Сделай Сам Свою Работу на 5

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г). 7 глава





Лавинное снаряжение: алавинный зонд; б – лавинная лопата.

 

Лавинная лопата изготавливается из стали, дюралюминия или титана; имеет форму широкого совка с ребрами жесткости и слегка загнутыми краями. При помощи разрезного фланца лопата надевается на деревянную палку (древко) или ледоруб; для прочного жесткого крепления фланец затягивается накидным кольцом или муфтой с винтами. Лавинная лопата используется для откапывания засыпанных снегом людей, рытья траншей при зондировании лавины, а также для выравнивания площадок под палатки, сооружения из снега или фирна ветрозащитных стен и в др. целях. При необходимости в качестве лавинной лопаты можно использовать лист дюралюминия толщ. 1,5 – 2 мм размером примерно 350х500 мм, на одной {длинной) стороне к-рого имеются крупные (40х25 мм) зубья, а вдоль другой (короткой) делается прорезь (обычно одна, реже несколько) для захвата листа рукой в рукавице.

Лавинный шнур – тонкий капроновый шнур или тесьма дл. 15 – 25 м яркого, хорошо заметного на снегу цвета – красного, зеленого, синего. В качестве такого шнура не рекомендуется использовать покрашенную хлопчатобумажную тесьму или киперную ленту, т. к. на них легко налипает снег и шнур становится незаметным. Перед прохождением лавиноопасного участка шнур распускают и одним концом крепят к одежде или поясу туриста либо обвязывают вокруг талии, оставляя другой конец свободным. При попадании туриста в лавину легкий шнур выносится к поверхности лавинной массы и по нему находят засыпанного.



Радиомаячок – небольшой карманный (с пачку сигарет) радиопередатчик с радиусом действия до 50 – 100 м. По сигналам радиомаячка при помощи обычного радиоприемника, ориентируясь по макс. громкости сигналов, можно быстро найти попавшего в лавину. Подобные радиомаячки за рубежом наз. «электронные сенбернары» или «пипсы» (по названию первого поискового радиоаппарата), в СССР радиомаячкам дано общее назв. – «Поиск». Лучшие образцы зарубежных поисковых аппаратов (выпускаются неск. фирмами в Австрии, США и др., странах) представляют собой приемопередающие радиоустройства массой от 100 до 200 г, способные работать в режиме передачи на одном комплекте батарей непрерывно от 2 нед до 2 мес. При попадании участника группы в лавину оставшиеся туристы (альпинисты) переключают свои аппараты на прием и быстро находят пострадавшего (дальность обнаружения 30 – 40 м). Первый пром. образец подобного отечеств. аппарата ТМ-01 (тур. маяк – модель 1) содержит только радиопередатчик, излучающий прерывистые радиосигналы частотой 800 кГц (340 м). Поэтому в группе необходимо иметь не менее двух радиоприемников со средневолновым диапазоном. Время непрерывной работы ТМ-01 на одном комплекте питания не менее суток. Используемый в ТМ-01 элемент «крона ВЦ» работает при темп-ре выше 10'С, поэтому аппарат следует носить как можно ближе к телу (под свитером, штормовкой). Дальность обнаружения пострадавшего при помощи транзисторного радиоприемника не менее 12 м. Габаритные размеры аппарата 95х72, 5х22 ми, масса 150 г.



ЛЕДНИК

скопление льда атм. происхождения, движущееся по земной поверхности; образуется в тех р-нах, где твердых атм. осадков выпадает больше, чем стаивает и испаряется. Скорость движения Л. достигает неск. см/сут, а у отд. крупных горных Л. – неск. м/сут.

С Л. туристы встречаются практически только в горах. Горные Л. подразделяются на долинные (образуются в верховьях долины и стекают по ней вытянутым ледниковым языком, напр. ледник Федченко на Памире, Энгильчек на Тянь-Шане, Дыхсу на Кавказе), каровые (в чашеобразных углублениях – карах – на склонах гор, языка не имеют), висячие (в слабо выраженных впадинах на крутых склонах, имеют короткий круто падающий язык; характерны обвалы и ледовые лавины), вершинные (на отдельно расположенных плоских или конич. вершинах гор, в последнем случае имеют неск. языков, напр. ледники Эльбруса, Казбека), возрожденные(образуются на дне долины из обвалов льда с висячих Л. или при разрыве долинного Л. на крутой высокой ступени, напр. ледник Уллу-Кам в Приэльбрусье).



В зависимости от кол-ва осадков и скорости таяния Л. либо наступает, либо отступает, становится обширнее или сужается. Из-за нагрева скал и береговых морен края Л. стаивают быстрее его центр. части; при быстром отступлении Л. участки льда на конце языка, обычно покрытые сплошной поверхностной мореной, т. н. моренным чехлом, отделяются от тела Л. и перестают двигаться (такой лед наз. «мертвым»). Благодаря моренному чехлу «мертвый» лед стаивает неравномерно и на его поверхности образуются воронки, озерца, крутые ледовые стенки, поэтому движение по «мертвому» льду требует большой осторожности.

Под срединными моренами и большими непрогреваемыми на солнце каменными глыбами лед тает медленнее открытого, в результате вокруг морен образуются глубокие впадины, заполненные талой водой, а глыбы оказываются на ледяных ножках (такие глыбы на ножках наз. ледниковыми столами или грибами). Маленькие камни хорошо прогреваются солнечными лучами, лед под ними быстрее тает и образуется ледовый стаканчик. Талая вода, стекающая по Л., промывает в нем канавки и борозды, образует ручьи и реки, часто недоступные для переправы. Попадая в трещину, вода размывает лед и при смыкании трещины может остаться ледниковый колодец диам. до 2 м, по к-рому вода попадает во внутр. каналы Л. и к его ложу. Колодцы, присыпанные снегом, представляют такую же опасность, как и закрытые трещины – в них можно провалиться. Вытекающая из языка вода вымывает во льду горизонтальное конусообразное углубление – ледниковый грот; встречаются очень красивые просторные гроты, но заходить в них, а тем более располагаться на отдых, опасно, возможны вывалы камней и ледяных глыб из свода.

Часто под воздействием солнечных лучей и ветра на поверхности Л. из льда или фирна образуются наклонные конусообразные выступы – кальгаспоры – выс. до 1,5 м и более, к-рые обычно располагаются рядами и нередко занимают значит. площади. Внешне кальгаспоры напоминают фигуры молящихся, поэтому иногда их наз, «снегами кающихся». Небольшие кальгаспоры используют в качестве ступеней при движении по крутым склонам. Многочисленные высокие кальгаспоры на относительно пологой поверхности могут оказаться труднопроходимой преградой.

Горные Л. представляют собой наиболее удобный путь ко мн. перевалам и вершинам, на них устраивают биваки и разбивают промежуточные лагери при сложных восхождениях. Но Л. может стать и серьезным препятствием для туристов и альпинистов, гл. обр. из-за сложности рельефа (многочисл. трещин и колодцев, ледовых рек, ледяных стенок и кальгаспоров, промоин и ледопадов), внезапных сильных ветров и пурги, возникающих, когда масса охлажденного над Л. воздуха стекает вниз вблизи его поверхности.

ЛЕДОВЫЙ МОЛОТОК

инструмент, применяемый горными туристами и альпинистами для забивания и извлечения скальных и ледовых крючьев, для вырубки ступеней и зарубок во льду при преодолении крутых (до 70') ледовых склонов, а также как опора для рук при подъеме на «кошках» по крутому ледовому склону.

 

 

 

Ледовый молоток: 1 «клюв», 2 – боек; 3 – темляк, 4 – обрезиненная ручка

 

Л. м. имеет металлич. головку с тупым (боек) и заостренным («клюв») концами на металлич. ручке дл. ок. 35 см, обтянутой резиной (рис.). Характерная форма «клюва» Л. м. обеспечивает надежное закрепление его во льду; снизу «клюв» имеет зубцы для вытягивания забитых крючьев. На конце рукоятки крепится темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевается на руку. В походном положении Л. м. лучше и безопаснее подвешивать к поясу или рюкзаку. При переноске желательно на острие «клюва» надевать чехол (напр., отрезок резиновой трубки). Часто на конце рукоятки делают небольшой упор (или дужку), предохраняющий кисть руки от случайного удара об лед. Масса Л. м. 0,65 – 0,9 кг.

ЛЕДОПАД

участок ледника с множеством трещин, расчленяющих его на отд. глыбы. Образуется в местах крутого перегиба продольного профиля ложа ледника. Протяженность Л. может достигать неск. сотен м. При таянии ледяные глыбы Л. превращаются в причудливые колонны и пирамиды – с е р а к и. Из-за непрерывного движения льда рельеф Л. постоянно меняется: разрушаются отд., глыбы, расходятся и закрываются трещины.

Л. являются серьезным препятствием в горном походе, нередко определяющим сложность маршрута: он опасен обвалами сераков, наличием большого числа ненадежных снежных и ледовых мостов через трещины. При возможности Л. обходят по участкам «спокойного» льда, склонам долины или береговым моренам. При необходимости короткие Л. проходят утром, до восхода солнца; для преодоления протяженных Л. иногда требуется неск. дней. Рекомендовать однозначно путь в Л. невозможно; наиболее часто Л проходят по вогнутым участкам и ледовым желобам, где вследствие сжатия верх. слоев льда число трещин уменьшается, Некоторые Л. удается пройти по рандклюфту.

ЛЕДОРУБ

основной и наиболее универсальный элемент снаряжения горных туристов и альпинистов. Применяется для самостраховки при движении по льду, снежным и мокрым травянистым склонам, для рубки ступеней, зондирования снежных мостов, обработки скальных трещин и выступов и т. д., а также при бивачных работах. Состоит из головки с «клювом» и лопатки, укрепленной на рукоятке со штычком (рис. 1).

Головка Л. обычно выковывается из вязкой легир. стали, Рукоятки Л. делают из древесины (обычно из прямослойного ясеня или клена), пластмассы или металла. Деревянные рукоятки (древка) удобны для пользования, но они недостаточно прочны для страховки и самостраховки. Поэтому все чаще в горных походах пользуются Л. с металлич. и пластмассовыми рукоятками. Наиболее прочны трубчатые рукоятки из высоколегир. сплавов легких металлов, защищенные морозоустойчивые синтетич. покрытием. Менее прочны, но столь же практичны рукоятки из пластика, армированного стекловолокном.

Большинство Л. снабжено темляком, к-рый крепится к подвижному кольцу на рукоятке, перемещение кольца по рукоятке ограничено стопорным винтом или П-образным упором. Темляк лучше всего делать из капроновой тесьмы, т. к. она прочнее хлопчатобумажной, не впитывает влагу, не «дубеет» на морозе. При совр. технике передвижения в горах темляком пользуются лишь в несложных походах. На крутых фирновых склонах и ледовых стенках лучше подстраховывать Л. тонким репшнуром или спец. тесьмой (дл. 120 см, шир. до 5 см), к-рая может также использоваться непосредственно для самостраховки.

 

 

 

Рис. 1. Ледоруб: 1 – «клюв»; 2 – лопатка; 3 – кольцо, 4 – темляк; 5 – антапка; 6 – ограничитель; 7 – рукоятка (древко); 8 – штычок, 9 – отверстие для страховки.

Рис. 2. Лопатка Месснера: 1 – лопатка; 2 – головка ледоруба; 3 – рукоятка ледоруба.

Рис. 3. Проверка прочности рукоятки ледоруба: 1 – головка; 2 – рукоятка; 3 – штычок.

 

 

Очень практичным дополнит. средством является лопатка из легкого металла (напр., из титанового сплава), надеваемая на «клюв» Л. (т. н. лопатка Месснера). Л. с лопаткой (рис. 2) хорошо служит, напр., для страховки на крутом фирновом склоне, при устройстве снежных пещер, как лавинная лопата.

Длина Л.(от 60 до 100 см) подбирается по росту туриста применительно к характеру маршрута. Для несложных походов Л. выбирают такой длины, чтобы он касался земли, удерживаемый за головку в вытянутой руке. Для переходов по пологим ледникам нормальной считается длина Л. 80 – 85 см, а по крутым ледовым склонам – 65 – 75 см. На сложных скально-ледовых маршрутах более удобны укороченные Л. (дл. менее 65 см), или айсбайли. Укороченные Л. с металлич. рукояткой применяются гл. обр. альпинистами при высотных восхождениях и малопригодны для тур. походов. Масса Л. от 900 до 1200 г (в зависимости от длины Л. и материала рукоятки).

Перед походом полезно убедиться в достаточной прочности выбранного Л. Наиболее простой способ – ударить лопаткой Л. по доске, атакже подвесить к середине рукоятки груз 80 – 90 кг (рис. 3). Выдержавший эти испытания Л. можно считать годным для несложного похода.

Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм, Тю., 1981; Снаряжение для горного туризма, М., 1987.

ЛЕСТНИЦА

предмет тур. и альп. снаряжения для преодоления очень крутых, отвесных или имеющих отрицат. угол наклона форм рельефа, ледниковых трещин или колодцев. Л. для подъема и спуска делается из дюралюминиевых ступеней уголкового, швеллерного или трубчатого профиля, прикрепляемых к прочным веревкам или металлич. тросикам. Л. для прохождения ледниковых трещин выполняются жесткими из дюралюминиевых профилей.

 

Лесенка: 1 – веревка; 2 – деревянные (металлические) ступени (перекладины).

 

Гибкие Л. используются горными туристами и альпинистами обычно в сочетании с искусств. точками опоры (напр., крючьями), имеют дл. до 1,5 м (3 – 4 ступени). Л., применяемые спелеотуристами, имеют дл. до 20 – 50 м. Масса гибких Л. 0,1 – 0,25 кг на 1 м длины, жестких – 0,3 – 0,5 кг на 1 м длины. С кон. 1970-х гг. спелеотуристы вместо Л. чаще пользуются веревкой или тросом.

ЛОДКА НАДУВНАЯ

резиновая, речное гребное судно, обводы к-рого образованы одним или неск. надувными баллонами. Как правило, Л. н. делают цельноклееными из резины или прорезиненной ткани с неск. надувными отсеками, надувным дном и дополнит. оборудованием в виде банок, тента и т. п.(рис. 1). На Л. н. имеются весла и уключины для распашной гребли, однако туристы чаще применяют либо каноистскую, либо байдарочную греблю. Гребцы в Л. н. размещаются на бортах или на поперечных банках (сиденьях) (рис. 2).

Различают Л. н. одно- и многоместные (из-за наличия груза тур. вместимость выпускаемых пром-стью лодок неск. ниже паспортной}. В водном Т. в качестве одноместных используются Л. н. пром. изготовления, предназначенные для охотников и рыболовов (ЛТН-2, «Юрюзань», «Славянка», «Волна» и др.); а в качестве многоместных – спасат. и тур, суда (ЛАС-З, ЛАС-5, НДЛ, ПСН-6, ТЛП-1000 и др.). Из-за невысоких мореходных качеств одноместными Л. н. пользуются в походах 1-й (редко 2-й) КС. Наиб. часто водные походы совершаются на лодках типа ЛАС-3, ЛАС-5 и НДЛ (табл.). ЛАС-5 – самая распространенная среди туристов Л. н.; по сравнению с ЛАС-3 она более устойчива, в ней свободно размещаются 3 гребца и груз для 2 – 3-недельного похода. Однако отсутствие защитного покрытия требует дополнит, проклейки или чехла для защиты дна лодки от повреждений. ЛАС-3 считается более спортивной, она маневренна, но из всех лодок наименее устойчива, что требует большой четкости и аккуратности при маневрировании. ЛАС-3 имеет надувное дно и защитную проклейку дна. Наибольшей грузоподъемностью и надежностью обладают лодки типа НДЛ. У них наиб. толстая оболочка и больше, чем у др. лодок, отсеков. Осн. недостаток таких лодок – малая приподнятость носа над водой, из-за чего в порогах их заливает сильнее, чем лодки типа ЛАС.

 

Рис. 1 Надувная резиновая лодка ЛАС-5: 1 – уключины: 2 – банка; 3 – надувная банка; 4 – надувное дно; 5 – надувные борта; 6 – леер

 

Рис. 2. Варианты размещения экипажа и груза в надувных лодках: а – в лодке типа НДЛ; б – влодке типа ЛАС-3; в – в лодке типа ЛАС-5: 1 – лодка; 2 – гребец: 3 – груз; 4 – вёсла.

 

 

Основные технические характеристики некоторых надувных лодок отечественного производства

Параметры лодки ЛАС-3 ЛАС-5 НДЛ

Длина, м
Ширина, м 0,8 1,7
Диаметр баллона, м 0,4 0,4 0,5
Грузоподъемность паспортная, т 0,3 0,5 1,2
Обитаемость паспортная чел.
Масса лодки, кг.
Масса дополнительного снаряжения, кг
Обитаемость туристская, чел
Число отсеков
Объем надувных элементов, м3 0,7 3,2

 

Лит.: Страхов Ю. М., Надувные лодки в туристском путешествии, М., 1972, Путешествия на гребных судах, М, 1979

ЛОЦИЯ

(от голл. loodsen – вести корабль), руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения) Тур. Л. (в отличие от речной Л. для судоводителей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указываются время, необходимое для прохождения каждого участка для разл. классов судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на пороге), а также места возможного причаливания к берегу, наиб. удобных стоянок, экскурс. объекты.

Линия движения тур. судна зависит от характера воды. На небольших реках линию движения прокладывают через глубокие места, полностью используя скорость течения. На крутых реках следует держаться правого (по коду) берега, чтобы не мешать движению больших судов. По кр. водохранилищам и озерам линию движения прокладывают с учетом ветра, волн, прибоя, не отдаляясь от берега, чтобы при необходимости быстро пристать к нему.

Основой для составления Л. служит карта в масштабе 1:100 000 или 1:200 000 или ее копия, на к-рую наносят все препятствия на реке (отмели, перекаты, пороги, шиверы, мосты, паромы и т. п.), нумеруя их по течению. Рядом с препятствием дается его краткая характеристика, оптимальный способ преодоления и, в случае необходимости, схема препятствия в масштабе 1:10 000 или 1:20 000. Иногда характеристики препятствий и схемы даются в пояснит. записке к Л. Примеры участка Л., схемы препятствия и условные знаки, употребляемые туристами при составлении Л., приведены на рисунках.

 

Рис 1 Условные знаки для составления туристской лоции.

Рис. 2. Туристская лоция участка реки.

Лит.. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

за состоянием здоровья и тренированности туристов, осуществляется в предпоходный период (врачом) и в походе (одним из участников похода).

Мк. в походе позволяет выявить ранние признаки переутомления и таким образом предупредить связанные с ним нежелат. последствия (ошибочные действия, травмы, несчастные случаи и т. п.). 8 походе макс. нагрузки приходятся на сердечно-сосудистую и мышечную системы Состояние сердечно-сосудистой системы определяют по пульсу, а мышечной – по силе кисти, измеряемой динамометром. Измерения проводят утром и вечером, соблюдая одинаковые условия, т. к. случайные отклонения (в связи с работой на биваке или неодинаковой нагрузкой во время последнего перехода) могут исказить реальную картину. Учитывая это, измерения удобнее проводить сразу после завтрака и ужина. Разность утренних и вечерних показателей обычно пропорциональна дневной усталости, а восстановление показателей за ночь отражает полноценность отдыха. Сопоставляя таким образом показатели, можно сделать вывод о состоянии организма и посильности нагрузок. 0 полноценном отдыхе свидетельствует уменьшение частоты сердечных сокращений и снижение мышечной силы (за счет расслабления мышц). Неполное восстановление или ухудшение показателей в течение 2 – 3 дней свидетельствует о нарастании утомления или начинающемся заболевании.

В первые 3 – 6 дней похода у всех его участников отмечается устойчивое ухудшение показателей из-за недостаточной адаптации к нагрузкам и климатич. условиям. Ухудшаются показатели всей группы и с ростом нагрузок. Если при этом показатели одного из участников значительно отличаются от средних, можно считать, что нагрузки для него чрезмерны и необходима разгрузка или дополнит. отдых. У хорошо тренированного участника похода реакция на адаптацию к походным условиям (первые 6 дней) выражена не резко; частота пульса не превышает 100 ударов/мин, дневная усталость невелика, а перегрузка не вызывает значит, ухудшения самочувствия. У участника со ср. подготовкой реакция на адаптацию более резкая: частота пульса до 120 ударов/мин, усталость более выраженная. Однако в дальнейшем показатели улучшаются и приближаются к показателям хорошо тренированного участника. У плохо тренированного участника похода частота пульса в период адаптации достигает 140 ударов/мин, а разница утренних и вечерних показателей невелика или отсутствует полностью. В середине маршрута, несмотря на разгрузку, утренние показатели оказываются выше вечерних, частота сердечных сокращений постепенно увеличивается, что говорит об ухудшении состояния. Улучшение показателей наблюдается лишь в конце маршрута, когда нагрузки резко уменьшаются. Если у хорошо подготовленного туриста после периода адаптации отмечается резкий подъем утренних показателей, это может свидетельствовать о начале к.-л. заболевания. См. также Самоконтроль.

Лит. Шальков Ю., Первая медико-туристская, в сб. : Ветер странствий, в14, М, 1979; Дембо А., Актуальные проблемы современной спортивной медицины, М, 1980, Алексеев А, Тактика, физиология и безаварийность в горном походе, в сб. Ветер странствий. в 16, М, 1981

 

НОДЬЯ

(от фин. nuotio), костер из 2 или 3 лежащих друг на друге бревен, используемый для обогрева при ночлеге под заслоном, горит ровным, жарким пламенем неск. ч (в зависимости от толщины бревен). Обычно Н. сооружают из 3 прямых сухих бревен (рис.) толщ. 35 – 40 см. Предпочтительнее сосна – она горит ровным пламенем, без искр; ель и пихта горят хорошо, но «стреляют» угольками, к-рые могут прожечь спальный мешок или рюкзак.

 

 

Нодья: 1нижние бревна; 2 – верхнее бревно (основное), 3 – поперечины (используются при глубоком снежном покрове или на сырой земле)

 

Бревна дл. 1,5 – 2,5 м (в зависимости от числа ночующих у костра туристов) очищают от веток и сучьев. На них, чтобы быстрее разгорались, делают многочисл. засечки (зарубки) с той стороны, где будет огонь. Ниж. брёвна кладут плотно рядом на расчищенную от снега землю, под острым углом к направлению ветра. В промежутке между бревнами по всей их длине раскладывают сухой мелкий хворост, бересту, древесный мох и на них – горящие угли из другого костра. Когда хворост разгорится, сверху кладут третье, самое толстое бревно, сначала на небольшие прокладки (сучки, мелкие полешки , чтобы не «задавить» разгорающийся огонь. Горение будет равномерным, если бревна по всей длине плотно прилегают друг к другу, его регулируют поворотом бревен. Разжечь Н. можно на уже горящем костре. Для этого костер разгребают на длину заготовленных бревен. подкладывают хворост, мелкие полешки и другую растопку, а когда они воспламенятся, закатывают на угли 2 ниж. бревна так, чтобы угли от горящего костра оказались в основном между ними; затем сверху кладут третье Бревно. См. также Костер.

Лит.. Краткий справочник туриста, 3 изд., И 1985 Лукоянов П И, Зимние спортивные походы. 2 изд. М . 1988

ОБВЯЗКИ СТРАХОВОЧНЫЕ

относятся к индивидуальному снаряжению горного туриста (альпиниста); служат для быстрого и надежного подсоединения спортсмена (туриста) к основной страховочной веревке (см. Страховка). Применение О.с позволяет в случае срыва спортсмена, зависания его на страховочной веревке или петле со схватывающим узлом, а также при спусках с использованием тормозных устройств удерживать тело в безопасном и удобном для последующих действий положении.

По исполнению различают импровизир. 0. с., сделанные из веревки, двойного репшнура или равной им по прочности плетеной ленты, и специально изготовленные 0. с. сшитые из брезентовых, капроновых или полиамидных ремней. 0. с. подразделяют на грудные обвязки, «беседки», опоясывающие бедра и поясницу, и подвесные системы, сблокированные из грудной обвязки и «беседки», к-рые могут быть разделяемые или конструктивно связанные (рис.).

Импровизир. 0. с., а также альп. пояса Абалакова применяются на простых маршрутах, где исключена возможность срыва с зависанием более чем на неск. минут или продолжит. спусков с помощью тормозных устройств. Из-за опасности сдавливания грудной клетки применение только грудной обвязки на сложных маршрутах не допускается. Наиб. универсальными 0. с. являются разл. подвесные системы, позволяющие уменьшить при срыве нагрузку на грудную клетку и избежать травм.

При блокировке грудной обвязки и «беседки» следует помнить, что их нельзя туго стягивать. Рывок страховочной веревки должен (но избежание травмы позвоночника) восприниматься сначала грудной обвязкой, и только затем нагрузка должна перераспределяться на «беседку», облегчая зависание сорвавшегося. Недопустимо пользоваться для страховки одной «беседкой» или закреплять страховочную веревку за «беседку», лишь пропустив ее через карабин грудной обвязки, а также использовать карабин для блокировки грудной обвязки и «беседки»

 

 

Обвязки страховочные: 1 – импровизированные (а – грудная обвязка узлом «булинь»; б – грудная обвязка узлом «проводника» на основной веревке с подтяжками из двойного репшнура. в – грудная обвязка шкотовым узлом из двойного репшнура, г – беседка из петли основной веревки и карабина); 2 – альпинистский страховочный пояс Абалакова (в – в качестве грудной обвязки; б – в качестве «беседки»); 3 – подвесные системы (а – с раздельными грудной обвязкой и «беседкой», б – с конструктивно связанными грудной обвязкой и «беседкой»).

Лит.. Горный туризм, Тал., 1981; Снаряжение для горного туризма, М,1967.

ОБМОРОК

внезапная кратковременная потеря сознания вследствие недостаточного кровоснабжения мозга. Может возникнуть в связи с сильным эмоциональным переживанием – волнением, испугом, страхом (т. н. психогенный 0.), сильной болью; при горной болезни (высотный 0.), тепловом ударе и др. болезненных состояниях. Потере сознания при 0. предшествуют слабость, головокружение, тошнота, звон в ушах, потемнение или мелькание в глазах; больной бледнеет, на лице выступает холодный пот, наступает потеря сознания и падение. Бессознат. состояние длится от неск. с до неск. мин; после восстановления сознания в течение некоторого времени сохраняется слабость. Нередко потеря сознания не наступает и больной успевает прилечь, что обычно предотвращает дальнейшее развитие 0.

При 0. больного следует уложить на спину (без подушки под головой!), по возможности освободив от стесняющей одежды и снаряжения, поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, натереть виски одеколоном или уксусом, побрызгать в лицо холодной водой, похлопать по щекам. Если этих мер недостаточно, прибегают к вдыханию нашатырного спирта, инъекциям кордиамина, кофеина. Важно выяснить причину 0. и принять меры, предупреждающие его повторение, т. к. потеря сознания на сложном участке маршрута может привести к трагич. последствиям

ОВЕРКИЛЬ

(голл. overkeil), переворот судна вверх килем (днищем). Осн. причина 0. – недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая сложным условиям плавания в порогах, сливах, волнах стоячих и т. п. Недостаточная остойчивость может зависеть от конструкции судна, но может также возникнуть в результате заливания воды в кокпит, а также при неправильно выполненном техн. приеме судовождения.

Перевернувшееся судно необходимо как можно быстрее вернуть в нормальное положение – поставить на ровный киль. Надувные суда и катамараны могут быть поставлены на ровный киль своими экипажами на плаву, что очень важно вдали от берегов. Байдарки, имеющие упоры для ног гребцов и снабженные фартуками с «юбками», также можно вернуть на ровный киль на плаву, напр. используя особый техн. прием – «эскимосский переворот»: гребцы опрокинувшейся байдарки, оставаясь на местах, все враз делают резкий гребок веслом под себя вглубь и, опираясь веслом о воду, стремятся рывком занять вертикальное положение. Шлюпки, байдарки без фартуков и плоты практически невозможно вернуть на ровный киль с воды, и потерпевший аварию экипаж вынужден либо вплавь буксировать перевернувшееся судно к берегу, чтобы там поставить его на ровный киль, либо забравшись на судно или держась за него, ждать помощи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.