Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА





Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………… 3

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА ................................................................ .5

 

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ГАРАНТИИ...................................................................12

 

3. СУВЕРЕНИТЕТ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ….…23

 

 

Заключение……………………………………………………………………… 27

Список литературы……………………………………………………………...30

 


Введение

 

В настоящей работе исследуется тема: "Роль внутренних войск МВД России в обеспечении суверенитета и территориальной целостности современного российского государства".

Государственный суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как является его неотъемлемым атрибутом. Государство предполагает территорию как часть государственной организации, необходимое естественное условие его существования, материальную предпосылку основу жизни организованного в государство общества. Любое государство заинтересовано в определении внешних пределов территории, а для федеративных государств закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее государственно-правовое значение. Следовательно, проблему территориальной целостности России следует раскрывать как во внутрироссийском, так и в международно-правовом аспекте.



Актуальность рассматриваемой темы определяется двумя факторами.

Во-первых, тем, что суверенитет – есть неотъемлемый определяющий признак государства.

Во-вторых, актуальность темы исследования определена происходящими процессами глобализации международных отношений, "размыванием" границ между государствами, превращением государств в элементы мирового сообщества со снижением роли суверенитета.

Понятие "суверенитет" происходит от французского souverainete - верховная власть. Считается, что в государственно-правовом смысле этот термин был впервые введен в науку в XVI в. французским ученым Ж. Боденом, который рассматривал суверенитет как признак государства[1]. Сегодня понятие "суверенитет", под которым традиционно понимается присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях, рассматривается в качестве признака государства, отличающего его от других социальных образований.



В настоящей работе была поставлена цель исследования государственного суверенитета и территориальной целостности государства.

Сообразно цели, в работе были выделены следующие задачи:

1. Понятие и сущность суверенитета и территориальной целостности государства

2. Территориальная целостность российского государства и ее гарантии

3. Суверенитет в системе федеративных отношений.

Исследования строились на базе анализа научной литературы в области конституционного и международного права, теории государства и права, а также публицистических материалов.

Структура работы. Работа представлена в виде введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Конституционные и международно-правовые нормы, содержащие термин «государственная власть», обычно немногословны. К тому же чаще всего определение «государственная» отсутствует, говорится просто о власти или о суверенитете народа, т.е. преимущественно о его политической власти.Кон­ституции устанавливают, что власть исходит от народа (ст. 20 Основно­го закона ФРГ 1949 г.), принадлежит народу (ст. 1 Конституции Брази­лии 1988 г.), народ осуществляет суверенитет (ст. 1 Конституции Италии 1947 г.).



Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и статьях основных законов о государственной территории — пространственном пределе государственной власти, о государственном суверенитете[2] — о верховенстве государственной власти в данной стране и ее независимости внутри и вовне страны, об эмблемах и символах государства (государственном флаге, государственном гербе и др.), в текущем законодательстве о целях государственной политики, о системе органов государства и их взаимоотношениях, о методах их деятельности и др. В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной власти, образуют институт государственной власти, занимающий одно из важнейших мест в отрасли конституционного права.

Яв­ляясь творцами международных прав и обязанностей, государ­ства выступают как основные субъекты международного пра­ва. В этом качестве они обладают исключительным и неотъем­лемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом.

Суверенитет го­сударство осуществляет в рамках конституционного и международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международ­ного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem поп habet pтреmит — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражает­ся в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия[3].

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как син­тез традиционных правовых постулатов — уважения государ­ственного суверенитета и равноправия государств. Соответствен­но его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равенство го­сударств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: "Орга­низация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 т. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязан­ности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства "являются равноправными членами междуна­родного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера".

Каждое государство пользуется правами, присущими пол­ному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотре­нию взаимные отношения на основе международного права. Специфической для Заключительного акта является формули­ровка относительно права государств "принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних догово­ров..."[4].

"Равносуверенность" государств характеризуется тем, что каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях, взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действую­щего международного права (в литературе встречается слово­сочетание "согласованный суверенитет"). В функции междуна­родного права входит нормативное обеспечение такой коорди­нации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Заключаемые государствами Международные договоры, будучи воплощением согласования государственных воль, отражают принцип суверенного равенства и нередко содержат прямые ссылки на него (например, преамбула Венской кон­венции о праве международных договоров, ст. 1 Устава СНГ, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).

Конкретное проявление принцип суверенного равенствам, получает и в таких договорных формулировках, как " каждое участвующее в договоре государство имеет право...", "каждое", участвующее в договоре государство обязуется...", "ни одной государство не может..." и т. п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм — на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государствза международные правонарушения.

Право — внутригосударственное и международное, используя термин-понятие «суверенитет», не раскрывает его конкретного содержания. Но его можно сформулировать исходя из анализа правовых предписаний. Краткое и общее понятие суверенитета выражается достаточно общепринятой в отечественной доктрине формулой: суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Из этого определения следует, во-первых, что суверенитет характеризует свойства государства и выступает как суверенитет государства, или государственный суверенитет. Во-вторых, присущая государству суверенность проявляется в двух его неразрывно связанных между собой свойствах — в верховенстве государства на своей территории и в его независимости в международных отношениях. И в-третьих, термин «суверенитет» характеризует свойства государства и только государства и использование этого термина в ином значении не только нежелательно, но в научном и политическом плане просто недопустимо, поскольку ничего, кроме путаницы, породить не может. Государство — явление столь многогранное, ч о его можно изучать и описывать с разных сторон. Поэтому известны многочисленные характеристики государств по их социальному устройству (типы государств), политическому устройству, форме правления и иным критериям[5].

Соответственно, различают государства рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или некие соответствующие им переходные или смешанные типы; монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные); республики (парламентские и президентские); деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д.

Вышеуказанные и многочисленные иные характеристики государств выявляют лишь различия между существовавшими или существующими государствами, но не выявляют общую характеристику государства как такового, независимо от приведенных и иных различий между государствами. Одна такая общая характеристика государства, независимо от каких-либо различий между государствами, существует и выражается термином и понятием «суверенитет», общее. Вышеуказанные специфические свойства, имманентно присущей любому государству, выражаются в праве государственном и праве международном термином-понятием «суверенитет». Сущностное содержание этого понятия также следует из существа правовых предписаний, из юридически обязательного их характера. Присущий государствам суверенитет является, таким образом, юридическим понятием, выражающим реально существующие их свойства.

Исходя из суверенитета, можно дать, например, следующее общее определение г о с у д а р с т в а: г о с у д а р с т в о — э т о о с о б а я о р г а н и з а ц и я по управлению делами существующего на определенной территории человеческого общества, обладающая специфическим свойством суверенитета. Издавна считали, что государство образуют три основных компонента: территория (государственная территория), население, проживающее на этой территории, и публичная (государственная) власть, что достаточно очевидно. Но было далеко не ясно, как эти элементы складываются в единое целое, образуя государство. Ныне стало очевидным, что эти элементы связываются воедино через понятие суверенитета, отражающее наиболее общие юридические (политико-юридические, поскольку все связанное с государством носит политический характер) свойства государства.

Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства. Соответственно, негосударственная территория — земное пространство, не находящееся под суверенитетом какого-либо государства. Население — совокупность индивидов (граждан, иностранцев, лиц без гражданства), находящихся в территориальных пределах государства, на которых распространяется юрисдикция (совокупность властных правомочий) данного государства. Публичная (государственная) власть —особая организация властвования, посредством деятельности которой осуществляется государственный суверенитет. Предстоит далее раскрыть существо использованных в вышеприведенном общем определении суверенитета терминов-понятий «верховенство государства на (или в пределах) своей территории» (более кратко — территориальное верховенство) и «независимость государства в международных отношениях » ((более кратко — просто независимость)). Естественно, что эти юридические категории описываются с помощью опять же юридической терминологии, за краткостью изложения не всегда в настоящем труде поясняемой. Подчеркнем еще раз, что характеризующие суверенитет два его юридических признака — территориальное верховенство и независимость государства — неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления — государственного суверенитета, что не препятствует тем не менее раздельному рассмотрению существа этих юридических терминов-понятий.

1. Территориальное верховенство государства Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельность в этом пространстве любой иной публичной власти. Только государство может предписывать юридически обязательные правила поведения для всех находящихся на его территории физических лиц и их объединений (юридических лиц и общественных организаций) и обеспечивать их соблюдение в случае необходимости путем властного принуждения. Веления государства, выраженные в национальном праве и единичных правовых актах, обязательны для всех их адресатов — органов государства, должностных лиц, граждан, иностранцев и апатридов, юридических лиц и общественных организаций. Властные правомочия государства в отношении всех таких лиц обозначаются термином «юрисдикция ». Государство обладает в пределах своей территории (в некоторых случаях и за ее пределами)полнотой юрисдикции — законодательной, административной и судебной. Территориальное верховенство выражает, следовательно, ту реальную ситуацию, что государство полновластно в пределах своей территории, поскольку над государством нет более высокой, подчиняющей его себе какой-либо власти. Свою юрисдикцию — законодательную, административную и судебную (возможна также учредительная юрисдикция) — государство осуществляет посредством своих органов, в своей совокупности они осуществляют государственную власть. Поэтому территориальное верховенство характеризует также и свойства государственной власти, которая действует от лица государства, обязывая тем самым в конечном счете государство как таковое.

2. Независимость государства Другим неотъемлемым свойством государства является его независимость в международных отношениях, которая предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права — международным правом. В свою очередь международное право исходит из независимости государств друг от друга и возводит эту независимость в основной принцип международно-правового регулирования. Действительно, если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования (взаимных уступок и компромиссов) воля государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля установивших эти нормы государств, детерминированная их взаимными интересами и потребностями.

Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств. Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». В Уставе ООН также подчеркивалось, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Звучит она следующим образом: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Этот принцип отличается от рассмотренных выше принципов запрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.