Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства и отличительные черты методики





2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей

Средства.В качестве средств воспитания двигательно-коорди­национных способностей могут быть использованы в принципе са­мые различные физические упражнения, если выполнение их объек­тивно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодо­левать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Но­визна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообраз­ные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая уп­ражнения без предметов и с предметами, художественную гим-




настику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обнов­ляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объеди­нению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигатель­ных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятност­ной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной ко­ординации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понят­но, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координа-ционных способностей. Впрочем, ими, как следует из сказанного вначале, вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.



Основные методические линии и подходы.Воспитание двига-тельно-координационных способностей идет по двум основным лини­ям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми форма­ми координации движений, другая — с преодолением координаци­онных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьиро­вать привычные формы координации движений в условиях вне­запно меняющихся ситуаций.

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разу­чивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согла­сования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Для стиму­лирования развития координационных способностей здесь имеет значение не столько факт научения действию, сколько достигаемая при этом степень мобилизации данных способностей. Разучивая все новые и новые координационно усложняющиеся двигательные дей­ствия, как бы упражняют саму способность координировать дви­жения, искусно строить и перестраивать их. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерферен­ции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое ре­шение такого рода двигательных задач является одним из дейст­веннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает множество упражнений, требующих преодоления интерференции навыков). Ка­ким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных уме­ний и навыков, в интересах неуклонного совершенствования коор­динационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (осо­бенно при постоянном закреплении относительно узкого круга раз приобретенных навыков), ограничивающий возможности совер­шенствования в двигательной деятельности.




Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание все новых форм двига­тельных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лими­тируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности усло­виями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет и вторая линия в методике вос­питания двигательно-координационных способностей, которая ха­рактеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Методическое воплощение этой линии выражается в использо-вании главным образом следующих подходов и их сочетаний:

1) внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;

2) предъявление новых координационных требований посредст­вом выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях (комбинаторное варьирование);

3) изменение внешних условий, вынуждающее варьировать при­вычные формы координации движений.

Каждый из этих подходов может быть реализован во мно­жестве частных методических приемов. Некоторые из них приведены в качестве примеров в табл. 5.

Таблица 5

Примеры методических приемов, предъявляющих повышенные требования к координации движений при выполнении привычных действий

 

Основа методических приемов и их частные варианты Примеры (реализация приема исполнителем упражнения)
1. Внесение строго регламен­тированных изменений в от­дельные параметры привычно­го действия или смена способаего выполнения (в стандарт­ных внешних условиях) Введение необычных исходных положений Изменение привычной скорости или темпа движений Зеркальное выполнение упраж­нений Смена способа выполнения дей­ствия, конструирование нового способа его выполнения Выполнение прыжка в длину или глубину из стойки спиной или боком к направлению прыжка Выполнение прыжка в длину или высоту с превы­шением привычной скорости разбега; выполнение гимнастических упражнений в ускоренном либо замедленном темпе Метание снаряда левой рукой (для тех, кто обычно метает правой); выполнение комбинаций гим­настических движений не «в свою» сторону Прыжки в длину, или в высоту, или через опорный снаряд с чередованием различных вариантов техники прыжка; условное состязание в создании необычного способа выполнения привычного дей­ствия: акробатического, легкоатлетического, игро­вого и т. д.

  Продолжение
Основа методических приемов Примеры (реализация приема исполнителем
и их частные варианты упражнения)
2. Комбинаторное варьирова-  
ние движений, действий  
Усложнение привычного дей- Опорные прыжки с добавлением поворота (или
ствия добавочными движе- других движений) перед приземлением; метание
ниями мяча с петлей или диска с увеличенным числом
  поворотов; выполнение заданий типа жонглирова-
  ния в игровых упражнениях с мячом
Комбинирование привычных Объединение разученных ранее гимнастических
действий в непривычных соче- элементов в связки и комбинации без предвари-
таниях тельного разучивания последних — «с листа»;
  включение разученных приемов игры или спортив-
  ного единоборства в состав различных технико-
  тактических комбинаций
3. Изменение внешних условий,  
вынуждающее варьировать  
привычные формы координации  
движений  
Введение дополнительных объ- Игровые упражнения с увеличенным числом мя-
ектов действия и сигнальных чей, шайб или других предметов; упражнения
раздражителей, требующих с обусловленной реакцией на внезапно подаваемые
срочной перемены действий звуковые или световые сигналы
Направленное варьирование Выполнение упражнений с набивными мячами,
внешних предметных отягоще- ядрами, разборными гантелями, штангой различ-
ний ного веса по программе, предусматривающей
  точную дифференцировку прилагаемых усилий по
  величине, в пространстве и во времени (контро-
  лируемую по заданным внешним показателям)
Изменение пространственных Метание мяча с петлей, метание диска или толка-
границ, в которых выполняется ние ядра из уменьшенного круга; выполнение
действие игровых действий и комбинаций с ограничением
  размеров поражаемой цели или площади пере-
  мещений
Использование различного обо- Периодическое выполнение упражнений с исполь-
рудования и естественных сре- зованием оборудования разного качества; чере-
довых условий для расширения дование занятий на открытом воздухе и впоме-
диапазона вариативности дви- щении; проведение занятий в различных естест-
гательных навыков венных условиях (ландшафта, рельефа, погоды
  и т. д.)

Особенности регулирования нагрузок и отдыха.Понятно, что упражнения, направленные на совершенствование координации движений, теряют смысл, как только в процессе их выполнения координация начинает ухудшаться под влиянием нарастающего утомления. Отсюда вытекает одно из основных правил нормиро­вания нагрузок в упражнениях, специально ориентированных на улучшение двигательной координации: их число и частоту повто­рения в рамках каждого отдельного занятия целесообразно до-


водить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей или, во всяком случае, не вызывают серьезных координационных нарушений. Это относит­ся и к другим параметрам нагрузки в упражнениях «на коор­динацию движений»: к степени интенсивности упражнений, сум­марному объему их в недельных циклах и т. д. Соответственно регламентируют интервалы отдыха и между занятиями; их устанав­ливают из такого расчета, чтобы уменьшить кумуляцию утомле­ния, приводящего к координационным нарушениям, и обеспечить восстановление оперативной работоспособности до уровня, позво­ляющего решить координационно трудную двигательную задачу. Конкретные параметры нагрузок и отдыха при таком нормиро­вании их зависят от ряда переменных факторов и обстоятельств, в частности от координационной сложности упражнений, степени сформированности их техники, силовых, скоростных и других харак­теристик выполняемых действий.

Так, в процессе обучения двигательным действиям нагрузки, связанные с преодолением координационных трудностей, регламентируют в соответствии с правилами, предусматривающими уменьшение их на первом этапе и постепенное увеличение на следующих этапах по мере закрепления формируемого двигательного навыка. Иные параметры нагрузок соблюдают тогда, когда координационные трудности преодолеваются по ходу воспитания силовых, скоростных или других двигательных способностей; вся нагрузка в таких случаях нормируется в решающей зависимости от закономерностей получения тренировочного эффекта, стимулирующе­го развитие тех или иных способностей.

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, надо полагать, представляет для нервной системы непростую зада­чу, и тем более трудную, чем сложнее двигательно-координацион-ные отношения. Решать такие задачи лучше всего, как правило, в начале основной части занятия, когда уровень оперативной работоспособности повышен и имеются благоприятные предпосылки для концентрации внимания на преодолении координационных трудностей. Отсюда не следует, однако, что совершенствовать координацию движений нужно лишь в этой части занятия. Как уже подчеркивалось, весь процесс физического воспитания в норме должен способствовать совершенствованию координационных спо­собностей. Другое дело, что возможности для этого при выпол­нении различных по характеру упражнений и в различных методи­ческих ситуациях не одинаковы. Объективно в процессе физическо­го воспитания возникает и ряд таких ситуаций, которые вызы­вают нарушение координации движений, в частности (и особенно) при выполнении упражнений «на выносливость», сопряженных со значительным общим утомлением. Вместе с тем и такие ситуа­ции, если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных спо­собностей — ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей, через их преодоление.

В этой связи следует заметить, что утомление не всегда является фактором, ухудшающим координацию движений. Когда основа техники движений сформи-


рована в качестве прочного навыка, выполнение упражнений на фоне некоторого компенсированного утомления может, по всей вероятности, способствовать совер­шенствованию некоторых сторон двигательной координации. При утомлении возни­кает необходимость более экономного расходования энергии, что в принципе может быть достигнуто без уменьшения эффективности движений — путем устра­нения излишней мышечной напряженности и других координационных несовершенств (во время преодоления длинных дистанций, например, в легкоатлетическом беге или беге на лыжах расход энергии на завершающих частях дистанции, по экспери­ментальным данным Ю. Кальюсто, В. Михайлова и др., подчас уменьшается на 5— 6 и более процентов без падения скорости передвижения). Утомление, таким образом, как бы вынуждает находить более экономичные способы выполнения движений, свободные от непроизводительных энергозатрат. Вместе с тем пре­одоление утомления, возникающего в процессе многократного воспроизведения координационно сложных действий, является фактором воспитания своего рода координационной выносливости*.

2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей

2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие

К общей характеристике процесса.Как уже говорилось, одним из необходимых слагаемых комплексного процесса воспитания дви-гательно-координационных инепосредственно связанных с ними способностей является воспитание способности поддерживать рав­новесие тела — балансировать в статических и динамических поло­жениях, обусловленных различными жизненными ситуациями. Роль и место этого раздела в физическом воспитании определяются прежде всего тем, что становление любого двигательного действия начинается при условии формирования более или менее устойчивой позы, и от оптимального балансирования в ней существенно зависит совершенствование основных форм двигательной деятельности.

Чтобы в совершенстве поддерживать равновесие тела в той или иной позе, нужно, разумеется, знать и практически освоить адек­ватный способ фиксации данной позы и балансирования в ней. За­дача осложняется тем, что способы поддержания равновесия в раз­личных условиях существенно различаются.

Так, рациональнй способ сохранения равновесия, например, в основной стойке на узкой опоре характеризуется балансировочными микродвижениями в голено­стопных суставах при неизменном общем положении тела, а в стойках на руках — балансировочными микродвижениями в плечевых суставах при относительно жест­кой фиксации других звеньев тела; поддержание же равновесия при езде на велосипеде обеспечивается в большой мере его устойчивостью за счет сил инерции движения, а также равномерным распределением веса тела в позе посадки и тех­никой педалирования и т. д.

Обучение способам фиксации и регулирования поз, придающим им целесообразную устойчивость, формирование и упрочение соот­ветствующих навыков являются необходимой предпосылкой и вмес­те с тем одним из основных путей воспитания способности под-

* Подробнее об этом см. гл. VII; 1.1.


держивать равновесие. Специфическими же средствами направлен­ного совершенствования данной способности служат так называе­мые упражнения в равновесии, методические приемы, специаль­но ориентированные на мобилизацию способности поддерживать равновесие при выполнении различных упражнений, а также сред­ства и способы избирательного воздействия на функции вестибу­лярного аппарата. Использование этих факторов в процессе физи­ческого воспитания дает необходимый эффект, проявляющийся в общем совершенствовании двигательной деятельности, при усло­вии тесного сочетания всех сторон воспитания координационных и других двигательных способностей.

«Упражнения в равновесии».Этим термином обозначают упраж­нения, при выполнении которых обеспечение устойчивости позы затруднено их биомеханическими особенностями и внешними усло­виями, в силу чего они предъявляют неординарные (более зна­чительные, чем другие упражнения и условия) требования к спо­собности поддерживать равновесие. В практике такие упражнения чаще всего включают:

заданную фиксацию поз в статических положениях тела и в сочетании с перемещениями на уменьшенной, подвижной либо иной опоре, затрудняющей поддержание равновесия (на гимнастическом бревне, на горизонтально подвешенном канате, на льду и т. д.);

балансирование в позах, отличающихся биомеханически не­выгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (как, например, в стойке на руках или в горизонтальном упоре на брусьях);

поддержание равновесия в статических и динамических позах в условиях помех, создаваемых предшествующими или сопутству­ющими движениями (вращательными, прыжковыми и т.д.), воз­действием партнера (в парных и групповых упражнениях) и други­ми факторами.

Основная методическая тенденция и методические приемы.Ос­новная методическая тенденция при построении системы занятий упражнениями, нацеленными на совершенствование способности поддерживать равновесие, заключается в постепенном последова­тельном усложнении заданий и условий их выполнения в таком направлении, чтобы они требовали все большей мобилизации спо­собности оптимально балансировать в неустойчивых позах, прида­вать им необходимую устойчивость, сохранять равновесие вопреки сбивающим факторам. Это обеспечивается посредством не только указанных упражнений в равновесии, но и различных двигательных действий с помощью соответствующих методических приемов. Ком­плекс приемов, стимулирующих совершенствование способности поддерживать равновесие, достаточно разнообразен. Часть из них приведена в качестве примеров в табл. 6. Выбор их зависит, по­нятно, от структурных и других особенностей упражнений.

Обеспечить постепенность в увеличении требований к способ­ности поддерживать равновесие проще, как правило, тогда, когда упражнения выполняются в статических положениях. Этим объяс-


 

  Таблица 6
Примеры методических приемов, используемых для совершенствования способности поддерживать равновесие
Основа способа повышения требований к способности под­держивать равновесие* Примеры (реализация приема в действиях)
Удлинение времени сохране­ния неустойчивой позы Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе «ласточка», в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т. д.
Временное исключение илиограничение зрительного само­контроля Статические упражнения и повороты на гимнас­тическом бревне или парные и групповые акроба­тические упражнения с повязкой на глазах
Уменьшение площади опоры Статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на зауженном бревне; подскоки и другие перемещения на одной ноге
Увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опоры Передвижение и фиксация поз на ходулях; вы­полнение упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты
Введение неустойчивой опоры Упражнения на качающемся бревне, горизон­тально подвешенном канате, скользящей на роли­ках площадке
Включение предварительных и сопутствующих движений, за­трудняющих сохранение рав­новесия Фиксация статических положений после враща­тельных движений (на полу, на гимнастическом бревне, на льду и т.п.); жонглирование мячами или другими предметами в неустойчивой позе (в стойке на одной ноге, в положении «ласточка» и т. п.) Перетягивание партнера в относительно неустой­чивой стойке; приемы единоборств с задачей сохра­нить устойчивость позы; «Бой петухов»
Введение сбивающего противо­действия партнера
Использование условий естест­венной среды, усложняющих поддержание равновесия при перемещениях Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде посильнопересеченной местности, при различном состоянии трассы, в затрудняющих погодных усло­виях
* Эффективность большинства И. И. Розен, В. К- Тараканова и др способов показана экспериментально (Е- Б. Бирюк, -)•

няется преимущественное использование таких упражнении на пер­вых этапах адаптации к усложненным условиям сохранения равно­весия. Наиболее распространенными приемами усложнения условий являются уменьшение площади опоры, введение подвижной опоры и удлинение времени сохранения статической позы в биомехани­чески неустойчивом положении. Для активизации «мышечного чувства» в поддержании равновесия используются, в частности, приемы временного исключения или ограничения зрительного само­контроля при фиксации неустойчивых поз (с расчетом повысить требования к проприорецепторам и таким образом активнее вклю-


чить их в обеспечение устойчивости позы), а для адаптации к психическим трудностям сохранения равновесия в условиях, связанных с риском, — и такой прием, как выполнение упраж­нений на опоре, поднятой на непривычную высоту.

При воспитании способности поддерживать равновесие в высо­кодинамичных двигательных действиях особое значение имеет, ес­тественно, совершенствование навыка фиксации и варьирования позы применительно к различным условиям, нарушающим ее дина­мическую устойчивость. Чтобы расширить диапазон целесообраз­ной вариативности такого навыка и этим способствовать увели­чению динамической устойчивости позы, пользуются чаще всего приемами, основанными на варьировании внешних условий дейст­вия.

Например, для совершенствования «чувства равновесия» в беге, в передви­жении на лыжах, езде на велосипеде занятия проводят в условиях различ­ного рельефа местности, покрытия и профиля трассы, в том числе на сильнопере­сеченной местности, на крутых склонах и виражах, суживают трассу, ограничи­вая ее соответствующей разметкой, вводят неустойчивую опору и т. д. В дополнение используют и другие методические приемы, способствующие совершенстованию динамического равновесия позы.

Избирательное воздействие на функции вестибулярного аппара­та.Значительное место в методике воспитания способности поддер­живать статическое и динамическое равновесие занимают упражне­ния, избирательно направленные на совершенствование функций вестибулярного аппарата, выполняемые на различного рода вспо­могательных устройствах и специализированных тренажерах (в ви­де качелей, лопингов, центрифуг и т. д.). Одни из них позволяют повысить помехоустойчивость функций вестибулярного аппарата, от которых зависит поддержание равновесия тела в условиях его пря­молинейных перемещений, другие — тех функций, которые помога­ют противодействовать нарушениям равновесия в процессе и после вращательных движений. Поскольку, как показали исследования, помехоустойчивость одних функций вестибулярного аппарата отно­сительно не зависит от помехоустойчивости других его функций, необходимо для разностороннего совершенствования способности поддерживать равновесие обеспечить адаптацию вестибулярных функций к повышенным требованиям в обоих этих направле­ниях, что и достигается комплексным применением указанных упражнений.

2.2.2. Пути воспитания способности

к рациональному мышечному расслаблению

К общей характеристике процесса.Воспитание способности крациональному расслаблению мышц составляет столь же сущест­венную сторону процесса физического воспитания, как и совершен­ствование способности к мышечным напряжениям. Предупреж­дение и устранение излишней мышечной напряженности это не эпизоды, а одна из стержневых линий в обучении двигательным действиям и воспитании основных физических качеств.


Естественная для начальной стадии формирования двигатель­ного навыка координационная напряженность преодолевается на основе рационально построенного разучивания техники двигательно­го действия с использованием методов и приемов, способствующих оптимальному регулированию напряжений и расслаблений мышц, целесообразному сочетанию и чередованию их в его ритмической структуре (гл. IV; 2.1.3). Это, однако, не снимает целиком проб­лемы борьбы с излишней мышечной напряженностью. Ведь она мо­жет проявляться и в хорошо разученных двигательных действиях, когда, например, они выполняются с предельной мобилизацией силовых и скоростных возможностей, а также под влиянием утом­ления, сложных стрессовых ситуаций (например, во время ответст­венных состязаний) и других причин. Особое внимание борьбе с ней приходится уделять в случае врожденной гипермиотонии. Всем этим обусловлена необходимость системного применения средств, методов и методических приемов, специально направленных на со­вершенствование способности регулировать мышечный тонус, исключать излишнюю мышечную напряженность, рационально рас­слаблять мышцы.

Непременным условием предупреждения и преодоления мышеч­ной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возмож­ности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных дейст­вий, в том числе и тогда, когда они связаны с предельной мобилизацией усилий (доминирующая установка на действие и в этом случае должна включать акцентирование моментов необхо­димого расслабления). Для выработки такой установки нужны си­стематические подкрепления ее, в частности достаточно частое на­поминание о значении рационального расслабления. Обеспечить это помогают различные средства, в том числе оформление мест заня­тий и отдыха плакатами, табличками с такими, например, обраще­ниями: «Овладевай искусством расслабления!», «Ничто так не иска­жает технику движений, как излишнее напряжение!»

Важнейшую роль в совершенствовании способности к произ­вольному расслаблению мышц на первых этапах физического во­спитания играет овладение системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем — регулярное применение их в сочетании с другими упражне­ниями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигатель­ных действий.

«Базовая школа упражнений в расслаблении».К настоящему времени неплохо разработаны комплексы упражнений и методичес­кие основы их применения, составляющие своего рода базовую школу упражнений в расслаблении. В рамках ее предусматрива­ется последовательное приучение к целесообразному расслаблению мышц, строго регулируемому чередованию и сочетанию напряже­ний и расслаблений, начиная от элементарных форм произволь-


 


ной регуляции мышечного тонуса, с постепенным переходом ко всем более сложным формам.

Обоснована, в частности, следующая четырехступенчатая сис­тема таких упражнений (по И. В. Ловицкой и др.):

1. Контролируемый перевод мышц (отдельных и групп мышц) из
напряженного состояния в расслабленное и обратно в заданном
порядке — с привычной степенью их напряжения и расслабления,
с контрастной, намеренно подчеркнутой, с граничной «ступенчато»
(через промежуточные степени напряжения и расслабления), в
различных вариантах.

2. Выполнение заданий по одновременному расслаблению одних мышечных групп (например, трехглавых мышц плеча, мышц пояса верхних конечностей) и напряжению других (напри­мер, двуглавых мышц плеча, мышц ног).

3. Выполнение заданий по сочетанию в локальных движе­ниях (например, рукой, ногой) напряжения одних мышечных групп с расслаблением других (как при расслабленных маятнико-образных движениях предплечья или голени за счет сокращения вышележащих мышечных групп и т. п.)

4. Выполнение целостных предметно определенных двигатель­ных действий (поднять тяжесть, метнуть предмет, перепрыгнуть через препятствие и т. д.) с установкой на акцентирование фаз (моментов) необходимого расслабления. Здесь особенно эффек­тивными в смысле овладения искусством расслабления могут быть упражнения, в ключевых фазах которых происходит форсированный переход от интенсивных скоростно-силовых напряжений к глубоко­му расслаблению, что достигается за счет мгновенного освобож­дения от внешнего отягощения (как, например, при мгновенном «выключении» мышц сразу же после броска набивного мяча, когда мощное бросковое усилие сменяется подчеркнуто полным расслаб­лением).

Эти и аналогичные группы упражнений, если они выполняются регулярно и с соблюдением всех методических правил, позволяют, как показывают опыт и соответствующие исследования, в зна­чительной мере преодолевать тоническую напряженность и улуч­шать предпосылки для ускоренного преодоления координационной напряженности при освоении новых двигательных действий. Ряд таких упражнений после того, как они хорошо разучены, целесооб­разно постоянно включать в ходе занятий в интервалы отдыха — после выполнения силовых, скоростно-силовых и других упражне­ний, характеризующихся высокой психомоторной напряженностью или вызывающих общее утомление. Упражнения в расслаблении при этом наряду со своим специфическим назначением могут слу­жить эффективным средством восстановления оперативной работо­способности. Это относится главным образом к тем из них, вы­полнение которых не сопряжено со значительными энергозатра­тами.

Отдельные методические приемы.Существенную роль в воспи­тании способности преодолевать нерациональную мышечную напря-


женность при выполнении двигательных действий, предусматри­ваемых различными программами физического воспитания, играют специально ориентированные на это методические подходы, приемы.

Таковыми, в частности, являются:

использование положительного эффекта предварительного, перед выполнением действия, мысленного воспроизведения его психомоторного образа с особой концентрацией внимания на моментах необходимого расслабления;

контроль за мимической мускулатурой, которая зачастую хорошо отражает об­щую напряженность или раскрепощенность;

сосредоточение внимания на сочетании фазы расслабления с форсирован­ным выдохом, что способствует расслаблению по механизму моторно-висцераль-ных рефлексов;

выполнение отвлекающе-раскрепощающих заданий типа: «переключить зритель­ный самоконтроль с процесса движений на обстановку действия», «пронаблюдать (например, во время бега) за особенностями движений партнера», «обменяться с партнером замечаниями по ходу упражнения», «решить арифметическую зада­чу по ходу упражнения», «подсчитать число шагов за время преодоления дистан­ции» и т. п.;

использование внешних факторов, способствующих организации ритмиче­ской структуры двигательного действия, таких, например, как звуковые • и световые ритмолидеры или музыкальное сопровождение (в тех случаях, разу­меется, когда это может быть увязано с естественным ритмом действия);

использование эффекта облегчения действия за счет частичного устранения сопротивления внешней среды (как при езде на велосипеде за лидером или передвижным щитом) или применения дополнительных внешних сил (например, пружинных трамплинов или батутов при прыжках), чтобы уменьшить влияние факторов, усиливающих напряженность.

Дополнительные факторы.Кроме охарактеризованных основных средств и путей воспитания способности преодолевать излишнюю мышечную напряженность используют ряд дополнительных факто­ров, способствующих борьбе с ней. Некоторые из них в какой-то ме­ре подобны упражнениям в расслаблении, но не имеют внешне выра­женной формы активных двигательных действий. Это так называ­емые идеомоторные упражнения, аутогенная, или, шире говоря, пси-хорегулирующая тренировка (ПРТ) релаксационной направлен­ности, о которых уже шла речь при общей характеристике средств и методов физического воспитания. В своих известных вариантах ПРТ в расслаблении ориентирована прежде всего на преодоление психической напряженности, но при соответствующей модифика­ции может служить в какой-то мере и одним из способов противодействия мышечной напряженности*. Для борьбы с гипер-миотонией довольно широко используют и такие средства, как спо­койное плавание или просто пребывание в водной среде (вытал­кивающие силы воды противодействуют гравитационным си­лам, которые вызывают рефлекторное повышение тонуса мышц, обеспечивающих поддержание позы), сауна, релаксационный массаж.

* Подробнее об этом см., в частности, в кн.: Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., ФиС, 1986, гл. V—VI.


2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений

К общей характеристике процесса.В комплексном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно можно выделить отдельные стороны. В то же время важно учитывать, что пути, ведущие преимущественно к достиже­нию пространственной, или временной, или динамической точности движений, не одни и те же. Рассматривая те из них, кото­рые направлены преимущественно на повышение степени простран­ственной точности движений, надо иметь в виду, что они изби­раются прежде всего исходя из необходимости обеспечить система­тическое развивающее воздействие на восприятие и анализ прост­ранственных условий действия («чувство пространства»), а одно­временно с этим и на управление пространственными парамет­рами движений*.

Особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности определяются тем, что восприятие пространства и оценка пространственных параметров движений при этом тесней­шим образом связаны с активным включением «мышечного чув­ства», органически слиты с мышечно-двигательными ощущениями (в результате чего возникают такие комплексные восприятия и представления, как «чувство барьера», «чувство планки» и т. д.) и подчинены реализации конкретной двигательной задачи, предпо­лагающей перемещение в пространстве. Отсюда понятно, что совер­шенствование «чувства пространства» в процессе физического вос­питания осуществляется в единстве с совершенствованием спо­собности соблюдать заданные пространственные параметры дви­жений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.