Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата.





 

  При поступлении Динамика
Прикус Открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия
Челюсти массивная  
Губы Тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы, шрамы
Зубы нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги
Язык, подъязычная связка Массивный, маленький, норма, укороченный, с послеоперационным узлом
Твёрдое нёбо Нормальное, готическое, куполообразное, расщелины, субмукозная щель
Мягкое нёбо Обследовать визуально, предложить покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе. Плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелина, укороченное, раздвоенное

 

2 Состояние мимической мускулатуры.

Виды движений 1 год 2 год
Выраженность носогубных складок: -в покое -в улыбке   Отметить: сглаженность носогубных складок, одной, обеих
Удерживает ли рот закрытым: - в покое - при еде Удерживает, не удерживает
Зажмурить глаза: -вместе -поочередно: правую, левую Выполнение правильное. Испытуемый зажмуривает глаза. Возникают содружественные движения. Движения не удаются.
Надуть щеки «толстячок» -вместе -поочередно: правую, левую Поднять брови   Выполнение правильное или сильно напрягается противоположная щека. Изолированное надувание одной щеки не удаётся. Выполнение правильное. Движение не удаётся. Движения выполняются с содружественными движениями: щурятся глаза, подёргиваются щёки и т.д.
Нахмурить брови Замедленность движений глазных яблок, наличие Синкинезии, односторонний птоз верхнего века.
Наморщить нос
Втянуть губы « худышка»

. Вывод: 1. Правильное выполнение указанных мимических поз.



2. Мимическая картина нечёткая.

3. Движения не удаются.

4. Мимические движения нормальные.

5. Амимичность, гиперкинезия мышц лица.

6. Синкинезии слабо или ярко выражены.

3 Подвижность органов артикуляции.

Виды упражнений.

Для губ.

1. «Улыбочка»_________________________________________________________________

2. «Трубочка»_________________________________________________________________

3. «Заборчик»_________________________________________________________________



Динамические:

1. «Улыбка – трубочка»_________________________________________________________

2. «Заборчик – покой»__________________________________________________________

3. Подвигать губами, сложенными трубочкой_______________________________________

Для нижней челюсти:

1. Открыть рот_________________________________________________________________

2. Открыть – закрыть рот________________________________________________________

3. Подвигать челюстью вправо – влево____________________________________________

Для языка.

Статические:

1. «Лопатка»__________________________________________________________________

2. «Жало»____________________________________________________________________

3. «Трубочка»_________________________________________________________________

4. «Катушка»__________________________________________________________________

5. «Чашечка»__________________________________________________________________

Динамические:

1. «Лопатка –жало»_____________________________________________________________

2. «Лопатка – трубочка»_________________________________________________________

3. «Лопатка – катушка»_________________________________________________________

4. «Лопатка – чашечка»_________________________________________________________

5. «Качели»___________________________________________________________________

6. «Часики»___________________________________________________________________

7. «Вкусное варенье»___________________________________________________________

8. «Лошадка»__________________________________________________________________

Для мягкого нёба.

1. Глотание____________________________________________________________________

2. Покашливание_______________________________________________________________

Вывод:

1. Выполнение правильное.

2. Движения языка недостаточного диапазона.

3. Язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

4. Параметры движения: наличие или отсутствие движений, движение не удаётся, выполнение правильное; активность выполнения (заторможенность, расторможенность); объём (полный, неполный); точность выполнения (замена движений, синкинезии, точно, неточно), длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 секунд, быстрая истощаемость), темп выполнения (норма, замедленный, ускоренный).



 

4.Характеристика работы речевого аппарата.

Дыхание 1. Тип диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное верхнеключичное, свободное, затруднённое, неровное, неритмичное 2. Объём полный, неполный 3. Плавность ровное, неровное 4. Длительность речевого выдоха Соответствует количеству слов во фразе Продолжительность выдоха: укороченный, слишком быстрый. Характер выдоха: нормальный, укороченный, слишком глубокий. Голос Сила громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий во время речи, сильный, звонкий Высота высокий, низкий, нормальный Тембр сильный, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенком, наличие мягкой или твёрдой атаки голоса Носовой оттенок____________________ Просодическая сторона речи 1. Темп ускоренный, нормальный, замедленный 2. Ритм нормальный, аритмия, сохранение пауз 3. Интонация внятная, отчётливая, смазанная, неясная. При заикании: норма, деление слов, слогов паузой, судорогой; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Саливация ярковыраженная, умеренная. ____________________________________

 

Вывод: 1. Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

2. Разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая.

3. Разборчивость речи не нарушена.

Состояние звукопроизношения.

Звук\год П ПЬ Б БЬ В ВЬ Ф ФЬ Т ТЬ Д ДЬ
                           
                           
  К КЬ Г ГЬ Х ХЬ Н НЬ М МЬ С СЬ
                           
                           
  З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ Й
                           
                           
  А О У Э Ы И            
                           
                           

 

Вывод: Определить нарушения звучания.

По механизмам: дислалия или дизартрия.

По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение.

По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты озвончения, дефекты смягчения, дефекты заднеязычных звуков.

По объёму: мономорфное, полиморфное нарушение.

6.Состояние фонетико-фонематической системы.

1.Фонематический слух.

Задание
1. Дифференциация звуков    
2.Дифференциация слогов: с 4 лет-2 слога С6 лет-3слога 1. Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления. 2. Первый слог произносится правильно, 2-й уподобляется 1-му. 3. Неточное воспроизведение обеих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками. 4. Отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы
4. Дифференциация звуков в словах: Твёрдые-мягкие Пальцы-пяльцы Мыло-Мила Банка-банька Дымка-Димка Глухие-звонкие Почка-бочка Кости-гости Точка-дочка Софа-сова Свистящие-шипящие Миска-миска Шайка-чайка Чёлка-щёлка Печка-Петька Соноры Рак-лак Рейка-лейка Марка-майка Лямка-ямка      

2.Анализ звукового состава слова.

Задание
1. Выделение звука на фоне слова (с 4л) 2. Название первого звука в слове - под ударением - без ударения (с5л-гласн, с 6 л-согласн) 3. Называние последнего звука в слове(с6л) 4. Определение места звука в слове(с 6л) 5. Определение звуков в слове(с 6 л) 6. Определение порядка звуков в слове (с 6л мак, суп, лук)    

 

Вывод: Различение звуков, слогов, звуковых рядов, звуковой анализ слова – нарушен, сохранный.

Сформированность фонематического восприятия на уровне: - изолированных фонем.

- оппозиционных фонем,

- изолированных слов.

3.Звуко-слоговая структура слова

Задания
1. Повторить слова (4г.): Снег Крыша Кошка Капуста Помидоры (5л): Велосипед Помидор Сковорода Свисток Милиционер Лекарство Сквозняк Температура Аквариум Простокваша 2. Повторить предложения: (6л): - Мальчик слепил снеговика. - Водопроводчик чинил водопровод. - Милиционер едет на мотоцикле. - Регулировщик стоит на перекрёстке. Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, при стечении согласных опускается 1 из согласных звуков, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов.

 

Вывод: 1. Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.

  1. замедленное послоговое воспроизведение.
  2. Искажение звуков, слогов. Структура слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).
  3. Невоспроизведение.
  4. Не нарушена.
  5. Нарушение слоговой структуры слов:

- парафазии (замены звуков, слогов),

- элизии (пропуски звуков, слогов),

- интерация (повторение звуков, слогов),

- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого),

- персеверации (отсроченное повторение),

- перестановки звуков, слогов.

7 Состояние неречевых психических функций

1.Восприятие

 
Дифференциация звучащих игрушек. Различает или нет сильное и слабое звучание игрушек.
Воспроизведение ритма Ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном темпе по сравнению с образцом, нарушает количество элементов данного ритмического рисунка.
Подбор картинок к цветовому фону    

 

2.Зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Правый и левый глаз, ухо, рука. Ошибки в пространственной координации, незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
Пробы Хэда    
Справа, слева от себя Вверху, внизу Впереди, сзади    
Разрезные картинки (от5 до 8 ч)    
Матрицы Ровена    
Кубики:4,6,8,9,12 ч    

 

3.Ручная моторика.

Ведущая рука    
Жжжжжжжжж 5л.: «пальчики здороваются» мозаика шнуровка застёжки раскрашивание вырезание 6л: «кулак\ребро\ладонь» «игра на рояле» Норма моторика: - сформирована статическая координация движений, умеет по заданию и произвольно фиксировать на определенное время нужную позу, сформирована динамическая координация движений: движения чёткие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д., - вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, - выразительна, эмоциональна мимика лица.

 

4.Общая моторика.

 

Координация движений при ходьбе    
Стоять на одной ноге    
Прыжки на двух ногах    
Прыжки на одной ноге    
Ходьба по узкой дорожке    
Ловля мяча    

 

Нарушение моторики: - повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой, незавершённой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний,

- моторная напряжённость, скованность и некоординированность движений, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.

1. Координация рук, ног (правильная, замедленная, нет координации).

2. Чувство равновесия (есть, нет).

3. Осанка (правильная, неправильная).

4. Объём выполненных движений (полный, неполный).

5. Переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует).

6. Самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого).

7. Сопутствующие движения (есть. Нет).

8. Наличие леворукости (амбидекстрии).

9. Мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. доп. движения, сопровождающие основное – слабо или ярко выражены.

 

 

5.Мышление

Классификация Мышление: способность к обобщению, классификации, исключению лишнего, составление по серии картинок, понимание скрытого смысла, выделение сходства и различия, понимание главного.
«4 лишний» (5л) с. 10 - 11
«Серия картинок» (6 л)
«Правильно-неправильно» (5л)
«Подбери пару» (4г)

Особенность внимания: внимательный, сосредоточенный, активный, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный. Длительность активного внимания, стойкость и переключаемость.

Память.

Зрительная Память механическая, ассоциативная.
Слуховая
Двигательная
Стихотворение

Счетные операции.

В пределах… осознанный, неосознанный. На 1 больше, на 1 меньше. Понимает, не понимает.      

 

8. Временные представления.

Части дня: утро_________________________ вечер__________________________________

день_________________________ ночь__________________________________

Времена года: лето______________________ осень__________________________________

зима______________________ весна__________________________________

Дни недели и их последовательность _____________________________________________

Месяцы и их последовательность_________________________________________________

 

9. Ориентация в пространстве.

Впереди______________________________ сзади ___________________________________

Посередине___________________________ справа и слева___________________________

Дальше ______________________________ ближе __________________________________

Выше ________________________________ ниже __________________________________

 

10. Представления о признаках предмета:

цвет _________________________________________________________________________

форма _______________________________________________________________________

величина _____________________________________________________________________

 

Импрессивная речь

 

 
1. Объём пассивного словаря. 2. Понимание различия ед. и мн. ч. сущ. 3. Различение предложно-падежных конструкций: с. 18 - 21 С 4 л – В,НА,ПО,ПОД,НАД,ПЕРЕД,ЗА С 5 л – В-ИЗ, НА-С, ПОД-ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ 1. Называние реальных предметов на картинках. 2. Понимание смыслового значения слова. 3. Понимание действия. 4. Понимание простого сюжета. 5. Понимание лексико-грамматических конструкций.

 

Вывод: Понимание обращённой речи:

- не понимает обращённую речь,

- понимает обращённую речь ограниченно (ситуативно),

- выполняет простые речевые инструкции,

- понимание обращённой речи на бытовом уровне,

- выполняет сложные речевые инструкции,

- понимание в полном объёме.

9Состояние лексики.

Лексическая тема
Овощи    
Фрукты    
Одежда    
Обувь    
Головные уборы    
Мебель    
Игрушки    
Посуда    
Части тела    
Домашние животные    
Дикие животные    
Птицы    
Транспорт    
Профессии    
Цветы    
Предметы быта    
Инструменты    
Семья    

 

Антонимы (с 6 л):

Большой высокий длинный

Широкий полный толстая

Тупой сладкая много

 

 
5л-Что ты делаешь в течение дня?     Кто как передвигается? Человек Птица Заяц Утка   Кто как голос подаёт? Корова Собака Кошка Лошадь Курица Утка      
6 л Кто что делает (проф)? Врач Продавец Воспитательница Парикмахер Повар      

 

Вывод:

1. объём словаря соответствует возрастной норме или нет.

2. Характеристика активного словаря (наличие глаголов, наречий…)

3. Точность употребления слов. Если имеется недоразвитие речи.

Неточность употребления слов может происходить на основе:

- звуковой близости слов (куст винограда – кисть винограда, клубок – колобок),

- отождествление наглядной ситуации – замещение названия предмета внешне сходным (сарафан – платье),

- сходных по своему назначению (тарелка – вилка),

- ситуационной связи друг с другом (клумба – цветок),

- обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведёт к перефразу (душ – кран льёт воду),

- замещения родственных семантических групп, расширения смыслового содержания (идёт черепаха – идёт по песку),

- сужение смыслового содержания (зашивает швея – зашивает платье),

- смещение лексико-грамматических признаков сходных форм слов (смотрел фильм – засмотрелись на интересный фильм).

4. Резко ограничен.

5. В пределах обихода.

6. Беден.

7. Достаточный.

10.Состояние грамматического строя речи.

Словоизменение
1. Образование мн.числа существительных. С. 22 - 23 Стол Стул Дерево Ведро Огурец Ухо Яйцо 2. Употребление сущ. в род.пад.мн.ч. Кого много? Чего много на столе? Чего в доме много? 3. Изменение сущ ед.ч. по падежам без предлогов. Р У кого нет мяча? У кого котёнок? В Кого увидела собачка? Что несёт мальчик? Д Кому кошка мешает вязать? Кому трудно нести чемодан? Т Кем хочет быть девочка? С кем гуляет девочка? П На ком красивое платье? На чём катается мальчик? 4. Изменение сущ.ед.ч.по падежам с предлогами (В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, СО, МЕЖДУ) 5. Согласование прил. с сущ.   6. Согласование числ. с сущ.(2 и 5) Цыплёнок Матрёшка Ведро      
Словообразование    
Относительные прилагательные(6л) Тетрадь из бумаги Шапка из меха Варенье из яблок Сок из малины Притяжательные прилагательные(6 л) Чьи очки? Чей хвост? Чья лапа? Чьё яйцо? Чьи рога? Образование новых глаголов с помощью приставок Девочка Кошка Мальчик Уменьшительно-ласкательные сущ. Чашка Гриб Мяч Ведро Яблоко Детёныши животных У коровы У лошади У свиньи У курицы У медведя У лисы Глаголы совершенного вида (6 л)      

 

Вывод: 1. Функции словообразования и словоизменения сохранны, нарушены.

2. присутствуют ли нарушения в согласовании сущ-х с числительными.

11. Связная речь.

1. Пересказ/5 лет/

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Рассказ по картинке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Рассказ по серии картин /6 лет/

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика собственной речи (экспрессивная речь).

1-й уровень речевого развития:

- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;

- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы;

- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;

- Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).

2-й уровень речевого развития:

- Пользуется простой фразой;

- Аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структкрно-нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.

3-й уровень речевого развития:

- Пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

4-й уровень речевого развития:

- Лексико-грамматическая недостаточность;

- Пользуется развёрнутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно.

Логопедическое заключение

1. Задержка речевого развития (1 уровень); дизартрический синдром (спастико-паретический синдром в артикуляционной моторике);

2. Задержка психо-речевого развития; дизартрический синдром (гиперкинетический синдром в артикуляционной моторике);

3. Спастико-паретическая дизартрия: нарушение звукопроизносительной стороны речи;

4. Гиперкинетическая дизартрия: фонетико-фонематическое недоразвитие;
5. Общее недоразвитие речи (3 уровень); атактическая дизартрия;

6. Гиперкинетическая дизартрия; снижение слуха;

7. Спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия; ринолалия.

Результат работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации к составлению индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком

 

1 этап. Проведите логопедическое обследование и наблюдение за ребенком, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные, запишите их в виде заключения.

2 этап. Определите приоритетные задачи индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

3 этап. Определите зону актуального и ближайшего развития ребенка.

4 этап. Определите, какие задачи будут реализованы логопедом, воспитателем, родителями.

5 этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия «Ступеньки», которыми ребенок будет овладевать постепенно.

6 этап. После того как ребенок овладел одним из умений, внесите в программу коррективы.

Индивидуальный план составляется сроком на 1 месяц. Далее его содержание дополняется или корректируется. Индивидуальный план должен быть записан в истории развития ребенка.

 

Оформление конспекта занятия

Титульный лист

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия, проведённого студенткой 3 курса ФКП ПГУ им. М.В. Ломоносова Ивановой Ириной Ивановной с группой детей с ФФНР 10.11.2010 г.

1 страница

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

4. Речевой материал.

5. План занятия.

6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя-логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приёмов).

Оформление дневника педагогической практики

Титульный лист

Дневник

педагогической практики студента 3 курса ФКП

отделения логопедии ПГУ им. М.В. Ломоносова

Ивановой Ирины Ивановны

Педагогическая практика проводится на логопункте в СОШ № 10 г.Архангельска с 01.11.2007г. по 06.12.2010г.

 

Факультетский руководитель практики

Методист практики

Директор СОШ

Учитель-логопед

Адрес СОШ

№ телефона

 

 

1 страница

Дата Вид деятельности Содержание Анализ Подпись логопеда
         

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.