Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика докладов и рефератов





1. Проблема бытия у Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.

2. Духовные основные черты человека.

3. Человек и специфика его бытия в мире.

4. Человек и время.

5. Восприятия пространства и времени в русской культуре.

6. Проблема бытия в философии В. Соловьева.

7. Проблема существования в современном мире.

8. Отчужденное бытие человека у Хайдеггера и Маркса: сравнительный анализ.

9. Категории антологии.

10.Диалектика Гегеля и Маркса: сравнительный анализ.

11.Ленинское определение материи и его значение для философии.

12.Основные понятия синергетики.

 

Тексты и источники

Аристотель. Метафизика: Сочинения: В 2 т. - М.,1978. - Кн.1. - Т.1.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Гл.III; Смысл творчества. Гл.V. – М., 1989.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. - М., 1988. – № 88.

Гегель Г. Наука логика. Гл.I. Бытие. - М., 1970. – Т.1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М., 1974. – Т.1.

Ленин В.И. К вопросу о диалектики; Ленин В.И. ПСС. – Т.29.

Ленин В.И. Карл Маркс. Раздел «Диалектика»: ПСС. – Т.25.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: ПСС. – Т.18. - Гл.V.

Локк Дж. Элементы натуральной философии: Сочинения. - М., 1985. Т.2. - Гл. I, II.



Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем: Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Спиноза Б. Этика: Избранные произведения. - М., 1957. - Т.1. - Ч.1

Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. – Ч.1.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1997.

Шелер М. Положение человека в космосе: Избранные произведения. - М., 1994.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.20.

 

Научная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейский философии. - М., 1986.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. - М., 1980.

Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. - М., 1987.

История античной диалектики. - М., 1972.

История диалектики. Немецкая классическая диалектика. - М., 1978.

История марксистской диалектики. - М., 1971.

Кеньон Д., Стейман Г. Биохимическое предопределение. - М., 1972.

Котельников Г.А. Теоретические основы синергетики. – Белгород, 1998.

Мостапенко А. Проблема существования в физике и космологии. - Л., 1987.



Назаретян А.П. Агрессия морали и кризисы в развитии мировой культуры. - М., 2002.

Синергетика исторического процесса. - М., 1996.

Павленко А. Бытие у своего порога // Человек. - 1993. - №1,3.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991. - № 6.

Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. - 1989. - № 5.

Трубников Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

Финн Э. Основные феномены человеческого бытия: Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

 


Схема 31

 

 


Схема 32

 

СТРУКТУРА МАТЕРИИ

(вещество)

 

МИКРОТЕЛА ЧАСТИЦЫ И АНТИЧАСТИЦЫ, АТОМНЫЕ ЯДРА, АТОМЫ, МОЛЕКУЛЫ, ПЛАЗМА Белковые тела. Нуклеиновые кислоты. Микроорганизмы (вирусы, микробы, бактерии). Клетки  
МАКРОТЕЛА ГАЗООБРАЗНЫЕ, ЖИДКИЕ, ТВЕРДЫЕ Одноклеточные, Многоклеточные организмы. Растения. Животные органические виды. Биоценозы. Биосфера Люди. Человеческое общество. Социосфера. Вещные средства образования природы обществом. Техносфера. Вторая природа, созданная обществом. Ноосфера
МЕГАТЕЛА ЗЕМЛЯ-ГЕОСФЕРА, ПЛАНЕТЫ, ЗВЕЗДЫ, ГАЛАКТИКИ    
СИСТЕМА МЕГАТЕЛ МЕТАГАЛАКТИКИ    

Схема 33

 

ЭЛЕКТРО МАГНИТНЫЕ (КВАНТ-ФАТОНЫ) ГРАВИТАЦИОННЫЕ (КВАНТ-ГРАВИТИТОНЫ)  
ЯДЕРНЫЕ (КВАНТ-ФОТОНЫ)   ЭЛЕКТРОННО-ПОЗИТРОННЫЕ (КВАНТ-ЭЛЕКТРОНЫ, ПОЗИТРОНЫ)  

 

 

Схема 34

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

 

 

 

Схема 35

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ



СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

 

 


Тема 12.Проблемы сознания

 

План

 

1. Соотношение материи и сознания в истории философии. Материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения действительности: достоинства и недостатки.

2. Природа идеального и его связь с материальным. Признаки идеального бытия.

3. Структура сознания.

4. Мозг как источник идеального. Соотношение языка и мышления.

 

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, необходимо учитывать, что философы древности уже исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Заслуга разработки проблемы идеального принадлежит Платону, который обосновал удвоение мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей – идей – и мира изменчивых, конечных во времени материальных тел. Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров – божественного и земного, а в человеке – двух начал: духовного и телесного. Выявление специфики идеального и его отличия от материального всегда волновало философов. Причем споры велись вокруг двух вопросов: какова специфика идеального в отличие от материального и какова субординация этих двух реальностей (какая из них является порождающей, первичной). Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных. Точка зрения философов-идеалистов, начиная с Платона, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материальной реальности. Эту трактовку долгое время критиковали материалисты как совершенно необоснованную, мистическую. Тем не менее, данная мысль находит
сегодня естественнонаучное подкрепление: ряд физиков высказывают пред-
положение, что наша Вселенная произошла от некоего смыслообразующего
вакуума, творческого первоначала. Но поскольку эти объяснения генезиса Вселенной носят характер научной гипотезы, в современной философии сохраняются и другие концепции происхождения реального. К их числу относится и материалистическая теория отражения. Ее исходным положением является то, что материальные предметы не только взаимодействуют, но и воспроизводятся, изменяя структуру предметов, отображают друг друга. Отражение – одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства материи и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения. Но у сторонников этой теории есть немало противников. Кроме того, о том, что сознание нельзя свести только к результатам отражения, свидетельствует и содержание наших знаний, полученных независимо от процессов отражения, а в результате творческой автономности самого сознания, а также при помощи интуиции, различного рода предчувствий, творческого воображения; таким образом, ни идеалистическое, ни материалистическое объяснения происхождения сознания не являются полностью обоснованными.

Второй вопрос – об одной из самых загадочных сфер в философии – природе идеального. Существование идеального бытия, сознания и его продуктов признается сегодня большинством философов, материалистов и идеалистов. Его специфика выражается в признании ряда свойств идеального бытия, индивидуального и общественного сознания: идеальное явление автономно, существует относительно самостоятельно от материального и наряду с ним. Одновременно с вещами существуют слова, формулы, законы, нравственные нормы, научные теории, а может быть, и мировой Разум или бог. Сознание существует автономно, но не изолированно от материального: оно связано с таким материальным явлением, как человеческий мозг. Эти два признака уже дают основания для определения сущности сознания. Сознание – есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовать себя и окружающую природу в процессе своей предметно-практической деятельности. Кроме того, с одной стороны, сознание связано с человеком, его мозгом, а с другой – с окружающей человека внешней средой, природной и социальной; т.е. идеальные продукты сознания возникают только благодаря взаимодействию человека с внешней средой. Отсюда вытекает еще один признак сознания. Он состоит в том, что сознание представляет собой продукт длительного процесса эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жизни на Земле.

Третий вопрос рассматривает сущность и структуру сознания, которая сложилась в результате процесса эволюции. Структура сознания включает в себя ряд этажей (или уровней). Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления – инстинктивны. Это – безусловные рефлексы, обычаи, повседневные ситуации. Другим, более развитым слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которого обеспечивается пятью органами чувств (слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием). Проявление активности этого уровня сознания – в комплексах наших ощущений. Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий – сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, высший уровень сознания – способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Но, несмотря на свое многообразие, мир идеального во всех своих формах сохраняет единое качество идеального – невещественность. Идеальный мир не пассивен, а активен. Поэтому следующим важным принципом сознания является его действенность, активность, благодаря чему человек активно преобразует мир и самого себя (хотя активность эта может давать противоречивые результаты). Однако все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека.

Раскрытие последнего вопроса темы дает возможность проанализировать уникальное создание природы – мозг человека. При этом необходимо четко уяснить, что сознание есть продукт взаимодействия двух факторов: мозга человека, с одной стороны, и окружающей среды, с другой стороны. Вместе с тем мышление невозможно без мозга, который регулирует жизнедеятельность человеческого организма, его взаимодействие с окружающей средой, поддерживает эмоциональное состояние человека, обеспечивает процесс обучения, усвоения социального опыта при помощи памяти, внимания, воли. Являясь продуктом длительной биологической эволюции, он развивается и изменяется в процессе его использования, эксплуатации. Особенностью его строения является асимметричность (левое полушарие отвечает за формирование понятий и логического мышления, а правое – за образное мышление, художественное восприятие).

Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Само мышление – сложный, многогранный психологический процесс, имеющий свою структуру, внешне выражающийся в двух формах: это немая, внутренняя речь, бессловесное размышление в молчании и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид в форме слов или жестов, мимики. Иначе говоря, мышление выражается в вербальной или невербальной формах. Кроме этого, мышление может быть конкретным или абстрактным. И конкретное, и абстрактное мышление выражается в различных физических знаках, символах, прежде всего в словах, в устной и письменной речи, в том или ином языке. Язык есть материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления. Язык делает дух телесным, материальным, видным или слышным. Виды языков: речевые формы (устная и письменная речь), неречевые формы (жесты, мимика, телодвижения, визуальные контакты), специальные языки (материалистический, компьютерный, химический, философский и т.п.), различные системы сигнализации (дорожные знаки, морская сигнализация).
Сознание движется по миру в языковом выражении. Мышление и язык тесно связаны между собой, хотя между ними есть не только сходство, но и различия. Общее между сознанием и языком состоит в том, что исторически они возникают одновременно. Идеи не могут существовать отдельно от языка. Даже при безмолвном размышлении мы облекаем свои мысли в слова. Язык такой же древний, как и мышление. Оба являются продуктом длительного социально-исторического процесса, развиваются и обогащаются под влиянием различных форм человеческого общения. Но мышление и язык не тождественны. Если мышление идеально, то язык – материален. Слово как бы связывает сознание с реальностью. Слово как бы уточняет, проясняет реальность – так оно влияет на сознание и мышление. Кроме того, мысль мимолетна, неустойчива, смертна, а слово – устойчиво, стабильно и иногда даже бессмертно. Именно язык является средством сохранения накопления знаний и их передачи от поколения к поколению.

 

Основные понятия

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательного, подсознания и сознания. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является механическим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляет общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это
вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень развития сознания, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение способов их решения, выдвижение гипотез, идей и т.п. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль.

ОТРАЖЕНИЕ – фундаментальное свойство всей материи, определяющееся материальным взаимодействием объектов. Сущность его – в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей.

ПАМЯТЬ– способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности лич-ности при решении творческих задач.

РЕФЛЕКСИЯ – форма самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта.

САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку, возможно существование и развитие абстрактного мышления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.