|
Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах
Применяемая сегодня в Российской Федерации система организационно-правовых форм туристской деятельности, введенная в основном ГК РФ в 1995—1996 гг., в своей основе довольно близка к системам, действующим в таких европейских странах, как Франция, Германия, Испания и др., и в меньшей степени к имеющимся в Великобритании, США, Японии. Сходство это относится и к перечню применяемых организационно-правовых форм, и ко многим частным правилам, регулирующим их создание и функционирование, что позволяет зарубежным бизнесменам практически без особой подготовки ориентироваться в многообразии российских туристских организаций, а нашим предпринимателям — достаточно уверенно чувствовать себя за рубежом. Тем не менее в отношении и структуры системы, и частных правил существует огромное количество различий, серьезность которых варьируется от страны к стране.
Используемые в нашей стране термины, относящиеся к области турбизнеса, как правило, имеют аналоги в других странах — это вполне естественно, поскольку современное российское законодательство построено с учетом как современной зарубежной практики, так и богатого отечественного дореволюционного опыта, который, в свою очередь, имел общие корни с мировой практикой того времени.
Вместе с тем сходство терминологии может всерьез подвести того, кто понадеется на полную идентичность понятий (особенно учитывая нередко встречающиеся в литературе ошибки перевода).
Сопоставление российского и зарубежных законодательств в области турбизнеса показывает наличие как существенного сходства, так и определенных различий. Рассмотрим некоторые из них.
Во многих европейских и других странах распространены такие понятия, как «частнопредпринимательская турфирма», «партнерство» и «корпорация».
Частнопредпринимательская турфирма — аналог российского индивидуального предпринимателя в социально-культурном сервисе и туризме. Это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах: управляет турфирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.
Собственник турфирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры. Преимущество частнопредпринимательской турфирмы состоит в простоте ее организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой турфирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.
Индивидуальная туристская деятельность весьма распространена в европейских и других странах.
В ФРГ индивидуальные туристские предприятия представлены достаточно широко; владелец такого предприятия отвечает по его обязательствам всем своим имуществом. Судя по тому, что почти 10% общего количества немецких турпредприятий приходится на эту форму организации капитала, она эффективна.
Аналогичная форма есть во Франции — турпредприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца. Здесь тоже есть свои особенности: индивидуальный турпредприниматель не имеет права образовывать несколько предприятий такого рода; турпредприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца, не может стать единственным участником другого такого же предприятия.
В США единоличные турпредприятия также получили широкое распространение. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Надо отметить исключительную простоту процедуры регистрации таких турпредприятий в США. По существу, не требуется выполнять какие-либо формальности, связанные с регистрацией единоличного турпредприятия. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи необязательны. Ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Вместе с тем для занятия некоторыми видами турдеятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.
В Японии мелкие и средние турпредприятия составляют около 90% общего количества частных турфирм. Владельцы таких тур-предприятий составляют 20% всех трудящихся Японии. Здесь широко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние турпредприятия главным образом социальные кредитные кооперативы.
Партнерство (хозяйственные товарищества и общества в России) — это турпредприятие (турфирма), организованное несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими им. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам. Однако может быть турпартнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность турфирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).
В турпартнерстве легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности турфирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской турфирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток турпартнерства — разделение функций, вследствие чего могут возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела нескольких партнеров появляется угроза распада турпартнерства.
Во всех странах рыночной экономики товарищества играют ведущую роль в туристской деятельности, в том числе связанной с выходом на мировые рынки.
Партнерство распространено в турбизнесе США. Аналогично российскому законодательству здесь есть общее партнерство (полное товарищество в РФ), которое функционирует на основе закона о партнерствах и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства, оформляют налоговые декларации. Другой организационно-правовой формой партнерства в туристском секторе экономики США является партнерство с ограниченной ответственностью (аналог в России — товарищество на вере). Здесь имеются две категории участников-партнеров: с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. Следует подчеркнуть, что в таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной туристской деятельностью. Причем обычно это мелкие и средние турпредприятия. Создание турпартнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.
Партнерство является также самой распространенной формой турбизнеса в Германии. Основные процедуры, связанные с организацией партнерств, распределением прибыли и убытков и т.д., регулируются законодательством, аналогичным законодательству США и России.
Под корпорацией (аналог акционерного общества в России) понимается турпредприятие или турфирма, имеющие форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно.
К числу недостатков корпорации надо отнести и то, что есть определенные возможности для различного рода злоупотреблений, и то, что мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.
Наиболее распространенной и универсальной формой турбизнеса в США, Германии, Франции и других странах является именно корпорация, которая строит свою деятельность в соответствии с уставом и внутренним регламентом. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент является внутренним документом корпорации, его не надо нигде утверждать. Устав ассоциации содержит положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент детализирует статьи устава ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.
В целом многие вопросы организации управления корпорацией решаются в различных странах по-разному, причем способ решения в значительной мере определяется структурой собственности. Так, если в Великобритании и США акционерный капитал в значительной мере распылен, то и проблема привлечения акционеров к участию в управлении компанией там оказывается намного ощутимее, чем в большинстве других развитых стран — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Японии, Корее и др., где концентрация собственности намного выше.
Вместе с тем существуют глубинные различия, характеризующие разные подходы к корпоративному управлению, принятые в этих странах. Распространенное в США представление о тождественности корпорации ее акционерам приводит к отсутствию необходимости защиты каких-то особых интересов отдельных групп акционеров и, как следствие, к развитию системы унитарных советов директоров. Напротив, признание необходимости для АО учитывать интересы не только своих акционеров, но и других субъектов, имеющих отношение к его деятельности (поставщики, потребители, работники), служит основной причиной обособления в фирмах, создаваемых в континентальной Европе, исполнительного органа (правления) и наблюдательного совета (совета директоров), представляющего указанные интересы. Разумеется, американские корпорации в той или иной степени учитывают интересы всех этих субъектов, но они рассматриваются при этом как внешние по отношению к корпорации лица.
Мировая практика не ограничивается рассмотренными выше формами турбизнеса, используя их многообразные варианты и комбинации.
В качестве примера можно привести немецкое коммандитное общество на акциях. В создании такого общества участвует не менее пяти учредителей. По крайней мере один из них (полный товарищ) несет перед кредиторами неограниченную ответственность по его обязательствам, а остальные участвуют в разделенном на акции уставном капитале как коммандитисты. Правовые отношения полных товарищей между собой и по отношению к коммандитистам, а также к третьим лицам, т.е. их полномочия по управлению обществом и представительству, определяются предписаниями законодательства о коммандитных товариществах. В остальном же, за отдельными оговоренными исключениями, для них действуют нормы, установленные для акционерных обществ.
Не меньшего внимания заслуживает коммандитное товарищество, включающее товарищество с ограниченной ответственностью в качестве полного товарища, — на его долю приходится свыше 40% общего количества обществ и товариществ в ФРГ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|