Ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи
Фамилия, имя ребенка _____________________________________
группы №_______________
ДОУ №___________________________ г._____________________
I. Общие сведения о ребенке:
(дата рождения, дата поступления в группу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии).
II. Анамнестические данные (со слов родителей):
- данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ребенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, психомоторное развитие);
- раннее речевое развитие (время появления и особенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруднений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; характер звукопроизношения);
- факторы, препятствовавшие нормальному речевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.);
- в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое развитие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка;
- выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в каком объеме); отметить время появления заикания, характер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиления; выявить, обращались ли родители за логопедической помощью, продолжительность и результативность занятий.
III. Характеристика условий воспитания:
- где воспитывался ребенок до поступления (дома с родителями, матерью, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду);
- особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заикающимся и др.);
- социо-культурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка – авторитарный, демократический; гипо-или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка);
- отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).
IV. Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка:
1. Состояние представлений об окружающем;
- особенности детских видов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем;
- уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности),
Характеристика высших психических функций:
- особенности восприятия (зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости переключаемости, распределяемо-сти);
- особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления.
2. Уровень развития эмоционально-волевой сферы:
- особенности проявления эмоций ичувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин),
- волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.).
Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или неряшливый и др.). Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др., тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание расстегивание пуговиц и пр.).
Состояние речи ребенка:
- импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм);
- экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса, уровень развитая связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения),
- степень сформированности фонематического восприятия, строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы
2 Подробный педагогический анализ результатов коррекционной работы выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению дальнейшего воспитания и обучения ребенка).
Характеристика составлена студентом факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета ____________.
________________________________________________________________________
Дата_____________ Подпись____________________
Приложение 6.
Структура речевой карты
I. Общие сведения об ученике:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Дата обследования.
5. Заключение психиатра.
6. Заключение невролога.
7. Состояние органов слуха и носоглотки.
8. Данные окулиста.
9. Заключение терапевта.
10. Посещал ли дошкольное учреждение?
11. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений.
12. Жалобы родственников.
13. Данные о родителях ребенка.
14. Общий анамнез:
- от какой беременности ребенок;
- характер беременности;
- течение родов;
- вес и рост при рождении;
- на какие сутки выписан из роддома;
- вскармливание;
- особенности питания;
- перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.
15. Раннее психомоторное развитие:
- когда начал различать слуховые и зрительные раздражители;
- когда начал тянутся за игрушками;
- когда стал держать голову;
- когда стал самостоятельно садиться, ходить;
- когда появились зубы;
- поведение ребенка до года;
- появление навыков самообслуживания.
16.Речевой анамнез:
- гуление;
- лепет;
- первые фразы, слова;
- развитие речи;
- с какого времени замечено нарушение речи;
- речевая среда;
- занимался ли с логопедом;
- характеристика речи в настоящее время.
II.Обследование состояния общей моторики.
III. Исследование произвольной моторики пальцев рук.
IV. Обследование артикуляционного аппарата:
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование статической организации движений артикуляционного аппарата;
- обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата;
- обследование мимической мускулатуры.
V. Обследование фонетической стороны речи:
- обследование произношения звуков;
- протокол обследования звукопроизношения;
- состояние просодии:
- голос,
- темп,
- мелодико-интонационная сторона речи,
- дыхание.
VI. Обследование слоговой структуры слова.
VII. Обследование фонематического слуха.
VIII. Обследование звукового анализа слова.
IX. Обследование понимания речи.
Х. Обследование активного словаря.
ХI. Обследование грамматического строя.
ХII. Логопедическое заключение:
- педагогический диагноз;
- клинический диагноз;
- обоснование диагнозов
ХIV Перспективный план коррекционной работы.
Примерная схема
перспективного плана коррекционной работы
№
| Направление (вид) коррекционной работы
| Содержание коррекционной работы
|
| Развитие общей моторики
| Совершенствование статической и динамической организации движений
|
| Формирование правильного звукопроизношения
| Постановка, автоматизация звука «с»
|
| Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа
| Обучение опознанию, различению звуков, определению места, количества и последовательности звуков в слогах, словах
|
| Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
| Уточнение и закрепление словаря по теме «День космонавтики», «Насекомые» и т.д., формирование предложенных конструкций
|
Приложение 7
Примерный образец оформления
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|