Духовность и нравственность: волевая сторона нравственной жизни сотрудника ОВД
Цель занятия: формирование у обучающихся волевой готовности к осуществлению профессионального долга в единстве всех душевно-духовных и физических сил личности.
Дидактические задачи:
- углубить и закрепить знания роли духовности и нравственности в профессиональной деятельности сотрудников;
- сформировать знания о основных подходах в трактовке нравственности, с точки зрения различных мировоззренческих;
- привить осознание своего правового статуса и уважения к праву;
- усвоить принципы организации правомерного общения в рамках профессиональной деятельности;
- овладеть навыками правомерного и нравственно-корректного общения в ситуациях профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
Программное содержание
Духовно-душевное устроение человека.
Свойства души: разум, чувство, воля и характер человека. Духовные ценности и душевная жизнь. Нравственная сторона поведения: социальное и индивидуальное.
Волевая сторона душевной жизни. Страсти и их значение для духовного самочувствия человека.
Профессиональная деятельность как воплощение рациональной, чувственной и волевой сторон жизни личности.
Учебные вопросы:
1. Духовные ценности и душевная жизнь сотрудника полиции.
2. Профессиональная деятельность как воплощение рациональной, чувственной и волевой сторон жизни личности.
3. Духовно-нравственный облик сотрудника полиции по Кодексу о профессиональной этике сотрудника ОВД.
Темы докладов и сообщений:
1. Духовно-нравственные основы профессионального общения.
2. Духовность и правосознание.
3. Правосознание и религиозность в понимании И. Ильина.
Контрольные вопросы:
1. Каково влияние духовно-нравственной деформации на нравственное самоопределение человека?
2. Почему нельзя сделать человека добрым и справедливым лишь с помощью закона?
3. Какую роль играет самовоспитание в системе морального воспитания, каковы его составляющие?
Методические рекомендации:
Подготовка к семинару является средством формирования личного отношения обучающихся к духовно-нравственному облику сотрудника полиции в современной России.
При изучении первоисточников и трудов классиков курсанты должны уяснить сущность духовных ценностей, их роль в формировании личности сотрудника правоохранительных органов, рассмотреть профессиональную деятельность как воплощение рациональной, чувственной и волевой сторон жизни личности.
Освоение данного материала должно иметь решающее значение для формирования здорового правосознания курсантов и противодействия его деформациям.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. – Н.Новгород, 2000.
2. Золотухина-Аболина Е.М. Современная этика. – Ростов-на-Дону, 2006.
Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. – М., 2000.
Дополнительная:
1. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясинецкий). Дух, душа, тело. – Брюссель, 1988.
2. Иеромонах Илларион (Алфеев). Святоотеческое учение о человеке. – М., 1993.
3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. //Избранные работы. Т.2. – Л., 1987.
4. Лосский О.Н. Избранное. – М., 1991.
5. Митрополит Антоний (Блум). Беседы о вере и церкви. – М., 1998.
6. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993.
7. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989.
8. Мальшевский А.Ф. Мир человека. В 2 ч. – М., 1995.
9. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX-н.XX века. – СПб., 1995.
10. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
11. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
Лекционное занятие - дискуссия
Цель занятия: сформировать у обучаемых целостное видение духовно-нравственной культуры как основы профессиональной деятельности сотрудников ОВД, о патриотизме как духовной основе отношения к служебному долгу.
Дидактические задачи:
- сформировать навыки публичного выступления и умения аргументировано отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии;
- вырабатывать четкие представления о ценностных особенностях профессиональной деятельности в системе ОВД;
- закрепить знания о принципах организации правомерного общения в рамках профессиональной деятельности оперирования философским категориальным аппаратом применительно к области права,
- проверить готовность курсантов к сдаче зачета.
Доклады:
1. Аксиологические особенности профессиональной деятельности в системе государственной службы.
2. Идея служения, подвига общего дела в профессиональной деятельности сотрудников полиции.
3. Профессиональная деятельность сотрудников полиции как воплощение рациональной и волевой сторон жизни личности.
4. Правомерное профессиональное общение сотрудника полиции: сущность, формы и особенности.
Выступления:
1. Постмодернистские деформации ценностного мира современного человека.
2. Влияние глобализации на социо-культурное поведение современного человека.
3. Особенности патриотического воспитания сотрудников полиции в современных условиях.
Методические рекомендации:
Проведение занятия в форме деловой игры предусматривает свободное обсуждение курсантами вынесенных в план проблем под руководством преподавателя. В процессе проведения занятия могут быть использованы различные активные формы обучения, например, дискуссия.
В начале занятия характеризуется проблемная ситуация современного социального бытия, так называемый кризис постмодернистского общества. Курсантам предлагается рассмотреть этот феномен, выявить его истоки: мировоззренческие, культурные, цивилизационные. Проанализировать его основные проявления. Выявить, что является причиной создавшейся ситуации. Затем заслушиваются доклады по темам, обозначенным в плане занятия.
Из числа курсантов назначаются эксперты, которым предлагается сформулировать вопросы к выступающим и задать их после завершения доклада, а так же дать оценку выступления по следующим критериям:
Оценка содержания:
- актуальность рассматриваемой проблемы;
- теоретический уровень ее анализа и полученные аналитические результаты;
- новизна , оригинальность подходов к проблеме;
- убедительность аргументации, обеспечивающей обоснованность точки зрения выступающего на рассматриваемую проблему.
Оценка методики изложения материала:
- логичность структуры доклада с выделением вступления, основной части и заключения;
- логичность связок между структурными элементами доклада;
- возбуждение интереса к проблеме у слушателей;
- наличие технических и наглядных средств, и умение ими пользоваться.
Оценка мастерства устного выступления:
- философская, правовая и общая культура речи (знание категорий, умение правильно пользоваться ими, правильно произносить, стилистически верно строить фразы).
- умение просто и доходчиво передавать свои суждения аудитории; степень свободы от текста;
- образность речи;
- акцентированное выделение главного;
- правильность дикции и оптимальность скорости изложения учебного материала (не более 60-70 слов в минуту).
В качестве потенциальных оппонентов докладчиков назначаются курсанты, готовившие выступления. В их задачу входит использование дополнительной информации подготовленной по темам выступлений для проблематизации материалов докладов и перевода их в дискуссионную плоскость, с последующим кратким изложением своей «правильной» версии. Выступления с докладами рассчитано на 15 минут, выступление оппонентов на 5-7 минут. Затем назначается время свободного обмена мнениями.
Поскольку данный семинар завершает изучение курса факультатива «Духовно-нравственная культура как основа профессиональной деятельности сотрудников ОВД», постольку дискуссия служит своеобразной форой проверки уровня понимания и усвоения изученного материала.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. – Н.Новгород, 2000.
2. Золотухина-Аболина Е.М. Современная этика. – Ростов-на-Дону, 2006.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|