Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 25 глава





организация альтернативной гражданской службы в соответствии с законодательством;

сбор и анализ статистических отчетов подведомственных учреждений и органов социальной защиты населения региона, составление сводных статистических отчетов.

В Санкт-Петербурге действует развитая и структурированная система из 27 стационарных государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей. В их числе:

территориальный центр социального обслуживания для постоянного и временного проживания граждан пенсионного возраста, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании;

пансионат для ветеранов войны и труда;

три дома-интерната общего типа, из них два дома ветеранов войны;

кризисный центр помощи женщинам;

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальный приют для детей;

четыре социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

четыре дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии;

восемь психоневрологических интернатов;

два центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;



специализированный интернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освободившихся из мест лишения свободы.

Перспективными направлениями совершенствования системы стационарных социальных учреждений города считаются:

реструктуризация действующих крупных стационарных учреждений социального обслуживания;

изменения подходов в организации работы действующих учреждений социального обслуживания;

передача отдельных городских учреждений социального обслуживания на районный уровень;

внедрения инновационных форм обслуживания;

создания новых перспективных типов учреждений социального обслуживания, в частности домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (мини-пансионаты), в которых будут созданы благоприятные условия проживания, максимально приближенные к домашним.

Городские нестационарные учреждения социального обслуживания, кроме предоставления социальных услуг жителям Санкт-Петербурга, осуществляют организационно-методическую и информационную деятельность. Она направлена на выработку единой стратегии социальной защиты населения Санкт-Петербурга и максимально приближена к реальным нуждам конкретной группы населения, а их расположение - к месту проживания за счет дальнейшей их передачи на районный уровень.



В Ленинградской области функционируют 15 стационарных государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, в том числе:

семь психоневрологических диспансеров (Будогощь, Волхов, Гатчина, Кингисепп, Киров, Луга, Сясьстрой);

шесть центров для престарелых и инвалидов (Вознесенск, Всеволожск, Каменногорск, Лодейное поле, Сланцы, Тихвин);

два детских дома-интерната для умственно-отсталых детей (Волосово, Приозерск).

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Субъекты управления социальной сферой в Санкт-Петербурге.

2. Структура Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

3. Функциональные области деятельности Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

4. Субъекты управления социальной сферой в Ленинградской области.

5. Структура комитета по социальной защите населения Ленинградской области.

6. Функциональные области деятельности комитета по социальной защите населения Ленинградской области.

7. Коллегиальные органы управления социальной сферой в регионе.

8. Основные задачи социальной защиты населения на региональной уровне.

9. Сесть стационарных социальных учреждений в Санкт-Петербурге.

10. Стационарные социальные учреждения в Ленинградской области.



 


Глава 28. Управление социальной работой на муниципальном уровне

28.1. Особенности управления социальной работой на территории муниципального образования

Происходящие изменения социально-экономической ситуации в стране в период продолжающихся рыночных преобразований наиболее отчетливо проявляются на местном (муниципальном) уровне, где происходит непосредственный контакт социальных работников с населением, нуждающимся в социальной помощи, социальной поддержке и социальном обслуживании.

Муниципальное звено управления социальной работой считается низовым, так как именно на муниципальном (местном) уровне все процессы наиболее приближены к человеку. В частности, значительное количество малообеспеченных семей, социальных сирот, жертв домашнего насилия, лиц без определенного места жительства и других социальных аномалий потребовали создания обширной сети государственных и муниципальных учреждений, призванных оказывать специализированную социальную помощь.

В этих условиях федеральные и региональные органы власти все шире делегируют ответственность за решение социальных проблем территорий на местные органы управления. В муниципальную собственность отдано подавляющее большинство объектов социальной сферы. Проявляется тенденция к перераспределению финансовых ресурсов, так как значительная часть налоговых сборов, поступавших ранее в федеральный бюджет, остается сейчас в распоряжении местных бюджетов.

Передача основных ресурсов территориальным органам управления означает, что на них возложена вся полнота ответственности за социально-экономическое развитие территории в целом и ее социальной сферы, в частности. Сегодня к системе традиционных муниципальных учреждений относятся и специализированные объекты - муниципальные органы социальной защиты и социального обслуживания населения. Именно они осуществляют управление в сфере социальной работы (защиты, поддержки, обслуживания населения) на муниципальном уровне.

Отличительной особенностью функциональных подразделений территориальных органов управления социальной работой является то, что они создаются под конкретные проблем (по делам ветеранов, по защите материнства и детства, по делам молодежи и т.д.).

Кроме того до настоящего времени остаются некоторые территориальные органы управления социальной сферой, которые напрямую подчиняются не муниципальной власти, а федеральным структурам (например, территориальные отделения Пенсионного фонда, службы занятости, миграционной службы и т. д.).

Это свидетельствует о широком спектре функций по социальному обеспечению как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения, а также о необходимости согласованного планирования и координации предоставления социальных услуг в соответствии с потребностями местного населения. Эта работа ведется по следующим направлениям:

диагностика социальной ситуации на территории муниципального образования: анализ, оценка и планирование видов, объемов и качества социальных услуг;

реализация механизма для контроля деятельности социальных служб разных форм собственности;

осуществление обратной связи по итогам государственного и общественного контроля соблюдения стандартов качества социальных услуг;

анализ состояния конкурентоспособности всех социальных служб на данной территории и качества оказываемых ими социальных услуг.

В соответствии с законодательством основными видами социальной работы сегодня являются социальная защита и социальное обслуживание. Социальная защита на местном уровне реализуется через систему социальной помощи, характеризующейся сочетанием денежной и натуральной форм. В рамках местных программ социальная помощь предоставляется обычно через муниципальные органы управления социальной защитой и финансируется из бюджета муниципального образования или местных внебюджетных фондов.

Муниципальные службы играют доминирующую роль в предоставлении социальной помощи. Некоторые муниципалитеты получают также помощь в натуральной форме от благотворительных организаций, например от Красного Креста, которая распределяется через органы социальной защиты.

Органы местного самоуправления несут полную ответственность за предоставление социальных услуг. Такие услуги обычно предоставляются нуждающимся гражданам тремя различными путями: непосредственно органами местного самоуправления, через систему муниципальных заказов или грантов неправительственным организациям и частным компаниям, а также в рамках собственных инициатив неправительственных организаций.

Наибольшая часть основных социальных программ и пособий (детских пособий, жилищных субсидий, предоставление льгот определенным категориям граждан, местные программы социальной помощи) реализуется через муниципальные службы. При этом на местах в соответствии с местными особенностями создаются различные организационные структуры предоставления пособий и услуг. В то же время можно выделить и ряд общих черт:

сходные структуры подразделений социальной защиты исполнительных органов местного самоуправления (иногда с разными названиями), которое организует предоставление помощи в денежной и натуральной форме, а также оказания услуг местным жителям;

определенное организационное устройство диктуется объемом предоставляемой социальной помощи на территориальном уровне;

нередко предоставлением социальной помощи занимаются территориальные органы общественного самоуправления, во главе которых стоят лица, назначенные мэром или выбранные жителями, что имеет свою местную специфику.

В свою очередь, социальное обслуживание почти полностью реализуется силами и средствами органов муниципальной власти и органами местного самоуправления. При этом общие положения по предоставлению на местном уровне социальных услуг и их перечень устанавливаются федеральным законодательством.

Комплекс необходимых социальных услуг на территории муниципальных образований определяет задачи, состав и структуру муниципальных социальных учреждений.

28.2. Задачи социального обеспечения населения на муниципальном уровне

Основными задачами социального обеспечения населения на муниципальном уровне являются:

участие в формировании и реализации политики социальной поддержки населения муниципального района из средств местного бюджета;

правовое, информационное и организационное обеспечение реализации отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения на территории муниципального района;

осуществление руководства деятельностью подведомственных учреждений по предоставлению социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и детей.

Система социальной защиты на муниципальном уровне должна включать разносторонние социальные услуги работающему и неработающему населению в том числе:

начисление пенсий;

начисление пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети;

содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов);

протезирование;

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

льготы инвалидам и многодетным матерям.

Органы управления социальной работой на муниципальном уровне обеспечивают комплексное решение следующих задач:

осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан;

обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты установленных законодательством пенсий и пособий;

оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим и членам их семей;

осуществление контроля предоставления инвалидам Великой отечественной войны и семьям погибших военнослужащих, другим инвалидам и членам их семей, потерявшим кормильца, престарелым гражданам, сиротам, реабилитированным гражданам, многодетным и одиноким матерям предусмотренных для них льгот и преимуществ;

руководство работой районных МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) и социальными учреждениями, находящимися на территории района, оказание им практической помощи;

организация работы по трудовому и материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, семей погибших военнослужащих, инвалидов интернационального долга, обеспечение нуждающихся санаторно-курортным лечением, организация протезно-ортопедической помощи населению;

организация социально-бытового обслуживания престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения;

оказание материальной помощи общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве;

проведение разъяснительно-правовой работы среди населения по пенсионному законодательству, социальным вопросам, по предоставлению льгот и преимуществ посредством широкого использования средств массовой информации;

организация своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального и материально-бытового обслуживания;

прием представлений, заявлений и документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсий и пособий, подлежащих рассмотрению по действующему законодательству, оформление пенсионных дел- пенсионеров и лиц, получающих пособия, выдача пенсионных удостоверений и других видов удостоверений для получения льгот и преимуществ;

осуществление контроля соблюдения администраций предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка и правил оформления документов для назначения пенсий и пособий;

осуществление контроля своевременного прохождения инвалидами переосвидетельствования во МСЭК;

оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам района и членам их семей;

ведение учета лиц, обращающихся по вопросам направления в учреждения социального обеспечения, оказывает содействие в оформлении документов лицам, нуждающимся в устройстве в дома престарелых и инвалидов, обследование их семейного и материально-бытового положения, направление данных категорий граждан в дома-интернаты по путевкам вышестоящих органов социальной защиты;

подготовка документов и внесение на рассмотрение в местную администрацию предложений об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

В пределах своих полномочий органы управления социальной защитой населения самостоятельно осуществляют на территории муниципального района следующие государственные полномочия:

предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми, проживающим на территории муниципального образования, в виде выплат ежемесячных пособий на детей и единовременных пособий при рождении ребенка;

предоставление государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежных выплат (социальные пособия, единовременные выплаты, в том числе материальная помощь на погребение) и в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи);

предоставление единовременной выплаты лицам, зарегистрированным по месту жительства и состоящим в браке 50 и 60 лет;

предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, а также гражданам, получающим ежемесячную денежную выплату из федерального бюджета и (или) областного бюджета;

реализация льготного проезда в автомобильном транспорте общего и пригородного сообщения, а также в железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории смежных субъектов Федерации, например, Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

оформление документов на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении у них поствакционных осложнений;

оформление документов на выплату компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, получивших транспортные средства через органы социальной защиты населения на льготных условиях;

присвоение звания и выдаче удостоверений «Ветеран труда», а также реализация льгот для ветеранов;

организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей, детей с ограниченными возможностями, граждан без определенного места жительства и граждан, вернувшихся из мест лишения свободы.

Типовыми муниципальными учреждениями, выполняющими данную функцию, являются территориальные центры социального обслуживания населения. В их составе, как правило, есть отделения диагностики, общего и специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, отделения дневного пребывания, отделения социально-бытового обслуживания. При определении получателей такой социальной помощи используется принцип «двойного фильтра» для оценки их соответствия категориальным требованиям и уровню дохода (получатели должны принадлежать к определенной категории граждан и иметь доход ниже определенного уровня).

Распространены также временные приюты и учреждения социальной реабилитации для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социально-трудовой реабилитации лиц из дезадаптированных групп населения (ночлежки). В последнее время (во многом благодаря влиянию общественных организаций) начали создаваться кризисные центры для пострадавших от домашнего насилия, телефоны доверия и другие учреждения, ориентированные на оказание специализированной помощи отдельным категориям населения.

Правительство РФ делегирует на муниципальный уровень большую часть полномочий по реализации федеральных программ социальной помощи и по оказанию рекомендуемых социальных услуг. Оно же устанавливает определенный порядок предоставления социальных услуг муниципальными образованиями и финансирует большую часть программ по социальному обслуживанию косвенно ‑ через общие трансферты в бюджеты субъектов РФ.

К общим чертам управления социальной работой на муниципальном уровне можно отнести: отслеживание социальных условий в районах, микрорайонах города и сельских поселениях; переадресовка неблагополучных или нуждающиеся в поддержке семей в отдел социальной защиты; распределение гуманитарной помощи, поступившей от благотворительных организаций.

Социальная работа, первоначально сформировавшаяся как область государственной социальной политики, в настоящее время существенно меняется, переживая процесс муниципализации, что проявляется в разработке самостоятельной местной политики, улучшении инфраструктуры, совершенствовании видов социального обслуживания. Все более актуальными становятся вопросы стандартизации социальных услуг, выработки механизмов оценки и контроля качества предоставляемых услуг, в первую очередь в плане обеспечения и защиты прав клиентов.

Население получает социальные услуги преимущественно через муниципальные социальные учреждения. В целом, эти услуги соответствуют списку рекомендуемых социальных услуг: уход на дому за лицами пожилого возраста и инвалидами (посещения на дому), обслуживание в стационаре, предоставление временного приюта для бездомных или брошенных детей, уход за детьми и лицами пожилого возраста в дневном стационаре, консультирование, а также предоставление реабилитационных услуг.

Социальное обслуживание на дому, будучи социальной услугой, осуществляемой по федеральному мандату, также является одной из самых распространенных услуг. Муниципальные центры социального обслуживания предоставляют своим клиентам услуги по уборке квартир, стирке, доставке топлива или по ведению домашнего хозяйства, а в ограниченном объеме и медицинские услуги.

 

19.3. Структура муниципальных социальных учреждений

Муниципальные органы управления социальной работой разнообразны в связи с различием уровня социально-экономического развития территорий, возможностей социальной инфраструктуры, социального состава населения и решаемых задач по социальному обслуживанию отдельных категорий или групп граждан. Обычно на уровне города или муниципального административного района создается комитет или отдел по социальной защите населения.

Организационная структура муниципальных органов управления социальной защитой населения может состоять из отделов или секторов и других управленческих структур. Зачастую в зависимости от выполняемого направления работы они могут иметь соответствующее наименование, например отдел социальной защиты населения; отдел обеспечения граждан социальными пособиями; сектор реабилитации инвалидов и другие.

В Санкт-Петербурге функционируют 18 районных муниципальных образований (Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Красногвардейский, Красносельский, Кировский, Колпинский, Кронштадский, Курортный, Московский, Невский, Петроградский, Петродворцовый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный). В каждом административном районе имеются свои особенности структуры и деятельности органов управления социальной защитой населения.

В частности отдел социальной защиты населения Администрации Адмиралтейского муниципального района Санкт-Петербурга (Рис. 28.1) включает управление отдела и четыре функциональных сектора, которые специализируются на социальной поддержке нуждающихся, адресной социальной помощи, организационной работе, защите семьи и детства.

Особенностями структуры социальных учреждений муниципальных образований Санкт-Петербурга являются:

стремление к централизации управления специализированными социальными учреждениями в территориальных центрах социального обслуживания практически в каждом районе города;

создания в каждом муниципальном районе города одного или нескольких домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (мини-пансионаты), в которых будут созданы благоприятные условия проживания, максимально приближенные к домашним.

Отдел социальной защиты

С е к то р ы

Социальной поддержки отдельных категорий граждан Оказания адресной социальной помощи Организационный Семьи и детства

Основные направления деятельности

назначение детских пособий и компенсаций; выдача документов на льготы; выдача путевок в пансионаты и дома отдыха; назначение социальных выплат. контроль деятельности социальных центров; социальная помощь; компенсации на погребение; оформление документов в дома-интернаты; организация праздничных мероприятий. контроль работы с обращениями граждан; планирование и отчетность; информационное обеспечение; ведение социальных дел; подготовка проектов документов. контроль деятельности детских центров; выдача путевок на летний отдых детей-инвалидов; организация праздничных мероприятий для детей и семей; разработка программ: семья, женщины и дети.

 

Рис. 28.1. Структура отдела социальной защиты Адмиралтейского района

В настоящее время в Санкт-Петербурге на районном уровне достаточно развитой является система государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги пожилым жителям Санкт-Петербурга.

В 18 районах Санкт-Петербурга функционирует 20 территориальных центров социального обслуживания населения, деятельность которых в основном направлена на обслуживание граждан пожилого возраста. При этом существует потребность в развитии системы реабилитационных услуг для инвалидов, а также социальных услуг семьям с детьми.

В Санкт-Петербурге всего три района (Выборгский, Красногвардейский и Колпинский) имеют центры социальной реабилитации детей-инвалидов. В системе социального обслуживания семьи и детей действуют один центр социальной помощи семье и детям в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга и два социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в Адмиралтейском и в Пушкинском районах Санкт-Петербурга.

Ленинградская область имеет 17 административных районов (Бокситогорский, Всеволожский, Волосовский, Волховский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Приозерский, Пушкинский, Подпорожский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский), в каждом из них имеются определенные особенности структуры управления социальной защитой населения и состава социальных учреждений.

Комитет социальной зашиты населения Гатчинского административного района (Рис. 28.2) включает администрацию, четыре отдела, в том числе отдел социальной защиты города Коммунар, и четыре специализированных сектора.

Реализация функций распределена между соответствующими отделами Комитета по социальной защите.

Функции отдела по организации социальных выплат:

денежные выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» (Почетный донор СССР);

ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан: ветераны труда; труженики тыла; жертвы политических репрессий; ветераны труда;

денежная компенсация расходов на приобретение и доставку топлива, и оплату баллонного газа федеральным льготникам и региональным льготникам;

оформление документов для ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и ежегодных денежных компенсаций (ЕДК) областным льготникам;

оформление документов для получения денежной компенсации расходов на приобретение и доставку топлива и баллонного газа областным и федеральным льготникам;

Председатель комитета

Администрация

Заместитель Председателя Отдел учета и отчетности (7 чел.) Административно-хозяйственная часть (4 чел.) Специалист по кадрам Юрисконсульт

Подразделения комитета - отделы

Отдел организации социальных выплат (17 чел.) Отдел субсидий (7 чел.)   Отдел организации социального обслуживания (3 чел.) Отдел социальной защиты г. Коммунар (5 чел.)

Секторы

Сектор организации социальных выплат малоимущим семьям (5 чел.) Сектор организации социальной поддерж-ки отдельных категорий граждан (4 чел.) Сектор социальных гарантий, предусмотренных законодательством (3 чел.) Сектор информа-ционных технологий, анализа и прогноза (2 чел.)

 

Рис. 28.2.Структура Комитета социальной защиты населения

Гатчинского муниципального района

возмещение расходов на оплату 50% занимаемой жилой площади и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в том числе постановка на учет, выдача талонов инвалидам пенсионного возраста;

государственная социальная помощь в виде доплат пенсионерам старше 55(60) лет;

осуществление выплаты единовременной государственной социальной помощи малоимущим пенсионерам;

оформление документов для ежемесячного денежного вознаграждения Ветеранам труда Ленинградской области;

выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

оформление документов для получения ежегодной выплаты Почетным донорам;

оформление документов для получения единовременной государственной социальной помощи пенсионерам;

оформление документов для получения ежемесячной денежной доплаты для граждан, достигших пенсионного возраста: женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Ленинградской области;

выплаты ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда гражданам, пострадавшим вследствие радиации;

постановка на учет граждан, имеющих инвалидность;

выдача карточек транспортного обслуживания.

Функции отдела субсидий:

предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Функции отдела организации социального обслуживания:

постановка на учет семей с детьми-инвалидами;

выдача направлений на социальные койки;

оформление в Дома-интернаты;

организация социального обслуживания населения в подведомственных учреждениях;

организация летнего отдыха для детей;

организация и проведения социально-значимых мероприятий;

реализация региональных и муниципальных программ.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Направления координации предоставляемых социальных услуг между уровнями управления социальной работой.

2. Специфика и содержание социальной помощи населению муниципальными социальными службами.

3. Задачи местного самоуправления по оказанию социальных услуг населению.

4. Начисление пенсий и пособий социальными службами.

5. Система социальной защиты населения на муниципальном уровне.

6. Руководство работой районными медико-социальными экспертными комиссиями.

7. Социальное обслуживание на дому муниципальными центрами.

8. Опыт создания муниципальных домов-интернатов для лиц пожилого возраста и инвалидов.

9. Особенности структуры социальных учреждений Адмиралтейского муниципального района Санкт-Петербурга.

10. Структура и функции Комитета по социальной защите населения Гатчинского района Ленинградской области.

 


Глава 29. Организация социального обслуживания населения в муниципальных образованиях

29.1. Система социального обслуживания населения на муниципальном уровне

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.