Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика докладов и рефератов





 

1. Сущность христианского мировоззрения.

2. Особенности средневековой философии: теоцентризм,

провиденциализм, креационизм, традиционализм.

3. Христианская картина мира и место в ней человека.

4. Феномен религиозной веры.

5. Средневековый символизм и мироощущение христианина.

6. Идеал знания в схоластической философии.

7. Религия и наука: различия и единство.

8. Христос и этика ненасилия в современном мире.

9. Христианская концепция смысла жизни.

10. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

11. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении бога.

12. Ибн-Сина (Авиценна) и его роль в развитии науки и философии Востока.

13. Философские основы аверроизма.

14. Особенности византийской философии.

Тексты и источники

 

Аврелий Августин. Исповедь // Петр Абеляр. История моих бедствий М., 1992.

Ансельм Кентерберийский. - Сочинения. М.,1995.

Антология мировой философии: В 4 т. - М.,1969.

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового заветов.

Боэций. Утешение философией. – М.,1990.

Научная литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.,1997.



Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М.,1975.

Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - М.,1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.,1979.

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск, 1995.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М. ,1979.

Хейзина И. Осень средневековья. - М.,1988.

Честертон Г.К. Вечный человек. - М.,1991.

Чанышев А.К. Курс лекций по древней и средневековой философии. - M., 1991.

Штекль. История средневековой философии. - С.-Пб., 1996.

 


Схема 10

 

Тема 5. Философия Возрождения

 

План

 

1. Европейское Возрождение как историческая эпоха.

2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

3. Естественнонаучные воззрения эпохи Возрождения и их философский смысл.

4. Политические и социально-утопические учения Ренессанса.

5. Реформация и ее значение для развития философской мысли.

 

Методические указания

 

Подходя к изучению первого вопроса темы, следует представить эпоху Возрождения, которая охватывает XV - XVI вв. В Западной Европе в это время в недрах феодализма начали зарождаться капиталистические отношения, что привело к быстрому расцвету естествознания и одновременно к развитию материалистической философии, которая постепенно теснила религию в ее правах. Природу начали рассматривать как основу развития всего сущего и источник познания. Успехи капиталистического производства ознаменовались первыми буржуазными революциями. Социально-экономические изменения привели к возникновению буржуазной интеллигенции, а главными центрами культуры стали города. Возникает но­вая культура, которая получила название гуманизм. Особенностью ее стало широкое использование античного культурного наследия, поэтому эту эпоху еще называют эпохой Возрождения (или Ренессанса), что указывает на возрождение многих сторон богатой античной культуры после более тысячелетнего её забвения. Колыбелью Ренессанса является Италия. Однако, процессы Возрождения античности охватили не все станы Европы, а прежде всего – самые развитые из них.



Второй вопрос темы рассчитан на то, что студент сможет уяснить главную особенность этой эпохи: переход от теоцентризма к антропологическому пониманию мира. В борьбе со средневековым теоцентризмом на передний план культуры выступают гуманистические мотивы. Признание творческих способностей человека и его разума, а также стремление к земному счастью приходят на смену презрению к земным его потребностям. Но этой эпохе была свойственна вера в человек и его возможности, но проявлялась она в определенных религиозных рамках.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса, необходимо уяснить, что развитие философии данной эпохи, несомненно, связано с расцветом натурфилософии в лице ее главных представителей: Н. Кузанского, Н. Коперника, Б. Телезио, Ф. Патрици, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Нью-
тона, учение которых в целом носили пантеистический характер с элементами диалектики. Человека они рассматривали в качестве бога, а природу - как бесконечное явление.



Одной из характерных особенностей этого периода является зарождение социально-утопических теорий, посвященных описанию переустройства общества на принципах справедливости и равенства между людьми (Т. Мор, Т. Кампанелла), а также развитие политических и правовых учений. Одним из самых популярных из них, имевших огромное влияние на последующие периоды истории, был макиавеллизм.

Огромное значение для эпохи Возрождения имела Реформация, т.к. она открыла новый, упрощенный путь к богу и смогла мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религии, для новых социальных преобразований.

 

Основные понятия

 

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение об универсальной одушевленности материи: жизнь и чувствительность присущи всем вещам в природе, всем формам материи.

ГУМАНИЗМ – принцип мироздания, в основе которого лежат убеждение в безграничных возможностях человека и его способности к совершенству; требование защиты достоинства личности, ее свободы; идея о праве человека на счастье и удовлетворении его потребностей и интересов как конечной цели общества.

МАКИАВЕЛЛИЗМ – философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которым государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – целью и смыслом человеческого существования. Причем, все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей.

МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи.

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ – философское учение о природе как целостной организации, основанное на пантеизме, динамизме и гилозоизме, а также на тождестве микро- и макрокосмоса.

ОПТИМИЗМ – восприятие жизни, которое характеризуется надеждой на лучшее, благоприятный исход в противоположность пессимизму как неверию в будущее.

ПАНПСИХИЗМ – учение о всеобщей одушевленности, согласно кото-рому все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее бога и мир, растворение бога в природе, натуралистические тенденции которого с большей силой проявились в эпоху Возрождения.

РЕФОРМАЦИЯ – широкое антифеодальное и антикатолическое дви-жение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму, которое ставило внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности с целью подчинения церкви властью государства.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – форма освобождения от религиозных и церковных
институтов, от религиозного влияния на все сферы жизни общества и личности.

УТОПИЯ (страна, которой нет) – течение эпохи Возрождения о коренном преобразовании общества и его описание в виде идеального гос-дарства. Введено T. Мором после опубликования его книги «Утопия» как прообраз лучшего общественного строя, а также нереальных планов социальных преобразований.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.