Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Рефлексия и её связь с креативностью





Наиболее глубокое понимание рефлексии содержится у С.П. Рубинштейна [19] , указывающего, что существует два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Второй связан с появлением рефлексии, кото­рая как бы приостанавливает, прерывает процесс жизни и вы­водит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы зани­мает позицию вне ее. "Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе».

В.Я. Буторин [20], рассматривая по уровням процесс переработки информации, следующим образом определяет рефлексию и ее функционирование в этом процессе. Он считает, что раз­личение предметного и реального уровней сознания, которое используется в исследовании научного познания, применимо и в исследовании осознания, т.е. рефлексии, в информационном взаимодействии.

Первый уровень - предметный - характеризуется усвоением человеком поступающих сведений о предметах и явлениях природной и социальной действительности и включением их в систему знаний.



Второй уровень - рефлексивный - означает осознание: 1) факта воздействия социальной информации; 2) ее роли и мес­та в жизнедеятельности человека; 3) акта рефлексивной транс­формации полученной информации в собственно знания.

Рефлексия, следовательно, проявляется как наличие в со­знании человека механизмов и норм произвольного контроля над процессами генерации информации, ее развития и функци­онирования. К рефлексии надо отнести и критический анализ поступающей информации, сомнение в правомерности и надеж­ности поступающих сведений, их оценку. Способность к реф­лексии можно понимать как: умение реконструировать и анали­зировать понимаемый в широком смысле план построения соб­ственной или чужой мысли; умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем, объективировав их, прорабаты­вать соответственно ставимым перед собой целям. Потому вы­деляется две диалектически связанных функции рефлексивно­го осознания информации: инструментальную и редукционист­скую. Инструментальная функция осознания информации выс­тупает как орудие (инструмент) упорядочения наших знаний, представлений о мире, как осмысление способов, методов и средств оперирования с поступающей информацией. Посколь­ку информация выступает как идеальный план осуществления целей, то снятие неопределенности, ограничение в программе поведения выбора действий, поступка характеризуется как редукционистская функция осознания информации. Рефлексив­ность как единство инструментальной и редукционистской фун­кций специфична в информационном плане тем, что осуществ­ляет сравнение сведений о том, что делается, с тем, что уже сделано, что предполагалось или предполагается сделать, что должно быть сделано [20].



Таким образом, поступающая информация сравнивается с имеющейся у субъекта моделью будущего (в этом цель рефлексии). На основе такого прогнозирующего сравнения вырабатывается план действия, осуществляется активное управление своим (и чужим) поведением, направленным на решение опре­деленной задачи. Приведенные рассуждения касаются также сравнительного анализа процессов рефлексии и принятия решения, контроля, прогнозирования, речь о которых пойдет в дальнейшем при рассмотрении интегративного характера реф­лексивности.

Много внимания в русле этого подхода уделяется соотноше­нию рефлексивности и самосознания, а именно Я-концепции. Организация и развитие рефлексивных процессов у человека имеет следующие параметры [21]:

1. Самооценка. Человек так относится к другим, как к самому себе. Неадекватная самооценка искажает процесс рефлексии как восприятия и понимания процесса общения с другими.



2.Дифференцированность, проявляющаяся в степени дета­лизации представлений о себе. Дифференцированность Я-кон­цепции определяет глубину и тонкость видения других, т.к. че­ловек способен различать в людях только те качества, о нали­чии или отсутствии которых у себя он задумывался. Восприя­тие других может искажаться вследствие бессознательной про­екции на них неприемлемых у себя черт личности или припи­сывания ему тех черт, которыми человек хотел бы обладать. При оценке других людей Я-концепция выступает как бы точкой отсчета.

3.Уровень инструментальности в подходе к самому себе, умение использовать свои сильные стороны в качестве инстру­мента воздействия на других людей. Инструментальность Я-концепции означает высокий уровень саморефлексии: исполь­зовать себя в качестве инструмента можно лишь осуществляя рефлексивный анализ ситуации, требований, сознательно уп­равляя собственным развитием. Инструментальность - виде­ние себя в качестве инструмента собственной деятельности.

Вплетенность рефлексивных процессов в самосознание лич­ности, их основополагающая роль в Я-концепции еще раз под­черкивает актуальность исследования свойства, но кроме того, дает некоторые представления о механизмах действия рефлек­сии, о ее интегральном, сложном характере[21]. С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов полагают, что можно выделить 4 основных направления в психологии рефлексии, в каждом из которых выделяется тот или иной ее тип: интеллек­туальная, личностная, коммуникативная, кооперативная. Интеллектуальная рефлексия рассматривается в педагоги­ческой и инженерной психологии в связи с проблемами органи­зации когнитивных процессов переработки информации и раз­работки средств обучения решению типовых задач. Личностная рефлексия анализируется в общей психологии и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения "я-образа" субъекта. Коммуникативная рефлексия акцентируется в социальной психологии в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Кооперативная рефлексия выделяется в психологии управления в связи с проблемами организации совместной деятельности, игрового взаимодействия[22].

Обобщение представленных материалов позволяет считать основными следующие аспекты проблемы рефлексии.

1. Кооперативный аспект рефлексии. Он наиболее релеван­тен психологии управления и играет роль в обеспечении проек­тирования коллективной деятельности с учетом необходимос­ти координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, кооперации их совместных действий. Здесь рефлек­сия рассматривается как "высвобождение" субъекта из процес­са деятельности, как его выход во внешнюю позицию по отно­шению к ней.

2, Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривает­ся как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком. Здесь имеет место размыш­ление за другое лицо, способность понять, что думают дру­гие люди, и осознание человеком того, как он воспринимает­ся партнером по общению.

3. Личностный аспект рефлексии. Этот аспект выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя в результа­те общения с другими людьми и активной деятельности, что находит реализацию в виде соответствующих поступков, а, с другой стороны, выражается в выработке более адекватных знаний о мире. Рефлексия здесь является не только принципом дифференциации в каждом развитом и уникальном человечес­ком «я» его различных подструктур («я» - физическое тело», «я» - биологический организм», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в непов­торимую целостность, не сводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к механической сумме.

4. Интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду понимание рефлексии как умения субъекта выделять, анализи­ровать и соотносить с предметной ситуацией собственные дей­ствия. Кроме того, рассмотрение рефлексии в ее интеллекту­альном аспекте позволяет раскрыть представления о психоло­гических механизмах теоретического мышления. Таким образом, субъект может рефлексировать:

1) знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия,

2) представление о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков,

3) свои поступки и образы собственного «я» как индивиду­альности,

4) знание об объекте и способы действия с ним в ситуации.

По функциям, которые выполняют рефлексивные процессы в той или иной ситуации, можно выделить три вида рефлексии. Данная классификация представляется нам наиболее важной в плане формулировки индикаторов, конкретных форм прояв­ления свойства рефлексивности в ходе создания гипотетичес­кого конструкта методики его диагностики.

1.Ситуативная рефлексия - эта форма выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредствен­ную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее эле­ментов, анализ происходящего. Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные дей­ствия, координировать, контролировать элементы деятельнос­ти в соответствии с меняющимися условиями.

2.Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности, событий, имевших место в про­шлом. Рефлексия в данном случае затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее от­дельных этапов уже находящихся в прошлом. Эта форма мо­жет служить для выявления возможных ошибок.

3.Перспективная рефлексия - данный вид рефлексии вклю­чает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов.

Основная составляющая анализа значимости рефлексив­ных процессов в управлении - рассмотрение их роли в аспекте выделения профессионально-важных качеств руководителя. Повидимому, в структуре личности руководителя рефлексивность не просто имеет большое значение, но и выполняет роль интегратора других свойств. Рефлексивные процессы настолько активно задействованы во всех управленческих функциях, что рефлексивность является составляющей подавляющего большинства проссионально важных качеств. Известны три таких качества [23].

Первое названо "психологическая избирательность", которая проявляется в нескольких жизненных и экспериментальных индикаторах:

1) повторяющиеся факты быстрого, одновременного, "свер­нутого", часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей и состояний других людей;

2) сопереживание человеком того, что переживают и чувству­ют другие люди, своего рода эмоциональная синхронность;

3) высокая чувствительность и восприимчивость в описании и демонстрации психологических объектов по рассказам, кни­гам, произведениям живописи;

4) возможность быстро и адекватно характеризовать психо­логические особенности людей;

5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека;

6) избирательно-психологическая память и наблюдательность;

7)склонность к психологическому анализу, объяснению по­ведения и поступков других людей и своих собственных;

8) глубокая убежденность в силах и возможностях кол­лектива;

9)способность мысленно представить себя в психологичес­кой ситуации другого человека, думать как бы за него, рассуж­дать с его точки зрения, решать, став на его место, задавая себе вопрос: "А как бы я поступил на его месте?"

Психологическая избирательность - это умение быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и "отражать" ее, умело меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия. Руководитель, обладающий психологической из­бирательностью, легко определяет, на что способен работ­ник, улавливает изменения в коллективе, умело группирует людей. Один из показателей этого свойства - эмпатия, уме­ние встать на место другого, сопереживание. Интерес к лю­дям, тяга к общению с ними, память на людей, их дела и поступки так же сопряжены с психологической избиратель­ностью. Данное свойство определяет умение дать характе­ристику человеку, его психологический портрет, склонность к психологическому анализу, объяснению поведения и поступ­ков других людей и своих собственных. Вторым специфическим свойством личности способного орга­низатора, по И.С. Мангутову и Л.И. Уманскому, является практически-психологический ум, который проявляется в следующих характеристиках:

1)распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей;

2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практичес­кого применения знания людей;

3)находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям деятельности;

4) способность вызвать стимулирующие мотивы деятель­ности;

5)учет возможностей влияния личных симпатий и антипа­тий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности;

6)высокая степень обучаемости при формировании органи­заторских навыков;

7) тенденция решать практические вопросы через призму наличных людских возможностей, своеобразная мысленная "прикидка", "примеривание", "взвешивание" соответствия меж­ду задачами практики и количеством и качеством возможных исполнителей.

Практически-психологический ум - качество, обеспечиваю­щее способность находить наилучшее практическое примене­ние каждому человеку в зависимости от его индивидуально-пси­хологических особенностей. Быстрая ориентировка в ситуаци­ях, требующих практического применения знаний психологии людей, способность решать практические вопросы сквозь при­зму возможностей коллектива, учитывая особенности взаимо­отношений при их группировке для совместной деятельности позднее в работах исследователей рефлексии были названы кооперативной рефлексией.

В качестве третьего качества личности организатора рассмат­ривается психологический такт, характеризующий стиль обще­ния руководителя с подчиненными и коллегами. Это мера похо­да к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаи­модействий, выражающаяся в способности быстро найти тон, форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих. Очевидно, что это свойство подразумевает способность к проникновению во внутренний мир другого человека, умение понять его чувства, реакцию на поведение других людей. Рассмотренные три свойства составляют своеобразное единство. Это групповое специфическое качество авторы называют "организаторским чутьем".

Жариков Е.С. называет в числе важнейших личност­ных черт руководителя саморефлексию, которую трактует как способность к [24]:

1)самоанализу, познанию своих интеллектуально-психоло­гических характеристик;

2) самонаблюдению, слежению за ходом своих действий, своей работы;

3) самоконтролю, умению объективно оценивать результа­ты своего труда;

4) самокритике, установке на поиск слабых мест, просчетов, недостатков, ошибок, путей улучшения собственного стиля, при­емов и методов работы.

Саморефлексия, по мнению Е.С. Жарикова, - очень непрос­тая способность, особенно если учесть, что согласно гипотезе Е.К. Сеппа, для оценки себя и явлений вне себя у человека существует не одно, а две различных церебральных зоны.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.