Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Особенности метода номинальных групп





Метод фактически является одним из вариантов мозгового штурма, когда необходимо выявить и сравнить индивидуальные мнения, чтобы повысить объективность оценок. Группа обычно формируется из заинтересованных работников предприятия (руководителей и ведущих специалистов подразделений) в количестве от 5 до 10 человек[15].

Процедура проведения сеанса методом номинальных групп.

а) Участникам координатор разъясняет тщательно сформулированную проблему (задачу), цель заседания.

б) Членам группы предлагается дать идеи по решению проблемы, кратко записав их, не произнося их вслух и не разговаривая между собой (10-15 мин).

в) На следующем этапе участники поочередно называют по одной идее (до 40 мин). Участник может пропустить свою очередь и подключиться к перечислению в следующем туре. Координатор может задать участнику уточняющие вопросы, чтобы записать четкий и краткий ответ. Не допускается обсуждение ответов.

г) Затем координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны (до 40 мин). Любой участник может предложить уяснение и толкование идеи, а также их комбинирование. В процессе уяснения, если она понятна, ее можно отклонить, уточнить или агрегировать. Каждый участник имеет право «вето» на любую идею. В этом случае она исключается из списка. Но на данном этапе идея не оценивается.



д) Производится выбор и ранжирование идей (до 15 мин). Каждому участнику предлагается отобрать 4÷8 наиболее важных идей из пронумерованного перечня идей. Число выбранных идей выбирается в зависимости от их общего количества по следующему правилу: до 30 идей – выбирается 4 идеи; 31-50 идей – выбирается 6 идей;

более 50 идей – выбирается 8 идей.

Выбор идей осуществляется путем обведения в кружочек их номера в общем перечне.

Выбранные идеи (4, 6 или 8) участник ранжирует, ставя рядом с обведенным номером ранг идеи по следующему правилу: самому важному пункту присваивается ранг 1; самому важному пункту из оставшихся обведенных присваивается ранг 2 и т.д.

е) Все участники сдают отработанные ими перечни идей координатору и он на своем бланке перечня идей отмечает какие идеи получили определенные ранги.



ж) Исключаются идеи, которые не получили рангов, если участники с этим согласны. Обсуждаются результаты, причем координатор подчеркивает те моменты, по которым существует высокая степень согласия и пункты, по которым есть высокая степень несогласия.

з) Составляется общая таблица весов выбранных идей путем подсчета средних рангов. Результаты представляются руководству для принятия последующих решений.

 

Тема 6. Особенности метода эвристических приёмов

Метод эвристических приемов основывается на использовании фонда эвристических приемов (ЭП). Наиболее универсальный межотраслевой фонд эвристических приемов приведен в [34]. Он содержит описания 180 отдельных ЭП, которые разделены на 12 групп (табл.5). Более полные фонды приведены в книгах [31, 33], где описаны соответственно 257 и 420 эвристических приемов.

 

Таблица 5

Номер группы Наименование группы Число ЭП
Преобразование формы Преобразование структуры Преобразование в пространстве Преобразование во времени Преобразование движения и силы Преобразование материала и вещества Приемы дифференциации Использование резервов Преобразования по аналогии Повышение технологичности Количественные изменения Использование профилактических мер
  ВВсего

 

Межотраслевой фонд ЭП имеет универсальный характер, т.е. ориентирован на самые различные области техники. Поэтому ЭП имеют обобщенное описание. В них под «Объектами» подразумеваются ручные орудия и инструменты, станки, приборы, машины, аппараты, технологические процессы, комплексы станков и приборов и т.д., а также из детали, узлы, технологические операции и т.д.



Если опытный профессионал познакомится с межотраслевым фондом ЭП, то у него может создаться впечатление, что большинство приемов ему известно и они как будто ничего нового не дают. Однако вся сила фонда ЭП заключается в системном всестороннем охвате проблемы или задачи. Опытному профессионалу потребуется несоизмеримо больше времени, чтобы вспомнить или додуматься до большинства приемов и подсказанных ими решений.

Наряду с этим можно утверждать, что при всегда ограниченном времени решения проблемы некоторые ЭП так и не попадут в его поле зрения, т.е. фонд ЭП полезен и для опытных профессионалов.

Постановку и решение проблем методом ЭП можно представить в виде следующих этапов.

1. Постановка задачи. Есть прототип, который имеет набор недостатков. В процессе решения задачи необходимо так изменить прототип, чтобы устранить имеющиеся недостатки.

2. Решение задачи начинается с выбора подходящих ЭП. Исходной информацией для этого выбора являются:

а) конкретный прототип, который требуется улучшить;

б) главный недостаток прототипа. который необходимо устранить;

в) главное противоречие развития прототипа, которое требуется устранить.

Исходя из этой информации, просматривают в табл. 5 наименования групп ЭП и отбирают по интуитивным соображениям наиболее подходящие группы. В каждой из этих групп просматривают все ЭП и выбирают по интуиции те ЭП, которые представляют интерес для рассматриваемой задачи. Если выбор групп ЭП вызывает затруднение, то наиболее подходящие ЭП отбирают путем просмотра всего фонда.

3. Преобразование прототипа начинают с помощью выбранных приемов. При этом фиксируют идеи улучшенных технических решений в виде короткого описания или упрощенной схемы.

У межотраслевого фонда ЭП есть одно сильное свойство, которое называем эвристической избыточностью. Отметим две разновидности этого свойства. Во-первых, многие задачи могут быть решены независимо разными ЭП.

Вторая разновидность эвристической избыточности состоит в том, что одновременное использование двух и более ЭП приводит к их взаимному усилению в смысле облегчения нахождения улучшенного технического решения.

Таким образом, с помощью отдельных приемов и наборов ЭП получают множество улучшенных допустимых технических решений. Если при этом не удается получить удовлетворительного улучшения решения, то рекомендуется наиболее перспективный из найденных вариантов принять за прототип и снова повторить его обработку с помощью подходящих ЭП.

Если будет получено несколько улучшенных технических решений, то затем производится их ранжирование известными методами.

Метод ЭП только повышает возможность получения допустимого улучшенного технического решения, но не гарантирует нахождение такового. У разных пользователей этого метода (как и других эвристических методов) часто получаются разные результаты, что в большей мере зависит от приобретенных навыков и природных способностей.

 

 

Раздел 4. Психологические Методы повышения эффективности деятельности специалистов

Тема 1. Психотехнологии нейролингвистического программирования (НЛП)

Общие положения

На первый взгляд название странное и не связано с психологией. Даже специалисты ученые не знакомые с НЛП скажут, что речь может идти о моделировании нейронных процессов с учетом языковых построений, не специалисты просто скажут, что это что-то из области математики.

Однако НЛП - это психотехнологии обеспечения самореализуемости, личностной эффективности, достижения совершенства в общении и т.д. Термин НЛП состоит из 3-х частей. Первая часть - нейро - говорит о предмете исследования. В данном случае о мышлении человека и нейрологических процессах в сфере восприятия. Вторая часть -лингвистика - говорит о направленности на коммуникативные процессы общения. А третья часть - программирование - указывает, что НЛП - это технология (процесс) и о том, что человек может все же целенаправленно организовать свое мышление, сделать его более эффективным.

НЛП появилось в конце 70-х годов в США, когда несколько молодых специалистов (Д. Гриндер и Р. Бендлер) попытались смоделировать деятельность известных 3-х психотерапевтов, т.е. составить эффективные модели общения. Очевидно на название метода сказалось, что один из молодых специалистов был лингвистом, а другой обучался одновременно математике и психологии. В дальнейшем значительный вклад в развитие НЛП внес английский антрополог Г. Бейтсон, работающий в таких сферах, как биология. кибернетика и психотерапия.

В основе большинства методик НЛП лежит четырехзвенная циклическая модель успешной деятельности (рис. 13).

 
 

 


Рис. 13. Четырехзвенная модель успешной деятельности

Первый блок (звено) содержит принцип правильной постановки целей, которые направлены на то, чтобы использовать данное нам природой стремление ориентироваться на цель, а также осознавать те цели, которые прежде были недостаточно ясны, существовали на бессознательном уровне.

Второй блок (звено) модели включает в себя технологии рациональных действий, в том числе творческого мышления.

Третий блок (звено) модели содержит технологии самоконтроля, восприятия изменений в окружающей обстановке, повышение остроты этого восприятия, чувствительности.

Четвертый блок (звено) модели включает технологии инновационного подхода к изменениюцелей, отказа от привычного образа действий, не приносящего прорыва в достижении целей.

Технологии целеполагания

Во-первых, должна быть составлена иерархия целей. При этом цели более низкого уровня подчинены целям более высокого уровня. На верхнем уровне это могут быть цели, связанные с достижением удовлетворенности собой, работой, самореализацией. На втором уровне могут быть цели, направленные на жизнеобеспечение себя и своей семьи, обеспечение финансовой самостоятельности. На третьем уровне возможно расположение целей, «работающих» на решение карьерных задач, повышение уровня знаний и приобретение новых умений и навыков. На четвертом уровне это, как правило, текущие, оперативные цели. При этом цели более низкого уровня могут быть достаточно конкретные, а цели высокого уровня могут быть изложены в терминах теории нечетких множеств. Приведенная иерархия классов целей, конечно, не обязательна и для отдельных субъектов деятельности может быть совершенно другой. Составление такой иерархии целей, безусловно, необходимо и полезно. По крайней мере, вы сможете определить, насколько Ваши текущие цели соответствуют целям более высокого ранга и правильно ли Вы распределили временные затраты. При составлении дерева иерархии целей должны выполняться следующие принципы:

а) Принцип согласования личных и служебных целей, которые иногда могут противоречить друг другу. Цели должны соответствовать друг другу в пределах одного уровня иерархии и соответствовать долговременным целям более высокого уровня.

б) Принцип соответствия иерархии модели жизненной стратегии, которая определяет, что для человека самое главное в жизни. Анализ жизненной стратегии позволяет разделить мотивы и потребности на 5 классов: обладания, действия, знания, отношения, самореализация в личном и профессиональном плане.

Первый класс содержит мотивы и потребности, характеризующие желание человека чём-то обладать, например, иметь свой бизнес, свою определенную недвижимость.

Второй класс содержит совокупность желаний личности действовать в каких-то направлениях, например, провести реконструкцию предприятия, съездить в отпуск на море и т.д.

Третий класс имеет отношение к желаниям приобрести новые знания, навыки и умения.

Четвертый класс содержит комплекс желаний, связанных с обеспечением коммуникаций с коллегами, начальниками и т.д.

Пятый класс содержит желания, характеризующие потребности самореализации, например, желание продвинуться по службе, удачно выйти замуж, стать олимпийским чемпионом и т.д.

После синтеза дерева целей полезно еще раз провести их экспертизу – контроль правильности поставленных целей. На тот счет тоже существуют технологии. При этом Вы должны ответить на следующие вопросы-тесты:

а) Конкретна ли Ваша цель?

Каждая цель высших уровней должна подкрепляться целями низших уровней. Конкретность цели характеризует и конкретный срок ее достижения.

б) Правильно ли оценивается сложность достижения цели?

Для того, чтобы адекватно оценить сложность задачи, ее необходимо разбить на подзадачи, выполнение которых можно прогнозировать с большой долей вероятности в приемлемые сроки. При этом необходимо и учитывать и индивидуальные характеристики личности. Если лучше выполняются задачи в ситуациях с определенной долей риска в напряженных условиях, то их нужно предусматривать (в НЛП это называется «подбросить дров в огонь»). Если же личности нужно иметь запас времени для самоконтроля, анализа промежуточных результатов, их проверки, то такой резерв времени надо тоже планировать (в НЛП это называется «спустить пар»), целесообразно, чтобы сложность достижения цели была такова, чтобы требовалось привлечение специфических способностей и приобретенных профессиональных навыков человека.

в) Является ли Ваша цель достаточно позитивной?

Позитивность цели определяется даже ее формулировкой. Наш мозг лучше оперирует позитивными идеями и формулировками. Цели типа «не проиграть», «не допустить» не являются позитивными. Лучше использовать воодушевляющие ассоциации. Например, цель «не думать об отрицательных чертах начальника во время беседы с ним» следует заменить на цель «использовать психологические свойства начальника, чтобы добиться своей цели» и т.д.

г) Сответствует ли цель Вашим возможностям?

Речь идет о том, есть ли у Вас внутренние ресурсы, возможности для достижения цели, т.е. реальна ли поставленная цель, обладаете ли всеми необходимыми качествами для достижения цели. Причем здесь большее значение имеют личные внутренние ресурсы, а не внешние.

д) Можете ли Вы представить себе цель в виде ясного образа?

Тест заключается в оценке Вашей возможности представления цели во всей полноте чувственных ощущений - в виде зрительного или другого образа. Это позволяет сделать цель более привлекательной, подвигающей к действию.

Если Вы это можете, то Вы владеете техникой творческой (внутренней) визуализации. Если нет, то этому надо учиться. Обычно этого можно достичь после прохождения тренингов по НЛП. В результате эти образы легко осуществляются и являются самоисполняющимися. Сознание внутреннего образа позволяет подключить к работе наше подсознание. Моделируемые образы могут иметь разную степень отчетливости. Если цель конкретна, притягательна, возбуждает (побуждает к действию), то ее легче представить в виде яркого, объемного, красочного образа. Этот процесс можно научиться сознательно контролировать.

Выдающиеся спортсмены и артисты, как правило, владеют этой технологией. При этом надо визуализировать саму цель, а не способ ее достижения. В противном случае Вы только ограничите себя, потеряете гибкость.

е)Представляете ли Вы результат достижения цели?

Если цель была сформулирована конкретно, то результат представить гораздо; проще. Его нужно ощутить и пережить до того, как он будет получен. Вы должны как бы проиграть сценарий, не затрагивая материальных усилий и ресурсов.

Для того чтобы Вы это могли представить, надо уметь мысленно переходить из одного состояния в другое. Постепенно накапливается внутренний опыт пребывания в различных состояниях, возможность переноса этого опыта из одной среды в другую и т.д. Еще лучше, если Вы сможете «включить» внутреннее представление будущего (результата), расцвеченного всеми пятью чувствами. Это чувственное представление получило в НЛП название «шаг в будущее». Надо представить себе «образ успеха», забыв об ошибках и промахах. Целесообразно задействовать в образе разные модельности поочередно (зрительный образ, звуковой, осязаемый и т.д.), потом одну за другой, добиваясь получения яркого реалистического образа.

Если Вы примените все эти тесты к целям, входящим в иерархию целей, то у Вас останутся только правильные цели, которые имеют свойство, как правило, выполняться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.