Сделай Сам Свою Работу на 5

Ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи





 

Фамилия, имя ребенка _____________________________________

группы №_______________

ДОУ №___________________________ г._____________________

I. Общие сведения о ребенке:

(дата рождения, дата поступления в группу, кем направлен, жалобы родите­лей, заключения специалистов: отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопе­да, заключение психолого-медико-педагогической комиссии).

II. Анамнестические данные (со слов родителей):

- данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ребенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, психомоторное развитие);

- раннее речевое развитие (время появления и особенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруднений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; характер звукопроизношения);

- факторы, препятствовавшие нормальному речевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.);

- в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое развитие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка;



- выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в каком объеме); отметить время появления заикания, ха­рактер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиления; выявить, обращались ли родители за логопедиче­ской помощью, продолжительность и результативность занятий.

III. Характеристика условий воспитания:

- где воспитывался ребенок до поступления (дома с родителями, матерью, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду);

- особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заикающимся и др.);

- социо-культурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка – авторитарный, демократический; гипо-или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка);



- отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).

IV. Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка:

1. Состояние представлений об окружающем;

- особенности детских видов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем;

- уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарны­ми математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельно­сти),

Характеристика высших психических функций:

- особенности восприятия (зрительного и слухового); уровень развития вни­мания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости переключаемости, распределяемо-сти);

- особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, эле­ментов логического мышления.

2. Уровень развития эмоционально-волевой сферы:

- особенности проявления эмоций ичувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин),

- волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.).



Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступа­ет со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или неряшливый и др.). Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др., тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегива­ние расстегивание пуговиц и пр.).

Состояние речи ребенка:

- импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложе­ний, грамматических категорий и форм);

- экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характе­ристика голоса, уровень развитая связной речи, объем и типы употребляе­мых предложений, количественная и качественная характеристика активно­го словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения),

- степень сформированности фонематического восприятия, строение подвиж­ность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы

2 Подробный педагогический анализ результатов коррекционной работы выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осущест­влялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению дальнейшего воспитания и обучения ребенка).

Характеристика составлена студентом факультета педагогики и психологии детства Пермского государст­венного гуманитарно- педагогического университета ____________.

________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись____________________

 

Приложение 6.

Структура речевой карты

I. Общие сведения об ученике:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес.

4. Дата обследования.

5. Заключение психиатра.

6. Заключение невролога.

7. Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение терапевта.

10. Посещал ли дошкольное учреждение?

11. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений.

12. Жалобы родственников.

13. Данные о родителях ребенка.

14. Общий анамнез:

- от какой беременности ребенок;

- характер беременности;

- течение родов;

- вес и рост при рождении;

- на какие сутки выписан из роддома;

- вскармливание;

- особенности питания;

- перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.

15. Раннее психомоторное развитие:

- когда начал различать слуховые и зрительные раздражители;

- когда начал тянутся за игрушками;

- когда стал держать голову;

- когда стал самостоятельно садиться, ходить;

- когда появились зубы;

- поведение ребенка до года;

- появление навыков самообслуживания.

16.Речевой анамнез:

- гуление;

- лепет;

- первые фразы, слова;

- развитие речи;

- с какого времени замечено нарушение речи;

- речевая среда;

- занимался ли с логопедом;

- характеристика речи в настоящее время.

II.Обследование состояния общей моторики.

III. Исследование произвольной моторики пальцев рук.

IV. Обследование артикуляционного аппарата:

- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;

- обследование статической организации движений артикуляционного аппарата;

- обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата;

- обследование мимической мускулатуры.

V. Обследование фонетической стороны речи:

- обследование произношения звуков;

- протокол обследования звукопроизношения;

- состояние просодии:

- голос,

- темп,

- мелодико-интонационная сторона речи,

- дыхание.

VI. Обследование слоговой структуры слова.

VII. Обследование фонематического слуха.

VIII. Обследование звукового анализа слова.

IX. Обследование понимания речи.

Х. Обследование активного словаря.

ХI. Обследование грамматического строя.

ХII. Логопедическое заключение:

- педагогический диагноз;

- клинический диагноз;

- обоснование диагнозов

ХIV Перспективный план коррекционной работы.

 

Примерная схема

перспективного плана коррекционной работы

 

Направление (вид) коррекционной работы Содержание коррекционной работы
  Развитие общей моторики Совершенствование статической и дина­мической организации движений
  Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звука «с»
  Развитие фонематического слу­ха и формирование навыков звукового анализа Обучение опознанию, различению зву­ков, определению места, количества и по­следовательности звуков в слогах, словах
  Развитие и совершенствование лексико-грамматической сторо­ны речи Уточнение и закрепление словаря по теме «День космонавтики», «Насекомые» и т.д., формирова­ние предложенных конструкций

 

Приложение 7

Примерный образец оформления

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.