Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы для обследования навыков чтения учащихся





ПЕРВЫЙ КЛАСС (второе полугодие)

 

ЁЖИК

Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквину и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звездочку. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красивое солнышко.

Вот ёж смеялся. Очень.

Г. Цыферов

1. Что наколол ёжик на свои иголки?

2. Что особенно тебе понравилось в этом рассказе?

 

ВТОРОЙ КЛАСС

 

ТРИ МЕДВЕДЯ

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Л. Толстой

1. Расскажи, какими были три медведя?



2. «Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?

 

ТРЕТИЙ КЛАСС

 

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю; на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришёл и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завёлся?

Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!

В. Житков

1. Как можно озаглавить этот отрывок?

2. Почему ты так думаешь?

3. Каких кошек называют беспризорными?

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

 

СИЛА СЛОВА

Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

-Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь! Но камень ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился. В это время к камню подъехал всадник. Путник ему говорит:



- Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда, ни сюда. Лежит, и пройти не даёт!

Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь стащил камень с дороги.

- Вот это другое дело, - сказал путник.

- Э-э, нет, - ответил всадник. – Слово все-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.

В. Беспалов

1. Перескажи текст.

2. Как ты понимаешь название рассказа «Сила слова»?

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕМПА (СКОРОСТИ) ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

1 класс – 26-30 слов в минуту

2 класс – 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия)

- 40-60 слов в минуту (в конце второго полугодия)

3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия)

- 66-76 слов в минуту (в конце второго полугодия)

4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия)

- 86-96 слов в минуту (в конце второго полугодия)

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

 

НАРУШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

I. Нарушение скорости чтения.

II. Нарушение способа чтения.

III. Нарушение правильности чтения:

1) незнание изученных букв;

2) смешения и замены букв на основе их:

- акустического сходства;

- артикуляционного сходства;

- оптического сходства.

3) искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов);

4) аграмматизмы.

IV. Нарушение выразительности чтения.

 

НАРУШЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ

1. Непонимание отдельных слов и фраз в контексте.



2. Невозможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту.

3. Затруднения установления причинно-следственных связей в тексте.

4. Трудности составления пересказа.

2.4 Материалы для обследования навыков письма(диктант, списывание)

ПЕРВЫЙ КЛАСС

(конец второго полугодия)

Ключ

Алёша и Коля шли в школу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.

 

ВТОРОЙ КЛАСС

 

Летом

(первое полугодие)

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под ёлкой шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.

 

Ёжик

(второе полугодие)

Наступило лето. Дети пошли в лес. Там журчит ручей. Дети искали шишки. Они зашли в чащу. Под кустом дети нашли ёжика. Ёжика они взяли с собой. Дома дети дали ему молока. Ёж долго жил у детей. Ему было хорошо.

 

ТРЕТИЙ КЛАСС

 

Избушка лесника

(первое полугодие)

В лесу жил лесник. Он сторожил лес от пожара. У лесника была внучка Саша. Она летом жила у дедушки в лесу. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом стояла звенящая тишина. Рядом с избушкой тихо журчал ручей, и звонко пели птицы. В траве трещали зеленые кузнечики.

 

Лиса

(второе полугодие)

Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, ольхи. Недалеко от рощи кормились сороки. Однажды лиса шла с охоты. Она почуяла запах птиц. Лиса быстро поползла к добыче. Затрещали сороки на макушке ольхи. Тетерева сорвались с кормежки.

(По Н. Никольскому)

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

 

Весна

На горке появились первые беленькие цветочки. Кусты и деревья еще голые, но на ветвях орешника уже видны пушинки. За орешником расцветает ива, ольха, осина. На высоких березах черные грачи вьют гнезда. А там белоносый грач ходит по огороду. Он ищет в грядках червяков. В деревне с раннего утра шумно и весело. В поле уже зеленеет озимая рожь. Весна в разгаре.

 

Светлячок

Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на маленький фонарик.

В теплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья. И нам казалось, что вся тропинка, как в праздник украшена зелеными огоньками-фонариками.

(И. Соколов-Микитов)

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Помимо диктантов и списывания желательно изучить самостоятельное письмо детей.

Для самостоятельного письма могут быть использованы различные серии картинок или какая-либо сюжетная картина, предусмотренная программой для данного возраста.

Ученикам первого класса в конце учебного года лучше всего предложить под каждой картинкой (из серии сюжетных картин) написать по одному предложению. Для обследования письменной речи учащихся 2-3-х классов можно использовать такие виды письменных работ как изложение и сочинение. Сочинение можно написать о наиболее запомнившемся детям дне, событии или празднике.

Ошибки письма и письменной речи сравниваются и сопоставляются количественно.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОШИБОК ПИСЬМА

Для проведения подробного анализа ошибок письма, все ошибки, обнаруженные при выполнении различных видов письменных работ, удобнее всего разделить на следующие группы.

1 ГРУППА. Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (замены и смешения глухих и звонких согласных б-п, д-т, з-с, ж-ш, г-к, в-ф; твердых и мягких т-т`, м-м `, б-б`, и т.д.; свистящих и шипящих с-ш, з-ж, с`-щ; соноров р-л, й-л`; аффрикат ч-щ, ч-ц, ч-т`, ц-с; заднеязычных к-г-х`. Замены и смешения лабиализованных гласных о-у, й-ю.

2 ГРУППА. Ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа и синтеза:

а) ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (пропуск точки, отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки и заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки);

б) ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное или раздельное написание слов, пропуск слов);

в) ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (пропуск, добавление, перестановка букв и слогов в словах).

3 ГРУППА. Ошибки, связанные с заменой или смешением графически сходных букв.

а) оптические;

б) кинетические;

в) зеркальные.

4 ГРУППА. Орфографические ошибки.

2.5 Рекомендации к составлению индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком

 

1 этап. Проведите логопедическое обследование и наблюдение за ребенком, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные, запишите их в виде заключения.

2 этап. Определите приоритетные задачи индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

3 этап. Определите зону актуального и ближайшего развития ребенка.

4 этап. Определите, какие задачи будут реализованы логопедом, воспитателем, родителями.

5 этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия «Ступеньки», которыми ребенок будет овладевать постепенно.

6 этап. После того как ребенок овладел одним из умений, внесите в программу коррективы.

Индивидуальный план составляется сроком на 1 месяц. Далее его содержание дополняется или корректируется. Индивидуальный план должен быть записан в истории развития ребенка.

 

Оформление конспекта занятия

Титульный лист

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия, проведённого студенткой 4 курса ФКП ПГУ им. М.В. Ломоносова Ивановой Ириной Ивановной с группой учащихся 1 класса с ФФНР 10.11.2010 г.

1 страница

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

4. Речевой материал.

5. План занятия.

6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя-логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приёмов).

 

2.7 Образцы оформления плана-конспекта урока

Образец оформления плана- конспекта урока по звуковой культуре речи

I. Тема урока (зависит от типа урока: а) автоматизация звука или б) дифференциация звуков в название темы вносится один звук «Звук С» или два-три звука: «Звуки С-Ш»

II. Цель урока (формулируется в соответствие с темой как образ будущего результата учебной работы, например: а) использование автоматизированного звука (С) в речевых отрезках различного объема и сложности в разных контекстах; б) дифференцированное использование звуков (С-Ш) в пассивной и активной речи (на речевом материале различной сложности).)

III. Задачи урока (формулируются по основным разделам работы, предусмотренным школьной программой):

1) развитие фонематического восприятия;

2) произношение данного звука в составе речевых единиц различной сложности (для урока автоматизации) или дифференциация данных звуков на речевом материале различной сложности (для урока дифференциации)

3) работа над слоговой структурой слова,

4) развитие ритмоинтонационной стороны речи,

5) формирование навыков слогового и фонемного анализа и синтеза).

IV. Оборудование урока (средства обучения).

1) учебная литература и дидактические материалы

2) наглядные пособия 9средства зрительной и слуховой наглядности)

V. Речевой материал урока (представляется под рубриками: «звуки и звуковые ряды», «слоги и слоговые ряды», «слова», «предложения», «тексты»)

VI. План конспекта урока (структура)

1) Оргмомент

2) Артикуляционная гимнастика

3) Характеристика звука или сравнительная характеристика звуков

4) Развитие фонематического восприятия

5) Автоматизация звука в слогах и словах

6) Работа над слоговой структурой слова

7) Физкультминутка

8) Формирование навыка слогового (фонемного) анализа (в зависимости от этапа обучения проводится работа а) над слоговым анализом, б) над слоговым анализом, в) над фонемным анализом, г) над фонемным синтезом, д) комплексная работа над фонемным анализом и синтезом). На начальных этапах работа проводится на основе использования знаково-символической деятельности (схемы, символы и др.), а на продвинутых этапах операции фонемного и слогового анализа осуществляются без внешних опор.

9) Упражнения на развитие каких-либо компонентов ритмоинтонационной стороны речи (в зависимости от этапа обучения проводится работа а) на уровне слова; б) на уровне фразы; в) на уровне текста)

10) Автоматизация звука в предложениях и тексте

11) Подведение итогов урока.

 

 

VII. Оборудование урока

 

 

Образец оформления плана-конспекта урока развития речи

(класс _____, четверть_____)

Тема урока (определяется в соответствии с содержанием программы на данную четверть, при необходимости дополняется формулировкой подтемы и указанием номера урока по данной теме)

Цель урока (формулируется в соответствии с темой как образ будущего результата учебной работы)

Задачи урока (отражают направленность на речевое развитие школьников и формулируются по каждому из трех важнейших разделов речевой работы: 1 раздел – обогащение (расширение словарного запаса; 2 раздел – формирование грамматического строя речи, 3 – развитие связной речи или текстовой компетенции).

Оборудование урока (средства обучения):

учебники, дидактические материалы;

наглядные пособия: средства зрительной, слуховой и зрительно-слуховой наглядности.

Речевой материал урока.

Приводится и располагается соответствующими рубриками:

лексический материал: списки слов, относящихся к определенным категориям (существительные, прилагательные и т.д.), подлежащих усвоению на уроке;

грамматический материал: примеры грамматических форм или конструкций словосочетаний и предложений, усваиваемых на уроке;

текстовой материал: образцы (эталоны) диалогов, пересказов, рассказов и др.

План конспект урока (структура)

    1. Оргмомент (создание мотивационной базы, атмосферы речевого общения, сообщение темы урока или подведение учащихся к формулировке темы урока)
    2. Речевая (речемыслительная) минутка (возможны разные варианты проведения речевой минутки: а). Активизация лексического материала, актуализация понятийного аппарата, относящегося к теме и освоенного на предыдущих уроках на данной теме; б) ориентация в практическом и языковом (речевом) опыте учеников, выяснение уровня их готовности к работе над новой темой (подтемой) и одновременная подготовка их к заданиям по новой теме.
    3. подготовка к изучению новой темы (возможные варианты подготовки: слово учителя, беседа с использованием картин, бес6еда с использованием ученических рисунков на данную тему, выполненных на уроке рисования, беседа с привлечением экскурсионных материалов и др.)
    4. физкультурная минутка
    5. Изучение новой темы: введение нового материала: а) установка на конечный результат работы, б) восприятие учеником конкретного материала, на основе которого будет развернута дальнейшая речевая работа, в) осмысление учениками общего содержания картины (текста) и уяснение первичной учебно-речевой задачи в процессе ответов на вопросы; г) выделение существенных компонентов объекта восприятия (картины, текста), подлежащих дальнейшему обсуждению: д) наглядная фиксация выделенных компонентов (использование символов, рисунков, схем, ключевых слов и др.)
    6. совместное обсуждение программы (плана) дальнейших действий в работе по содержанию рассказа
    7. выполнение заданий (действий), направленных на поэтапное содержание рассказа (пересказа, диалога)
    8. пофрагментарное создание рассказа (пересказа, диалога) учащимися на основе разработанных опор для высказывания.
    9. рассказ (пересказ) сначала сильным учеником, а потом другими учениками)
    10. организация аналитико-синтетической работы по содержанию полученного текста (ответы на вопросы учителя)
    11. Подведение итогов урока (вопросы по теме урока, выяснение усвоения нового, понимания того, чему научились на уроке, получение эмоционального отклика, оценка положительного вклада учеников на урок.

 

Образец оформления плана- конспекта урока чтения и письма в период обучения грамоте

(класс ___, четверть____)

I. Тема урока (определяется в соответствии с содержанием программы)

II. Цель урока (формулируется в соответствии с темой)

III. Задачи урока (определяется по каждому из следующих разделов работы: 1-й раздел – знакомство с печатным и письменным вариантом буквы; 2-й – развитие навыков слогового и фонемно-буквенного анализа и синтеза; 3-й – чтение, 4 –й письмо)

IV. Оборудование урока (средства обучения).

1. «Букварь», дидактические материалы

2. наглядные пособия: средства зрительной и слуховой наглядности

V. Речевой материал урока. Приводится и располагается под соответствующими рубриками:

1. буквы (пройденные и новая);

2. слоги для чтения;

3. слова для фонемно-буквенного анализа;

4. слова для чтения;

5. предложения для чтения (в том числе со ссылками на предложения из «Букваря»);

6. слова для записи (в том числе со ссылками на «Прописи»).

VI. План конспекта урока (структура)

1. Оргмомент (создание мотивационной базы усвоения буквы, сообщение темы урока или подведение учащихся к формулировке темы урока).

2. Повторение изученного (а) чтение слогов, слов с изученными буквами с попутным проведением лексической работы и орфографической пропедевтики; б) повторение изученных звуков и букв, признаков гласных и согласных звуков, парных по твердости- мягкости, звонкости- глухости в процессе работы с демонстративным материалом, разрезной азбукой и др.). Выбор материала для повторения определяется его связью с новой темой, задачами урока и т.д.

3. Актуализация нового звука, обозначаемого изученной буквой;

4. Фонемный (слоговой) анализ слов (работа с фонемными (слоговыми) моделями слов с новым звуком, анализ готовых моделей, составление моделей слов).

5. Знакомство с печатным вариантом буквы (рассматривание буквы, определение сходства буквы с объектами предметного мира, выявление элементов буквы (анализ), ее конструирование (синтез), сопоставление с ранее изученными буквами, привлечение внимания к печатному варианту буквы, данному в букваре, демонстрационных карточках, картинном алфавите).

6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного (слогового) анализа и синтеза (составление слогов - слияний и чтение их; преобразование ранее составленных фонемных моделей слов в буквенные и чтение полученных слов; составление слов из слогов и букв, их слоговой и фонемный анализ и чтение; выполнение упражнений на трансформацию слов).

7. Чтение страницы «Букваря» и речевого материала, представленного на карточках (а) чтение слогов – слияний по цепочке и/или хором; б) чтение столбиков слов с предварительным фонемно-слоговым анализом; в) проведение орфографических наблюдений.

8. Чтение предложений (чтение хором и/или по цепочке; нахождение слов из столбиков; смысловой анализ предложений (по вопросам); структурный анализ предложений: установление количества слов, поиск слов с изучаемой буквой, оформление предложения).

9. Физкультминутка

10. Знакомство с новой письменной буквой (заглавной и строчной): показ образца рукописной буквы, сравнение ее с печатной; анализ зрительных элементов буквы; анализ двигательных элементов буквы и сопоставление их со зрительными; привлечение внимания к письменным вариантам буквы (заглавная и строчная) в «Букваре», картинном алфавите, «Прописях»; конструирование письменных вариантов буквы из бросового материала (пластилина, проволоки, нитки, цепочки и т.д.)

11. Письмо новой буквы (воображаемое письмо, копирование, тактированное письмо – под счет)

12. Каллиграфический анализ позитивных и негативных образцов написания буквы (предлагаемых на доске)

13. Сравнение данной буквы со сходными раннее изученными (одной-двумя)

14. Каллиграфический анализ буквенных соединений на доске и в «Прописях»

15. Письмо слов с новой буквой (привлечение внимания начертанию новой буквы и буквенных соединений).

16. Подведение итогов урока (характеристика нового звука, включение новой буквы в «картотеку» изученных букв; получение эмоционального отклика учащихся об уроке, оценка положительного вклада учеников в урок)

Образец оформления плана- конспекта урока детской литературы:

I. Тема урока и его место в ряду других уроков по данной теме (начало, продолжение или завершение изучаемой темы). В формулировке темы отражается жанр произведения, его название и автор.

II. Тип урока (урок знакомства с новым произведением, урок анализа произведения, комбинированный урок, обобщающий урок).

III. Оборудование урока (средства обучения)

1. учебная литература: основной учебник, дополнительная литературы, дидактические материалы и др.

2. наглядные пособия;

3. средства зрительной наглядности (печатные средства: репродукции картин и иллюстрации, демонстрационные карточки и таблицы, раздаточный материал; экранные средства: диафильмы, диапозитивы и слайды., транспаранты);

4. средства слуховой наглядности (грампластинки, магнитофонные записи),

5. зрительно-слуховые средства (диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы, кинофрагменты, видеозаписи).

IV. Цель урока (формулируется в соответствии с темой, программными требованиями и жанровыми характеристиками изучаемого произведения)

V. Задачи урока (в задачах отражается ориентация на формирование литературоведческой компетенции и лингвориторической компетенции учащихся; задачами определяются по каждому из основных направлений работы:1–е сознательность чтения; 2–е - правильность; 3-е – выразительность; 4-е – беглость).

VI. Примерный план урока (структура)

1. Оргмомент (создание мотивационной базы, сообщение темы урока)

2. Подготовительная (предтекстовая) работа:

1) Рассказ учителя об авторе басни (с демонстрацией портрета писателя, сообщение биографических сведений и др.)

2) Беседа или викторина по материалам изученных басен;

3) Беседа о повадках животных – действующих лиц басни «Квартет»);

4) Предварительная словарная работа.

 

3. Чтение басни учителем или прослушивание магнитофонной записи, просмотр фильма.

4. беседа, включающая вопросы эмоционально-оценочного и тематического плана.

5. Чтение басни «по цепочке»

6. Физкультурная минутка

7. Анализ конкретного содержания басни:

1) Уточнение структуры и композиции басни (деление текста на части, составление картинного плана, вербального плана, подбор символов к пунктам плана и др.);

2) Установление и характеристика действующих лиц (нахождение в тексте материала о действующем лице, определение характерных черт, словесные и графические портреты, выяснение мотивов поведения);

3) Определение главной мысли конкретного содержания басни;

4) Формулировка вывода по конкретному содержанию басни.

VII. Раскрытие аллегории (выборочное чтение фрагментов, содержание которых несет особую смысловую нагрузку в иносказании; соотнесение конкретного содержания басни с жизненными ситуациями, историческими событиями; работа с иллюстрациями, раскрывающими аллегорический смысл басни и др.).

VIII. Анализ той части басни, в которой заключена мораль (выделение морали или нравоучения басни, соотнесение ее с главной мыслью; выяснение того, кем высказана мораль; нахождение в тексте авторских оценок персонажей, влияющих на понимание главной мысли или морали; выяснение роли каждого действующего лица в раскрытии идейной направленности басни).

IX. Стилистический анализ текста (язык произведения).

X. Приведение примера- аналогий из жизни.

XI. Вторичный синтез:

1) Устное словесное рисование;

2) чтение по ролям (драматизация);

3) передача краткого содержания басни;

4) создание устного диафильма.

XII. Подведение итогов урока (обобщение впечатлений и переживаний новых знаний и умений, эмоциональные отзывы о произведении, жизненные параллели).

 

Оформление дневника педагогической практики

Титульный лист

Дневник

педагогической практики студента 4 курса ФКП

отделения логопедии ПГУ им. М.В. Ломоносова

Ивановой Ирины Ивановны

Педагогическая практика проводится на логопункте в СОШ № 10 г.Архангельска с 01.11.2007г. по 06.12.2010г.

 

Факультетский руководитель практики

Методист практики

Директор СОШ

Учитель-логопед

Адрес СОШ

№ телефона

1 страница

Дата Вид деятельности Содержание Анализ Подпись логопеда
         

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.