Сделай Сам Свою Работу на 5

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ

1. Открыть рот и закрыть.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3. Открыть рот и закрыть.

4. Надуть щеки и расслабить.

5. Открыть рот и закрыть.

6. Движения нижней челюсти вбок.

7. Открыть рот и закрыть.

8. Втянуть щеки и расслабить.

9. Открыть рот и закрыть.

10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.

11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот — голову прямо.

Ритм, музыка, в частности пение, способствуют улучшению четкости произношения звуков, развивают правильное дыхание, силу голоса, неторопливое, плавное произнесение слов у детей с любой речевой патологией. При этом важно уметь правильно подобрать тональность. Так, звуки очень высокого или низкого тона улавливаются детьми труднее, чем звуки средних тонов. Это не обозначает исключение высоких и низких тонов из речевой практики ребенка, но определяет последовательность их использования в речи. Сначала автоматизируются звуки среднего тона, затем вводятся высокий и низкий тон, которые помогают детям вводить звук в повседневную речь. Так, замечено, что если автоматизация звуков происходит только в среднем тоне, то ребенку тяжелее пользоваться ими в разных эмоциональных ситуациях, например, когда возникает необходимость повысить тон (ситуация восхищения, удивления и др.) или понизить его (ситуация имитации речи взрослых или литературных персонажей, недовольства и пр.). Наоборот, последовательное введение разного тона улучшает слуховое восприятие, непосредственно восприятие звуков в богатой эмоциональной речи взрослых и сверстников.

Дифференциация звуков в большой мере зависит от разности тонов и разности в количестве колебаний звуковой волны. Дети легче дифференцируют звуки, произнесенные не в одном тоне, а в разных тонах. Это особо касается звонких звуков, например дифференциации твердых и мягких звонких согласных или гласных лабиализованных звуков, звонких звуков, смежных по артикуляции (р/л), и др. Но звуки сами по себе также различаются частотой колебаний звуковой волны. Так, к высоким звукам относят: и, э, с, з, ш, ч, з, ж, к низким — у, о, м, н, р. Что касается дифференциации звонких и глухих звуков, а также звуков, имеющих одно и то же количество колебаний, следует больше обращать внимание на другие более отличительные признаки (вибрация гортани, способ артикуляции). Это объясняется следующей особенностью, отмеченной М.Е. Хватцевым: совпадение периодов колебания затрудняет различение данных звуков. Так, шипящие и свистящие звуки, особенно с (з)и ш (ж), имеют самое высокое и почти одинаковое количество колебаний в секунду (до 2500). Поэтому они труднее всего дифференцируются слухом, а при нарушениях слухового восприятия хуже всего воспринимаются и чаще всего искажаются. По Л.Д. Работнову, выключение из звуков тонов выше 1000 колебаний в секунду понижает отчетливость речи на 40%, тембр становится глухим, что предрасполагает к замене одних звуков другими. Слышимость звуков также зависит от длительности их звучания, в связи с этим при организации логопедической работы важно учесть этот факт: трудно воспринимаемые ребенком звуки следует произносить более продолжительно. Соответственно, автоматизируя или дифференцируя звуки, ребенок должен произносить их сначала в медленном темпе, затем, по мере улучшения восприятия, в более быстром. Аналогичная работа ведется по восприятию звуков в медленном и ускоренном темпе.



Приведем ряд звуков, отличающихся друг от друга по продолжительности звучания в норме:

 

б п д т к в-ф з с
0,15 0,03 0,1 0,06 0,07 0,22 0,23 0,27

Принцип краткости мы также предлагаем использовать для улучшения дифференциации звуков. Исходя из предложенных данных, можно отметить, что при дифференциации звуков з-с следует более длительно произносить с и более кратко з (за-сса, ссо-зо). К кратким звукам можно применить прием полузвучания. Он заключается в том, что откладывается последняя фаза произнесения звонкого звука. Для ребенка эта инструкция может звучать так: «Произнеси д, но кончик языка не отрывай от десен» или «Произнеси б, но не размыкай губы». В результате ребенок слышит лишь «мычание», гул, несмотря на правильную позу языка и губ. Тот же прием используется при произнесении глухих звуков. И в этом случае ребенок или ничего не может сказать, или часть воздуха вырывается через нос. Как раз в этот момент можно подвести ребенка к выводу, что для произнесения звука нужно движение языка, губ, а не только поза, и, самое главное, наличие голоса или его отсутствие. Хорошо придумать разные истории про язычок, который не должен бояться, но смело «прыгать», «стучать» и пр. Похожий прием добавления гласного призвука активно используется в логопедической практике как при работе с заикающимися детьми, так и с детьми с нарушением фонематического слуха. Например, при оглушении звонких звуков ребенку предлагается помычать, затем добавить звонкий звук (ммба-ммбо-ммбу), но при этом после автоматизации появившегося звонкого звука обязательно необходимо потренироваться в произнесении стечений глухих и звонких звуков (ммпа-ммпо-ммпу).

Дифференциация мягких и твердых звуков, помимо ориентировки на напряженность языка и более продвинутое вперед положение языка, происходит более эффективно также при установке на громкость (на звучание). Мягкий согласный имеет более высокий по основному тону шум, чем твердый звук, поэтому при произнесении следует давать установку на то, что мягкий звук нежный, но очень сильный («его далеко слышно»). Примером тональности шумов служат ксилофон, удары по разным предметам, слушание звукового ряда, например с-сь-с-сь.

Поскольку мягкие звуки произносятся с установкой полости рта на гласный и, т.е. с приподнятой передне-средней частью спинки языка, то призвуком к мягким звукам лучше выбирать именно этот звук. Твердые звуки более слабые, имеют низкую тональность шума и произносятся с помощью приподнятия задней части языка и опущения средней части, поэтому в качестве призвука следует использовать звук ы.

Также следует обращать внимание и на шепотную речь. М.Е. Хватцев отмечает: чтобы лучше услышать изменения в тональности сонорных звуков, надо произносить их шепотом, без голоса. Кроме того, еще Я.А. Коменский обращал внимание на следующий факт. При шепотной речи требуется особо дифференцированная артикуляция любых звуков. Чем на большем расстоянии от собеседника находится ребенок, говорящий шепотом, тем лучше он начинает артикулировать. Однако не следует допускать напряженного шепота, сопровождающегося вовлечением голоса. Полезным также является упражнение на беззвучное артикулирование.

Двигательная активность у детей раннего и дошкольного возраста является мощным фактором, стимулирующим общее развитие ребенка. От того, насколько активен ребенок, зависит широта его кругозора. Полноценные манипуляции с предметами обеспечивают базу для развития восприятия, представлений, памяти. В связи с этим хорошо предусмотреть упражнения с пластилином или глиной. Перед каждым ребенком ставится маленькое зеркальце, в которое можно рассмотреть свой язык и определенную позу. Затем педагог показывает макет языка, на котором написан произносимый звук, и предлагает вылепить его из пластилина или глины.

С получившейся фигуркой можно придумывать разные упражнения: «Отгадайте, какой звук говорит язычок», «Загадайте загадку сами» и т.д. Подобная наглядность позволяет очень быстро закрепить представление о том или ином артикуляционном укладе, характере его произнесения и даже прочитать по заданным позам целое слово.

Очень удобен при коррекции звукопроизношения показ положения языка кистью руки. Так, М.Е. Хватцев предлагает при объяснении артикуляции с, з, ц кисть сгибать вниз (кончик языка опущен); при артикуляции ш, ж, ч ладонь «горсточкой» поворачивать кверху (кончик языка кверху). Движение языка «горбом» к нёбу обозначается образованием горба (вверх) кистью руки. Если повернутая кверху ладонь сжимается в кулак с одергиванием руки назад — это означает инструкцию оттянуть язык за зубы и т.д. Впоследствии достаточно показать сигнал рукой, чтобы предупредить или исправить неправильный звук.

И.М. Тонконогий[11] рекомендует использовать следующий тактильный прием: логопат касается рукой подъязычной кости и дна ротовой полости логопеда, который произносит необходимый звук. Это улучшает контроль правильности постановки артикуляторных органов ощупыванием тех же областей у себя. Для детей с моторной афазией рекомендуется использовать рисунки положения губ и языка при произношении различных речевых звуков. Логопед беззвучно показывает, как произносится звук (начиная с гласного варианта), а потом просит найти рисунок, соответствующий заданному звуку. Впоследствии логопата обучают подкладыванию букв к рисунку, на котором изображено положение губ, языка при произнесении речевого звука, соответствующего данной букве.

Итак, основными факторами правильного произношения являются:

1) фонематический слух;

2) сильное, регулируемое и дифференцированное дыхание;

3) чистый, гибкий, достаточно сильный и регулируемый голос;

4) энергичная, четкая и последовательная артикуляция, связанная с удержанием позы и схемой движения.

Умение выполнить ряд последовательных действий — это основа составления самостоятельной программы деятельности, которая создается в результате взаимодействия речи и мышления. Благодаря же возникновению синестезий между слуховыми и артикуляционными ощущениями во время произношения звуков родного языка и запуску механизма «обратной связи» изменяется иерархия интеграционных связей между тонусом мышц языка и возможностью удержания позы, проприрецепцией, переключаемостью, дифференциацией и объемом движений языка в процессе звукопроизношения. Следовательно, внедрение массажно-гимнастического комплекса в систему коррекционно-развивающей работы по исправлению дефектов звукопроизношения у детей с разными речевыми нарушениями открывает новые перспективы ее совершенствования и оптимизации.

Приложение 1
Анатомо-физиологические особенности строения мышц,
обеспечивающих речепроизводство

Артикуляционные мышцы, мышцы лица, головы и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство.

Жевательная мышца состоит из двух частей: поверхностной и глубокой, которые одним концом прикрепляются к скуловой кости и другим — к нижней челюсти. Поднимает опущенную нижнюю челюсть, участвует в выдвижении челюсти вперед.

Височная мышца расположена на височной поверхности черепа. Пучки мышц, направляясь вниз, образуют мощное сухожилие, которое прикрепляется к нижней челюсти. Поднимает опущенную челюсть, выдвинутую вперед челюсть тянет вниз.

Крыловидные мышцы расположены по внутренней стороне жевательной мышцы, прикрепляясь к скуловой кости и к кости нижней челюсти. Смещают нижнюю челюсть в сторону, выдвигают вперед и поднимают опущенную нижнюю челюсть.

Косвенно в движениях нижней челюсти принимают участие мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости, а также мышцы шеи: двубрюшная и подкожная.

Мимические мышцы, или собственно мышцы лица, состоят из дугообразных и круговых мышечных волокон, которые расположены преимущественно вокруг отверстий глаз, рта, носа и ушей. Эти мышцы меняют форму этих отверстий на лице, образуя различные складки. За счет действия мелких мимических мышц в ответ на стимулы со стороны эмоциогенных структур мозга меняется выражение лица.

Перечислим наиболее крупные мимические мышцы.

Затылочно-лобная мышца соединена с сухожильным шлемом и производит смещение кожи головы. Она состоит из лобной и затылочной частей. Лобная часть поднимает брови и расширяет глазную щель.

Мышца, сморщивающая брови, прикрепляется к коже бровей, сводит кожу бровей к средней линии, образуя вертикальные складки у переносицы.

Мышца гордецов начинается на спинке носа и прикрепляется к коже. Образует у корня носа поперечные складки.

Круговая мышца глаза располагается вокруг глазницы, осуществляет суживание глазной щели, смыкание век.

Носовая мышца проходит по крыльям носа, оттягивает книзу ноздри, суживая их при этом.

Мышцы окружности рта делятся на две группы. Одна из них — круговая мышца рта, сокращение которой суживает ротовую щель, вытягивает губы вперед, другие — мышцы, расположенные радиально по отношению к ротовой щели, их сокращение приводит к ее расширению. Круговая мышца рта образована круговыми мышечными пучками, расположенными в толще губ. Мышечные пучки плотно сращены с кожей.

Большая скуловая мышца начинается от скуловой кости, направляясь вниз, вплетается в круговую мышцу рта и кожу угла рта. Тянет угол рта вверх и наружу.

Малая скуловая мышца; мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа, также начинаются от скуловой кости и, образуя единую мышечную пластинку, вплетаются в кожу верхней губы и крыла носа. Они поднимают верхнюю губу и подтягивают крыло носа.

Мышца, поднимающая угол рта, вплетается в угол рта, тянет его вверх и наружу.

Мышца смеха вплетается в кожу угла рта, оттягивает угол рта также наружу.

Щечная мышца, или мышца трубачей, начинается от наружной поверхности верхней и нижней челюстей в области альвеол вторых больших коренных зубов. Направляясь вперед, пучки щечной мышцы переходят в верхнюю, нижнюю губы и угол рта. Оттягивает угол рта в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам.

Мышца, опускающая угол рта, идет от нижней челюсти и поднимается к углу рта. Благодаря этому она тянет угол рта вниз и наружу.

Мышца, опускающая нижнюю губу (тянет нижнюю губу книзу).

Подбородочная мышца вплетается в кожу подбородка и тянет ее кверху, вытягивая при этом нижнюю губу.

Полость рта

Полость рта ограничена спереди губами, по бокам — щеками, сверху — нёбом (твердым и мягким), снизу — языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой.

Губы представляют собой две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели называются углами рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка. На кожной поверхности верхней губы по срединной линии находится непарный, ограниченный кожными валиками губной желобок, примыкающий к бугорку верхней губы. От щек верхняя губа отделена горизонтально идущей от подбородка подбородочно-губной бороздой. В под слизистой основе губ залегают в большом количестве губные железы, достигающие величины горошины, в связи с чем из массажных приемов допустимо только поглаживание. Выводные протоки этих желез открываются на поверхности слизистой части губ.

Щеки образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой. Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желез, на которые также не следует воздействовать глубокими движениями.

Полость рта при сомкнутых челюстях полностью заполнена языком. Ее наружной стенкой являются зубные дуги и десна, верхней — нёбо, нижней — группа надподъязычных мышц (двубрюшная, шилоподъязычная, челюстно-подъязычная, под бородочно-подъязычная).

Нёбо делится на твердое и мягкое. Его передняя часть — твердое нёбо — имеет костную основу. Задняя часть — мягкое нёбо — в основном, образована мышцами и слизистой оболочкой, в которой расположены нёбные железы. Посередине слизистой оболочки имеется узкая беловатая полоска — шов нёба. В области шва слизистая оболочка тоньше, чем по краям. Мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Она представляет собой подвижную перегородку между полостями рта и глотки. Ее свободный край образует по средней линии язычок. Мышца язычка представляет собой два мышечных пучка, которые выходят из мышц мягкого нёба и сходятся к срединной линии язычка, что обусловливает его коническую форму.

По обеим сторонам язычка мягкое нёбо разделяется на две расходящиеся ножки — нёбные дуги. Передняя дуга идет к корню языка и называется нёбно-язычной, а задняя прикрепляется к боковой стенке глотки и называется нёбно-глоточной дугой. В пространстве между нёбными дугами лежат нёбные миндалины. При каждом глотательном Движении нёбные дужки вытягиваются, приближаются друг к другу так, что между ними остается маленькая щель, которая вполне закрывается язычком, т.е. в момент глотания полость носа отделяется от полости глотки.

Мышцы мягкого нёба иннервируются IX и X ветвями черепных нервов.

Язык — мышечный орган, покрытый сверху, с боков и частично снизу слизистой оболочкой. В языке различают две части: переднюю — свободную часть (тело языка) и заднюю часть (корень языка). Тело языка заканчивается закругленной верхушкой языка, или кончиком. Тело языка отграничено от корня пограничной бороздой, которая образует тупой угол. Корень языка является невидимой снаружи частью. Верхняя поверхность языка называется спинкой языка. На ней в продольном направлении расположена срединная борозда языка, которая делит тело языка на правую и левую части. Соответственно этой борозде вся мускулатура языка делится на две половины посредством фиброзной (соединительнотканной) пластинки, или перегородки, языка, которая расположена в толще языка.

От нижней поверхности языка до десен идет складка слизистой оболочки — уздечка языка. В слизистой оболочке полости рта и языка находится большое количество слюнных желез. В мускулатуре языка, в его верхушке, находится уплотнение — язычная железа, ее выводной проток открывается на нижней поверхности языка. В связи с этим у некоторых детей при удержании кончика языка во время массажа происходит усиление слюнотечения. Следует очень осторожно придерживать язык, не осуществляя надавливания на него с целью удержания.

В толще языка находятся сосуды и нервы. В составе подъязычного нерва (12-я пара черепно-мозговых нервов) проходят двигательные волокна 1-го спинномозгового нерва, которые образуют нисходящую ветвь, соединяющуюся с ветвями шейного сплетения. Это так называемая «шейная петля», или петля подъязычного нерва. Передние две трети языка иннервируются язычным нервом (ветвь тройничного нерва), задняя треть — языкоглоточным нервом, область надгортанника — верхним гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва). Соответственно при разной патологии может нарушаться нервная проводимость определенной зоны языка. Все нервы парны и расходятся симметрично в стороны, поэтому нарушение иннервации может происходить как на одной, так и на обеих половинах языка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.