Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет 21 Деятельность любого учителя, в том числе и учителя начальныхклассов, является по существу исследовательской. Испытывает ученик





трудности в обучении, не очень просто складываются у него отношения с

одноклассниками – учитель должен вовремя распознать проблему, наметить

пути её решения, поставив цели и задачи, выбрать методы достижения цели.

Одним из важных направлений в работе учителя является

исследовательская диагностика. Некоторые педагоги могут возразить,

аргументируя тем, что в школе работают психологи, и им заниматься

диагностикой. В нашей гимназии психолога нет, учитель является и

психологом, и логопедом. Учитель имеет возможность видеть детей каждый

день, общаться с родителями.

Речь идёт о психолого-педагогической диагностике, без её

использования невозможно спланировать воспитательную работу в

коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе учителя может быть: предварительной,

оперативной, итоговой. Она используется в зависимости от тех ситуаций,

которые требуют её применения.

Предварительная диагностика необходима учителю при приёме детей

в школу, цель её – выявить индивидуальные способности каждого. При

подготовке родительских собраний, индивидуальных консультаций,



внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий. В рамках

предварительной диагностики проводим анкеты с родителями «Экспресс –

прогноз состав родительского коллектива», которая поможет определить

отношение к школе, учителям и приходу собственного ребёнка в заведение.

Подобная диагностика помогает учителю с первых дней увидеть тех

родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом

Оперативная диагностика необходима в конфликтных ситуациях

между родителями и детьми, в решении проблем во взаимоотношениях

школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. А также в учебной

деятельности, задача учителя – вовремя заметить, что у ребёнка возникли трудности при изучении

какой-либо темы. Если же это происходит, то

ребёнок может стать неуспевающим по данному предмету. Именно поэтому

надо знать некоторые психологические признаки отстающего ребёнка.

В рамках оперативной диагностики можно провести исследование, которое

позволит родителям открыть в своём ребёнке что-то новое. Это может быть



анкета «Ребёнок – способный или одарённый»

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по

итогам учебной деятельности, по результатам участия класса в праздниках,

соревнованиях. Итоговая диагностика проводится для изучения результатов

взаимодействия учащихся, учителя и родителей по проблеме, которая была

трудноразрешимой в классном коллективе и трудностям, которые возникли

у детей в учебном процессе.

Учителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся,

взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми,

особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого

учитель использует психолого-педагогические исследовательские методы

изучения младшего школьника. Такие методы должны гармонично

включаться в учебную и воспитательную деятельность и не травмировать

детей.

Беседа – один из главных методов педагогической диагностики. Беседа

может стать важным способом в изучении интеллектуальных и личностных

сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него

проблем. Беседу проводим как с самим ребёнком, так и со взрослыми,

входящими в его окружение.

Метод наблюдения - даёт возможность изучить участие ребёнка в

учебной и внеурочной деятельности. Наблюдение можно использовать

тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо

сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых имдидактические игры "Из прошлого вещей", "Чем было, чем стало? ", развивающие пытливость



ума.

После обеда детей укладывают спать, и этот временной отрезок воспитатели используют с

пользой: в младших группах звучат колыбельные, в старших -рассказы о пользе сна.

Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер.

Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна, босохождение,

ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками, дыхательной

гимнастикой, полоскание горла настоями трав) - также способствуют познавательному развитию.

В спальнях могут быть Уголки Здоровья, где помещены цветные плакаты с изображением частей

тела, эмоциональные полянки, спортивные уголки с иллюстрациями и схематичными

изображениями спортсменов и разных видов спорта. Это все заставляет задуматься,

поразмышлять и побеседовать с воспитателем и сверстниками о возникших вопросах, найти

предположения и выбрать из них верные ответы.

Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и

заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С

детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-

драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и

строительные игры. После полдника и прогулки дети уходят домой. Воспитатель беседует с

родителями: рассказывает чем занимались, как вели себя, самочувствие ребенка, настроение, дает

советы о воспитании детей.

В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке

между завтраком и занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине

дня. Воспитатель помогает детям выбрать игру, учитывая время и смену видов деятельности. Во

второй половине дня в групповой организуются драматизации, строительные, сюжетно-ролевые

игры. В уголках постоянно появляется что-то необычное и нужно успевать рассмотреть предметы

и узнать о них как можно больше от педагога и родителей.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо

стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая

специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование

познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более

сложными - умственными задачами.

И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно

побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

Билет 26 Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

 Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в

общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила

литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что

способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

 Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и

компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте

закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются

навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

 Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение

нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая

данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников

(подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо

использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

 Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу

эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием

воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи

(интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию

произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания

речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

 Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения

информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы

лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только

расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности

словоупотребления, выразительности и образности речи.

 Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет

специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры

речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами

речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом

невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований,

их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности

работы по речевому развитию детей в ДОУ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.