|
Специальная репетиция с проводящим концерт персоналом
Сводная и прогонная репетиции - дальнейшие этапы работы. Они не требуют специального объяснения, поскольку мы достаточно подробно говорили об их содержании и цели. А вот с точки зрения организационной работы режиссера целесообразно после сводной и перед прогонной репетицией провести специальную репетицию с ассистентом, помощниками режиссера и исполнителями технической части концерта (звукооператором, киномехаником, электриком, работающим со световым регулятором и т.п.).
Слаженность хода прогонной репетиции, тем более концерта, в огромной степени зависит от точности работы, в первую очередь, ассистента и помощников режиссера, от того, насколько хорошо они знают последовательность всех своих действий в пределах распределенных между ними обязанностей.
Собственно, уже во время репетиций эпизодов каждый из них не только познает, что и в каком порядке ему нужно делать, но и запоминает его. Поэтому репетиция «за столом» перед прогоном преследует цель проверить во избежание «накладок», насколько хорошо каждый знает свой маневр.
Проводится эта репетиция примерно так.
Режиссер (объяснив цель и задачу репетиции, произносит).
...Десять минут до первого звонка...
Ведущий. Проверив все на сцене, проверяю готовность всех служб и связь с ними.
Первый помреж. Я проверяю закрепленные за мной коллективы, выходящие с моей стороны. Докладываю ведущему.
Второй помреж. Я проверяю свои коллективы. Докладываю ведущему концерта.
Киномеханик. У меня заряжен первый фрагмент киноролика.
Звукооператор. Последний раз проверяю фонограмму.
Ведущий. Проверив и убедившись, что все в порядке, за 15 минут до начала даю первый звонок. Объявляю об этом по радио с пульта всем службам и коллективам.
Первый помреж. Занимаю свое место за кулисами.
Второй помреж. Занимаю свое место за кулисами справа.
Ведущий. По радиосвязи приглашаю участвующих в прологе на сцену.
Третий помреж. Провожаю коллективы и солистов, занятых в прологе, из помещений, где они находятся, на сцену. Потом готовлю первый номер первого эпизода к выходу.
Первый помреж. Слежу, как коллективы и исполнители, вышедшие на сцену с моей стороны, располагаются на станках.
Второй помреж. Делаю то же самое, но с коллективами, вышедшими с моей стороны...
Ведущий. Убедившись, что все заняли свои места на сцене, даю 2- и звонок. Сообщаю об этом всем заинтересованным службам. Последний раз проверяю связь со службами: звукооператором, световым пультом, киномехаником. В назначенное время даю 3-й звонок и даю сигнал электрикам убрать свет в зале. После того, как свет в зале убран и электрики набрали свет пролога, даю сигнал включить фонограмму и на второй музыкальной фразе даю команду открыть занавес...
Примерно вот так (рассказом каждого, что он делает в каждый момент концерта) режиссер подряд проходит все действие от начала до конца. Останавливает он рассказ только в том случае, если кто-то напутал или забыл. Такая репетиция придает всем, кто проводит концерт, уверенность в правильности своих действий. Особенно она важна для ведущего концерт. Ведь от четкости работы последнего зависит весь ход концерта, его темп и восприятие как непрерывно развивающегося действия. По командам ведущего с пульта управления действуют все службы: и тот, кто открывает и закрывает занавес, и тот, кто работает со штанкетными подъемами, опуская и поднимая элементы оформления, и тот, кто включает фонограмму (звукооператор, радист), и тот, кто переставляет микрофоны, и тот, кто проводит «чистые перемены», и тот, кто работает на световом пульте (регуляторе), и тот, кто включает и выключает проекционную аппаратуру и т.д. Ведущий концерт руководит и действиями помощников режиссера. Словом, в руках ведущего концерт сосредотачивается все управление службами, обеспечивающими на сцене (помимо исполнителей) образное выражение концерта.
Прогонные репетиции
Ими заканчивается работа режиссера над концертом. Становятся ясны, наглядны все его достоинства и недостатки. Именно на этих репетициях обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры»; определяется, что необходимо уточнить, что поправить или даже переделать; выверяется композиция концерта; ритм эпизодов приводится в соответствие с ритмом всего концерта, устанавливается его темп; проверяется действие исполнителей во время их выхода и ухода со сцены. Словом, во время этих репетиций окончательно шлифуется весь концерт. Именно на этих репетициях устанавливается и закрепляется темпоритм концерта и впервые во всей полноте возникает его верная сценическая атмосфера. Собственно, на прогонных репетициях становится зримым результат проделанной режиссером и постановочной группой работы по созданию концерта.
Как правило, такие репетиции режиссер ведет «под карандаш». То есть, не останавливая действия на сцене (даже, когда что-то не соответствует установленному на репетиции), режиссер записывает все замечания на бумаге. Замечания же режиссер делает после прогона. Не следует останавливать прогон еще и потому, что тогда у исполнителей и у режиссера пропадает ощущение целостности развивающегося на сцене действия, его темпоритма.
Число прогонных репетиций зависит от сложности концерта, от того, насколько слаженно он идет. Практика показывает, что двух репетиций обычно хватает. Но если требуется и есть время, то их число может быть и больше. Важно только, чтобы они не набили оскомину у исполнителей.
Успех прогонных репетиций во многом зависит от того, как они организованы, от продуманности плана их проведения, от четкости работы всех служб.
Как правило, на репетиции на сцене дают очень мало времени. Поэтому весьма важно уметь разумно использовать каждую репетиционную минуту.
Зафиксировав все на прогонных репетициях, внеся все нужные уточнения, добившись слаженности течения концерта, его верного темпоритма, режиссер может назначить генеральную репетицию.
Генеральная репетиция
Генеральная репетиция - это концерт, идущий без зрителей или при ограниченном их числе. Чаще всего она одновременно является и сдачей концерта руководству режиссером и постановочной группой.
Выслушав после генеральной репетиции замечания и учтя свои собственные, режиссер, если в этом есть необходимость, назначает корректуру и вторую генеральную.
Так как дата проведения концерта известна заранее, то ее лучше всего проводить накануне, а первую - за день-два, чтобы иметь возможность и время внести необходимые поправки.
Заметки на полях. Можно ли, а если можно, то как исправить или скрыть замеченные в эпизодах недостатки
Говоря об этом, я не имею в виду те случаи, когда среди отобранных номеров (необходимых по теме, содержанию, жанру) есть заведомо страдающие какими-либо недостатками. Их должны доработать постановщики. Речь идет о номерах, недостатки которых выявились в процессе репетиций эпизодов.
Прежде всего режиссеру следует разобраться, почему тот или другой номер в контексте других номеров вдруг оказался не столь убедительным, как выглядел при просмотре и отборе. Найти причину. А они бывают разными. Может быть, номер исполняется в невыгодном для него месте, или дело в самих исполнителях, а бывает и в драматургии номера.
В первом случае режиссеру следует найти для номера другое место в эпизоде. Если же этого сделать нельзя, то режиссеру надо постановочными или игровыми приспособлениями помочь исполнителям. То есть позаботиться о том, чтобы слабая сторона номера не бросалась зрителю в глаза; найти такой прием «подачи» номера, который в какой-то степени скрыл бы, прикрыл его слабые стороны.
В арсенале у режиссера есть много приемов прикрытия исполнителей, но один из них, пожалуй, наиболее результативный - это, если возможно, ввести в номер сценическое действие. К примеру, номер «Позарастали стежки-дорожки» в исполнении хора в вокальном отношении был далек от совершенства. Заменить хор уже невозможно и исключить этот номер из концерта тоже нельзя. Что было сделано? Было придумано для них такое сценическое действие, где важным для зрителя стало не только пение, а и поведение девушек и парней на сцене. Действие, в котором ярко проявился задор, лукавство первых и обаяние, молодость вторых. Короче говоря, режиссер, отталкиваясь от содержания песни, превратил хоровой номер в вокально-лирический.
Вообще следует заметить, что в театрализованных концертах режиссер старается обставить, «подать» номер или исполнителя таким образом, чтобы он не был голым человеком на голой земле.
Так, например, однажды мне пришлось режиссерски прикрыть исполнение одним чтецом стихотворения М. Львова «Русь» «живыми картинами», которые в виде пантомимических фресок «Свадьба», «Война», «Стройка» и других возникали в разных местах сцены.
В обоих примерах - с русской народной песней и со стихотворением - конкретные поводы вызвали к жизни режиссерские решения номеров. Но такова вообще одна из специфических сторон режиссерского творчества. Порой неожиданное препятствие, какая-нибудь локальная задача дают такой толчок режиссерской фантазии, что результат ее выходит за рамки первоначального решения номера.
Словом, режиссер театрализованного тематического концерта должен помнить еще и о том, что он не просто составляет его из отобранных номеров, но и должен создать такую сценическую обстановку, в которой номера смогут проявить себя наиболее ярко, должен заботиться об успехе каждого номера. А для этого у него есть много самых различных приемов, в том числе и упомянутых.
Чем разнообразнее приемы подачи номеров, чем шире круг выразительных средств, тем ярче сценическая форма концерта, тем больше режиссер может рассчитывать на его успех.
Только следует заметить - введение элементов театрализации в номера допустимо, если это не нарушает смысла и характера номера. Театрализация должна помогать, а не разрушать номер.
Конечно, такую работу с участниками номера надо проводить не во время общих репетиций, а отдельно, в специально выбранное для этого время.
Завершается же вся работа режиссера над осуществлением концерта открытием занавеса и показом его зрителям, ибо зритель является одним из самых существенных компонентов сценического действия, его соучастником.
Во время концерта режиссер обычно находится на сцене около помощника режиссера. Но, повторяю, не вмешиваясь в его действия, а как бы становясь его помощником. Если же режиссер не очень уверен в действиях той или другой службы, у которой сложная партитура действий, скажем, у киномеханика, то режиссеру имеет смысл находиться в кинобудке для того, чтобы заранее подсказать, какое место киноролика будет следующим. Или в регуляторной - в помощь осветителю. Естественно, ведущий концерт должен знать, где во время концерта находится режиссер. Но что бы ни случилось во время концерта, какая бы ни произошла «накладка», главное для режиссера - не паниковать, сохранять спокойствие. Успокоить, подбодрить провинившегося. Если режиссер не будет держать себя в руках, вот тогда концерт неминуемо пойдет кувырком. Главная задача режиссера в этот момент найти выход из создавшегося положения. Причем такой, который сделает не очень заметным «сбой» в концерте. Чаще всего это удается сделать. Так, например, однажды на концерте звукорежиссер ошибся и выключил фонограмму танца в самом неподходящем месте. Танцоры остановились. Закрыть занавес? Нельзя. Это означало бы крах концерта. Выход был найден. Выручило нас то, что следующий эпизод, посвященный войне, начинался с прохода уходящих на фронт солдат. Мы не стали продолжать неокончившийся танец, не выпустили следующий за ним последний номер эпизода, а сразу перешли к войне. Конечно, переход к этому эпизоду был другой. Но сделать его было уже невозможно. На наше счастье остановка танцоров была воспринята зрителями как задуманная. Помогло нам то, что мы не паниковали, не теряли зря времени, а, зная хорошо все построение концерта, смогли сразу сообразить, как следует поступить. Но не дай бог никакому режиссеру пережить такое.
Как вы понимаете, к прочитанному вами о последовательности работы режиссера над постановкой концерта следует относиться только как к схеме, дающей наглядное представление о порядке действий режиссера и постановочной группы. И в какой-то мере дающей возможность обозначить содержание ее каждого этапа, что в него входит, что и когда организационно идет параллельно.
Конечно, как и в любой схеме, предусмотреть в ней абсолютно все просто невозможно. Да я и не ставил перед собой такую задачу. Ведь каждый концерт имеет свои специфические особенности организации, которые зависят от предлагаемых обстоятельств. Да и действительность, в процессе постановки концерта может преподнести любые неожиданности. Но в любом случае работа над концертом, как правило, идет в той последовательности, которая отражена в этой схеме.
Вот, пожалуй, все, что необходимо было сказать об организационно творческой работе режиссера. Может быть, только еще одно. Весьма полезно ассистенту или кому-либо из помощников режиссера вести записи (дневник) репетиций. Помимо того, что в нем фиксируется ход репетиций, записываются задания постановочной группе, цехам и т.д., он является хорошим подспорьем самому режиссеру. Пользуясь записями, постановщик всегда может вспомнить, что он делал на прошедшей репетиции, что удалось сделать, над чем следует продолжить работу, да и критически оценить свои действия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|