Построения коррекционно-образовательного процесса.
Билет 14 организация работы логопедического кабинета. Организация работы
Логопедического кабинета
в общеобразовательной школе.
Основа – авторская модель организации логопедической службы в школе.
Логопедический кабинет организуется на базе деятельности логопедического пункта как
структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного
учреждения.
Современная школьная логопедия считает областью своей деятельности коррекцию следующих
нарушений:
- нарушение письменной речи,
- нарушения устной речи,
- нарушения письма (графика),
- общее недоразвитие речи.
Задачи:
1. Консультативно – диагностическая
2. Коррекционно-восстановительная
3. Психологическая и социальная помощь учащимся с нарушением речи и других внешних
психических функций.
Важнейшие направления практической деятельности школьного логопеда:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися программ.
- просвещение педагогов, родителей (законных представителей) в области специальных знаний по
логопедии.
Стержнем данной модели является:
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
-оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующее речевое и личностное развитие
ребёнка;
- высокий уровень подготовки специалистов;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов..
- объединённые усилия педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых
нарушений.
2.Оборудование логопедического кабинета. Индивидуальную и подгрупповую работу
учитель-логопед проводит в кабинете.
На двери кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.
В кабинете должно находиться следующее оборудование:
1. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы по звукопроизношению, оно
должно висеть возле окна со специальным освещением, свет должен падать слева от ребёнка.
2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в кабинете.
3. Шкафы для наглядных пособий, дидактического материала и учебной литературы.
4. Индивидуальные зеркала по количеству детей.
5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы, два стула для ребёнка и
логопеда. Во время индивидуальных занятий логопед не должен сидеть на высоком стуле.
6. Набор зондов и этиловый спирт для обработки зондов.
7. Настенная касса букв.
8. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в
специальные ящики.
9. Наглядный материал для обследования речи детей.
10. Учебные пособия в виде карточек, альбомы для работы над звукопроизношением.
13. Различные игры.
14. Полотенце, мыло, салфетки, вата.
15. Технические средства обучения.миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по
обогащению, уточнению и активизации словарного запаса у детей, развивает элементарные
математические представления, обучает детей изобразительным навыкам рисования, лепки,
аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает,
как лучше обратиться к товарищу, что сказать.
Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям.
При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира воспитатель знакомит детей с
новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.
Формирование речи, закрепление и усвоение речевых навыков проводится воспитателем и
во время режимных моментов: одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой,
в процессе наблюдений на прогулке, во время игр,утренников, досугов и развлечений. При этом
воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.
Билет 17 Задачи коррекционной работы воспитателя Принципы и задачи
построения коррекционно-образовательного процесса.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой,
продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно –
воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие
логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с
возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в
зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и
гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально
развивающихся сверстников.
Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и
индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и
дифференциальный по диагнозу).
При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:
Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным
признакам.
Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и
синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
При работе с детьми с ОНР задачи:
Развитие лексико-грамматических средств речи.
Формирование правильного звукопроизношения.
Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.
Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.
Подготовка к обучению грамоте.
Задачи воспитателей:
Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда
(коррекционный час)
- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по
схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной
речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с
лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном
речевом материале.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение
эффективности общей и речевой подготовки к школе.4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей,
побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
4. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного
планирования коррекционной работы воспитателем.
Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей,
но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушение внимания и памяти,
- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики,
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.
Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно
восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не
замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда отбирают предметы или слова по заданному
признаку. Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном
материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме
пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности
не эффективно для логопедической группы)
Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно
лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми
подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на
занятии.
Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, неточности, или
слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.
У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются
неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут
кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое
мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети
затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения
бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом.
Личностные особенности детей логопедической группы заметны любому воспитателю,
отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень
быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный
материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают
невпопад, не могут повторить ответ товарища.
Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.
Билет 18 Документация воспитателя. 1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это
помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого
ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие
сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей, бабушек и дедушек;
- место работы родителей и телефоны;
- социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная
семья).
Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и
другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о
благе ребенка.
Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное
воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и
гармоничной.
3. Лист здоровья.Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В
практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их
здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются
медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики
нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего
каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год,
соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам
профосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего
возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья
детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя
важны именно рекомендации, а не клинический диагноз(он является врачебной тайной). Все
перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
4. Возрастной список детей.
Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить
до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в
возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в
группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель
должен учитывать возрастные изменения психики, связанные с «кризисом трехчетырехлетних». У
одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других - кризис завершается, они постепенно
становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно
ощущать себя в коллективе. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить
весьма серьезные проблемы в группе.
5. Схема посадки детей за столами.
Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что
является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный
период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости
корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.
6. Сетка образовательной деятельности.
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течение
текущего месяца. Согласно требованию СанПиНа от 20. 12. 2010 №164 о максимально
допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней
группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1.
5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
7. Перспективный план на год.
К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему
планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики,
индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию
предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы
в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий
учебный год.
8. План работы на месяц.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы
предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы.
Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина
дня.
В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную
деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую
гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-
гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.
Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы,
индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры,
прогулку, работу с родителями.
9. Диагностика.Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их
развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике
знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов
усвоения детьми программы.
Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему
возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести
коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
10. Схема взаимодействия с семьей.
Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей.
Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания,
изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой
дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и
включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания,
консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы
собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских
собраний для последующего их анализа.
11. Самообразование.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан
своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал,
совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные
технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название
изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с
наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на
педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести
или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.
Билет 19 организация деятельности воспитателя на занятиях
Функции воспитателя:
o Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель.
o Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в
процессе всех режимных моментов.
o Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи
детей в процессе всех режимных моментов.
o Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у
детей.
o Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с
художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
o Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
o Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых
упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в лепке,
рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только
отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по
взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с
дизартрическим компонентом).
Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода
за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В
перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних
и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать
развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для
организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение
ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и
действиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|