Сделай Сам Свою Работу на 5

Заметки на полях. Про построения мизансцен





Как это ни покажется странным, но и в самом, если можно так ска­зать, в геометрическом построении тоже есть определенная динамика. Так в симметричных мизансценах проявляется уравновешенность, в асимметричных беспокойство, напряженность, в них ярко выражается динамика действия. Хаотичные подчеркивают смятение, волнение, их мнимая бесформенность четко выстраивалась режиссером. Фронталь­ные создают впечатление плоскостного построения фигур, статичности; глубинные, диагональные (наиболее динамичные) подчеркивают пер­спективу и создают впечатление объемности фигур; круговые - замкну­тость. Перечислить все формы построений просто невозможно. Напри­мер, иногда используется барельефное построение, когда исполнители располагаются параллельно рампе.

Существуют и так называемые «переходные» мизансцены, которые не имеют смыслового значения и используются для создания непрерыв­ности логики действия.

Нахождению выразительных, неординарных мизансцен большую пользу приносит изучение режиссером лучших произведений живописи. Особенно жанровой. Композиционное построение картины - уже готовая выразительная мизансцена, вскрывающая внутренний смысл запечат­ленного художником момента жизни. Большое значение в умении режис­сера строить мизансцену имеет наблюдательность. Подсмотренная в жизни мизансцена порой бывает куда выразительнее, чем умозрительно придуманная. Поскольку мизансцена - выразительный язык режиссера, то наблюдательность обогащает его язык, его словарный состав.



Подчиняясь тем же театральным законам, сочетая и чередуя мизан­сцены определенным, зависящим от сквозного действия образом, ис­пользуя этот прием (сочетания, чередования), режиссер тем самым, не только создает динамику представления, но и придает последнему определенный темпоритм, который, если вдуматься, в свою очередь, дик­тует стилистику каждой мизансцены.

 

Опять о темпоритме

Мы много и подробно в 9 и 20 беседах говорили о том, что такое темпоритм, и о его значении как весьма действенном выразительном средстве в руках режиссера. Хочу только добавить: именно сочетание темпоритмов есть одно из самых действенных выразительных средств режиссера, позволяющее при четкости его разработки не только через динамику выявить наиболее точно и ярко главную мысль концерта, но и с сегодняшних позиций отразить биение пульса эпохи, ритм соответст­вующего времени.



Собственно говоря, ритм времени в театрализованном тематиче­ском концерте становится в восприятии зрителей категорией философ­ской, «заключающей в себе смысловые и исторические связи».

 

О сценической атмосфере

Прежде чем говорить о том, как создается сценическая атмосфера, несколько слов о ее роли и значении в театрализованном тематическом концерте. Именно сценическая атмосфера создает не только определен­ную среду, эмоциональную обстановку, которая помогает действовать исполнителям, но от нее зависит и степень восприятия зрителем номе­ра, эпизода и всего концерта. Она - воздух, без которого все происхо­дящее на сцене остается для зрителя мертвым.

Вот почему, создание в театрализованном концерте (как и в пред­ставлении, в спектакле) верной сценической атмосферы - одна из глав­ных забот режиссера.

 

Заметки на полях.. Создание сценической атмосферы

Как и чем создается нужная сценическая атмосфера? Верным внут­ренним настроением исполнителей и внешней сценической обстановкой. При непременном, обязательном их слиянии.

Внутренний настрой рождается в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятель­ствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники, чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в концерте и т.п. Ведь концерт -праздник не только для зрителей, но и для участников концерта. Выра­жается же внутренний настрой через темпоритм номера, эпизода, психологическим самочувствием исполнителей, их поведением на сцене, тональностью, в которой идет действие.



Внешняя же сценическая обстановка создается и выражается оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постано­вочными средствами.

К сожалению, иногда режиссеры театрализованных концертов под­меняют ее световыми эффектами, введением неоправданных массовок, всевозможными перестроениями, не связанными с логикой действия, перебором на сцене стягов, транспарантов и других деталей. Забывая, что любая самая выразительная декорация, самая эффектная мизансце­на, самый изощренный свет, если они внутренне не связаны с настроем исполнителей, с темой и идеей концерта, его сквозным действием, сю­жетным ходом, превращаются не более чем в сценические эффекты, которые оставляют зрителя равнодушным. Он перестает интересоваться содержанием происходящего на сцене, он начинает следить за режис­серскими ухищрениями.

Режиссер обязан помнить: любые постановочные приемы (мизан­сцены, свет, музыка, кино, оформление и т.п.) должны служить глав­ному - созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, эпизод, а зрителям воспринять их не только умом, но и сердцем.

Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего концерта, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфе­ра времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфе­ра первых пятилеток не похожа на атмосферу наших дней. Хотя и тогда и сегодня вся жизнь страны пронизана духом созидания, и дело не в разных поколениях, но это были разные эпохи с присущими только им внутренними и внешними признаками (социальными, общественными, политическими, техническими, материальными и т.д.) Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зави­сит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п. Атмосфера — это комплексное выражение всех условий жизни и деятельности человека.

Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения мате­риалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается театра­лизованный тематический концерт, идет и процесс постижения усло­вий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним атмосферы. Но найденную атмосферу концерта и каждого эпизода нельзя понимать как нечто за­стывшее. Атмосфера - понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий и, конечно, от содержания и характера номеров.

Процесс создания верной сценической атмосферы - это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, наиболее точно ее выра­жающих: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шу­мов, звуков и т.п. Кстати, о звуках. Не единожды приходилось убеж­даться, что верно и к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, лязг тюремных затворов, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных ко­лес, скрип снега под ногами идущего, выстрел, топот бегущих, коло­кольный звон и др.) несет чрезвычайный действенно-эмоциональный заряд, придает физическую достоверность сценическому действию, об­становке, в которой оно происходит. В зрительском восприятии сцени­ческая атмосфера становится как бы живой.

Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то, естественно, верно найденная атмосфера и точно найденные средства ее выражения всегда являются комплексом творче­ских усилий режиссера, актера и художника, а также музыкального руководителя, главного балетмейстера и других творческих руководи­телей концерта.

 

Праздничная атмосфера

Но у режиссера-постановщика театрализованного тематического концерта помимо сказанного, существует еще одна забота, влияющая на восприятие концерта зрителем — создание еще до его начала определен­ной, нужной постановщику, соответствующей праздничной атмосферы.

И хотя сама архитектура зала и здания, где проходит концерт, еще до его начала создает у зрителя соответствующее, как правило, празд­ничное настроение, и все же, еще на подходах к месту проведения кон­церта режиссер стремится создать соответствующую предстоящему зрелищу атмосферу созданием окружающей среды, которая, естествен­но, является немаловажной составляющей праздничной атмосферы.

Здесь может быть использовано и звучание специально подобран­ной музыки, и празднично украшенные ведущие к зданию пути, и раз­личная иллюминация, и огромные щиты с афишами, и различные «пе­ретяжки» и т.д.

Думаю, что не так уж трудно из всего сказанного понять, что не только в совокупности текста, музыки, шумов, света, сценической ат­мосферы в сочетании с мизансценами и пластикой и другими вырази­тельными средствами возникает то, что называется театрализованным тематическим концертом. И это действительно так.

Решающую роль в выборе того, какими художественными средст­вами будут выражены тема и идея, играет образное решение концерта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.