Сделай Сам Свою Работу на 5

СУВЕРЕНИТЕТ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ





Суверенитет как неотъемлемое свойство государства не нашел однозначного толкования в юридической науке, однако для понимания сущности государства суверенитет имеет чуть ли не самое важное значение. Большинство ученых понимают суверенитет как верховенство государственной власти во внутренних делах и независимости в международных отношениях.

Если мы говорим о централизованных унитарных государствах, то данное определение суверенитета является логичным и достоверным. Однако сама сущность федерализма состоит в децентрализации, поэтому оценка правомерности применения суверенитета в его классическом понимании к федеративным государствам вызывает споры.

Федерация предполагает «объединение политико-территориальных единиц (образований) в единое государство«. По мнению некоторых ученых, эти политико-территориальные единицы (государства и государственные образования) обладают суверенитетом, хотя и ограниченным[9].

Если субъекты федерации — государства, тогда они суверенны, так как суверенитет — неотъемлемое свойство государства; если, наоборот, субъекты не могут быть государствами, то у них нет и суверенности, так как речь идет о государственном суверенитете. Если суверенитет — это то же, что и широкая компетенция, большая сумма прав и полномочий, то тогда суверенитетом обладает как федерация, так и ее субъекты, так как при данной форме государства соответствующая компетенция имеется у обеих сторон. Если же суверенитет не сводится к компетенции, признается неделимым и несовместимым с другим суверенитетом на территории одного и того же государства, тогда суверенной признается только федерация, а ее субъекты — несуверенными.



В.Е. Чиркин, говоря о возможности признания субъектов федерации суверенными в определенных пределах, также считает, что «это вовсе не государственный суверенитет», так как он ограничен внутренними делами субъекта федерации.

Относительно суверенности субъектов федерации существует так называемая теория делимости государственного суверенитета. Суть данной теории сводится к тому, что допускается расщепление государственного суверенитета на суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов (в определенной доле, закрепленной в Конституции). То есть у федерации одно содержание суверенитета, а у субъектов — другое.



Субъекты федерации не обладают ни государственным, ни каким-либо иным суверенитетом. Суверенитет может быть только государственным, и иного его значения не может быть. Не может быть и ограниченного суверенитета, которым нередко наделяются субъекты федеративных государств. Поэтому федеративное государство суверенно как единое образование.

В то же время нельзя сказать, что в федеративном государстве суверенитет имеет то же значение, что и в унитарных государствах. Здесь имеется в виду именно юридическая сущность суверенитета, политическая сторона суверенитета, связанная с фактическим верховенством государственной власти, принципиально не изменяет своей сути.

Центральным вопросом является принцип единства государственной власти. Классическая модель государства предполагает иерархическое строение системы гос. органов, федеративное устройство, характеризуется значительной степенью самостоятельности субъектов федерации. Поэтому, если определить носителем суверенитета всю систему органов власти, подрывается сама суть федерации, где региональные органы власти обособлены.

Предполагаем, что в федерации, как и в унитарном государстве, носителем суверенитета является вся система гос. органов, начиная от федерального уровня и заканчивая муниципальным. Несмотря на то что модель гос. власти предполагает обособление гос. органов различных уровней, нормативные акты, исходящие от них, представляют собой строгую иерархию. Муниципальные акты не могут противоречить региональным и федеральным, региональные — федеральным.



Федерации могут состоять из равностатусных субъектов, когда в основе политико-территориального деления государства лежит экономический и организационный принцип. В этом случае федеративная модель направлена больше на повышение экономической активности и самоорганизации субъектов. Здесь проблемы суверенитета не существует как таковой, во всяком случае, она, как правило, не имеет большого практического значения.

По-другому обстоит дело, когда субъекты федерации обладают особым статусом. Например, республики в составе РФ. Безусловно, экономико-организационный принцип играет и в этом случае определенную роль, но большее значение зачастую приобретают национально-культурные особенности региона. Если территорию данного субъекта населяют преимущественно представители иной нации, нежели государствообразующая нация, то суверенитет является именно той категорией, которая выражает национальную самодостаточность нации. Обладание суверенитетом является равнозначным национальной самоидентификации.

Особый статус республик в составе РФ вовсе не означает обладание ими суверенитетом, но в то же время подтверждает их потенциальную государственность. Правовой статус таких автономных образований взаимно согласован между федерацией и самими субъектами.

Такая потенциальная государственность означает, что данный автономный субъект федерации обладает всеми предпосылками государственности, но не обладает суверенитетом, т.е. независимостью, самостоятельностью и самодостаточностью. Исходя из классического определения признаков государства, в качестве которых называются публичная власть, территория, население и суверенитет, можно сказать, что именно отсутствие суверенитета является определяющим моментом.

Население субъекта РФ представляет собой совокупность граждан Российской Федерации, имеющих место постоянной регистрации в границах данного субъекта Российской Федерации. Основой государственности как таковой является население, имеющее гражданство данного государства.

 

Заключение

По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Происходящая в современном мире глобализация призвана сохранять тенденцию суверенитета государств, сочетаемую с усилением их взаимозависимости и более тесной "увязкой" национального и международного права. Однако все чаще появляются утверждения об устарелости суверенитета, о его несовместимости с существованием международного сообщества и тенденцией общей и правовой интеграции[10]. В политическом плане концепция ограниченного суверенитета государств объясняется универсализацией механизмов признания и обеспечения прав и свобод человека и гражданина во всем мире.

По нашему мнению, передача некоторых полномочий государств наднациональным структурам не означает отрицания или сужения суверенных прав. Приоритет их власти сохраняется, причем переданные полномочия компенсируются приобретением так называемых общесистемных всеобщих полномочий. Радиус совокупного или совместного действия государств расширяется.

Отметим при этом неодинаковую степень "внешней" интегративности государств. Одни страны в большей степени втянуты в орбиту международных организаций и межгосударственных объединений (например, Германия и Франция), другие - в меньшей степени. Так, Япония и некоторые другие государства Азии и Дальнего Востока лишь обсуждают вопросы создания зоны свободной торговли и финансового совета. В то же время государства по-разному выполняют свои членские обязательства - полно или частично, быстро или медленно. Да и между самими международными стандартами есть различия и противоречия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конституция РФ выделяет два вида пространств: территорию государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию; пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права. Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России.

2. Территория как признак и часть государственной организации представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть. В правовом смысле территория определяет пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. В Российской Федерации на одной и той же территории функционируют федеральная власть, власть субъектов РФ, местного самоуправления нескольких уровней, что соответственно обусловливает разграничение их полномочий.

3. Положения Конституции России о целостности и неприкосновенности ее территории являются определяющими для существования России как федерации. Федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Федерации не должны использовать свои полномочия в целях разрушения территориальной целостности Российской Федерации, хотя подобные примеры общеизвестны.

4. Конституционное закрепление состава территории федеративных государств преследует одну цель — наиболее полно определить и законодательно закрепить состав территории федерации, тем самым заложив основы в обеспечении целостности государства. Эффективной гарантией территориальной целостности федераций является провозглашение федеральными конституциями верховенства федерального права над правом субъектов федераций.

5. Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России. Государственное территориальное образование - обособленная составная часть государства, обладающая (по конституции, договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства. Статус и территория государственного территориального образования не могут быть изменены без его согласия. При этом автор четко разграничивает такие элементы статуса, как государственность и права на государственные атрибуты.

6. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации отражает такое качество любого государства, как суверенитет. Данный термин подлежит употреблению в конституциях субъектов РФ в ограничительном смысле, в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республики государствами не являются.

7. Существенная внутренняя проблема территориальной целостности России — реализация национально-территориального принципа государственного устройства в границах единого государства. В то же время одной из наиболее острых проблем, влияющих на территориальную целостность государства, в наше время стал рост числа сепаратистских движений. Предпосылки возникновения и развития этнического сепаратизма в многонациональных государствах обнаруживаются в самых разных сферах - социально-экономической, политико-правовой, ценностной, психологической. По мере развития сецессионное движение захватывает практически все стороны жизни, как социума, так и индивида, что обусловливает глубокое, многоаспектное влияние этого явления на экономические, политические и общественные отношения в государстве и обеспечивает его способность трансформировать эти отношения, переводя их на иной качественный уровень.

8. "Политика этнических преференций" относится к тем политическим действиям, которые направлены на обеспечение особого отношения к одной или нескольким этническим группам и способны постепенно уменьшать напряжённость в обществе, позволяя найти оптимальные, взаимоприемлемые решения данных вопросов в рамках единого государства.

9. Национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечиваются ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений.

10. К угрозам конституционной безопасности в сфере обеспечения территориальной целостности, неприкосновенности, суверенитета РФ относятся действия различных субъектов конституционных правоотношений, нарушающие конституционные нормы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, тем самым наносящие ущерб конституционной законности и правопорядку.

11. Существующие и потенциальные угрозы территориальной целостности, анализ нормативной базы в этой области заставляют государство обеспечивать по возможности превентивные меры по их устранению. В этой связи необходимо принятие Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации».

 

 

Список литературы

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. //Международное право в документах. – М., 1998.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 44.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 36.

4. Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Действующее международное право. Т. 1.

5. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). М., 1999.

6. Международное право в документах/Сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков. М., 2003

7. Амиров М.Г. Суверенитет и территориальная целостность России как конституционно-правовые принципы. – Автореф.дисс.канд.наук. - Махачкала. – 2004. – 28с.

8.Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. – М., 2007

9. Балаян Г.Б. Сепаратизм: идеология национального разобщения. М., 2000.

10. Белавина Ю.И. Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения единства и территориальной целостности Российской Федерации // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. М.: МЮИ МВД России, ч.1,2009.

11. Белавина Ю.И. Правовые проблемы обеспечения единства и территориальной целостности // Правоохранительные органы России: история и современность. М.: Московская академия МВД России. 2010. (0,12 п.л.)

12. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. Казань, 1979.

13. Международное право. Учебник для вузов. – Отв.ред. проф. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М., 2009

14. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000

15. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002

16. Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. М., 2005.

17. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2001.

18. Международное право / Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2009.

19. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. 2006. № 5.

20. Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М., 2005.

21. Ушаков Н.И. Международное публичное право. М., 2002.

22. Международное публичное право / Под ред. М.М. Богуславского. М., 2012.


[1] См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2008. - С. 70.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т, 1-2: Общая часть/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2007. С. 132

[3] Конституционное право зарубежных стран/Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. С. 197

[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т, 1-2: Общая часть/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2007. С. 139

[5] Сравнительное конституционное право. М., 2006. С. 68

[6] Амиров М.Г. Суверенитет и территориальная целостность России как конституционно-правовые принципы. – Автореф.дисс.канд.наук. - Махачкала. – 2004. – 28с.

[7] Балаян Г.Б. Сепаратизм: идеология национального разобщения. М., 2000.

[8] Белавина Ю.И. Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения единства и территориальной целостности Российской Федерации // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. М.: МЮИ МВД России, ч.1, 2009

[9] Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. – М., 2007

[10] Диас-Мелиан Де Ханиш М.В. Основы и природа правовой интеграции // Правоведение. 2001. № 6. С. 27.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.