Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма.
Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству собственников и другим признакам.
По формам собственности турбизнес может быть частным, муниципальным, государственным. В туристском секторе экономики преобладает частная форма собственности.
По количеству собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, в свою очередь, представлен организационно-правовыми и организационно-экономическими формами. В числе первых — товарищества, общества, кооперативы и др., вторых — концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
По степени новаторства турбизнес может быть классическим и инновационным.
Классический турбизнес — это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большей степенью предсказуемости, нежели инновационное предпринимательство. Однако добиться существенных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции.
Инновационный турбизнес — модель предпринимательской деятельности, которая сводится к созданию новшеств посредством использования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель, занимаясь инновационной деятельностью, стремится идти в ногу со временем. При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и несет в себе значительную долю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.
Каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того, каждой модели присущи черты, определяемые сферой бизнеса.
По сфере и назначению турбизнес можно подразделить на производственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.
Виды турбизнеса представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной стандартной отраслевой классификации и Международной классификации основных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальное соответствие законам отраслевого управления в условиях рынка.
Производственный турбизнес представлен в ОКДП следующими видами деятельности: туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживание туристов и др. Коммерция представлена в ОКДП прежде всего турагентской деятельностью, финансы — страхованием туристов, консалтинг — юридическим обслуживанием туристских организаций и туристов.
Это далеко не полный перечень, ибо сферу СКСиТ наряду с вышеназванными аспектами косвенно формируют предприятия городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления и др
Одновременно на сферу СКСиТ оказывает существенное влияние некоммерческий сектор развития и поддержки туризма — общественные туристские организации и объединения, некоммерческие партнерства.
Приведенные виды турбизнеса формируют систему предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме. Дадим краткую характеристику основных видов предпринимательства в данной сфере.
Туроперейтинг — основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства — вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексного обслуживания туристов.
Туроперейтинг относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создается туристский продукт, который впоследствии реализуется самостоятельно туроператором или через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.
Туроператорская деятельность — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе.
Для туроперейтинга характерна коллективная форма бизнеса. В туризме действует множество туроператоров в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых форм обоснован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала.
Следует отметить малое количество туроператоров на российском рынке, что существенно сдерживает развитие внутреннего и въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь низким спросом на внутренние туры со стороны как россиян, так и иностранных граждан.
Турагентская деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе, посредничество в социально-культурном сервисе и туризме. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.
Турагентская деятельность относится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области туристские агентства выступают посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура.
Для турагентского предпринимательства характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. Наиболее распространенными формами турагенств являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обоснован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала.
В настоящее время на российском рынке преобладают турагентства, которые создаются в виде представительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необходимую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовый капитал.
В то же время многие туроператоры и турагенты объединяются в ассоциации по интересам (например, Национальная туристская организация). Подобные ассоциации формируют инфраструктуру спроса на туристскую продукцию по регионам России, способствуют развитию въездного и внутреннего туризма, внедряют международные стандарты обслуживания в России, формируют единое информационное пространство, а также решают ряд других существенных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.
Гостиничная деятельность — это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.
Гостиничное хозяйство — это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.
Гостиничная деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.
Для гостиниц характерна коллективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность является трудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном секторе экономики являются акционерные общества открытого типа, что обосновано прежде всего объемом стартового капитала.
Гостиницы классифицируются по уровню комфорта, им на основе сертификации может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России максимальный удельный вес в общем составе гостиничной базы составляют гостиницы с низким уровнем комфорта, что оказывает отрицательное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма.
Обслуживание туристов питанием — вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах питания.
Одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания является питание. Уровень качества и стандарты ресторанного обслуживания, а также количество предприятий питания в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.
Ресторанная деятельность относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги питания. Прибыль в системе питания рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.
Для ресторанов и иных туристских предприятий питания характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. В ресторанном бизнесе действует множество мелких и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства в этом секторе экономики являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован прежде всего целями бизнеса и амбициями учредителей.
Предприятия питания классифицируются по качеству обслуживания, им на основе сертификации может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России функционируют предприятия всех классов, что оказывает позитивное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма в стране.
По мере роста числа туристских поездок растет спрос на услуги и качество питания.
Транспортное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах перемещения. Транспорт — неотъемлемая часть любого путешествия. Он упрощает и способствует перемещениям туристов. Кроме того, транспорт необходим для экскурсионных целей и для трансферта.
Транспорт относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги перемещения. Прибыль в системе транспорта рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации транспортных услуг.
Для железнодорожных, автотранспортных и иных транспортных предприятий характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в транспортном секторе СКСиТ являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован прежде всего целями бизнеса и сектором рынка.
Ситуацию на рынке транспортных услуг можно охарактеризовать как неблагоприятную для развития туризма. Основным негативным фактором на рынке транспортных путешествий является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия с национальными правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов.
Страхование туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни и имущества. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ основной формой обеспечения безопасности туристов при временном пребывании за рубежом является страхование. Поэтому услуги страхования — это обязательный элемент в технологии туристского обслуживания.
Страхование относится к сфере финансов. В данной области создаются и реализуются туристам услуги страхования. Прибыль в системе страхования рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг страхования.
Для страховых компаний характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в страховании являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа.
На современном этапе в России для страхования характерны высокие темпы роста. Расширяется ассортимент услуг страхования, повышается качество обслуживания.
Обучение туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах образования.
Образование относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги образования (лингвистические услуги, умения в области дайвинга и др.). Прибыль здесь рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации образовательных услуг.
Для учреждений обучения туристов характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются государственные и муниципальные учреждения.
Ситуацию на рынке образовательных услуг можно охарактеризовать как благоприятную для развития СКСиТ. Рынок образования представлен в России большим количеством учреждений различного профиля. Спектр образовательных услуг также достаточно обширен.
Восстановление здоровья туристов {курортное дело) — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в оздоровительных услугах. Профилактика заболеваний и восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека — следующая составляющая СКСиТ. Восстановление здоровья туристов базируется на использовании природных лечебных ресурсов в курортных зонах.
Здравоохранение в социально-культурном сервисе и туризме относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам оздоровительные услуги (грязелечение, массаж, физиотерапия и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации оздоровительных услуг.
Для учреждений здравоохранения в сфере сервиса и туризма — санаториев, профилакториев, пансионатов — характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются акционерные общества открытого типа.
В настоящее время в стране развиваются курорты и курортное дело. На это существует ряд причин: доступность курортных услуг
по цене, обширные климатические, культурные и исторические богатства, большое количество мест для развлечения и лечения.
Экскурсионное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в экскурсионных услугах. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия — форма познания и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов.
Экскурсионное обслуживание относится к производственной сфере бизнеса, здесь создаются и реализуются туристам экскурсионные услуги. Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации экскурсионных услуг.
Экскурсионные учреждения в чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услуги предоставляются туристам в комплексе с другими видами обслуживания в рамках деятельности туроператоров или турагентств. Это обусловлено низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообразность рассматривать их как дополнительное обслуживание.
Организация досуга туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг — два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений относительно молодой и интенсивно развивающийся элемент социально-культурного сервиса и туризма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.
Организация досуга относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.
Для учреждений досуга (цирков, зоопарков и др.) характерна коллективная форма бизнеса.
В настоящее время в России сфера досуга интенсивно развивается: формируется ее инфраструктура, создаются инновационные развлекательные программы. Однако все еще не решены важные проблемы кадрового обеспечения и состояния материально-технической базы, что мешает развитию внутреннего и въездного туризма.
Краткий обзор видов турбизнеса в зависимости от сферы приложения предпринимательских способностей позволяет сделать вывод об их интенсивном развитии и значительных перспективах.
Индивидуальный турбизнес
Туристский бизнес осуществляется в рамках определенной организационной формы. Форма турбизнеса — система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с иными предприятиями и государственными органами — с другой.
Все многообразие предпринимательских структур в социально-культурном сервисе и туризме есть проявление видовых различий двух организационных форм предпринимательства: индивидуальной и коллективной.
Выбор формы турбизнеса зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой турбизнеса; наличием денежных средств; рыночной конъюнктурой. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы турбизнеса, условно делятся на общие и индивидуальные.
Общие факторы касаются непосредственно турбизнеса: сложность образования, планируемые масштабы и капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития бизнеса, особенности предоставления налоговых и других льгот различным формам бизнеса, государственное регулирование минимального размера уставного капитала предприятий отдельных форм и др.
Индивидуальные факторы имеют непосредственное отношение к самому предпринимателю: имеющийся (возможный) размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности и др.), уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам и др.
Анализ названных факторов позволяет предпринимателю выбрать организационно-правовую форму индивидуального или коллективного турбизнеса в соответствии со своими возможностями в рамках Гражданского кодекса РФ.
Итак, индивидуальный турбизнес. Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить туристскую организацию (юридическое лицо) и получать прибыль от ее деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ГТДБОЮЛ).
Индивидуальный турбизнес — деятельность, которой единолично занимается физическое лицо, оно же получает всю прибыль и отвечает по обязательствам.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься ГТДБОЮЛ в туристском секторе экономики с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Любой гражданин имеет право вести туристскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право.
Для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права: правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); местожительством.
Осуществлять ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме могут дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься организацией туристской деятельности, отвечать за причиняемый вред другим лицам. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.
Особенность статуса ИП заключается в том, что этот статус гражданин приобретает в результате государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Если гражданин уклоняется от государственной регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В то же время необоснованный отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателю допускается только в случаях несоответствия состава и/или содержания представленных документов требованиям Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.
Согласно ст. 23 ГК РФ к ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента и Правительства РФ или существа правоотношений. Имущественные споры между индивидуальными предпринимателями разрешаются арбитражными судами.
Физические лица, осуществляющие ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.
Правоспособность, дееспособность и государственная регистрация — это необходимые атрибуты для открытия индивидуального турбизнеса.
Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.
Сначала отметим преимущества ПДБОЮЛ в турбизнесе. В странах с рыночной экономикой индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство — самая простая форма турбизнеса. Тем не менее распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и рядом имеющихся у нее преимуществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.
Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по! себе является мощным стимулом для инициативной туристской; деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.
Индивидуальные предприниматели в системе СКСиТ в наибольшей степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг. Оперативность и гибкость — важнейшие преимущества ПДБОЮЛ.
Вместе с тем индивидуальный турбизнес имеет существенные недостатки.
Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство туристских услуг, так как его финансо-1 вые возможности ограниченны. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограниченны его возможности и в получении экономии от масштаба производства. Все это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность индивидуального предпринимательства.
Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций — управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой — снижает эффективность руководства в целом как в силу (чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы турбизнеса является полная хозяйственная ответственность предпринимателя, что делает его заложником своего дела. Ведь в правовом отношении он отвечает не только активами бизнеса, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности И П.
Необходимо отметить, что индивидуальный турбизнес в равной степени полезен как для каждого гражданина в отдельности, так и для СКСиТ и экономики страны в целом, потому он заслуженно получил государственное признание и поддержку. Индивидуальные предприниматели включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Благодаря ему развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется рынок туристских услуг, повышается экспортный потенциал.
Большое значение имеет способность индивидуального турбизнеса расширять сферу приложения труда, создавать возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Индивидуальный турбизнес снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, способствует укреплению экономики небольших поселений, сглаживает различия между центром и провинцией, выравнивает интеллектуальный уровень и образ жизни населения. В малом турбизнесе кроются большие резервы, которые можно эффективно использовать в России.
Однако вклад индивидуального турбизнеса в социально-культурный сервис и туризм и экономику России сегодня явно недостаточен. Объясняется это рядом причин.
1. Прежде всего следует отметить недостаточную государственную поддержку индивидуального турбизнеса. Сектор ИП — это неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний туристского рынка и остро нуждающаяся в разносторонней государственной поддержке. Если в отдельных государствах бюджетное финансирование малого бизнеса — это норма, то в России государственная поддержка единоличных владений изначально сводилась лишь к системе льготного налогообложения.
2. Различные фонды развития и поддержки малого турбизнеса, как правило, реальной помощи индивидуальным предпринимателям не оказывают, а они очень нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и в другой помощи.
3. Необходимо отметить незначительную финансово-кредитную поддержку индивидуальных предпринимателей со стороны государства через прямые и гарантированные займы, тогда как государственные гарантии и льготные процентные ставки могли бы оказать существенную помощь тем из них, кто начинает свою деятельность в туристском бизнесе.
Все указанное выше приводит к низкой конкурентоспособности индивидуальных предпринимателей в СКСиТ и ограничивает сферы их деятельности. Развитие индивидуального турбизнеса происходит в России в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, т.е. в торговле и общественном питании. Между тем такой мощный рынок, как сфера туристских инноваций и информации, не осваивается. Это обусловлено недостаточным вниманием государственных структур управления к данным проблемам и отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого инновационного турбизнеса.
Анализ вышеназванных проблем и мировой опыт показывают, что в условиях ресурсной необеспеченности малого турбизнеса важнейшим фактором его существования является организация оптимальной сети поддержки, в том числе:
- финансовой — наличие многочисленных доступных источников капитала;
- материально-технической — сдача в аренду и возможность покупки на льготных условиях средств производства, в том числе зданий и других сооружений;
- информационной — обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступ к базам данных; консультативной — развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на ИП, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов.
На создание такой сети направлены сегодня усилия федерального правительства и местных органов власти. Некоторые шаги в данном направлении уже сделаны. Разработаны и представлены к реализации инвестиционные программы поддержки малого турбизнеса во многих регионах России. К реализации инновационных проектов в сфере малого турбизнеса привлекаются внешние и отечественные инвесторы на принципах экономической эффективности и целесообразности. Совершенствуется работа фондов поддержки малого турбизнеса.
Это позволяет ожидать от деятельности малого турбизнеса результатов, адекватных затраченных усилиям.
Коллективный турбизнес
Экономика СКСиТ не может базироваться только на индивидуальном предпринимательстве. Колоссальные масштабы современного производства туристских услуг обусловлены прежде всего наличием коллективного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого турбизнеса.
Коллективный турбизнес — деятельность, которой занимается предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица.
Предпринимательская деятельность туристских организаций регулируется ГК РФ, устанавливающим правоспособность юридического лица.
Юридическим лицом признается туристская организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).
Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие туристские организации. Субъекты этих двух групп имеют свою специфику, связанную с формой организации туристской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.
Коммерческие туристские организации создаются в целях извлечения прибыли и могут осуществлять свою деятельность в форме: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие туристские организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели, не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д.
Таким образом, вышеназванные хозяйствующие субъекты имеют отличительные особенности функционирования, преимущества, недостатки и одновременно единую сущность, функции и роль в экономике СКСиТ и государства.
Туристские организации имеют больше оснований, нежели индивидуальные предприниматели, рассчитывать на успех в бизнесе, поскольку имеют ряд преимуществ перед ними: могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику; имеют возможность снижать себестоимость и повышать качество туристских услуг, завоевывая в связи с этим высокодоходные рынки сбыта; за счет концентрации капитала могут проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях; способны за счет внутренней специализации и кооперирования повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|