Тема № 7. Понятие «малая группа»
Основные вехи истории изучения малой группы в социальной психологии. Понятие малой группы. Количественные и структурные характеристики малой группы. Вопрос верхней и нижней “границы” малой группы, зависимость его решения от понимания природы малой группы. Элементы малой группы и их взаимодействие.
Классификация малых групп: первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные группы.
Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Конформность и конформизм. Нонконформизм. Классические эксперименты С.Эша и Р.Крэтчфилда, их критический анализ. Современные исследования конформного поведения. Групповые нормы.
Групповая сплоченность. Совместимость и срабатываемость. Ценностно-ориентационное единство группы как показатель групповой сплоченности.
Лидерство и руководство в малых группах. Проблема разграничения понятий “лидер” и “руководитель”, “лидерство” и “руководство”. Теории лидерства. Стили лидерства. Лидерский потенциал. Методы выявления лидеров в малых группах.
Структура межличностных отношений в школьном коллективе. Статус, удовлетворенность статусом, межличностные отношения и социально-психологический климат школьного коллектива.
Принятие группового решения. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
Проблема развития группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Тема 8. Межгрупповые отношения.
Социально-психологический подход к изучению межгрупповых отношений. Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев). Феномен “ингруппового фаворитизма”.
Тема 15.Социальная психология личности.
Специфика социально-психологического подхода к личности.
Социализация личности.
Понятие социализации. Процесс социализации и его историческое изменение. Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации. Семья как важный фактор социализации. Роль психологической близости с родителями в процессе социализации. Основные этапы социализации.
Социально-психологические особенности личности, проявляющиеся в совместной деятельности и общении: общительность, уверенность в себе, контактность и коммуникативная совместимость. Коммуникативный стиль личности.
Социальная идентичность личности и формирование Я-концепции.
Проблема «Я» в психологии. Самосознание, Я-концепция, идентичность. Представления о себе, социальная и личностная идентичность, самооценка, самоуважение. Функции «Я-концепции». Развитие «Я-концепции».
Социальная установка.
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции изучения социальной установки в западной социологии.
Структура социальной установки. Функции социальных установок в регуляции социального поведения. Диспозициональная концепция регуляции социального поведения (В.А.Ядов). Проблема изменения социальных установок.
Социальные нормы и ценности.
Личность и общество. Личность и культура. Нормы и стереотипы. Ценности и ценностные ориентации личности. Культурная обусловленность личностных норм, ценностей, установок, стереотипов. Обычаи и ритуалы.
Основная литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология.– Изд-во: Аспект-Пресс, 2009.– 363 с.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.
- Майерс Д. Социальная психология : учебник: Пер. с англ. / Д.Майерс. – 6-е междунар. Изд., перераб. И доп.– СПб. : Питер, 2002.– 752 с. : ил. – (Мастера психологии).
- Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
Вся литература доступна в Интернете
www. koob.ru
Вопросы к зачету
1. История формирования социально-психологических идей. Проблема предмета социальной психологии.
2. Методологические проблемы социально-психологического исследования. Применение общенаучных методов (эксперимент, наблюдение) в социальной психологии.
3. Метод опроса в социальной психологии.
4. Социометрия как специфический метод социальной психологии.
5. Методы психологического воздействия.
6. Коммуникативная сторона общения. Вербальные средства общения.
7. Коммуникативная сторона общения. Невербальные средства общения.
8. Личность и трудности общения.
9. Интерактивная сторона общения.
10. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты социального восприятия.
11. Феномен аттракции и его психологические закономерности.
12. Общение и межличностные отношения (дружба и любовь).
13. Психологические особенности больших социальных групп. Классы и этносы.
14. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.
15. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание.
16. Проблема малой группы: определение, границы, структура. Проблема классификации малых групп.
17. Групповое давление. Формирование групповых норм, феномен влияния меньшинства.
18. Групповая сплоченность и факторы ее формирования.
19. Понятие психологической совместимости.
20. Принятие группового решения.
21. Лидерство и руководство. Стили лидерства и руководства.
22. Основные направления исследования лидерства и руководства в социальной психологии.
23. Развитие малой группы.
24. Структура межличностных отношений в школьном коллективе.
25. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии.
26. Понятие социализации личности.
27. Сферы и институты социализации. Семья как институт социализации.
28. Структура и функции «Я-концепции» личности.
29. Социальная установка: определение, структура, функции.
30. Регуляция социального поведения личности: ценности и нормы.
Темы контрольных работ
Требования к выполнению работы:
1. Оформление в соответствии с требованиями САФУ
2. На одну тему – 1 студент.
3. Контрольная работа выполняется в виде урока:
Цель урока:
познакомить учащихся с выбранной темой.
Необходимо использовать сказки, стихи, детские рассказы и т.д.
Приветствуется любая творческая форма.
Копирование учебника не принимается.
1. Коммуникативная сторона общения. Вербальные средства общения.
2. Коммуникативная сторона общения. Невербальные средства общения.
3. Трудности общения: одиночество и отчужденность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)
4. Трудности общения.: ригидность, тревожность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)
5. Трудности общения: агрессивность (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)
6. Трудности общения.: вранье, обман, ложь (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)
7. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический
8. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия.
9. Перцептивная сторона общения. Эффекты социального восприятия.
10. Феномен аттракции и его психологические закономерности. (Куницына В.Н.. Психология межличностного общения – СПб., 2003.)
11. Психологические особенности больших социальных групп. Классы и этносы.
12. Психологические особенности больших социальных групп. Этносы.
13. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.
14. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание.
15. Психология малой группы: определение, границы, структура, классификации малых групп.
16. Групповое давлении (конформность)е. феномен влияния меньшинства.
17. Групповая сплоченность и факторы ее формирования.
18. Понятие психологической совместимости.
19. Принятие группового решения.
20. Лидерство и руководство. Стили лидерства и руководства.
21. Основные направления исследования лидерства и руководства в социальной психологии.
22. Развитие малой группы.
23. Структура межличностных отношений в школьном коллективе.
24. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии.
25. Понятие социализации личности.
26. Сферы и институты социализации.
27. Семья как институт социализации.
28. Структура и функции «Я-концепции» личности.
29. Социальная установка: определение, структура, функции.
30. Регуляция социального поведения личности: ценности и нормы.
Литература для самостоятельной работы
Тема 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|