменев С. В. Христианство и проблема человеческих ценностей. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 44 с.

 

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

1. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.

2. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и контрреформация.

3. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н. Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Литература

1. Макиавелли Н. Государь. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – С. 7–10, 39–48, 64–69, 71–79.

2. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. – С. 47–185.

 

Тема 5. Философия Нового времени.

1. Научная революция XVII века и е влияние на особенности расмотрения основных философских проблем.

2. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени.

3. Философия эпохи Просвещения. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2000.

2. Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб.: Алетейя, 1993.

 

Тема 6. Философская онтология.

1. Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Исторические судьбы онтологии и современные онтологические искания.

3. Концептуальный и категориальный строй онтологии.

4. Типология онтологических моделей. Проблема субстанции.

5. Понятие субстанции в материализме и идеализме.

6. Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии.

7. Модели единства мира.

Литература

1. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004.

2. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.

3. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.

4. Гайденко П.П. Время.Длительность.Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Издательство Ad Marginem. 1999.

6. Бушмакина О.Н. Онтология постсовременного мышления. «Метафора постмодерна». Монография. Ижевск. Издательство Удмуртского университета, 1998.

7. Бушмакина О.Н. Язык и бытие: проблемы структурирования: монография. –Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009.

8. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

 

Тема 7. Проблема сознания в философии.

1. Постановка проблемы. Монизм. Дуализм. Современное состояние проблемы.

2. Психологический бихевиоризм. Феноменология и экзистенциализм

3. Натурализм в философии сознания и его проблемы

4. Интенциональность

5. Проблема свободы воли

6. Самость или Я

Литератаура

1. Бескова И.А. Феномен сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

2. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с.

3. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Т. 1. Пер. с нем. М., 1994

4. Деннет, Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. — Перевод с англ. А. Веретенникова. Под общ. ред. Л. Б. Макеевой. — М.: Идея-Пресс, 2004. — 184 с.

5. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла "Открывая сознание заново") // Вопросы философии, 2003, № 7, С.92-111.

6. Жижек С. "Матрица" или две стороны извращения. М., журнал «Искусства кино», № 6, 2000

7. Патнем, Х. Разум, истина и история. — М.: Праксис, 2002. — 296 с.

8. Пенроуз, Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. — Москва, 2005.

9. Прист, С. Теории сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

10. Райл Г. Понятие сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — 408 с.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: : Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Респуб­лика, 2000.

12. Серл Д. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002— 256 с.

13. Философия сознания: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной памяти профессора МГУ А. Ф. Грязнова (1948 - 2001). - М.: изд-во "Современные тетради", 2003.

14. Хосе Ортега-и-Гассет. Две главные метафоры. // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990, с. 68.

 

Тема 8. Теория познания.

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Субъект и объект познания.

3. Познавательные способности человека. Познание и творчество.

4. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

Литература

1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. Изд-во МГУ, 1993.

2. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, Феникс. 2003.

3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

4. Маркова Л.А. наука и религия: Проблемы границы. СПб.: Азбука, 2000.

5. Философия: справочник студента, М. Изд-во АСТ, Слово, 2000.

6. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект. 2009.

 

Тема 9. Философия и методология науки.

1. Проблема истины в философии и науке.

2. Исторические разновидности понимания истины.

3. Абсолютное и относительное в истине.

4. Истина и заблуждение. Критерии истины.

Литература

 

Тема 10. Учение об обществе и философия истории.

1. Общество как объективная и субъективная реальность. Различные способы понимания общества.

2. Социальное конструирование реальности. Социальная реальность как языковая реальность.

3. Социальный функционализм.

4. Проблема смысла истории. Основные модели исторического процесса.

Литература

1. Бадью А. Манифест философии. СПб: Machina, 2003.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Бушмакина О.Н. Язык и бытие : проблемы структурирования: монография. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009.

4. Гоббс Т. Огражданине //Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М.,1989. Т.1

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М. Книжный дом «Университет», 2001.

6. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для ВУЗов. 2001// Интернет-ресурс.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. М. 2005.

9. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

10. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

11. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1. СПб.: Наука, 2000.

12. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.2. СПб.: Наука, 2002

13. Шютц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. Т.3 №2. 2003.

14. Шютц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.

 

Тема 11 Философская антропология.

1. Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

2. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека.

3. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни.

Литература

1. Бушмакина О.Н. Учебно-методические материалы к лекции «Проблема определения философии и выделения ее предмета»// Вестник Удмуртского университета/ Целостный человек: факторы формирования. 2000. № 8, с. 158-167.

2. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М. Эконом-Пресс, 1991.

3. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М.: Наука, 1993.

4. Арье Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Республика, 1993.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

6. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М.: Республика, 1996.

 

5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов)
ОК1, ОК2 Тема 1 подготовка к семинару СРС
ОК1, ОК3 Тема 2 подготовка к семинару (доклады) СРС
ОК1, ОК2 Тема 3 подготовка к семинару (решение тестов) СРС
ОК1, ОК2 Тема 4 подготовка к семинару СРС
ОК1, ОК2 Тема 5 подготовка к семинару СРС
ОК1, ОК4 Тема 6 подготовка к семинару СРС
ОК1, ОК2 Тема 7 подготовка к семинару (подготовка реферата) СРС Контроль преподавателем

 

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

По одной теме может быть несколько видов СРС.

 

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

 

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

Вопросы для самостоятельного изучения

Культурный переворот в Древней Греции: рождение философии. Основная проблематика античной натурфилософии. Каково начало западной мысли? Каковы ее истоки в греческом мире? В чем сущность того культурного переворота, который осуществился в Древней Греции? Софисты и Сократ. Философия Сократа: первый антропологический поворот. Открытие метафизики: философия Платона. Философия Аристотеля. Кризис античной культуры и рождение христианства. Каков способ бытия в античности? Что имеет в виду Х. Ортега-и-Гассет, когда говорит, что «быть» – для античности значит находиться среди других предметов»?

 

Христианская философия средневековья: основная проблематика. Патристика и схоластика. Какие доказательства бытия Божия были разработаны в схоластике? В чем смысл онтологического доказательства бытия Божия Ансельма Кентерберийского? Почему официальная церковь не принимает его? Какие пять апостериорных доказательств выдвигает Фома Аквинский? Средневековая философия активно использовала философское наследие античности, особенно философию неоплатоников, стоиков и Аристотеля, однако по основным мировоззренческим принципам средневековая мысль резко расходилась с античной. В чем это расхождение? В чем суть подхода Августина Блаженного к теме теодицеи? Каково влияние на последующую философскую мысль учения Августина о двух Градах?

 

Философия эпохи Возрождения как переход к новой картине мира в западной культуре.

 

Европейская философия XVII века. Формирование принципов нового европейского мышления. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции. Недостатки индуктивного метода, философия Р.Декарта. Картезианское мышление. Галилей и Ньютон: их вклад в философское мышление эпохи. Спиноза: субстанция и атрибуты; необходимость и свобода.

 

Английская классическая философия раннего новоевропейского периода: борьба материализма и идеализма. Философия Т.Гоббса и Дж.Локка. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Философия Лейбница: принципы тождества, достаточного основания, предустановленной гармонии, идеальности монад, непрерывности.

 

Новые философские воззрения XVIII века. Философия Французского просвещения (Вольтер и Руссо) и французского материализма (Гольбах). Идеология гуманизма.

 

Классическая немецкая философия. Философия Канта: трансцендентальный идеализм, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и сопутствующие им ценности: истина, добро и красота. Деятельностная философия Фихте. Философия Гегеля: идеализм и природа идей; диалектика. Схематика гегелевской энциклопедии философских наук. Вклад классической немецкой философии в европейскую и мировую культуру. Философия Фейербаха и завершение «классического» этапа развития философии.

 

Неклассическаяи постмодернистская философия. Зарождение и становление неклассической философии, её принципы. Философия А.Шопенгауэра. Позитивизм. Ранний экзистенциализм. Марксизм. Философия Ф.Ницше как окончательный разрыв с классической традицией.

 

Философия ХХ века.

Позитивизм, неопозитивизм, позитивистская традиция в философии. Аналитическое направление в философии. Г.Фреге, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Логические открытия Фреге и Рассела. Логический позитивизм. Критический рационализм К.Поппера. Концепция парадигм и научных революций Т.Куна. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Язык как форма жизни и деятельности. Современные тенденции развития аналитической философии.

 

Экзистенциализм ХХ века как преодоление психологизмов философии жизни. Основные экзистенциалы: свобода, страх, тревога, ожидание смерти и др. Основные идеи философии Сартра, Ясперса, Камю. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Феноменология Гуссерля. Герменевтика. Структурализм и постмодернизм. Принципы постмодернистского мышления. Основные течения в философии постмодерна.

Специфика и основная проблематика отечественной философии. Генезис русской философии. Древнерусский (допетровский) период отечественной философской мысли (X – XVII вв.). Принятие христианства и складывание философского мировоззрения на Руси. Философские аспекты «Повести временных лет». Философия эпохи расцвета русской средневековой культуры (XVI в). Философская мысль на рубеже Нового времени (XVII в). Новый период развития русской философии – М.В.Ломоносов, Г.С.Сковорода, А.Н.Радищев. Философия второй половины XVIII в. – Н.Н.Поповский, Я.П. Козельский, Д.С.Аничков, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин.

 

Русская философия XIX в. П.Я.Чаадаев и его философия истории. Славянофилы и западники. Сущность славянофильства и западничества. Философско-богословские проблемы в трудах Н.В.Киреевского и А.С.Хомякова. Проблема государственности и пути развития России – К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Позднее славянофильство – Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов. Становление западнического движения – Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен и философская публицистика Н.А.Добролюбова. Становление и развитие классической русской философии. Философия В.С.Соловьева. Русский космизм и социально – космическая утопия. Русский экзистенциализм, Н.А.Бердяев и гуманистическая направленность его философии. Новейший период русской философии, И.А.Ильин и его философия жизни. Философские взгляды Н.О.Лосского, В.В.Розанов: жизнь и идеи. Религиозная философия С.Н.Булгакова и С.Л.Франка. П.А.Флоренский: ученый философ, гуманист. А.Ф.Лосев и закат классической русской философии.

 

Формирование и развитие понятия «материя» в истории философии и науки. Философское и естественнонаучное понимание материи. Соотношение понятий

«материя», «природа», «Вселенная». Современные представления о видах материи, уровнях ее системной организации. Философский смысл современных дискуссий о происхождении Вселенной и её эволюции. Живая материя. Проблема происхождения жизни: философский аспект.

 

Проблема идеального в философии. Сознание и его структура. Проблема идеального в философии. Идеальное и информация. Философский смысл категории «идеальное».

 

Проблема возникновения и сущности сознания человека в философии и естествознании: основные концепции. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности. Сознание и материальные процессы в мозге. Социальная сущность сознания. Действительность, мышление, логика и язык. Сверхсознание, сознание и бессознательное. Сознание, самосознание, личность. «Парапсихологические эффекты» и их философская интерпретация.

 

Проблема познаваемости мира: основные концепции. Познание как вид деятельности. Уровни и формы познания. Содержание и формы чувственного познания. Ощущение, восприятие, представление как основные составляющие чувственного способа получения познания, место в нем понятий, суждений и умозаключений. Связь чувственной и рациональной сторон познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Проблема истинности знания. Монизм, плюрализм и релятивизм в гносеологии. Критерии истинности знания. Знание и вера. Истина, заблуждение и ложь. Соотношение знания и веры, истины и убеждения.

 

Научное познание и его специфика. Специфика научного познания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Принципы верифицируемости и фальсификации. Методология и методы научного познания. Особенности эмпирического научного исследования. Роль эксперимента в научном познании. Принципы экспериментального исследования. Средства и методы теоретического познания. Рост научного знания; основные этапы развития науки. Сущность математической абстракции и ее возможности для естественных, технических и общественных наук. Роль парадигм в науке. Структура научного знания. Научные законы и закономерности. Динамические и статистические закономерности. От научного факта к научной теории. Место науки в культуре человечества, соотношение научного и вненаучного знания. Идеалы научной рациональности в современной культуре. Рост научного знания и научные революции. Смена типов научной рациональности.

 

Концепция человека в античной философии и культуре. Антропосоциогенез как

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.