Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 7. Понятие «малая группа»





Основные вехи истории изучения малой группы в социальной психологии. Понятие малой группы. Количественные и структурные характеристики малой группы. Вопрос верхней и нижней “границы” малой группы, зависимость его решения от понимания природы малой группы. Элементы малой группы и их взаимодействие.

Классификация малых групп: первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные группы.

Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Конформность и конформизм. Нонконформизм. Классические эксперименты С.Эша и Р.Крэтчфилда, их критический анализ. Современные исследования конформного поведения. Групповые нормы.

Групповая сплоченность. Совместимость и срабатываемость. Ценностно-ориентационное единство группы как показатель групповой сплоченности.

Лидерство и руководство в малых группах. Проблема разграничения понятий “лидер” и “руководитель”, “лидерство” и “руководство”. Теории лидерства. Стили лидерства. Лидерский потенциал. Методы выявления лидеров в малых группах.

Структура межличностных отношений в школьном коллективе. Статус, удовлетворенность статусом, межличностные отношения и социально-психологический климат школьного коллектива.



Принятие группового решения. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.

Проблема развития группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Тема 8. Межгрупповые отношения.

Социально-психологический подход к изучению межгрупповых отношений. Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев). Феномен “ингруппового фаворитизма”.

Тема 15.Социальная психология личности.

Специфика социально-психологического подхода к личности.

Социализация личности.

Понятие социализации. Процесс социализации и его историческое изменение. Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации. Семья как важный фактор социализации. Роль психологической близости с родителями в процессе социализации. Основные этапы социализации.

Социально-психологические особенности личности, проявляющиеся в совместной деятельности и общении: общительность, уверенность в себе, контактность и коммуникативная совместимость. Коммуникативный стиль личности.



Социальная идентичность личности и формирование Я-концепции.

Проблема «Я» в психологии. Самосознание, Я-концепция, идентичность. Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение. Функции «Я-концепции». Развитие «Я-концепции».

Социальная установка.

Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции изучения социальной установки в западной социологии.

Структура социальной установки. Функции социальных установок в регуляции социального поведения. Диспозициональная концепция регуляции социального поведения (В.А.Ядов). Проблема изменения социальных установок.

Социальные нормы и ценности.

Личность и общество. Личность и культура. Нормы и стереотипы. Ценности и ценностные ориентации личности. Культурная обусловленность личностных норм, ценностей, установок, стереотипов. Обычаи и ритуалы.

 


Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.– Изд-во: Аспект-Пресс, 2009.– 363 с.

2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.

  1. Майерс Д. Социальная психология : учебник: Пер. с англ. / Д.Майерс. – 6-е междунар. Изд., перераб. И доп.– СПб. : Питер, 2002.– 752 с. : ил. – (Мастера психологии).
  2. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.

Вся литература доступна в Интернете



www. koob.ru

 

Вопросы к зачету

 

1. История формирования социально-психологических идей. Проблема предмета социальной психологии.

2. Методологические проблемы социально-психологического исследования. Применение общенаучных методов (эксперимент, наблюдение) в социальной психологии.

3. Метод опроса в социальной психологии.

4. Социометрия как специфический метод социальной психологии.

5. Методы психологического воздействия.

6. Коммуникативная сторона общения. Вербальные средства общения.

7. Коммуникативная сторона общения. Невербальные средства общения.

8. Личность и трудности общения.

9. Интерактивная сторона общения.

10. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты социального восприятия.

11. Феномен аттракции и его психологические закономерности.

12. Общение и межличностные отношения (дружба и любовь).

13. Психологические особенности больших социальных групп. Классы и этносы.

14. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.

15. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание.

16. Проблема малой группы: определение, границы, структура. Проблема классификации малых групп.

17. Групповое давление. Формирование групповых норм, феномен влияния меньшинства.

18. Групповая сплоченность и факторы ее формирования.

19. Понятие психологической совместимости.

20. Принятие группового решения.

21. Лидерство и руководство. Стили лидерства и руководства.

22. Основные направления исследования лидерства и руководства в социальной психологии.

23. Развитие малой группы.

24. Структура межличностных отношений в школьном коллективе.

25. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии.

26. Понятие социализации личности.

27. Сферы и институты социализации. Семья как институт социализации.

28. Структура и функции «Я-концепции» личности.

29. Социальная установка: определение, структура, функции.

30. Регуляция социального поведения личности: ценности и нормы.

Темы контрольных работ

Требования к выполнению работы:

1. Оформление в соответствии с требованиями САФУ

2. На одну тему – 1 студент.

3. Контрольная работа выполняется в виде урока:

Цель урока:

познакомить учащихся с выбранной темой.

Необходимо использовать сказки, стихи, детские рассказы и т.д.

Приветствуется любая творческая форма.

 

Копирование учебника не принимается.

1. Коммуникативная сторона общения. Вербальные средства общения.

2. Коммуникативная сторона общения. Невербальные средства общения.

3. Трудности общения: одиночество и отчужденность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)

4. Трудности общения.: ригидность, тревожность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)

5. Трудности общения: агрессивность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)

6. Трудности общения.: вранье, обман, ложь (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)

7. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический

8. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия.

9. Перцептивная сторона общения. Эффекты социального восприятия.

10. Феномен аттракции и его психологические закономерности. (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)

11. Психологические особенности больших социальных групп. Классы и этносы.

12. Психологические особенности больших социальных групп. Этносы.

13. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.

14. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание.

15. Психология малой группы: определение, границы, структура, классификации малых групп.

16. Групповое давлении (конформность)е. феномен влияния меньшинства.

17. Групповая сплоченность и факторы ее формирования.

18. Понятие психологической совместимости.

19. Принятие группового решения.

20. Лидерство и руководство. Стили лидерства и руководства.

21. Основные направления исследования лидерства и руководства в социальной психологии.

22. Развитие малой группы.

23. Структура межличностных отношений в школьном коллективе.

24. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии.

25. Понятие социализации личности.

26. Сферы и институты социализации.

27. Семья как институт социализации.

28. Структура и функции «Я-концепции» личности.

29. Социальная установка: определение, структура, функции.

30. Регуляция социального поведения личности: ценности и нормы.

 

 

 


Литература для самостоятельной работы

Тема 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.