|
Средства и отличительные черты методики
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей
Средства.В качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений — важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.
Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая упражнения без предметов и с предметами, художественную гим-
настику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обновляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объединению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятностной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной координации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понятно, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координа-ционных способностей. Впрочем, ими, как следует из сказанного вначале, вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.
Основные методические линии и подходы.Воспитание двига-тельно-координационных способностей идет по двум основным линиям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений, другая — с преодолением координационных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьировать привычные формы координации движений в условиях внезапно меняющихся ситуаций.
Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Для стимулирования развития координационных способностей здесь имеет значение не столько факт научения действию, сколько достигаемая при этом степень мобилизации данных способностей. Разучивая все новые и новые координационно усложняющиеся двигательные действия, как бы упражняют саму способность координировать движения, искусно строить и перестраивать их. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерференции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое решение такого рода двигательных задач является одним из действеннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает множество упражнений, требующих преодоления интерференции навыков). Каким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных умений и навыков, в интересах неуклонного совершенствования координационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (особенно при постоянном закреплении относительно узкого круга раз приобретенных навыков), ограничивающий возможности совершенствования в двигательной деятельности.
Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание все новых форм двигательных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лимитируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности условиями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет и вторая линия в методике воспитания двигательно-координационных способностей, которая характеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.
Методическое воплощение этой линии выражается в использо-вании главным образом следующих подходов и их сочетаний:
1) внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;
2) предъявление новых координационных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях (комбинаторное варьирование);
3) изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы координации движений.
Каждый из этих подходов может быть реализован во множестве частных методических приемов. Некоторые из них приведены в качестве примеров в табл. 5.
Таблица 5
Примеры методических приемов, предъявляющих повышенные требования к координации движений при выполнении привычных действий
Основа методических приемов и их частные варианты
| Примеры (реализация приема исполнителем упражнения)
| 1. Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры привычного действия или смена способаего выполнения (в стандартных внешних условиях)
Введение необычных исходных положений
Изменение привычной скорости или темпа движений
Зеркальное выполнение упражнений
Смена способа выполнения действия, конструирование нового способа его выполнения
| Выполнение прыжка в длину или глубину из стойки спиной или боком к направлению прыжка
Выполнение прыжка в длину или высоту с превышением привычной скорости разбега; выполнение гимнастических упражнений в ускоренном либо замедленном темпе
Метание снаряда левой рукой (для тех, кто обычно метает правой); выполнение комбинаций гимнастических движений не «в свою» сторону
Прыжки в длину, или в высоту, или через опорный снаряд с чередованием различных вариантов техники прыжка; условное состязание в создании необычного способа выполнения привычного действия: акробатического, легкоатлетического, игрового и т. д.
|
| Продолжение
| Основа методических приемов
| Примеры (реализация приема исполнителем
| и их частные варианты
| упражнения)
| 2. Комбинаторное варьирова-
|
| ние движений, действий
|
| Усложнение привычного дей-
| Опорные прыжки с добавлением поворота (или
| ствия добавочными движе-
| других движений) перед приземлением; метание
| ниями
| мяча с петлей или диска с увеличенным числом
|
| поворотов; выполнение заданий типа жонглирова-
|
| ния в игровых упражнениях с мячом
| Комбинирование привычных
| Объединение разученных ранее гимнастических
| действий в непривычных соче-
| элементов в связки и комбинации без предвари-
| таниях
| тельного разучивания последних — «с листа»;
|
| включение разученных приемов игры или спортив-
|
| ного единоборства в состав различных технико-
|
| тактических комбинаций
| 3. Изменение внешних условий,
|
| вынуждающее варьировать
|
| привычные формы координации
|
| движений
|
| Введение дополнительных объ-
| Игровые упражнения с увеличенным числом мя-
| ектов действия и сигнальных
| чей, шайб или других предметов; упражнения
| раздражителей, требующих
| с обусловленной реакцией на внезапно подаваемые
| срочной перемены действий
| звуковые или световые сигналы
| Направленное варьирование
| Выполнение упражнений с набивными мячами,
| внешних предметных отягоще-
| ядрами, разборными гантелями, штангой различ-
| ний
| ного веса по программе, предусматривающей
|
| точную дифференцировку прилагаемых усилий по
|
| величине, в пространстве и во времени (контро-
|
| лируемую по заданным внешним показателям)
| Изменение пространственных
| Метание мяча с петлей, метание диска или толка-
| границ, в которых выполняется
| ние ядра из уменьшенного круга; выполнение
| действие
| игровых действий и комбинаций с ограничением
|
| размеров поражаемой цели или площади пере-
|
| мещений
| Использование различного обо-
| Периодическое выполнение упражнений с исполь-
| рудования и естественных сре-
| зованием оборудования разного качества; чере-
| довых условий для расширения
| дование занятий на открытом воздухе и впоме-
| диапазона вариативности дви-
| щении; проведение занятий в различных естест-
| гательных навыков
| венных условиях (ландшафта, рельефа, погоды
|
| и т. д.)
| Особенности регулирования нагрузок и отдыха.Понятно, что упражнения, направленные на совершенствование координации движений, теряют смысл, как только в процессе их выполнения координация начинает ухудшаться под влиянием нарастающего утомления. Отсюда вытекает одно из основных правил нормирования нагрузок в упражнениях, специально ориентированных на улучшение двигательной координации: их число и частоту повторения в рамках каждого отдельного занятия целесообразно до-
водить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей или, во всяком случае, не вызывают серьезных координационных нарушений. Это относится и к другим параметрам нагрузки в упражнениях «на координацию движений»: к степени интенсивности упражнений, суммарному объему их в недельных циклах и т. д. Соответственно регламентируют интервалы отдыха и между занятиями; их устанавливают из такого расчета, чтобы уменьшить кумуляцию утомления, приводящего к координационным нарушениям, и обеспечить восстановление оперативной работоспособности до уровня, позволяющего решить координационно трудную двигательную задачу. Конкретные параметры нагрузок и отдыха при таком нормировании их зависят от ряда переменных факторов и обстоятельств, в частности от координационной сложности упражнений, степени сформированности их техники, силовых, скоростных и других характеристик выполняемых действий.
Так, в процессе обучения двигательным действиям нагрузки, связанные с преодолением координационных трудностей, регламентируют в соответствии с правилами, предусматривающими уменьшение их на первом этапе и постепенное увеличение на следующих этапах по мере закрепления формируемого двигательного навыка. Иные параметры нагрузок соблюдают тогда, когда координационные трудности преодолеваются по ходу воспитания силовых, скоростных или других двигательных способностей; вся нагрузка в таких случаях нормируется в решающей зависимости от закономерностей получения тренировочного эффекта, стимулирующего развитие тех или иных способностей.
Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, надо полагать, представляет для нервной системы непростую задачу, и тем более трудную, чем сложнее двигательно-координацион-ные отношения. Решать такие задачи лучше всего, как правило, в начале основной части занятия, когда уровень оперативной работоспособности повышен и имеются благоприятные предпосылки для концентрации внимания на преодолении координационных трудностей. Отсюда не следует, однако, что совершенствовать координацию движений нужно лишь в этой части занятия. Как уже подчеркивалось, весь процесс физического воспитания в норме должен способствовать совершенствованию координационных способностей. Другое дело, что возможности для этого при выполнении различных по характеру упражнений и в различных методических ситуациях не одинаковы. Объективно в процессе физического воспитания возникает и ряд таких ситуаций, которые вызывают нарушение координации движений, в частности (и особенно) при выполнении упражнений «на выносливость», сопряженных со значительным общим утомлением. Вместе с тем и такие ситуации, если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных способностей — ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей, через их преодоление.
В этой связи следует заметить, что утомление не всегда является фактором, ухудшающим координацию движений. Когда основа техники движений сформи-
рована в качестве прочного навыка, выполнение упражнений на фоне некоторого компенсированного утомления может, по всей вероятности, способствовать совершенствованию некоторых сторон двигательной координации. При утомлении возникает необходимость более экономного расходования энергии, что в принципе может быть достигнуто без уменьшения эффективности движений — путем устранения излишней мышечной напряженности и других координационных несовершенств (во время преодоления длинных дистанций, например, в легкоатлетическом беге или беге на лыжах расход энергии на завершающих частях дистанции, по экспериментальным данным Ю. Кальюсто, В. Михайлова и др., подчас уменьшается на 5— 6 и более процентов без падения скорости передвижения). Утомление, таким образом, как бы вынуждает находить более экономичные способы выполнения движений, свободные от непроизводительных энергозатрат. Вместе с тем преодоление утомления, возникающего в процессе многократного воспроизведения координационно сложных действий, является фактором воспитания своего рода координационной выносливости*.
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие
К общей характеристике процесса.Как уже говорилось, одним из необходимых слагаемых комплексного процесса воспитания дви-гательно-координационных инепосредственно связанных с ними способностей является воспитание способности поддерживать равновесие тела — балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных различными жизненными ситуациями. Роль и место этого раздела в физическом воспитании определяются прежде всего тем, что становление любого двигательного действия начинается при условии формирования более или менее устойчивой позы, и от оптимального балансирования в ней существенно зависит совершенствование основных форм двигательной деятельности.
Чтобы в совершенстве поддерживать равновесие тела в той или иной позе, нужно, разумеется, знать и практически освоить адекватный способ фиксации данной позы и балансирования в ней. Задача осложняется тем, что способы поддержания равновесия в различных условиях существенно различаются.
Так, рациональнй способ сохранения равновесия, например, в основной стойке на узкой опоре характеризуется балансировочными микродвижениями в голеностопных суставах при неизменном общем положении тела, а в стойках на руках — балансировочными микродвижениями в плечевых суставах при относительно жесткой фиксации других звеньев тела; поддержание же равновесия при езде на велосипеде обеспечивается в большой мере его устойчивостью за счет сил инерции движения, а также равномерным распределением веса тела в позе посадки и техникой педалирования и т. д.
Обучение способам фиксации и регулирования поз, придающим им целесообразную устойчивость, формирование и упрочение соответствующих навыков являются необходимой предпосылкой и вместе с тем одним из основных путей воспитания способности под-
* Подробнее об этом см. гл. VII; 1.1.
держивать равновесие. Специфическими же средствами направленного совершенствования данной способности служат так называемые упражнения в равновесии, методические приемы, специально ориентированные на мобилизацию способности поддерживать равновесие при выполнении различных упражнений, а также средства и способы избирательного воздействия на функции вестибулярного аппарата. Использование этих факторов в процессе физического воспитания дает необходимый эффект, проявляющийся в общем совершенствовании двигательной деятельности, при условии тесного сочетания всех сторон воспитания координационных и других двигательных способностей.
«Упражнения в равновесии».Этим термином обозначают упражнения, при выполнении которых обеспечение устойчивости позы затруднено их биомеханическими особенностями и внешними условиями, в силу чего они предъявляют неординарные (более значительные, чем другие упражнения и условия) требования к способности поддерживать равновесие. В практике такие упражнения чаще всего включают:
заданную фиксацию поз в статических положениях тела и в сочетании с перемещениями на уменьшенной, подвижной либо иной опоре, затрудняющей поддержание равновесия (на гимнастическом бревне, на горизонтально подвешенном канате, на льду и т. д.);
балансирование в позах, отличающихся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (как, например, в стойке на руках или в горизонтальном упоре на брусьях);
поддержание равновесия в статических и динамических позах в условиях помех, создаваемых предшествующими или сопутствующими движениями (вращательными, прыжковыми и т.д.), воздействием партнера (в парных и групповых упражнениях) и другими факторами.
Основная методическая тенденция и методические приемы.Основная методическая тенденция при построении системы занятий упражнениями, нацеленными на совершенствование способности поддерживать равновесие, заключается в постепенном последовательном усложнении заданий и условий их выполнения в таком направлении, чтобы они требовали все большей мобилизации способности оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавать им необходимую устойчивость, сохранять равновесие вопреки сбивающим факторам. Это обеспечивается посредством не только указанных упражнений в равновесии, но и различных двигательных действий с помощью соответствующих методических приемов. Комплекс приемов, стимулирующих совершенствование способности поддерживать равновесие, достаточно разнообразен. Часть из них приведена в качестве примеров в табл. 6. Выбор их зависит, понятно, от структурных и других особенностей упражнений.
Обеспечить постепенность в увеличении требований к способности поддерживать равновесие проще, как правило, тогда, когда упражнения выполняются в статических положениях. Этим объяс-
| Таблица 6
| Примеры методических приемов, используемых для совершенствования способности поддерживать равновесие
| Основа способа повышения требований к способности поддерживать равновесие*
| Примеры (реализация приема в действиях)
| Удлинение времени сохранения неустойчивой позы
| Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе «ласточка», в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т. д.
| Временное исключение илиограничение зрительного самоконтроля
| Статические упражнения и повороты на гимнастическом бревне или парные и групповые акробатические упражнения с повязкой на глазах
| Уменьшение площади опоры
| Статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на зауженном бревне; подскоки и другие перемещения на одной ноге
| Увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опоры
| Передвижение и фиксация поз на ходулях; выполнение упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты
| Введение неустойчивой опоры
| Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке
| Включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия
| Фиксация статических положений после вращательных движений (на полу, на гимнастическом бревне, на льду и т.п.); жонглирование мячами или другими предметами в неустойчивой позе (в стойке на одной ноге, в положении «ласточка» и т. п.)
Перетягивание партнера в относительно неустойчивой стойке; приемы единоборств с задачей сохранить устойчивость позы; «Бой петухов»
| Введение сбивающего противодействия партнера
|
Использование условий естественной среды, усложняющих поддержание равновесия при перемещениях
| Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде посильнопересеченной местности, при различном состоянии трассы, в затрудняющих погодных условиях
| * Эффективность большинства И. И. Розен, В. К- Тараканова и др
| способов показана экспериментально (Е- Б. Бирюк, -)•
| няется преимущественное использование таких упражнении на первых этапах адаптации к усложненным условиям сохранения равновесия. Наиболее распространенными приемами усложнения условий являются уменьшение площади опоры, введение подвижной опоры и удлинение времени сохранения статической позы в биомеханически неустойчивом положении. Для активизации «мышечного чувства» в поддержании равновесия используются, в частности, приемы временного исключения или ограничения зрительного самоконтроля при фиксации неустойчивых поз (с расчетом повысить требования к проприорецепторам и таким образом активнее вклю-
чить их в обеспечение устойчивости позы), а для адаптации к психическим трудностям сохранения равновесия в условиях, связанных с риском, — и такой прием, как выполнение упражнений на опоре, поднятой на непривычную высоту.
При воспитании способности поддерживать равновесие в высокодинамичных двигательных действиях особое значение имеет, естественно, совершенствование навыка фиксации и варьирования позы применительно к различным условиям, нарушающим ее динамическую устойчивость. Чтобы расширить диапазон целесообразной вариативности такого навыка и этим способствовать увеличению динамической устойчивости позы, пользуются чаще всего приемами, основанными на варьировании внешних условий действия.
Например, для совершенствования «чувства равновесия» в беге, в передвижении на лыжах, езде на велосипеде занятия проводят в условиях различного рельефа местности, покрытия и профиля трассы, в том числе на сильнопересеченной местности, на крутых склонах и виражах, суживают трассу, ограничивая ее соответствующей разметкой, вводят неустойчивую опору и т. д. В дополнение используют и другие методические приемы, способствующие совершенстованию динамического равновесия позы.
Избирательное воздействие на функции вестибулярного аппарата.Значительное место в методике воспитания способности поддерживать статическое и динамическое равновесие занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование функций вестибулярного аппарата, выполняемые на различного рода вспомогательных устройствах и специализированных тренажерах (в виде качелей, лопингов, центрифуг и т. д.). Одни из них позволяют повысить помехоустойчивость функций вестибулярного аппарата, от которых зависит поддержание равновесия тела в условиях его прямолинейных перемещений, другие — тех функций, которые помогают противодействовать нарушениям равновесия в процессе и после вращательных движений. Поскольку, как показали исследования, помехоустойчивость одних функций вестибулярного аппарата относительно не зависит от помехоустойчивости других его функций, необходимо для разностороннего совершенствования способности поддерживать равновесие обеспечить адаптацию вестибулярных функций к повышенным требованиям в обоих этих направлениях, что и достигается комплексным применением указанных упражнений.
2.2.2. Пути воспитания способности
к рациональному мышечному расслаблению
К общей характеристике процесса.Воспитание способности крациональному расслаблению мышц составляет столь же существенную сторону процесса физического воспитания, как и совершенствование способности к мышечным напряжениям. Предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности — это не эпизоды, а одна из стержневых линий в обучении двигательным действиям и воспитании основных физических качеств.
Естественная для начальной стадии формирования двигательного навыка координационная напряженность преодолевается на основе рационально построенного разучивания техники двигательного действия с использованием методов и приемов, способствующих оптимальному регулированию напряжений и расслаблений мышц, целесообразному сочетанию и чередованию их в его ритмической структуре (гл. IV; 2.1.3). Это, однако, не снимает целиком проблемы борьбы с излишней мышечной напряженностью. Ведь она может проявляться и в хорошо разученных двигательных действиях, когда, например, они выполняются с предельной мобилизацией силовых и скоростных возможностей, а также под влиянием утомления, сложных стрессовых ситуаций (например, во время ответственных состязаний) и других причин. Особое внимание борьбе с ней приходится уделять в случае врожденной гипермиотонии. Всем этим обусловлена необходимость системного применения средств, методов и методических приемов, специально направленных на совершенствование способности регулировать мышечный тонус, исключать излишнюю мышечную напряженность, рационально расслаблять мышцы.
Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий, в том числе и тогда, когда они связаны с предельной мобилизацией усилий (доминирующая установка на действие и в этом случае должна включать акцентирование моментов необходимого расслабления). Для выработки такой установки нужны систематические подкрепления ее, в частности достаточно частое напоминание о значении рационального расслабления. Обеспечить это помогают различные средства, в том числе оформление мест занятий и отдыха плакатами, табличками с такими, например, обращениями: «Овладевай искусством расслабления!», «Ничто так не искажает технику движений, как излишнее напряжение!»
Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладение системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем — регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий.
«Базовая школа упражнений в расслаблении».К настоящему времени неплохо разработаны комплексы упражнений и методические основы их применения, составляющие своего рода базовую школу упражнений в расслаблении. В рамках ее предусматривается последовательное приучение к целесообразному расслаблению мышц, строго регулируемому чередованию и сочетанию напряжений и расслаблений, начиная от элементарных форм произволь-
ной регуляции мышечного тонуса, с постепенным переходом ко всем более сложным формам.
Обоснована, в частности, следующая четырехступенчатая система таких упражнений (по И. В. Ловицкой и др.):
1. Контролируемый перевод мышц (отдельных и групп мышц) из напряженного состояния в расслабленное и обратно в заданном порядке — с привычной степенью их напряжения и расслабления, с контрастной, намеренно подчеркнутой, с граничной «ступенчато» (через промежуточные степени напряжения и расслабления), в различных вариантах.
2. Выполнение заданий по одновременному расслаблению одних мышечных групп (например, трехглавых мышц плеча, мышц пояса верхних конечностей) и напряжению других (например, двуглавых мышц плеча, мышц ног).
3. Выполнение заданий по сочетанию в локальных движениях (например, рукой, ногой) напряжения одних мышечных групп с расслаблением других (как при расслабленных маятнико-образных движениях предплечья или голени за счет сокращения вышележащих мышечных групп и т. п.)
4. Выполнение целостных предметно определенных двигательных действий (поднять тяжесть, метнуть предмет, перепрыгнуть через препятствие и т. д.) с установкой на акцентирование фаз (моментов) необходимого расслабления. Здесь особенно эффективными в смысле овладения искусством расслабления могут быть упражнения, в ключевых фазах которых происходит форсированный переход от интенсивных скоростно-силовых напряжений к глубокому расслаблению, что достигается за счет мгновенного освобождения от внешнего отягощения (как, например, при мгновенном «выключении» мышц сразу же после броска набивного мяча, когда мощное бросковое усилие сменяется подчеркнуто полным расслаблением).
Эти и аналогичные группы упражнений, если они выполняются регулярно и с соблюдением всех методических правил, позволяют, как показывают опыт и соответствующие исследования, в значительной мере преодолевать тоническую напряженность и улучшать предпосылки для ускоренного преодоления координационной напряженности при освоении новых двигательных действий. Ряд таких упражнений после того, как они хорошо разучены, целесообразно постоянно включать в ходе занятий в интервалы отдыха — после выполнения силовых, скоростно-силовых и других упражнений, характеризующихся высокой психомоторной напряженностью или вызывающих общее утомление. Упражнения в расслаблении при этом наряду со своим специфическим назначением могут служить эффективным средством восстановления оперативной работоспособности. Это относится главным образом к тем из них, выполнение которых не сопряжено со значительными энергозатратами.
Отдельные методические приемы.Существенную роль в воспитании способности преодолевать нерациональную мышечную напря-
женность при выполнении двигательных действий, предусматриваемых различными программами физического воспитания, играют специально ориентированные на это методические подходы, приемы.
Таковыми, в частности, являются:
использование положительного эффекта предварительного, перед выполнением действия, мысленного воспроизведения его психомоторного образа с особой концентрацией внимания на моментах необходимого расслабления;
контроль за мимической мускулатурой, которая зачастую хорошо отражает общую напряженность или раскрепощенность;
сосредоточение внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, что способствует расслаблению по механизму моторно-висцераль-ных рефлексов;
выполнение отвлекающе-раскрепощающих заданий типа: «переключить зрительный самоконтроль с процесса движений на обстановку действия», «пронаблюдать (например, во время бега) за особенностями движений партнера», «обменяться с партнером замечаниями по ходу упражнения», «решить арифметическую задачу по ходу упражнения», «подсчитать число шагов за время преодоления дистанции» и т. п.;
использование внешних факторов, способствующих организации ритмической структуры двигательного действия, таких, например, как звуковые • и световые ритмолидеры или музыкальное сопровождение (в тех случаях, разумеется, когда это может быть увязано с естественным ритмом действия);
использование эффекта облегчения действия за счет частичного устранения сопротивления внешней среды (как при езде на велосипеде за лидером или передвижным щитом) или применения дополнительных внешних сил (например, пружинных трамплинов или батутов при прыжках), чтобы уменьшить влияние факторов, усиливающих напряженность.
Дополнительные факторы.Кроме охарактеризованных основных средств и путей воспитания способности преодолевать излишнюю мышечную напряженность используют ряд дополнительных факторов, способствующих борьбе с ней. Некоторые из них в какой-то мере подобны упражнениям в расслаблении, но не имеют внешне выраженной формы активных двигательных действий. Это так называемые идеомоторные упражнения, аутогенная, или, шире говоря, пси-хорегулирующая тренировка (ПРТ) релаксационной направленности, о которых уже шла речь при общей характеристике средств и методов физического воспитания. В своих известных вариантах ПРТ в расслаблении ориентирована прежде всего на преодоление психической напряженности, но при соответствующей модификации может служить в какой-то мере и одним из способов противодействия мышечной напряженности*. Для борьбы с гипер-миотонией довольно широко используют и такие средства, как спокойное плавание или просто пребывание в водной среде (выталкивающие силы воды противодействуют гравитационным силам, которые вызывают рефлекторное повышение тонуса мышц, обеспечивающих поддержание позы), сауна, релаксационный массаж.
* Подробнее об этом см., в частности, в кн.: Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., ФиС, 1986, гл. V—VI.
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений
К общей характеристике процесса.В комплексном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно можно выделить отдельные стороны. В то же время важно учитывать, что пути, ведущие преимущественно к достижению пространственной, или временной, или динамической точности движений, не одни и те же. Рассматривая те из них, которые направлены преимущественно на повышение степени пространственной точности движений, надо иметь в виду, что они избираются прежде всего исходя из необходимости обеспечить систематическое развивающее воздействие на восприятие и анализ пространственных условий действия («чувство пространства»), а одновременно с этим и на управление пространственными параметрами движений*.
Особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности определяются тем, что восприятие пространства и оценка пространственных параметров движений при этом теснейшим образом связаны с активным включением «мышечного чувства», органически слиты с мышечно-двигательными ощущениями (в результате чего возникают такие комплексные восприятия и представления, как «чувство барьера», «чувство планки» и т. д.) и подчинены реализации конкретной двигательной задачи, предполагающей перемещение в пространстве. Отсюда понятно, что совершенствование «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|