Билет 21 Деятельность любого учителя, в том числе и учителя начальныхклассов, является по существу исследовательской. Испытывает ученик
трудности в обучении, не очень просто складываются у него отношения с
одноклассниками – учитель должен вовремя распознать проблему, наметить
пути её решения, поставив цели и задачи, выбрать методы достижения цели.
Одним из важных направлений в работе учителя является
исследовательская диагностика. Некоторые педагоги могут возразить,
аргументируя тем, что в школе работают психологи, и им заниматься
диагностикой. В нашей гимназии психолога нет, учитель является и
психологом, и логопедом. Учитель имеет возможность видеть детей каждый
день, общаться с родителями.
Речь идёт о психолого-педагогической диагностике, без её
использования невозможно спланировать воспитательную работу в
коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе учителя может быть: предварительной,
оперативной, итоговой. Она используется в зависимости от тех ситуаций,
которые требуют её применения.
Предварительная диагностика необходима учителю при приёме детей
в школу, цель её – выявить индивидуальные способности каждого. При
подготовке родительских собраний, индивидуальных консультаций,
внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий. В рамках
предварительной диагностики проводим анкеты с родителями «Экспресс –
прогноз состав родительского коллектива», которая поможет определить
отношение к школе, учителям и приходу собственного ребёнка в заведение.
Подобная диагностика помогает учителю с первых дней увидеть тех
родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом
Оперативная диагностика необходима в конфликтных ситуациях
между родителями и детьми, в решении проблем во взаимоотношениях
школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. А также в учебной
деятельности, задача учителя – вовремя заметить, что у ребёнка возникли трудности при изучении
какой-либо темы. Если же это происходит, то
ребёнок может стать неуспевающим по данному предмету. Именно поэтому
надо знать некоторые психологические признаки отстающего ребёнка.
В рамках оперативной диагностики можно провести исследование, которое
позволит родителям открыть в своём ребёнке что-то новое. Это может быть
анкета «Ребёнок – способный или одарённый»
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по
итогам учебной деятельности, по результатам участия класса в праздниках,
соревнованиях. Итоговая диагностика проводится для изучения результатов
взаимодействия учащихся, учителя и родителей по проблеме, которая была
трудноразрешимой в классном коллективе и трудностям, которые возникли
у детей в учебном процессе.
Учителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся,
взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми,
особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого
учитель использует психолого-педагогические исследовательские методы
изучения младшего школьника. Такие методы должны гармонично
включаться в учебную и воспитательную деятельность и не травмировать
детей.
Беседа – один из главных методов педагогической диагностики. Беседа
может стать важным способом в изучении интеллектуальных и личностных
сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него
проблем. Беседу проводим как с самим ребёнком, так и со взрослыми,
входящими в его окружение.
Метод наблюдения - даёт возможность изучить участие ребёнка в
учебной и внеурочной деятельности. Наблюдение можно использовать
тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо
сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых имдидактические игры "Из прошлого вещей", "Чем было, чем стало? ", развивающие пытливость
ума.
После обеда детей укладывают спать, и этот временной отрезок воспитатели используют с
пользой: в младших группах звучат колыбельные, в старших -рассказы о пользе сна.
Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер.
Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна, босохождение,
ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками, дыхательной
гимнастикой, полоскание горла настоями трав) - также способствуют познавательному развитию.
В спальнях могут быть Уголки Здоровья, где помещены цветные плакаты с изображением частей
тела, эмоциональные полянки, спортивные уголки с иллюстрациями и схематичными
изображениями спортсменов и разных видов спорта. Это все заставляет задуматься,
поразмышлять и побеседовать с воспитателем и сверстниками о возникших вопросах, найти
предположения и выбрать из них верные ответы.
Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и
заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С
детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-
драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и
строительные игры. После полдника и прогулки дети уходят домой. Воспитатель беседует с
родителями: рассказывает чем занимались, как вели себя, самочувствие ребенка, настроение, дает
советы о воспитании детей.
В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке
между завтраком и занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине
дня. Воспитатель помогает детям выбрать игру, учитывая время и смену видов деятельности. Во
второй половине дня в групповой организуются драматизации, строительные, сюжетно-ролевые
игры. В уголках постоянно появляется что-то необычное и нужно успевать рассмотреть предметы
и узнать о них как можно больше от педагога и родителей.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо
стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая
специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование
познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более
сложными - умственными задачами.
И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно
побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.
Билет 26 Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в
общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила
литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что
способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и
компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте
закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются
навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение
нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая
данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников
(подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо
использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу
эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием
воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи
(интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию
произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания
речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения
информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы
лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только
расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности
словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет
специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры
речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом
невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований,
их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности
работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|