Сделай Сам Свою Работу на 5

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г). 5 глава





 

 

где nчисло пар шагов, 60 – постоянное число;

 

 

в) при помощи угломера, т. е. транспортира с прикрепленной в его центре нитью с грузом (отвес), прямолинейный диаметр устанавливают на уровне глаз и направляют его вдоль линии ската; угол между штрихом 90' и нитью покажет крутизну ската; г) по углам между вытянутыми пальцами рук (рис. 3); д.) по топографич. карте с графиком крутизны.

Для определения скорости течения реки на прямом ее участке на ровном берегу забивают два колышка на расстоянии 100 м; у каждого из них стоит наблюдатель с часами (с секундной стрелкой). Выше первого створа в воду бросают, напр., кусок дерева и при прохождении его через створы отмечают время, определяя затем скорость по формуле

 

 

где t – отрезок времени (с), за к-рое предмет проплыл между створами.

Лит,: Меньчуков А. Е.,В мире ориентиров, 5изд., М., 1977; Ганьшин В. Н., Простейшие измерения наместности, 3изд., М.,1983.

КАРАБИН

разъемное соединит. металлич. звено овальной, треугольной, трапецеидальной и др. формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с др. элементами тур, снаряжения (страховочной обвязкой, крюком и т. д.) при страховке, навеске перил, а также в качестве блока, тормозного устройства и др. К., применяемые совместно с осн. веревкой для страховки туристов и передвижения, изготовляются из высокопрочных легир. сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются спец. замками – защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания (рис. 1). Форма К., размеры его сечений и конструкция замка должны гарантировать не только высокую прочность, но и отсутствие заметных деформаций под нагрузкой, нарушающих совмещение деталей замка. Сечение силовой скобы К., применяемых для осн. веревок, принято не менее 9 мм, габаритные размеры от 50х10,5 до 60х11,5 мм.



Рис. 1. Наиболее распространенные типы карабинов: а – стальной треугольный карабин Абалакова с винтовой муфтой; б – грушевидный карабин с муфтой; в – титановый карабин “ирбис” с винтовой муфтой; г – титановый карабин ирбис» с байонетной защелкой; д – карабин «ирбис» без защелки.

Рис. 2.Пластинчатые спелео карабины для шлямбурных крючьев.



Рис. 3. Карабины типа “Майон рапид”: а – овальный; б – треугольный; а – Д-образный.

Рис. 4. Стальные вспомогательные карабины.

 

Стальные К. при массе 100 – 160 г выдерживают нагрузку (до разрыва) в продольном направлении не менее 2000 кгс, алюминиевые К. имеют такую же прочность при массе до 40 г, титановые К. типа «ирбис» при массе 75 г выдерживают усилие до 2500 кгс, трубчатые стальные К. при такой же массе – до 4000 кгс. В практике спелеопоходов распространены пластинчатые К. для навески на шлямбурные крючья (рис. 2).Особой разновидностью К. являются “Майон рапиды” («Маillоn Rapide»), обладающие повышенной прочностью (в среднем в 3 раза выше, чем у других К. с таким же сечением силовой скобы). Они выполняются из стального или дюралюминиевого стержня (диам. 3 – 12 мм) обычно овальной, треугольной, Д-образной или трапецеидальной формы, с резьбовой муфтой вместо защелки (рис. 3). Кроме того, в тур. практике для подстраховки в случае потери молотков, крючьев, а также для соединения ремней рюкзака и др. целей применяются стальные вспомогат. К., форма, размеры и тип защелки к-рых весьма разнообразны (рис. 4).

Лит.: ХуберГ., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М.,1980Горный туризм, Тал., 1981: Школа альпинизма, М., 1969.

КАРНИЗ СНЕЖНЫЙ

(нем. Karnies, от греч. koronis – конец, завершение), скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острых гребней, возникающее во время метелей из-за «всасывающего» ветрового эффекта и завихрений (рис.).

 

 

Карниз с линией отрыва(показана пунктиром)

 

Ширина может достигать неск. м с выемкой (карманом) внизу. Срываясь, К. с. увлекает за собой массу снега и может вызвать сход лавины. Особенно опасны К. с., свисающие по обе стороны гребня.



Для безопасности движения по К. с. следует отступить от его вершины на таков расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню с К. с. необходимо передвигаться с веревочной страховкой. Недопустим траверс под К, с. Нередко К. с. является гл. препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях К. с. подрубают ледорубом или подрезают веревкой. Если обойти или сбить К. с. невозможно, сквозь него пробивают тоннель (Делается это только при выходе на наветренную сторону ). На К. с. нельзя устраивать биваки, т. к. снежная масса может оторваться от скалы и «улететь» вместе с палаткой.

КАТАМАРАН

(от тамильского каттумарам, букв. – связанные бревна), судно с 2 параллельно расположенными корпусами, соединенными в верх. части. В водном Т. применяют преим, надувные К. (рис. 1). Каждый из корпусов такого К. представляют собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Для увеличения запаса плавучести и остойчивости К., улучшения его аэродинамич. качеств в сложном водном потоке на каждую гондолу в носовой, кормовой и ср. частях поверх каркаса укрепляют.

Рис. 1. Катамаран надувной: 1 – надувные гондолы; 2 – каркас 3 – места посадки членов экипажа; 4 –

"багажник".

 

Гондола К. состоит из надувного баллона и чехла на нем, последний предохраняет баллон от механич. повреждений и частично или полностью определяет форму гондолы. Ее сигарообразное тело плавно сужается к носу и корме, оконечности приподняты; поперечное сечение имеет форму круга («круглые» гондолы) или овала (рис. 3) либо сегмента («плоские» гондолы). Круглые» гондолы выполняются из 1 баллона в чехле, «плоские» – либо из 2 круглых баллонов, вставленных в чехол с перегородкой, либо из 1 баллона с внутр. перегородкой и нижней емкостью, либо из 1 баллона, к-рому в сечении придается форма сегмента за счет стрингеров, вставляемых в чехол и удерживаемых.

 

 

2. Посадочное место гребца: 1 – корпус катамарана; 2 – сиденье (мешок с личными вещами туриста); 3 – страхующие дуги.

 

на расстоянии друг от друга балками. К. с «круглыми» гондолами обладает лучшей ходкостью и остойчивостью, имеет меньшую массу и проще в изготовлении, однако у К. с «плоскими» гондолами лучше маневренность.

Рис. 3. Поперечное сечение надувных гондол: а – двухбаллонной с перегородкой вчехле: б – двухбаллонной с перегородкой в баллоне; в – однобаллонной; 1 – чехол; 2 – надувной баллон; 3 – перегородка в чехле; 4 – перегородка вбаллоне; 5 – балка; 6 – стрингер

Баллоны гондол делают из легкой прорезиненной ткани, напр. ткани 500. Для чехла можно использовать достаточно прочный капрон или лавсан; днищевую часть чехла делают из прочного материала (напр., поливинилхлорида, армированного лавсаном) массой не св. 1 кг на 1 м'.

Каркас К. обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4 – 5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диам. 60- – ?0 мм в ср. части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева. металлич. каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5 – 2 мм; крепление – на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса – плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол; иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы.

Четырехместные К. более распространенны и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные (рис. 3). Их дл. 4,5 – 5,5 м, шир. 1,8 – 2,4 м, полный объем гондол 1,2 – 2,5 м', масса (с дюралюминиевым каркасом) 35 – 55 кг. По сравнению с другими тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.

КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ

маршрута спорт. тур. похода, определяется совокупностью З классификац. признаков: продолжительностью, протяженностью и техн. сложностью маршрута, зависящей от характера, кол-ва и разнообразия препятствий. Маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяют на 6 КС, велосипедных, авто-, мото- и спелеопоходов – на 5 КС (к 1 КС относятся простейшие маршруты, к 5 и 6 КС – наиболее сложные). К. с. устанавливают путем сравнения маршрута с эталонными. описания к-рых даны в периодически обновляемом «Перечне классифицированных туристских маршрутов».

Продолжительность маршрута определяется как миним. кол-во дней, необходимое для его прохождения подготовленной тур. группой; протяженность – как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной К, с. (табл. 1). Установленные значения продолжительности и протяженности маршрутов могут быть изменены маршрутно-квалификационной комиссией (МКК): напр., продолжительность увеличена по сравнению с нормативной при увеличении протяженности маршрута, кол-ва и сложности естеств. препятствий, а также за счет дней, отведенных на разведку местности и на случай непогоды.

Дни отдыха (дневки) не входят в нормативную продолжительность, причем их кол-во составляет не более 20% от общей продолжительности похода. Уменьшение продолжительности маршрута допускается в исключит. случаях, Протяженность может быть уменьшена при большой техн. сложности маршрута, но не более чем на 25% по сравнению с нормативной. Осн. часть маршрута должна быть линейной или кольцевой, протяженностью не менее 75% от установленной для данной К. с. и содержать наиболее сложные препятствия. Расстояния, пройденные в кольцевых радиальных выходах, засчитываются полностью, в линейных радиальных выходах – лишь в одну сторону.

 

Табл. 1. – Нормативы туристских маршрутов

 

Вид туризма Характеристика сложности маршрута Категории сложности маршрутов
   
Любой Продолжительность в днях (не менее)
Пешеходный Протяженность, км (не менее)
Лыжный  
Горный  
Водный (на гребных судах)  
Велосипедный    
Мототуризм    
Автотуризм    
Спелеотуризм (кол-во пещер)   4-5 1-2 1-2  

° Уменьшение кол-ва пещер вболее сложных походах предполагает увеличение технической сложности их прохождения.

 

Табл. 2.

Категория сложности горного маршрута Минимальная продолжительность похода, в днях Минимальное кол-во категорийных перевалов Максимально допустимое кол-во наиболее сложных перевалов ( при увеличенной продолжительности похода )
    всего  
          1А не более 5
        1Б не более 4
        2А не более 4
      2Б не более 4
      3А не более 3
      3Б не более 3

Табл. 3

Категория сложности маршрута в спелеотуризме Кол-во категорийных пещер (не менее)
  Всего
3-4 1-2        
4-5   2-3 1-2      
1-2       2 или 1    
1-2         2 или 1  
         

 

Табл. 4.

Название тур. регионов Виды туризма
  Пешеходный лыжный горный водный
Кольский п-ов -
Архангельская обл., Коми -
Карелия, Ленинградская и Вологодская области -  
Средняя равнинная часть Европейской терр. Российской Федерации -
Южная равнинная часть Европейской терр. Российской Федерации -
Карпаты -
Крым - - -
Кавказ Западный   3 (с элементами 4)
Кавказ Центральный  
Кавказ Восточный -
Закавказье 4, 3 (с элементами 5)
Урал Полярный -
Урал Приполярный -
Урал Северный -
Урал Средний и Южный З -
Западная Сибирь -
Равнинные районы Средней Азии и Казахстана - -
Памиро-Алай -
Памир -
Тянь-Шань Западный -
Тянь-Шань Северный -
Тянь-Шань Центральный -
Алтай
Джунгарский Алатау -
Кузнецкий Алатау -
Саян Западный, Тува Западная -
Саян Восточный -
Таймыр и плато Путорана -
Центральные р-ны Красноярского края -
Прибайкалье, Забайкалье, хребет Кодар -
Хабаровский край, Приморье -
Камчатка -
Сахалин, Курильские о-ва - - -
Якутия, Магаданская обл., Чукотка -

Табл. 5.

Название районов и тур. регионов Виды туризма  
  велосипедный автомототуризм спелеотуризм
Прибалтика  
Украина (равнинные районы), Белоруссия, Молдова З  
Карпаты
Крым
Кавказ
Средняя Азия и Казахстан
Российская Федерация      
Европейский Север
Центральная Россия  
Европейский юго-восток  
Урал
Алтай
Западная Сибирь 2 (Саяны) 3 (Кузнецкий Алатау и Горная Шория)
Восточная Сибирь и Дальний Восток

 

Техн. сложность маршрутов любой категории предполагает определ. уровень типичных для каждого вида Т. препятствий, при этом для более высоких К. с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших К. с. техн. трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной К. с. должны быть не ниже, чем для классифицир. маршрутов той же категории в данном р-не. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения К.с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и техн. мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности.

При классификации маршрутов в горном Т. пользуются набором перевалов, обусловливающих сложность маршрута (табл. 2).

случае ряда усложняющих горный поход факторов (сложные подходы по долинам, первопрохождения, большая высота над уровнем моря и т. д.) общее кол-во перевалов может быть снижено (исключение составляет 6 КС). В зависимости от опыта и квалификации группы, р-на и продолжительности похода кол-во наиболее трудных перевалов может быть увеличено по согласованию с МКК.

С 1989 в маршруты горных походов могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность – не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК.

При оценке спелеомаршрутов учитывается набор пещер, определяющий сложность их прохождения (табл. 3).

Каждый набор пещер необходимо пройти в течение одного похода. Если пещера 1 КС или 2 КС имеет большую протяженность, то прохождение неск. пещер может быть заменено прохождением неск. маршрутов в одной пещере.

Макс. К. с. походов по видам Т. и осн. тур. регионам страны приведены в табл. 4 и 5.

Походы по маршрутам менее продолжительным, протяженным или сложным, чем маршрут 1 КС, считаются некатегорийными (напр., походы выходного дня). На некатегорийных маршрутах, а также категорийных (кроме высшей К. с.) могут встречаться участки, характерные для классифицир. маршрутов любой (в т. ч. и болев высокой) категории. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туриста к походам по квалифицир. маршрутам, но не принимается в зачет при установлении спорт. квалификации туриста и присвоении ему спорт. разряда.

Лит.: Туристские спортивные маршруты, М., 1989.

КАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ

классификац. показатель, характеризующий степень трудности преодоления отд. препятствий на пешеходных, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отд. препятствиями впеших походах являются, напр., переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах – перевалы и вершины; в спелеопоходах – пещеры.

КАЯК

(слово эскимосского происхождения), одноместное гребное судно с двухлопастным веслом; разновидность байдарки. Обязат. элемент конструкции К. – посадочное место с жесткой посадкой гребца, состоящее из банки (профилир. сидения) и упоров для ног, охватывающих сверху бедра гребца. Существуют разборные (каркасные и каркасно-надувные) и неразборные (из стеклопластика) К., последние применяются только в уч. целях (для обучения технике гребли, разл. приемам управления судном). 8 1980-х гг. получили распространение походы на К. совместно с др. судами – байдарками, катамаранами. Используемые в походах К. обладают достаточной плавучестью для перевозки личных вещей, части обществ. снаряжения и продуктов. Обычно К. имеет дл. 4,2 – 4,5 м, шир. 0,6-0,65 м, выс. 0,25 – 0,30 м; масса К. (в упакованном виде) 8 – 12 кг. Илл. см. в ст. Суда туристские.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ

в весенне-летний, таежный, дальневосточный энцефалит, инфекционное заболевание с преимуществ. поражением центр. нервной системы. Возбудитель – вирус, осн. резервуаром и переносчиком к-рого являются клещи. Источник возбудителя – мн. дикие животные, в т. ч. грызуны, птицы. Заражение обычно происходит при укусе зараженным клещом в лесной, реже лесостепной зонах Зап. и Вост. Сибири, Урала, Д. Востока (возможно, и в др. регионах – в Поволжье, Казахстане, Белоруссии, на Украине и др.), вредких случаях – через молоко инфицированных коз и коров. Характерна весенне-летняя сезонность с максимумом заболеваемости в июне, связанная с периодом активности клещей. Симптомы болезни возникают через 8 – 23 (в среднем через 10 – 12) дней

после заражения: головная боль, высокая темп-ра, рвота, судороги, параличи мышц (шеи, плечевого пояса), расстройства сознания и др. Часть протекает в легкой (стертой) форме.

Об энцефалитной опасности р-на, по к-рому проходит выбранный маршрут, можно узнать в санэпидстанции. При выборе пути следует учитывать, что клещи чаще встречаются в смешанных лесах с преобладанием осины, березы, обильными подлеском и травяным покровом. Клещи, скапливаясь на траве или кустарников, нападают на проходящих людей, цепляясь за одежду. Они чаще прикрепляются к плечам, груди, шее, голове. Кровососание их безболезненно и длится до неск. сут,

Для профилактики клещевого энцефалита используют т. н. противоклещевую одежду (штормовка или комбинезон с капюшоном, спец. костюм), эффективность к-рой повышается при обработке ее репеллентами. При необходимости можно приспособить обычную одежду: плотно застегнуть ворот, стянуть манжеты тесьмой или резинкой, заправить брюки в сапоги, а рубашку в брюки, стянув их широким эластичным поясом, обвязать шею платком или надеть защитную сотку. Для стоянки следует выбирать открытые сухие участки, пойменные луга, высокоствольные леса без подлеска и с назначит. травяным покровом. Перед установкой палатки надо расчистить участок от травы, валежника и мелкого кустарника, по периметру снять дерн и утрамбовать землю. Перед использованием травы и ветвей для подстилки их надо в течение 3-4 ч провялить на солнце или прогреть над костром.

Эффективная мера профилактики – само- и взаимоосмотры для выявления и удаления клещей с одежды и тела; их проводят примерно через каждые 2 ч пребывания в зоне распространения клещей (не снимая одежды), а во время обеденного привала и на биваке – с осмотром всего тела, причем особое внимание уделяют волосистым участкам, складкам кожи. Обнаруженных на теле клещей смазывают растит. маслом или бензином, а затем, захватив пинцетом или петлей из крепкой нити, плавно, без рывков, покачивая из стороны в сторону, извлекают, не отрывая хоботка и не раздавливая. Если на месте укуса остается хоботок, то его удаляют иглой и обрабатывают ранку и руки спиртом. В опасных р-нах не следует употреблять сырое молоко (особенно козье). После похода всю одежду надо выстирать и прогладить горячим утюгом.

Туристов, собирающихся в поход в р-ны с высокой опасностью заражения К. з., иммунизируют с помощью вакцины, к-рая вводится З-кратно, начиная с сентября – октября (3-ю прививку делают через 3 мес. после 2-й, но не позднее чем за 10 дней до прибытия на место).

КОМПАС

(нем. Kompass, итал. compasso, от compasare – измерять шагами) магнитный, прибор для ориентирования на местности, в к-ром используют свойство намагнич. стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении С.Ю. В тур. походах наиболее распространены К. Адрианова, туристский, спортивный, горный. В К. Адрианова (рис., а) крышка корпуса с предохранит. стеклом и 2 стойками с прорезью и мушкой для визирования может быть повернута вокруг корпуса. Для измерения углов служит лимб с 2 шкалами: угловые деления подписаны через 15' по ходу часовой стрелки (цена деления 3 ), деления угломера – через 5 – 00 против хода часовой стрелки (цена деления 0 – 50); для отсчетов по лимбу – указатель, прикрепленный возле мушки. Сев. конец стрелки, указатель отсчетов и деления на лимбе (0', 90', 180', 270') покрыты светящимся в темноте составом. В др. К. сев. конец стрелки окрашен в синий цвет.

Для определения сторон горизонта К. держат горизонтально, освобожденной стрелке дают остановиться, поворотом К. ориентируют его (т. в. подводят деление 0 лимба под сев. конец стрелки) и получают вдоль соотв. делений направления С . Ю., В., 3. Для измерения азимута к.-л. объекта встают с горизонтально лежащим

 

 

Компасы: а– компас Адрианова: 1 – корпус, 2 – лимб, 3 – северный конец магнитной стрелки; 4 – визирное приспособление (прорезь и мушка); 5– указатель отсчетов; 6 – тормоз; б – компас туристский: 1 – корпус; 2 – крышка с вырезом длявизирования; 3 – металлическое зеркало, 4 - корпус лимба; 5 – угловая шкала лимба; 6 – визирное приспособление; 7 – шнур.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.