Тема № 6. Большие социальные группы.
Учебная программа
по дисциплине «Социальная психология»
Специализация
(для начальных классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности… Учебный курс «Социальная психология» основан на программе, разработанной профессором Г.М.Андреевой, опирается на учебник «Социальная психология» этого же автора.
Основные разделы курса (методологические основы социальной психологии, общение, социальная группа, социальная психология личности) изучаются в лекционной и семинарской форме.
Предмет курса – социальная природа человека, его социально-психологические особенности, обусловленные включенностью в большие и малые социальные группы, а также закономерности функционирования самих этих групп.
Цель курса – дать представление о социальной психологии, ее месте в системе психологической науки; ознакомить с основными этапами становления социальной психологии, современными тенденциями в ее развитии.
Задачи курса:
· показать необходимость комплексного подхода к изучению человека и важность изучения его социально-психологических особенностей;
· ознакомить с категориальным аппаратом социальной психологии, с основными проблемами, открытиями и современными тенденциями теоретической, экспериментальной и прикладной социальной психологии;
· показать возможность применения полученных знаний в практике педагога начальной школы;
· мотивировать на дальнейшее социально-психологическое обучение и практическое использование полученных знаний;
· способствовать развитию практических умений изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;
· способствовать развитию навыков самопознания, умений работать с методами социально-психологической диагностики.
Объем курса: общее количество часов , из них лекционных - 8, семинарских –4, самостоятельная работа 48 часов.
Формы контроля:контрольная работа,экзамен.
Темы
| Всего
| Лекции
| Семин.
| Самост.
раб
| 1. Место социальной психологии в системе научного знания. История развития социально-психологических идей
|
|
|
|
| 2. Методологические основы социально-психологического исследования
|
|
|
|
| 3. Проблема общения в соц. психологии.
|
|
|
|
| 3.1. Коммуникативная сторона общения
|
|
|
|
| 3.2. Интерактивная сторона общения
|
|
|
|
| 3.3. Перцептивная сторона общения
|
|
|
|
| 4. Общение и межличностные отношения.
|
|
|
|
| 5. Трудности общения
|
|
|
|
| 6. Большие социальные группы
|
|
|
|
| 7. Понятие «малая группа»
|
|
|
|
| 8. Межгрупповые отношения
|
|
|
|
| 9. Социально-психологическая характерис -
тика личности.
|
|
|
|
| 9.1. Социализация личности
|
|
|
|
| 9.2. Социальная идентичность и Я –концепция
|
|
|
|
| 9.3. Социальная установка.
|
|
|
|
| 9.4. Социальные нормы и ценности
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
| Тематическое планирование курса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. История развития социально-психологических идей.
Предмет социальной психологии. Двойственное положение социальной психологии в системе наук и его причины.
Основные этапы в развитии социальной психологии. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и зарождающейся в ее недрах психологии. Выделение описательной социальной психологии их философии и психологии в самостоятельную область знаний. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное развитие.
Основные разделы социальной психологии: психология общения; психология социальных групп; социальная психология личности; психология массовых коммуникаций.
Тема 2. Методологические основы социально-психологического исследования.
Понятие методологии научного исследования. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Общенаучные методы и специфика их применения в социальной психологии. Виды наблюдения, проблема определения единицы наблюдения. Виды эксперимента.
Конкретно-научные методы в социальной психологии. Виды опросов, условия и правила их использования. Анализ рисунков и документов. Проективные методы и тесты, условия их применения в социальной психологи.
Специфические методы социальной психологии: социометрия, групповая оценка личности.
Особая группа методов – социально-психологического воздействия.
Тема 3. Проблема общения в социальной психологии.
Общение как социально-психологическая проблема. Реализация общественных и межличностных отношений в процессе общения. Изучение общения в рамках других наук: философский, социологический, психологический, социально-психологический подходы к проблеме. Значение общественных отношений для понимания содержания межличностных отношений.
Коммуникативная сторона общения.
Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее “движения”; активная позиция партнеров в коммуникативном процессе; проблема смысла при усвоении информации.
Вербальная коммуникация. Значение коммуникативных свойств человеческой речи. Проблема тезауруса. Наиболее универсальный характер вербальной коммуникации.
Речевые стереотипы и речевой этикет. Речевые правила установления, поддержания и выхода из контакта.
Невербальная коммуникация. Значение факторов организации среды общения (проксемика). Полифункциональность невербального поведения в межличностном общении.
Интерактивная сторона общения.
Общение как обмен действиями. Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция. общение. Решение проблемы взаимодействия в транзактном анализе.
Стили взаимодействия. Манипуляция в системе человеческих отношений. Признаки манипуляции и ее деструктивность. Защита от манипуляции.
Перцептивная сторона общения.
Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Свойства субъекта, объекта восприятия, характер и контекст межличностных взаимосвязей как факторы перцептивных процессов.
Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, эмпатия. Эффекты межличностного восприятия. Роль стереотипов в восприятии людьми друг друга. Формирование первого впечатления.
Интерпретация причин поведения другого человека – феномен «каузальной атрибуции».
Тема 4. Общение и межличностные отношения.
Межличностные отношения как реальность общественных отношений, как форма их проявления. Эмоциональная основа межличностных отношений. Межличностная аттракция: сущность и динамика. Основные направления исследования аттракции и их практическое значение. Психологическая близость и дистанция. Значимые лица. Симпатия, привязанность, дружба, любовь.
Тема 5. Трудности общения.
Коммуникативные барьеры, трудности, нарушения общения: их виды и причины. Распространенность психологических трудностей общения в разных возрастах. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения. Одиночество и отчужденность. Ригидность, агрессивность как трудности общения.
Тема № 6. Большие социальные группы.
Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация. Классы, социальные слои, нации, этносы, профессиональные группы, их особое место в системе общественных отношений. Необходимость изучения в психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида.
Стихийные неорганизованные группы: толпа, масса. Временные полуорганизованные группы: публика, митинг, аудитория, т.п. Значение их исследования на современном этапе.
Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в толпе, массе. Способы воздействия: заражение, внушение, убеждение. Подражание и его исследование в социальной психологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|