Сделай Сам Свою Работу на 5

Опорно-двигательная система





Работоспособность опорно-двигательной системы напрямую зависит от тренированности человека, а состояние её возбуждения обусловлено подготовленностью мышечных тканей и деятельностью других внутренних систем организма. Под подготовленностью понимаются:

- Тренированность «взрывной силы» как объединения физических кондиционных (скорость, скорость реакции, сила) и координационных способностей (точность, ориентирование и т.д.).

- Насыщенность мышечных клеток кислородом (т.е. тип возбуждения кровеносной системы).

- Проницаемость нервной системы (т.е. скорость передачи импульса по нервным тканям). Проницаемость нервной системы напрямую зависит от физического состояния мышечных клеток, отсутствия спазмов и разрывов.

- Состояние (общего здоровья, отсутствие - присутствие травм, утомлённость и т.д.).

Возбуждение опорно-двигательной системы легко определяется по тактильным ощущениям (тепло в конечностях, мелкое дрожание мышц) и внешнему виду (изменения цвета кожи, мелкое дрожание пальцев) и обусловлено физиологической готовностью к действию.

Дыхательная система

Возбуждение дыхательной системы связанно с необходимостью максимального обеспечения органов реагирования и жизнедеятельности кислородом. Насыщенность клеток кислородом – важнейший параметр готовности организма к деятельности. Механизм возбуждения дыхательной системы основан на смене типа дыхания. При необходимости дыхание становится частым и неглубоким, что позволяет насытить воздухом лёгкие и усилить диффузию кислорода и углекислого газа между лёгочными пузырьками и кровеносными сосудами. При этом необходимость поддержания общего напряжения и тонуса мышц не даёт происходить гипервентиляции.



Эндокринная система

Возбуждение эндокринной системы является наиважнейшиммеханизмом реагирования. Сигналы нервной системы, приводящие к возбуждению железы внутренней секреции, активизируют эндокринную систему. Основными железами, необходимыми при процессах самосохранения, являются надпочечники – парные железы, находящиеся на верхней поверхности почек. В надпочечниках вырабатывается целый ряд различных гормонов и, в частности, в большом количестве – адреналин. Выработанный в ответ на поступивший сигнал возбуждения адреналин забрасывается в кровь и включается в процесс активизации всего организма. Напрямую адреналин регулирует содержание сахара в крови, усиление сердечной деятельности, увеличение работоспособности мышц. Опосредовано адреналин влияет на психофизические реакции организма и стабильность сознания в экстремальных ситуациях.



Нервная система

Нервная система возбуждается в ответ на сигналы внешней среды, передаваемые через органы восприятия. Деятельность нервной системы в экстремальной ситуации сводится к активизации организма и включению механизмов самосохранения. В первую очередь, это – передача сигналов возбуждения в соответствующие системы – эндокринную, кровеносную, дыхательную, опорно-двигательную. Непосредственная работа нервной системы в ситуации угрозы целостности организма – включение рефлекторных дуг для осуществления действий, как врожденных, так и выработанных рефлексов. Процессы «Оценка – Решение» происходят, как правило, значительно позже, что связанно с подключением сознания. Деятельность нервной системы в экстремальной ситуации иногда тормозится возникающим стрессом,что обусловлено общим переутомлением сознания.

В состоянии стресса, являющегося механизмом самозащиты нервной системы, происходит «сбив» в работе сознания: замедленность в процессах принятия решений, «провалы» в памяти, «речевой барьер» и т.д. Оказывается негативное влияние на все внутренние системы организма: сужение кровеносных сосудов, спазмы мышц плечевого пояса, потеря аппетита, тошнота, раскоординация и др. Защищая нервную систему от перегрузки, стресс усложняет работу механизмов самозащиты всего организма, ставя барьеры и уменьшая действенность общей системы. Стресс в экстремальной ситуации не позволяет сознанию прийти к правильным выводам, исходя из полученной внешней информации. Только изначально поставленный контроль сознания над деятельностью систем защиты организма позволяют избежать стресса.



В айкидо предлагается метод избежания стресса Шизен-тай, заключающийся в постоянном нахождении воина в состоянии контролирующего внутренние механизмы сознания и максимальном расслаблении тела. Мышечное расслабление является одним из параметров нормального функционирования всех систем организма, что позволяет «обратной связью» установить контроль над деятельностью нервной системы, купировать возможные сигналы торможения или перевозбуждения, возникающие при стрессе, не дать возникнуть возможному переутомлению, или снять уже имеющиеся. Мышечное расслабление является одним из важнейших факторов правильного реагирования.


Психологические аспекты реагирования

 

Реагирование происходит в результате восприятия различными органами сигналов внешней опасности. Сформированная ими эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности, именуется страх. В отличие от многих других эмоций, страх возникает не на основе реальных факторов, а является предвосхищением событий, угрожающих существованию. Возможно, поэтому страх является чувством слабо контролируемым и мало познаваемым. При неопределённом или неосознанном источнике опасности страх формируется на уровне тревожности. В ответ на определённую угрозу страх выполняет одну из функциональных задач сознания, включая механизмы самозащиты. Страх выполняет функции сосредоточения внимания на предстоящей опасности, требуя от сознания работы по выявлению источника угрозы, его устранения или поиска путей обхода возможной экстремальной ситуации. В зависимости от характера угрозы, состояния сознания и уровня утомляемости интенсивность и специфика переживаний эмоции страха варьируется в широком диапазоне – от опасений до ужаса. Максимальное состояние страха связано с понятием аффекта.

Аффект

Аффекткратковременное и сильное эмоциональное состояние, связанное с неспособностью индивида найти выход из опасной неожиданной ситуации. В основе аффекта лежит противоречие, возникающее из требований ситуации и невозможностью выполнить эти требования. В случаи реагирования, это связанно с недостатком тренированности на определённые угрозы, невозможностью адаптации к ней и отсутствием заранее подготовленных сознанием проработанных вариантов выхода из ситуации. Аффект характеризуется «сужением сознания», при котором всё внимание поглощается объектом, содержащим опасность, и мышление переводится на осмысление ситуации, при чём происходит торможение в его деятельности, что приводит к потере действенности. Доминируя в деятельности сознания, аффект приводит к резко выраженным двигательным проявлениям, изменениям в деятельности внутренних органов и систем, а также тормозит не связанные с ним процессы и включает стереотипные способы решения проблемы. «Аварийные» методы выхода из сложившейся ситуации, возникающие при аффекте, оправдывают себя в условиях типично биологических, но слабо приспособлены для решения социальных или экстремальных проблем. Отличные по внешним признакам, проявления разных «аварийных» выходов, делятся на три вида поведенческой реакции – «ажитацию», «ступор», «сумерки сознания».

Ажитация

Ажитация – «аварийный» метод выхода из аффекта, состояние, характеризующиеся совершением человеком автоматических действий защитного характера. Как правило, ажитация связана с желанием убежать, спрятаться от проблемы и вызывает соответственные двигательные рефлексы – втягивание головы в плечи, закрывание лица, глаз или тела руками, пригибание к земле, «скрючивание» тела, вытягивание рук в сторону источника угрозы, попытка укрыться, или неконтролируемый, панический бег от опасности. При ажитации действует первый из механизмов возбуждения кровеносной системы, что позволяет напитать конечности максимумом кислорода и тем подготовить организм к длительным действиям по самоспасению. Но именно из-за включения этого механизма сужаются сосуды малого круга кровообращения, что вынуждает главной мозг работать в состоянии нехватки кислорода.

Биологически, ажитационный сценарий развития событий обусловлен возможностью организма человека к повышению работоспособности (в частности, в скорости бега) в ответ на экстремальную ситуацию, что позволяет избежать угрозы фактическим отрывом от неё.


Ступор

Ступор – «аварийный» метод выхода из аффекта, состояние, характеризующееся оцепенением опорно-двигательной системы и замедлением процессов деятельности головного мозга. Как правило, ступор связан с желанием затаится и переждать возникшую угрозу. Двигательные программы ступора включают в себя: замедление действий, потеря сознания, «скрючивание» тела, прекращение каких-либо действий вообще. При ступоре действует второй способ включения возбуждения кровеносной системы, при этом, кровь настолько отливает от конечностей, что фактически блокирует их деятельность. Возникающий от недостатка кислорода спазм мышечных тканей не позволяет им длительное время выходить из состояния оцепенения и купирует попытки сознания вернуть их под контроль.

Биологически, ступор как «аварийный» сценарий выхода из аффекта оправдан взаимоотношениями в среде животных и себе подобных. «Оцепеневший» человек уподобляется мертвому, что исключает его из числа возможных объектов агрессии и исключает агрессию с его стороны. Данная форма слабо приемлема при социальной и экстремальной опасности (эпидемия, война, катастрофа и т.д.).

Сумеречное состояние

Сумеречное состояние – «аварийный» метод выход из аффекта, состояние, характеризующееся выполнением человеком автоматических действий защитно-агрессивного характера. Как правило, сумеречное состояние (на сленге - «мандраж»)связано с эмоциональным перевозбуждением, алогичностью мышления, присутствием непоследовательных, нелогичных и бессмысленных агрессивных действий в сторону источника опасности. При сумеречном состоянии действует первый механизм возбуждения кровеносной системы, вследствие чего, конечности слабо контролируемы, но очень подвижны. При этом малый круг кровообращения блокируется, но, в отличие от действия механизма при ажитации, это вызывает более значительные изменения в работе мозга – от потери контроля до провалов памяти.

Биологически, сумеречное состояние как «аварийный» сценарий выхода из аффекта оправдан так называемой «обезьяньей реакцией»: «Вижу чужого – боюсь чужого – убиваю чужого». При сумеречном состоянии страх, как правило, не позволяет бессвязанной агрессии перерасти в полномасштабную выраженную атаку, состояние лишь имитирует крайнюю агрессию со всеми соответствующими атрибутами – криком, мимикой, жестами – и имеет целью испуг противника. Реально же опасными в сумеречном состоянии являются только тренированные на бой люди.

Разрыв сердца

Ещё одна форма выхода из аффекта, к сожаленью, является фатальной, Это – «разрыв сердца» как механизм самозащиты. Его характеризует крайне сильный приток крови к внутренним органам, в т.ч., к сердцу. Разрыв сердца происходит у людей ослабленных физически (больная кровеносная система) или психически (состояние крайнего утомления). Биологически, этот механизм оправдан жизнью в животном мире и его законами, поскольку не всякое хищное животное, напавшее на человека, убивает достаточно милосердно, чтоб можно было попытаться оказать сопротивление.

 

Аффект возникает не только в крайне опасной для жизни ситуации, он может происходить в ответ на действия внешнего мира, носящие окраску бывшей когда-либо опасной для индивида ситуации – подобный механизм именуют «аффективными следами» (или комплексом аффекта). Присутствие в глубокой памяти прошедшего опыта аффекта, в ответ на встречаемые во внешнем мире проявления его элементов, автоматически выбирает метод «аварийного» выхода – либо действующий в прошлом и давшей положительный результат, либо пробуя новый вариант.


Методы самоконтроля при реагировании

 

Основным методом самоконтроля, нарабатываемом в боевых искусствах, является адаптация (тренированность на определённые негативные внешние ситуации). Адаптация к опасности достигается путём длительных тренировок на различных уровнях внутренней системы воина – тело, разум, дух. Несмотря на то, что все уровни системы «человек» равнозначны, тренинг на каждой из них протекает особенно, отлично от других, но имеет одной целью – подготовку бойца к неожиданным экстремальным ситуациям. Препятствием к этому являются эмоции (кратковременное переживание) и чувства (долговременное переживание) Страха. Страх, заложенный в человека в качестве пускового механизма систем самосохранения, имеет многоликую природу:

- Неуверенность

- Опасение

- Тревога

- Испуг шкала нормального состояния страха

- Паника

- Отчаянье

- Ужас

- Аффект

- Аффективные следы ненормальное состояние страха

- Фобии

Природой нормального страха является чувство неизбежности смерти. Нормальным страхом можно считать только тот страх, который реально основан на предчувствии возможной гибели.

Имеет смысл, в боевых искусствах говорить о нормальных состояниях страха как о положительных эмоциях человека, максимально оберегающих его от негативного влияния окружающей среды. Ненормальные состояния страха имеют глубинную патологическую природу и нуждаются в длительном лечении у специалистов. Но даже нормальное состояние страха, доходя до высоких уровней, становится фактором, мешающим проведению адекватных защитных мер под контролем спокойного сознания. Страх является ещё одним противником, а при наличии врагов внешних и внутренних оборона терпит поражение.

Для изживания страха как мешающего фактора применяют несколько общеизвестных практик:

- Логическое изыскание

· Принятие неизбежности смерти

· Определение реальности исходящей из источника опасности

· Принятие необходимости боя (духовные или физические приоритеты).

- Медитации и аутотренинг

· Достижение состояния расслабления тела и концентрации мыслей

· Снятие зависимости от чувства страха

- Техническийтренингдоавтоматизма

· Тренинг техники до уровня условной реакции

· Тренинг сознания и тела до уровня сложной реакции

- Самонаведение.

· Включение внутренней сущности боевого характера.

При любых методах тренинга реагирования важнейшим является снятие психологической зависимости от состояния страха как неприятие неизбежности умирания. В восточных традиционных боевых системах этому уделялось значительное внимание. Наивысшего уровня тренинг принятия смерти достиг в Японии и нашёл отражение в Кодексе

Чести Бусидо, ставшим правилом существования самураев. Японская аристократия довела тренинг до абсурда, подменив понятия «не - боязни смерти» на «поиск смерти» (примером служат традиции сэппуку и камикадзэ начала 20 века).

КАМАЭ

Ханми

Положения

 

Позиционно стойки в боевых искусствах разделяются по нескольким основным критериям: высоте, ширине шага, положению относительно противника, скрещиванию ног, положению рук и т. д. В западных боевых системах используются, как правило, стойки мало отличные от естественного положения человека. В восточных единоборствах предпочитают стойки, имеющие иные практические цели – не естественность, а максимальную практичность: закрытость зон поражения (горло, гениталии), возможность психологической атаки на противника, способность к быстрой смене позиции и неприметной подготовке ударов.

Стойки (положения) по критериям

 

Критерии Положения
Положение относительно противника Фронтальная стойка Боковая стойка
Киба – дачи, шизен-тай сихо – дачи, ханми, камаэ, Любая при положении в пространстве боком к противнику.
Способность задействовать мышцы спины, прямое видение противника Отсутствие прямого видения противника, высокая устойчивость, неожиданность, включение техник «работы со спины»
Ширина шага Узкая стойка Средняя стойка Широкая стойка
«Кошачий шаг», стойка «журавля» Шизен-тай Сихо – дачи
Высокая подвижность, малая опора, естественное положение тела. Средняя мобильность и устойчивость, естественное положение тела Малая подвижность, неожиданность, высокая устойчивость
Положение ног Прямая позиция Скрещенная позиция
Киба – дачи, ханми «позиция змеи», зашаг, «песочные часы», «свёрнутые» стойки
Естественная позиция, устойчивость и равновесие Высокая мобильность, высокая подвижность корпуса, закрытие органов гениталий от воздействий.
Высота положения Низкая стойка Средняя стойка Высокая стойка
«кошачий шаг», киба - дачи Камаэ, ханми Шизен-тай, стойка «журавля»
Устойчивость и неожиданность Естественность положения подвижность, естественность
Положение рук Низкая позиция рук Средняя позиция Высокая позиция
Шизен-тай, дзенкутсу-дачи Ханми Камаэ, стойка «журавля»
Способность к защите гениталий, органов брюшной полости, провокация на воздействие в голову Защита органов брюшной полости и грудной клетки, провокация воздействий в голову и пах Защита головы, шеи и органов грудной клетки, провокация воздействий в живот и пах.

 

Стойки айкидо

 

В айкидо принято несколько основных положений, используемых исходя из требования момента.

o Шизен – тай – естественная позиция тела, характеризуется высоким положением корпуса, фронтальным расположением относительно противника, опущенными вниз руками и состоянием сознания Дзансин.

o Ханми – стойка, характеризуемая средним уровнем позиции, разворотом корпуса к противнику, естественным, шаговым, расположением ног, положением рук возле центра в имитации обхвата меча.

o Камаэ / низкая ханми - низкая боковая стойка, характеризуемая развёрнутым положением ног и высокой позицией рук.

o Сихо-дачи – широкая низкая стойка, имитирующая позицию всадника, отличается от неё разворотом стоп.

o «Кошачий шаг» - переходное положение при движении аюми-аси в ханми, характеризуется узкой опорой (малым шагом) и низкой позицией корпуса.

o «Свёрнутая ханми» - переходная позиция ханми или камаэ, характеризующаяся сильным разворотом корпуса в любую сторону относительно обычного расположения.

o Сувари вадза ханми – стойка ханми, выполняемая в позиции сувари вадза, характеризующаяся положением на коленях.

 

Принципы Камаэ в айкидо

Принципы положений

 

Фактически все камаэ в айкидо не претендуют на наименование стойка, поскольку не имеют очень четко регламентирующих исполнение условий. Как правило, камаэ в айкидо называют положением или позициейготовности. Выделяют четыре наиболее значимых принципа положений в айкидо.

1-й. Принцип положений в айкидо Естественность позиции
2-й. Принцип положений в айкидо Адекватность позиции
3-й. Принцип положений в айкидо Централизация позиции
4-й. Принцип положений в айкидо Готовность к действию /внутренняя/

 

Естественность и адекватность

 

Для айкидо характерно отношение к Камаэ как к положению тела, естественно расслабленному и адекватному внешней ситуации. Поэтому большинство позиций в айкидо, исходя из основного принципа, оказывается просто в изучении и исполнении. Позиция Шизен-тай – естественное положение наблюдателя. Позиция Ханми – фактически естественный шаг.

Соблюдение принципа естественности позволяет не концентрироваться на исполнении стойки, а также действовать практически из любого положения тела. Также принцип естественности приближает к поведенческому идеалу воина айкидосозерцательная концентрация сознания на внешних и внутренних проявлениях плюс максимальная расслабленности мускулатуры и психологическая готовность к взрывным действиям вовне.

Принцип адекватности позиции внешним обстоятельствам оказывается важен в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью принятия нестандартных решений. Заранее воспитанное чувство соответствия позиции готовности к внешним обстоятельствам позволяет без возможного аффекта действовать последовательно и эффективно. Адекватность позволяет приспособиться к изменениям внешней среды с максимально большой скоростью и минимальными физическими и психическими нагрузками.


Центр и централизация

 

Принципцентрализациипозиции обусловлен явлением возможной ограниченности функциональности координационных возможностей человека.

Биомеханика человека предполагает наличие единого центра, определяющего разрешения анатомической системы. Этот центр расположен внутри брюшной полости на пересечении централи (оси горизонтального вращения, разделяющей человека на левую и правую части) и горизонтали (оси вертикального вращения, проходящей по линии верхних тазовых костей). Центр координационных возможностей (вращение, повороты, наклоны туловища, а также, в системе анатомии, основание позвоночника) является опорой механической действенности человека, а также его центром тяжести. В японских боевых искусствах он именуется Тан-деном и определяется как нижний центр сосредоточения энергии. Для айкидо понимание центра и работа с ним чрезвычайно важны. Особое внимание уделяется связям «периферия – центр» и работе с исходящей из центра энергией.

 

Для стойки айкидо понятие централизации определяется действенностью координационных способностей, напрямую зависящих от высоко эффективного сознательного контроля центра, такие как:

Ø Равновесие

Ø Подвижность

Ø Согласованность действий

Ø Включение центра (т.е. всей массы, всего тела) в действия периферии.

 

В деятельности координационного центра важное место занимают задействованные в постоянной работе координационные оси движения. Это:

· Централь Проходит через макушку головы, центр и копчик. Является осью горизонтального вращения тела. · Горизонталь бёдер (А) Проходит через верхние тазовые кости и центр. Является осью вертикального вращения (наклонов туловища, подъема ног вперёд - назад.) · Горизонталь центра (В) Проходит через центр в центральной плоскости. Является осью вертикального вращения (наклоны туловища, подъёмы ног в стороны) · Диагональ Проходит через центр, сустав плеча и противоположный тазобедренный сустав. Является осью диагонального вращения.

Объединения двух из осей организуют плоскости.

Как правило, ведут речь о горизонтальной плоскости (образованной горизонталями А и В) и о вертикальной плоскости, образованной горизонталью Б и вертикалью.


Дзансин

 

Дзансинопределяется в айкидо каксостояние готовности.

Син – дух, сознание, состояние души.

Дзан – готовность.

Состояние готовности в айкидо определяется несколькими основными характеристиками:

· Расслабленность позиции (принцип Шизен – тай)

Существующая обратная связь между состоянием сознания и положением (и состоянием) тела предполагает, что при напряженном состоянии психики практически невозможно расслабить мышцы, и обратно. Создание и применение индивидуальной расслабленной позиции, созданной на основе естественности и адекватности ситуации, позволяет тренированному человеку задавать определённое состояние психики в прямой зависимости от принятой позиции.

· Сосредоточенность сознания (принцип Син)

Сосредоточенность сознания рассматривается как параметр действенности общего внимания и внутреннего контроля. Для внешнего внимания характерна чистота модальностей восприятия окружающей действительности: визуальная, аудиальная и кинестетическая (тактильная). Настроенность сознания на восприятие и анализ ситуации позволяет концентрированно локализовать проблему, исходя из решения насущных вопросов. Восприятие должно быть сосредоточенным на двух основных уровнях: общего (осознание проблемы и действий для её решения, исходя из глобальной ситуации) и частного восприятия (сосредоточенного на конкретных элементах ситуации или её участниках).

Основная задача сосредоточенного сознания – формирование Намерения действия (Ирими), которое слагается из:

ü осознания ситуации (на основе чистого восприятия),

ü принятия решения по ведению каких – либо действий,

ü уверенности в функционально – физиологическом состоянии.

· Внутренняя готовность к выживанию (принцип Дзан)

Принцип Дзан предполагает некую форму самонаведения, т.е. психологическую работу по произведению определённого внутреннего состояния, в данном случае – готовности к выживанию. Психологическая готовность к выживанию базируется как на моторных, так и на нравственных сторонах личности. С одной стороны Готовность определяется уровнем сформированности Намерения действия и типом физиологической реакции индивидуума, с другой – психической подготовкой, которая содержит в себе:

ü Убеждённость в собственной правоте,

ü Нравственную готовность к обороне и болевому шоку,

ü Нравственную готовность к нанесению увечий,

ü Восприятие смерти как возможного исхода и готовность к ней,

ü Убеждённость в необходимости соответствующих обстановке боевых действий,

ü Принятие ответственности за разрешение ситуации.

Ключевым понятием внутренней готовности Дзансин является понятие смерти и готовности к ней. Исходя из основных принципов Бусидо, самурай выбирает в любой критической ситуации между жизнью и смертью. По определению смерть включает в себя не только сам процесс умирания (и его составляющие – болевой шок, психологическую смерть, потерю индивидуальности), но и наиболее сложные, тяжёлые действия в каждом конкретном случаи. Выбор «Смерти» – это выбор наиболее сложного – ответственности за всё происходящее. Выбрать её можно, если осознать последствия легкого выбора – стыд, угнетённость, чувство раскаянья, страх перед общественным порицанием.

· Правильное дыхание (принцип Ибукэ)

· Расфокусировка зрения (принцип Метсуке)


Метсукэ

 

При взаимодействиях с противником важным фактором, характеризующим правильное камаэ, является Метсукэ – взгляд, определяющий концентрацию внимания и внутреннее состояние.

Метсукэ определяется следующими параметрами:

o Взгляд направлен на централь противника (как правило, в гортань или лоб)

/что позволяет скрыть зону атаки готовящихся действий и расфокусировать зрение/

 

o Веки полуприкрыты

/что позволяет отключить их безусловное реагирование на атаки в зону шомэн и естественным образом смачивать поверхность глаз минимальным морганием/

 

o Наравне с прямым обзором задействовано периферийное зрение

Разделение визуального восприятия на прямой и периферийный обзор связанно с физиологическими особенностями зрения. В прямом обзоре преобладает подсознательная концентрация на визуальных параметрах объекта для его опознавания и классификации. Периферийное зрение срабатывает, привлекая концентрацию внимания на объектах «слепой» зоны только при движении, что позволяет человеку избегать возможных негативных воздействий окружающего мира. Зона прямого обзора ограниченна углом в 600 относительно глаз. В экстремальных ситуациях она сужается до 300, это обусловлено требованием повышения точности при

деятельности по самозащите и достигается путём подключения жёсткого контроля зрения как наиболее точного и наработанного инструмента внимания организма. Зона полного обзора, включая периферийное зрение около 1500.

Одновременность включения внимания в прямой и периферийный обзор является следствием определённого тренинга сознания, при котором отсутствует необходимость в срочной мобилизации защитного механизма деятельности прямого зрения. Так же периферийное зрение свободно действует в ситуации повышенного внимания, если тренинг тела позволяет снизить уровень контроля точности со стороны визуального восприятия.

 

o Мимика лица (как часть метсукэ) пассивна

Мышцы лица, находясь в активном состоянии, задействовают большое внимание части самоконтроля на то, чтобы не продемонстрировать противнику внутренних чувств и направление действий. Для избежания этой проблемы мимические мышцы тренируют на состояние пассивной расслабленности.

 

o Состояние сознания - концентрация на внимании и расслабление.

Данное состояние сознания возможно только по достижению необходимого уровня осознанности целепологания боя, принятия неизбежности смерти как процесса и тренированности мышц на расслабление во время экстремальной ситуации. Метсукэ является одним из тренируемых параметров в боевых искусствах, позволяющих психически действовать на противника и подготовить сознание к поединку. В айкидо Метсукэ – параметр оценки работы мастеров выше 1-го дана.


Требования к стойке

 

Требования к положению ног в естественной стойке айкидо основаны на принципе Санкаку-тай.

Санкаку-тай – «тело как треугольник». Принцип равновесной фигуры, обозначение человека и символ стабильности тела и его энергии.

Тай – тело

Сан – три

Санкаку – треугольник.

При исполнении этого принципа в позициях ханми стопы ставятся таким образом, что ограничивают площадь равнобедренного треугольника, в котором угол между линиями направления стоп равен 900 (есть частные варианты, когда он больше или меньше 900). Устойчивость позиции создаётся с помощью равномерного распределения веса на обе ноги (за счёт расслабленного согнутого в колене положения) и централизации тандена (при котором проекция его местонахождения в пространстве на плоскость движения равноудалена от центров стоп).

 

Второе важное требование к ханми айкидо – естественный шаг, т.е., при принятии положения стойки, айкидока определяет расположение ног по длине своего шага, который, как правило, равен длине его голени.

 

Ещё оно важное требование к ханми айкидо – положение корпуса. При правильном расположении тела в стойке, расправленные плечи направлены вперёд, что проверяется по вытянутым перед централью на уровень глаз рукам (если указательные пальцы сходятся в точке, находящейся в центральной плоскости, и однонаправлены с передней стопой, то позиция корпуса верна).

Для других позиций айкидо свойственно сохранять основное правило Санкаку-тай и базировать стойку на равносторонних треугольниках.

 

Основными критериями правильного положения в любой стойке являются следующие:

ü Централизация позиции

ü Равное распределение веса на ноги

ü Однонаправленное положение корпуса

ü Расслабленные, отведённые назад плечи

ü Строго вертикальная осанка

ü «Свёрнутая» позиция бёдер (позиция подобная позиции всадника в седле).

ü Положение рук перед собой, в зоне постоянного действия – кокю

 

Для сувари-вадза характерны те же требования, но специфика положения определяет и некоторые изменения:

ü Разворот корпуса относительно линии движения не более 450

ü Опорой движения являются не только стопы, но и колени.


Сабаки

Сабаки

 

Сабаки – перемещение, передвижение.

Перемещения определяются как смена местоположения в пространстве с течением времени какого-либо из элементов действующей системы.

В Будо считают принципиально важными несколько смысловых уровней перемещений:

o Тай – сабаки как перемещение тела в пространстве и как смена положения тела.

o Метсукэ – сабаки[2] как перемещение взгляда, концентрация его сосредоточенности, а также движение мысли, с ним взаимосвязанное.

o Син - сабаки как движение, порыв души, состояние настроя, духовная концентрация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.