Сделай Сам Свою Работу на 5

Классические типы перемещений





В таи–сабаки различают два типа перемещений, наиболее часто употребляемых при смене позиций в техниках айкидо:

o Прямолинейные перемещения Син-тай

А) Аюми – аси / естественный шаг / Б) Цуги – аси / подшаг /

o Круговые перемещения Таи-сабаки

- Тэнкан /поворот на опорной ноге на 1800/

А) Майе – тэнкан / поворот вперёд лицом / Б) Уширо – тэнкан / поворот вперёд спиной /

- Тэнкай / поворот на месте /

- Таи – сабаки / последовательность из нескольких видов перемещений как правило, из двух или более тэнканов/

Особое положение в айкидо занимает раздел сувари-вадза, перемещения в котором производятся на коленях. Основное внимание в сикко уделяется работе голеностопа. При правильном исполнении сикко вырабатывается сила ног, осанка, нижнее дыхание и координационная выносливость.

 

Нестандартные формы перемещений

К нестандартным, принципиально не включённым в процесс тренировки, можно отнести встречающиеся в технике айкидо перемещения. Как пример:

ü Зашаг (ньюми-аси) – техника перемещений вбок, при котором движение определяется перекрёстным зашагом, после которого вновь принимается стойка.



ü «Квадрат[3]» - техника перемещений в сико-дачи или шизентай, при котором движение в сторону на разворот тела происходит не по тэнкану, а через стойку «кошачий шаг», в которой и производиться разворот тела на опорной ноге, после чего шагом не опорной ноги принимается необходимая стойка.

 

Требования к правильному исполнению техники перемещений:

ü Уровень центра Тандена над землёй не меняется, находясь всегда в одной горизонтали.

ü Позиция всегда, в любой момент движения максимально динамически устойчива.

ü В любой момент движения можно остановиться или поменять направления без потери равновесия и ориентирования в пространстве.

ü Перемещения скользящие, ноги всегда чувствуют поверхность.

ü Упор делается на носок стопы.

 

Расширение и централизация при исполнении сабаки

При исполнении сабаки во многих случаях исполнения техник принципиально важным оказывается соблюдение дуального принципа «Расширение - Централизация», который предполагает внесение в техническое исполнение чередование соответствующих положений или траекторий подачи импульса движения.



Как правило, процесс Централизации определяется «собиранием» периферии в единой точке, что означает позицию, приближённую к «кошачьему шагу». А процесс Расширения, соответственно, - достижение максимальных размеров сферы воина, определяемой по местоположению его периферии, т.е. максимально раскрытая, низкая, широкая стойка.

Таким образом – через момент «кошачьего шага» производятся любые перемещения – от аюми-аси до тэнкана.


Тело в движении

Работа корпуса и дыхание

В различных боевых искусствах приняты разные системы движения тела: скользящие, прерывистые, прямолинейные, круговые и т.д., но наиболее ёмкой характеристикой движения является тип работы корпуса. Именно по движению корпуса при том или ином перемещении можно определить затрачиваемые усилия и «слабые звенья» действия.

Тип работы корпуса влияет на моторные характеристики и дыхание.

Всеготипов работы корпусадва:

1. Неподвижный корпус, при котором преобладает диафрагменное изолированное дыхание, не включённое в действия тела. При этом типе работы корпуса создаётся неподвижная вертикальная ось, несущая силу включения всего тела целиком в любое его действие. При неподвижном корпусе, как правило, применяются односторонние действия тела (в айкидо это заметно по основному требованию к позиции учеников – «передняя рука – передняя нога!»).

2. Подвижный корпус, при котором используется скелетное, включённое дыхание, напрямую зависящее от движения. При подвижном корпусе преобладают действия тела на скручивание, повороты, наклоны и т.д., исполнение которых осуществляется в две дыхательные фазы: фазу вдоха (при прямом корпусе) и фазу выдоха (при движении корпуса). При подвижном корпусе принята так называемая «европейская система передвижения» - выдвижение противоположных рук и ног (как при естественном шаге).



Первый тип работы корпуса принят, в основном в восточных (чаще – японских) боевых искусствах, а второй – в западных, славянских, некоторых китайских. Предполагается, что это связанно с техникой работы с мечоми типа преобладающих техник: секущих или режущих.

В айкидо на первых этапах обучения культивируется тип неподвижного корпуса, но, с переходом на техники Кокю – наги, более важным становится синтез обоих типов работы корпуса.

Движения корпуса

В айкидо, также как и в других искусствах, существует система передачи движения корпуса от центра к периферии и/или дальше – на периферию и центр противника. Эта система предполагает уже совершаемое воздействие, зависящее от правильного перемещения плюс работа корпуса. Выделяют несколько основных форм работы корпуса:

· Волна[4]

Способ передачи импульса по централи: от периферии через центр на периферию. Значимый пример – подача движения при исполнении майе-гери или удара коленом вперёд.

· Скрут[5]

Способ передачи импульса в горизонтальной плоскости, или в диагональной плоскости, но – по линии бёдер. Показательный пример – передача движения от бедра при исполнении классического цки.[6]

· Челнок

Передача импульса в диагональной плоскости, при которой происходит «сворачивание» тела. Это «свёрнутая» стойка и соответствующие действия (например, тоби-майе-укэми)

· Маятник[7]

Передача импульса по горизонтали из стороны в сторону. Один из примеров – работа бёдер при исполнении сокумэн.


Положение рук в стойке

 

В боевых системах, особенно традиционных, принято вводить для полного описания камаэ определения «положение рук» и «пассы».

Положением рук называют их взаиморасположения в пространстве и/или положение относительно корпуса. Для описания положения рук пользуются понятия «угроза», «уровень», «окно» и «тайник/камуфляж».

Пассами называют все целевые взаимные перемещение рук в пространстве и/или относительно корпуса, при которых происходит смена их ролей или смена общей цели передвижения и взаиморасположения.Пассы в традиционных построениях, как правило, отличаются плавным, строго регламентируемым рисунком (например, «восьмёркой»).

 

Уровневое построение

 

Уровневое построение основано на повышении плотности обороны определённой области тела за счёт перевода туда обеих рук.

Используемая система уровней положения рук:

ü Гэдан – положение обоих рук на нижнем уровне корпуса (Гэдан-но-камаэ)

/осуществление защиты гениталий и органов брюшной полости/

ü Чудан – положение обоих рук на среднем уровне корпуса (Чудан-но-камаэ)

/осуществление защиты органов брюшной полости и грудной клетки/

ü Дзёдан – положение обоих рук на верхнем уровне корпуса (Дзёдан-но-камаэ)

/осуществление защиты органов грудной клетки, шеи и головы/

Кроме определения уровня рук, определяют их взаимонахождение в боевом пространстве.

Угроза

 

Под понятием«угроза»понимают взаиморасположение рук в пространстве, при котором они разделены функционально по использованию на определённый момент боя:

ü Открытая угроза - «угроза»

ü Скрытая угроза - «камуфляж», «тайник»

 

Рука, определённая как угроза, находится в более выдвинутом к противнику положении и выполняет задачи:

§ Привлечение, сковывание внимания противника

§ Привлечение деятельности противника

§ Пресечение на дистанции зоны контроля действий противника

§ Выключение из зоны прямого непосредственного обзора противника оружия, руки, выполняющей функцию «скрытой угрозы», или части корпуса.

 

Рука, определённая как скрытая угроза, «тайник», находится возле корпуса или за ним (например, в фехтовании на ножах оружие часто скрывают за бедром) и выполняет задачи:

§ Пресечение деятельности противника вблизи от корпуса

§ Выполнение скрытых подготовленных атак

Достаточно важным является тот факт, что руки постоянно меняются по исполнению основной функции, создавая сложный рисунок пассов, имеющий целью «закамуфлирование» возможных активных действий нападения из неожиданного положения. Постоянство угрозы, сохраняющееся на протяжении всего рисунка, не позволяет противнику перенаправить «скованное» внимание. Данное позиционное построение работы рук в зоне контроля используется преимущественно в традиционных школах, поскольку требует равного развития действенности рук и единообразия в исполнении техник на обе стороны.

Процесс смены функционального значения рук в айкидо именуют Хэнтэ (атакующая рука становится защищающей и наоборот).


Система «окон»

 

Находясь в положении Камаэ, воин использует расположение рук не только для непосредственной работы во взаимодействии с противником, но и программирует его на определённый тип действий. Для этого используется система «окон». Суть системы «окон» состоит в провоцировании действий противника в определённой последовательности, в заданные открытые для воздействий области тела. Например, вся работа одноуровневого построения положения рук основана на том, что, при плотном (т. е. двумя руками) закрытии одного уровня, остальные уровни оказываются сознательно открыты для воздействия. Более филигранной технически и изящной тактически является система «окон» основанная на разноуровневом построении боевого пространства. При использовании этой системы, воин располагает руки в сложном порядке, при котором противнику не подаётся явная провокация, как в случаи одноуровневого построения, а предлагается отыскать имеющуюся «брешь» в обороне. Данная «брешь» и является «окном» в построении системы защиты. При одноуровневом построении предполагается, что противник свободен в выборе техник для исполнения их в открытом для воздействий пространстве, а в разноуровневом - противник может использовать лишь конкретную, заранее программируемую, технику для произведения атаки в «брешь».

 

Система «окон» позволяет решать следующие задачи:

ü Проведение провокации на определённый тип воздействия

ü Выполнение сложного рисунка защитного свойства

ü Частичное формирование действий противника

ü Проведение психологического воздействия (угроза, тревога, непостоянство)

 

Рисунок «пассов», выполняемый при смене местоположения «окон» в боевом пространстве, складывается из вхолостую произведённых форм нейтральных (не выходящих за пределы зоны контроля или зоны силы) блоков/ударов, исполняемых с расчётом на возможные предполагаемые действия противника. Если противник произвел спровоцированные действия, то, выполняемое в ходе смены «окон», движение блока/удара позволит войти в действенный контакт с его атакующими конечностями. Если противник не произвёл ожидаемых действий, то форма смены «окна» получает иной смысловой оттенок – «пасс» становится действием психологического воздействия постоянной угрозы. После смены «окна» действия провокации продолжаются. Рисунок «пассов», сообразно цели, должен подбираться исходя из требований:

ü Не больше одного провоцирующего «окна»

ü Положение рук на разных уровнях

ü Действия блок/удар не выходят за рамки зоны силы (кокю)

ü Смена положений рук происходит по короткой плавной дуге

 

Система «окон» нашла наибольшее применение в традиционных китайских стилях боевых искусств (например, в стиле Вин Чун на системе «окон» построена работа основной технической формы «Липкие руки», где, кроме провокации, важной частью системы становится вхождение в мягкий «прилипающий» контакт с руками противника).

Наиболее часто хорошим примером произведения пассов «подачи окон» считают исполнение «восьмёрки» как одного из базовых форм формирования тактической защиты боевого пространства воина. «Восьмёрка» состоит из выполняемых последовательно по широкой плавной дуге техник блоков «бон-сао», «лап-сао» и «тан-сао». В каждый момент времени открытой оказывается лишь одно конкретное «окно».

В японских боевых искусствах существует определительная терминология, определяющая простые перемещения и положения рук:

Ни-дан-но-камаэ – разноуровневое положение рук, при котором -

u Маэ-тэ – передняя рука в боевом положении

u Ко-тэ – задняя рука в боевом положении.


«Предложение к атаке» в айкидо

 

В айкидо система «окон» является важной составляющей техническо-тактического раздела. Наиболее часто применяется одноуровневое построение боевого пространства, но это характерно лишь для работы на невысоких степенях или на дистанции То Ма или Чика Ма (с непосредственной длинной атакой). Т.к. каноническая стойка айкидо требует точного взаиморасположения рук в пространстве, то система «окон» в айкидо наиболее наглядно демонстрируется через формы «предложения к атаке», действующей в качестве корректора деятельности укэ в сфере классических ката. Предложение к атаке в айкидо является смешения двух традиционных систем восточных боевых искусств – работы с «окнами» и канонических форм Жестов. Жесты являются на Востоке не только невербальным средством общения, но и самостоятельной информационной структурой, включающей в себя работу с энергией (например, мудры), с мыслеобразом (в айкидо – тэ-катана), с сознанием противника (психическое воздействие). Во всём мире жестам приписывается магическая сила и возможность влиять на происходящие события. Жесты предложения к атаке являются собирательной формой, действующей на различных уровнях.

В айкидо под «предложением к атаке» понимается несколько принципиально отличных форм конструкционного построения боевого пространства. Условно их можно разделить на:

ü Одноуровневое положение рук (классическая стойка)

Отставленная рука Û Единообразное положение рук

ü Разноуровневое положение рук (вариации стойки)

ü Жест/предложение к атаке

При различном положении рук возможно два типа поведения Укэ – нападение в том же уровнеилинападение в открытом пространстве. При единообразном положении рук укэ вынуждается к атаке в открытое пространство, т.к. уровень, перекрытый руками, оказывается плотно защищенным (например, в шизен-тай опущенные руки полностью перекрывают уровень чудан). Отставленная вперёд рука, являясь «угрозой» и прикрывая вторую руку в «тайнике», может вызвать три типа действий – попытку её обхода по одноимённому уровню(например, при классическом положении рук в позиции дзёдан укэ выгодно произвести атаку ёокомэн учи), атаку по иному уровню(в той же позиции – атака укэ майе-гери) или атаковать саму конечность (там же – атака коса-дори или моротэ-дори). Разноуровневое положение рук предполагает вариации классической стойки. При разноуровневом положении рук действует система «окон» в айкидо, основанная на «восьмёрке» как основном пассе традиционных восточных внутренних стилей. Вертикальная «восьмёрка» айкидо является базовым элементом, основным составляющим которого считается шомэн учи как принцип движения кокю-хо. При разноуровневом положение рук предполагается действия противника лишь в одном «окне». Жесты в айкидо особо применимы при исполнении укэ атак на конечности (захватах). Как правило, выделяют несколько основных Жестов, связанных с положением ладони:

 

Положение Описание Провоцируемая техника Смысл Жеста
Небо Ладонь направлена внутренней частью вверх Чудан цки, майе гери, маваси гери Устремление вверх, заполненость пустотой «Ян»
Земля Ладонь направлена внутренней частью вниз Шомэн учи, дзёдан цки, реотэ-дори Устремление вниз, заполненость полнотой «Инь»
Меч Внешнее ребро ладони от себя вертикально Моротэ-дори, ёокомэн учи, Демонстрация боевого настроя
Обратный меч Внешнее ребро ладони вверх, пальцы - вниз Моротэ-дори, ката-дори Готовность к сопровождению агрессивной силы
Открытое запястье В позиции меча пальцы направлены во внешнюю зону Коса-дори Открытая позиция принятия атаки во внутреннюю зону
Открытая пясть В позиции меча пальцы направлены во внешнюю зону Кататэ-дори Открытая позиция принятия атаки во внешнюю зону

Тай

Биомеханика структуры

 

Биомеханика боевых искусств – сфера теоретических знаний о состояниях человеческого тела в движении и покое, о взаимодействиях тел и влиянии на них физических сил.

На человеческое тело, как на любое другое, действуют физические силы, влияющие на производимые им действия, в том числе и в сфере боевых искусств:

o Сила земного притяжения

o Сила реакции опоры

o Внешние силы

o Сила внутреннего напряжения.

Действие данных сил приводит к определённым двигательным действиям человеческого тела, знание о которых позволяет прогнозировать возможные реакции на заданное воздействие. Но реагирование на воздействие зависит от того, в каком состоянии находилась сложная система человеческого тела. Для описания чаще всего используют два состояния, определяемых как крайние: статика и динамика.

 

Статическое состояние тела (статика) - состояние относительного покоя, при котором движение отсутствует. Учитывая то, что в реальном мире полное отсутствие движения невозможно, под отсутствием движения мы понимаем невозможность различить его глазом.

 

Динамическое состояние тела (динамика) – состояние, при котором существует четко различимое движение и тело начинает испытывать действие сил инерции.

 

Основой понимания сложной системы взаимодействия человеческого тела с действующими силами является понятие «структуры человеческого тела». Структурность человека заданна анатомическими возможностями и механическими факторами.

Для удобства обращения человеческое тело (Тай) представляется в биомеханике боевых искусств в виде геометрических фигур – как правило, пирамиды и шара. Данное разделение связанно с идеей представленного движения. Рассматривая механику человеческого тела, предполагают двойственную природу движения – в статическихпроявлениях структуры, как правило, присутствуют более прямолинейные, ломаные действия, а динамическим проявлениям присущи круговые, плавные.

При статике человек настроен на сохранение неподвижности (или частичной неподвижности) и равновесия, при динамике – на самосохранение. Высокая (скоростная) динамика (падение, столкновение, быстрое сложное координационное перемещение) – явление для человеческого тела, несомненно, негативное, поскольку предполагает возможное нанесение увечий. Сохранение равновесия в физиологическом плане достигается за счёт уподобления тела пирамиде (как правило, речь идёт о четырёхгранной пирамиде с прямоугольником в основании), а сохранение анатомической целостности при динамическом движении за счёт уподобления тела шару или сфере.

 

В айкидо, построенном на одних динамических взаимодействиях, в обучении молодого состава серьёзно относятся к изучению реакции тела в состоянии статики, так как это состояние определяется как начальное или промежуточное во время воздействия. Последовательная техника айкидо, на многих этапах изучаемая путём разложения на элементы, наглядно демонстрирует присутствие в динамике моментов относительной статики (к которой применимы те же формы воздействий, что и к статическому состоянию тела, но движение в ней выражено).


Санкакутай

Тело как треугольник

 

Санкаку-тай – «тело как треугольник», принцип стабильности, равновесия и согласованности относительно горизонтали.

Идея представления человеческого тела как треугольника в восточной философии занимает одно из ключевых позиций – это принцип направленности воли и стремления души и разума к основополагающим стихиям – Земле и Небу. С точки зрения духовности треугольник – фигура строго ориентированная к одному из начал и равновесно укоренившаяся на другом.

В восточной философии земля геометрически представлена квадратом, небо – кругом, а человек - треугольником.При этом направленность к земле предполагает соответствующие духовные качества – качества неба, а направленность к небу – качества земли. В этом заключается принцип согласованности человеческого внутреннего мира: имея в своём основании одни качества, человек устремляется к познанию своей противоположности.

Путь духовного развития человека также определяется равновесным треугольником: основанием являются фундаментальные качества личности, вершина – это конечная фаза достижений духа (или конечная цель существования), а стороны представляют суть диаметрально противоположных выборов, которые происходят в жизни человека. Поскольку дух, разум и тело связанны в единый системный комплекс, то, в связи с сознательной устремлённостью человека, его тело также представлено треугольником.

Физиологически человеческое тело представляется, исходя из принципа санкаку-тай, равносторонним треугольником в зависимости от свойств анатомического каркаса, развития мускулатуры и внутреннего устремления человека. При этом, если анатомическое сложение человека наиболее подходит под европейский тип: развитая грудная клетка, широкие плечи и узкая талия, особо сильное развитие плечевого пояса, - то его треугольник, скорее всего, направлен вниз. Соответственно, его проявления относительно горизонтали близки к слабой устойчивости, подвижности и завышенному местонахождению центра тяжести. Если анатомическое строение человека близко к восточному типу сложению: сильно развитые бёдра, узкая грудная клетка, широкая талия (или склонность к полноте), - то ему соответствуют – повышенная устойчивость, слабая подвижность и заниженное местонахождение центра тяжести. Данная методика рассмотрения человеческого тела в виде треугольника действительна для обоих полов, любого возраста или других параметров. Но, опираясь лишь на анатомическое строение, невозможно с точностью определить положение треугольника развития духовности, хотя, как правило, они совпадают.

В боевых искусствах существует строгое разделение на типы единоборств, исходя из физиологического строения тела. Айкидо предполагается для людей восточного типа сложения, так как в нём главную роль играют возможность занижения центра тяжести и высокая вертикальная устойчивость при исполнении техник высокой динамики.


Тело как пирамида

 

Стереометрически человеческое тело представляют в виде пирамиды с основанием – правильным четырёхугольником. При этом, два угла основания заданы местоположением стоп, а два других именуются «несуществующими точками опоры» (в других источниках – «3-я точка опоры») и определяются в зависимости от высоты пирамиды и направленности центра тяжести. Вершина пирамиды совпадает с макушкой головы (или иной наиболее высокой точкой тела), а вертикаль проходит через центр тяжести человека.

Для данной конструкции разработаны соответствующие правила сохранения целостности структуры:

  • Равновесие
  • Подвижность
  • Координирование

 

Равновесие и подвижность

Равновесие, являясь основным качеством пирамидального представления структуры человека, определяется в системе физических способностей как одна из категорий ловкости, задаваемая параметрами возможностей конкретной ЦНС к управлению двигательными реакциями и осознанию местоположения в пространстве и положения (позиции) тела.

Для пирамиды наиболее важен один из аспектов равновесия – устойчивость, определяемый в биомеханике боевых искусств через понятия опоры и центра тяжести.

Правила Устойчивости:

1. Чем больше опора и ниже центр тяжести, тем более устойчива пирамида.

1.1 Чем меньше опора и выше центр тяжести, тем менее устойчива пирамида.

2. При малой опоре и низком центре пирамида наименее подвижна.

2.1 При малой опоре и высоком центре пирамида наиболее подвижна.

3. Наибольшая устойчивость в пирамиде достигается при положении, в котором централь, проходящая через центр тяжести, совпадает с вертикалью человека.

4. Малая устойчивость предполагает высокую подвижность, и, наоборот, при высокой устойчивости хорошая подвижность достигается с трудом.

5. Правило 3-й точки опоры: Если проекция центра тяжести смещается в сторону одной из несуществующих опор, человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).

6. Вообще, если проекция центра смещается за пределы площади опоры, то человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).

Именно на этих правилах построено наибольшее количество техник опрокидывания (отоси) в айкидо и других боевых искусствах.

 

 


Подвижность, напрямую зависящая от равновесия и связанная с ней критериями устойчивости, основана на координационных способностях человека:

o Дифференцировании параметров движения

o Реагировании

o Согласовании

o Ориентировании в пространстве и других.

Координирование

Координирование, как основное качество среди физиологических способностей человека, основано на согласованных действиях ЦНС и сети нервных клеток и опорно-двигательного аппарата.

Анатомическая картина действия основана на возбуждении периферийных нервных клеток, посредством сохранения и передачи в ЦНС информационного импульса, обработки полученной информации в головном мозге на сознательном или бессознательном уровне и возбуждении нервных волокон, передающих импульс для активизации определённых групп мышц в опорно-двигательную систему.

Нервный импульс, отвечающий требованиям момента, зарождается в особых периферийных нервных клетках – рецепторах, имеющих строгое разделение на виды – каждый рецептор воспринимает только те сигналы, к которым он приспособлен. В рецепторах, реагирующих на действительность окружающей или внутренней среды, происходит генерирование сигнала в виде электрического импульса. В дальнейшем, рецептор передаёт этот сигнал по сложной конструкции нервных клеток в сенсорную структуру головного мозга или вегетативную нервную (симпатическую[8]) систему, где сигнал подвергается декодированию для произведения соответствующих действий. В координировании участвуют все пять видов рецепторов.

Рецепторы Реагируют на
Механорецепторы Прикосновение, давление, звуковые волны.
Терморецепторы Изменение температуры
Фоторецепторы Световые волны
Хеморецепторы Изменение уровня глюкозы в крови, концентрации газов
Болевые рецепторы Повреждение тканей

Для координирования существуют постоянно действующие рецепторы – проприорецепторы (к которым относится часть вышеперечисленных), которые отвечают за определение местоположения в пространстве и положении тела, передавая сигналы раздражения от суставов, сухожилий и мышц.

Передаваемый по нейронам импульс является, кроме всего прочего, основой рефлексаответной реакции организма на внешние или внутренние раздражители, осуществляемой под постоянным контролем ЦНС. Рефлексы подразделяются на условные (вырабатываемые путём опыта) и безусловные (врождённые). И для тех, и для других характерен один пятиступенчатый путь разрешения, который также имеет место и при других видах реагирования.

Системная единица Действие
Рецептор Возникновение сигнала на мембране
Чувствительный путь Передача сигнала по нейронной связи (синапс)
ЦНС Декодирование сигнала в сенсорной системе и принятие решения
Двигательный путь Передача сигнала действия от ЦНС к периферии нервной системы
Рабочий орган Возбуждение конкретного органа нервным импульсом

Так нервная система реагирует на происходящее и передаёт соответствующие сигналы к действию в опорно-двигательную систему, где происходят дальнейшие действия по изменению или сохранению положения.

 

Система координат

 

Координирование как специфическое качество комплекса подготовки в боевых искусствах напрямую связанно с ориентированием в пространстве.Оно же напрямую зависит от выстроенной системы координат.

В линейных боевых системах, там, где предпочтение отдаётся дискретным, возвратно-поступательным действиям (например, каратэ-до, бокс, тайквондо и др.), систему координат организуют на плоскости горизонтального движения.

Проекция центра тяжести в этом случае является центром системы координат, а проекции плоскостей возможного движения – направлениями координатной плоскости. При введении данной системы координат в пространстве используют девять направлений движения: четыре на плоскости как основные, четыре как второстепенные (или созданные объединением) и одну вертикаль.

В боевых искусствах кругового боя, там, где более часто задействуются сферические действия с вращением корпуса, чаще центром системы координат задают центр тяжести.[9]

В этом случае подразумевается не лучевая, а плоскостная система отчёта (т.е. введение дополнительных координатных плоскостей), где вводятся для координирования семь плоскостей: две основные вертикальные, одна горизонтальная и четыре дополнительных диагональных. В этой же системе действует и айкидо.

Существует небольшая прослойка в системе боевых искусств единоборств, где используются альтернативные методы организации централизации ориентирования в пространстве. Например, одна из систем предполагает наличие связанных в единую сеть разрозненных центров, совпадающих по местоположению с суставами действующих в данный момент времени конечностей. Другая форма моделирует виртуальный центр координационной сетки, как «плавающее» в структуре человека сосредоточение энергии, имеющее возможность менять своё местонахождение в зависимости от того, к чему направленно внимание сознания или куда идёт посыл импульса движения.

Центр тяжести, исходя из представлений о централизации, в естественном состоянии совпадает с координационным центром и центром силы (Нижний Дань-тянь). Таким образом, в данной сетке координации объединяется несколько представлений, создавая новую универсальную форму координирования, в которой элементы могут действовать как разрозненные друг от друга или организованно как единое целое – Центр Танден.

Центр силы Танден, представляя собой сосредоточение энергии, не является неподвижной точкой, стационарно закреплённой за центр тяжести, напротив, движение или мысль, принуждающие его к смене местоположения, могут отклонить его относительно основных осей (вертикали и горизонталь) на незначительное (до 1,5 – 2 см) расстояние. Поскольку подобные отклонения действуют на физическом плане (изменения массы тела или его положения), то они культивируются и нарабатываются в айкидо с помощью мыслеобразов сосредоточения мысли в низу живота. Для айкидо наиболее ценны «занижения центра силы», а с ним и центра тяжести, для исполнения более высококоординационных действий с наибольшей площадью опоры и связью с землёй. «Завышения центра силы» исключение, применяемое для техник скоростного перемещения.

 

Сферы воина

Человек как шар

 

Адепты круговых систем боя, как правило, подразумевают строение человека в виде шара, с центром, находящемся в Тандене, и сферой, ограниченной периферийными точками действующих конечностей.

Рассматривая человека как сферу, предполагают его динамическое движение. Сфера является формой сохранения целостности структуры при большой разрушительной динамике движения. Например, при падении с горы максимально сохраняемой целостность физического тела формой является шар, для получения которого человек поджимает ноги, приводит руки к корпусу и несколько «горбатит» спину для достижения эффекта покатости туловища – подобная конструкция является оптимальной для динамики вращательного падения. Ещё одним примером вращательного движения, сохранение в котором основано на применении конструкции сферы, можно указать гимнастические (акробатические) упражнения: сальто, «колесо», фляг и т.д.

Для конструкции«Человек как шар»важными понятиями являются:

o Центр и централизация[10]

o Зоны внимания и взаимодействия[11]

o Направление вращения/Сферы воина

o Связь «Центр – периферия»

Данные качества отражают основное свойство структуры «Человек как шар» — Сферичность.

Центр и централизация

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.