Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая и возрастная психология





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

  Рекомендовано Учебно-методическим советом МГППУ (протокол № 9) от «25» марта 2014 г. УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета от «26» марта 2014 г. (протокол № 4) Председатель Ученого совета МГППУ, ректор МГППУ Рубцов В.В.

 

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

МГППУ В 2014 ГОДУ

По направлению подготовки

Психолого-педагогическое образование»

Квалификация «магистр»

 

 

Москва, 2014

Оглавление

Введение. 2

1. Требования к вступительному испытанию.. 2

2. Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен. 3

2.1. Содержание дисциплины Общая и возрастная психология. 3

2.2. Содержание дисциплины Педагогическая психология и педагогика. 6

2.3. Содержание дисциплины Основы профессиональной деятельности. 8

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". 9



3. Вопросы для подготовки к вступительному испытанию.. 9

4. Проведение вступительного испытания. 12

4.1. Правила и процедура проведения вступительного испытания в магистратуру. 12

4.2. Оценивание абитуриента на вступительном испытании в магистратуру. 14

 

Введение

Настоящая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2010 г. № 376.

Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 г. № 200.



Требования к вступительному испытанию

На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных дисциплин направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», достаточных для обучения по магистерской программе.

Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном междисциплинарном испытании знание и владение:

- системой научных психологических и педагогических понятий;

- фактами психологических теорий;

- методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

2. Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» предъявляются требования к освоению в полном объёме программ следующих учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

- Общая и возрастная психология,

- Педагогическая психология и педагогика,

- Основы профессиональной деятельности

 

2.1. Содержание дисциплины Общая и возрастная психология

Ощущение и восприятие: общая характеристика. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства перцептивного образа. Виды образных явлений. Теории восприятия.



Внимание: понятие, теории. Общее представление о внимании. Проявление внимания и избирательность восприятия. Внимание и сознание. Основные теории внимания (У. Джемс, Т. Рибо, П.Я. Гальперин). Когнитивные модели внимания: модель фильтра Д. Бродбента, модель распределения ресурсов Д. Канемана, модель делителя Э. Трейсман. Виды и свойства внимания. Роль внимания в деятельности и обучении. Развитие внимания как высшей психической функции. Методы изучения и диагностики внимания.

Понятие памяти. Ее значение в жизни человека. Память и деятельность. Роль памяти в обучении. Общие подходы к классификации памяти. Ее виды. Процессы памяти (кодирование, сохранение, извлечение), основные закономерности их функционирования. Явления реминисценции. Развитие и тренировка памяти. Основные теории памяти (психологические, физиологические, биохимические). Когнитивные модели памяти И. Во и Д. Нормана, Р. Аткинсона и Р. Шифрина, теория глубины/уровней обработки информации (Ф. Крэйк, Р. Локхарт, Э. Тулвинг). Методы изучения и диагностики памяти.

Понятие мышления в психологии. Роль и место мышления в человеческом познании. Предмет психологии мышления. Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач, этапы этого процесса. Мышление как процесс переработки информации. Мышление как высшая психическая функция. Понятийное мышление как предмет психологического исследования. Формирование понятий, основные пути изучения (Л.С. Выготский). Мышление и его исследование в основных психологических школах. Виды мышления в различных классификациях. Различие разумно-теоретического и рассудочно-эмпирического мышления (В.В.Давыдов)

Понятие и виды речи. Речь и язык. Внешняя и внутренняя речь. Функции речи. Дискуссия между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функциях эгоцентрической речи. Взаимосвязь развития мышления и речи в онтогенезе. Проблема соотношения мышления и речи. Значение слова как единицы анализа речевого мышления.

Воображение и творчество. Общее представление о воображении. Понятие креативности. Их взаимосвязь. Воображение и творческое мышление, их взаимосвязь. Виды воображения. Его функции. Механизмы воображения. Методы диагностики и развития воображения.

Основные подходы к определению структуры личности в зарубежной психологии. Понятие психологической защиты личности. Основные зарубежные теории личности и их анализ. Классический бихевиоризм о психологии личности (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер). Необихевиоральные теории личности: теория фрустрации – агрессии Миллера–Долларда, теория социального научения А. Бандуры. Представления о личности, ее структуре и ее развитии в глубинной психологии З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера: представления о жизненном стиле личности и его типах. Аналитическая психология К.Г. Юнга: «Персона» и «Тень» как структурные компоненты личности; категории «архетип», «комплекс», «самость». Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Развитие самости и характеристики зрелой личности, по Г. Олпорту. Теория личности К. Роджерса. Категория «самоактуализация» и признаки самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу. Теория личности К. Левина. Теории черт и типов личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл).

Разработка теории личности в отечественной психологии (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности. Категория «потребность» в психологии. Природа и виды потребностей. Анализ классификаций потребностей в отечественной и зарубежной психологии. Мотив как результат опредмечивания потребности. Мотивация как состояние. Понятие мотивационной сферы личности, ее структура. Мотивация и деятельность. Взгляды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других российских психологов на мотивы. Динамическая теория мотивации К. Левина. Теория мотивации достижения (Дж. Аткинсон). Обобщающая модель мотивации Х. Хекхаузена.

Эмоциональная сфера личности. Основные классы эмоциональных явлений. Их роль в регуляции деятельности. Функции эмоций и чувств (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев): коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Компоненты эмоциональных явлений. Биологические и психологические теории эмоций. Эмоции и личность.

Сознание и воля. Понятие сознания, функции сознания, структура сознания. Развитие сознания и «я» в онтогенезе. Воля как высший уровень сознательной регуляции жизнедеятельности. Ее значение в жизни человека, в организации его деятельности, познания, общения. Разновидности волевых проявлений личности: и волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества. Воля как выражение произвольности. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности. Темперамент: определение, общая характеристика. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента в ходе психического развитии. Характер: определение, общая характеристика. Структура характера. Типологии характера в отечественной и зарубежной психологии. Способности: определение, общая характеристика. Задатки, склонности, способности: соотношение понятий. Виды способностей: общие и специальные. Структура способностей.

Объект и предмет психологии развития и возрастной психологии. История развития и актуальные проблемы. Теоретические и прикладные задачи психологии развития и возрастной психологии. Структура современной возрастной психологии. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация». Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Основные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газелла, теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Поведенческий подход: проблема психического развития в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс). Когнитивно-генетический подход: концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.

Культурно – исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа. Проблема специфики психического развития человека. Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрасты, механизм их смены. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии развития и возрастной психологии. Разработка Д.Б. Элькониным возрастной периодизации психического развития.

Психологические новообразования в младенческом и раннем возрастах.

Психологические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах. Особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема выделения ведущей деятельности в этом возрасте. Проблема подросткового кризиса: варианты развития. Основные новообразования подросткового возраста. Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Основные новообразования юношеского возраста.

 

Литература

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

2. Общая психология: учебник / ред. А.В.Карпов. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

3. Тугушева Р.Х., Гальбер Е.И. Общая психология: учебник (Образовательный стандарт XXI). - М., Эксмо, 2007. - 559 с.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: «Гардарики», 2004.

Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М.: Владос Пресс, 2002.

2. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, ПИТЕР, 2008.

3. Петровский А.В. Психология, М.: Академия, 2002

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 7-21.

5. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. М., 1997.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

 

2.2. Содержание дисциплины Педагогическая психология и педагогика

Объект и предмет педагогической психологий и педагогики. Образование как способ вхождения человека в общество, мир науки и культуры. Государственные документы, определяющие перспективы развития системы общего и профессионального образования в Российской Федерации (Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего профессионального образования, Профессиональные стандарты педагога педагога-психолога).

Теоретические и прикладные задачи педагогической психологий и педагогики. Методологические принципы и методы исследований в педагогической психологий и педагогики. Роль психолого-педагогических измерений в организации современного общего образования.

Зарубежные психолого-педагогические теории о закономерностях обучения и воспитания: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), психоанализ ((З.Фрейд, А.Адлер), система Вальдорфской педагогики, система М.Монтессори.

Отечественные психолого-педагогические теории о закономерностях обучения и воспитания. Культурно – исторический подход к пониманию соотношения обучения и психического развития: Л.С.Выготский и его школа. Понятия «социальная ситуация развития», «психические новообразование». Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Особенности обучения и развития в дидактических системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.С.Библера. Психологические основы теории учебной деятельности В.В.Давыдова.

Особенности обучения и психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Социальная ситуация развития современных детей и проблемы их воспитания в разные возрастные периоды. Психические новообразования и содержание ведущей деятельности современных детей в разные возрастные периоды.

Основы духовно-нравственного воспитания школьников. Этнопсихология и этнопедагогика в современном образовании. Гендерные проблемы современного образования.

Литература

Основная литература

1. Психология и педагогика: учебник для вузов/ под ред. П.И Пидкасного. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.

2. Педагогическая психология: учебник для бакалавров/ под ред. В.А.Гуружапова. М.: Изд-во Юрайт, 2013.

 

Дополнительная литература:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – Спб: Питер, 2007.

3. Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 333 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 2006.

5. Педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов.- М.: МГППУ, 2004.

6. Проект Профессионального стандарта педагога-психолога. МОН РФ. М., 2013.

7. Профессиональный стандарт педагога. МОН РФ. М., 2013

8. Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем. Хрестоматия. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 360 с.

9. Теория и практика современных зарубежных образовательных систем. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 304 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), МОН РФ. М., 2010.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ. М., 2009.

 

2.3. Содержание дисциплины Основы профессиональной деятельности

Общая характеристика современной системы образования. Болонский процесс. Компетентностный подход в образовании. Академическая мобильность студентов и преподавателей. Сетевое взаимодействие университетов. Идеи модернизации российской системы образования. Понятие профессиональной деятельности. Особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления (область, объект). Профессиональные задачи выпускника-бакалавра психолого-педагогического направления. Профессиональная этика. Междисциплинарный подход при оказании помощи ребенку/семье. Конвенция о правах ребенка - структура, основные идеи. Федеральный государственный стандарт общего образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. Задачи психологической службы в образовании. Понятие «образовательная среда». Инклюзивное образование. Стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога. Закон РФ «Об образовании». Социально-личностные компетенции. Коммуникативные компетенции. Психологическое сопровождение одаренных детей. Психологическая профилактика зависимостей. Психолого-педагогическая работа с подростками «группы социального риска». Психологическая компетентность педагога.

Литература

Основная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400). – 2010. –URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm376-1.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. – 2009. – URL: http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – 2009. – URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm

Дополнительная литература:

1. Бурлакова И.А. Новые требования к дошкольной программе как ориентир для подготовки педагогов // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 41-47. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31146.shtml

2. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. – Москва : МПГУ ; Белгород : БелГУ, 2002. – 235 с.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – Москва : АРКТИ, 2005. – 336 с.

4. Декларация прав ребенка.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

3. Вопросы для подготовки к вступительному испытанию*

Общая и возрастная психология

1. Бихевиоризм. Д.Уотсон и его концепция. Развитие бихевиоризма в ХХ веке (Э.Толмен, Б.Скиннер, А.Бандура).

2. Проблема бессознательного в психологии (З.Фрейд, Д.Узнадзе, К.Юнг).

3. Этапы становления гештальтпсихологии (В. Келлер, К .Коффка, К.Левин).

4. Гуманистическая психология ( К. Роджерс, А.Маслоу).

5. Основные положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев).

6. Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности.

7. Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций. Теории эмоций.

8. Воля, ее основные признаки и функции. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

9. Виды и основные свойства внимания.

10. Общая характеристика видов и процессов памяти. Долговременная, кратковременная, оперативная и иконистическая память.

11. Воображение: определение, виды и функции. Воображение и творчество.

12. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое).

13. Виды и функции речи.

14. Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», «биологический возраст».

15. Понятия «ведущая деятельность», «зона ближайшего развития».

16. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация», «социальная ситуация развития».

17. Стадии психосексуального развития (З. Фрейд).

18. Стадии психосоциального развития (Э. Эриксон).

19. Закон периодичности детского развития. Стабильные и критические возраста в теории Д.Б. Эльконина.

20. Роль общения в психическом развитии ребенка (М.И. Лисина).

21. Понятия «рост» и «развитие». Критерии развития.

22. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского.

23. Психологические новообразования в младенческом и раннем возрастах.

24. Психологические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах.

25. Психологические новообразования в подростковом возрасте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.