Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 19 глава





Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Стадии развития конфликта.

2. Сущность и содержание конфликтной ситуации.

3. Стороны и участники конфликта.

4. Влияние заинтересованных сторон на конфликтную ситуацию.

5. Основные причины конфликтных ситуаций в социальной работе.

6. Методы управления конфликтами и стрессами.

7. Роль посредников в развитии конфликта.

8. Способы предупреждения конфликтов и стрессов.

9. Правовое разрешение конфликтов.

10. Негативные последствия конфликтов в организации.


Раздел 8. Социальное взаимодействие в условиях рынка

Глава 22. Социальная ответственность субъектов рынка

22.1. Два подхода к ответственности организации

Социальная работа требует определенных затрат материально-технических и финансовых ресурсов, которые преимущественно централизованно выделяются из бюджетов различных уровней. Часть ресурсов поступает в систему социальной работы от благотворительных и общественных организаций, а также пожертвований юридических и физических лиц.

Таким образом, основным источником финансирования социальной работы являются налоговые поступления, а ее качество во многом зависит от уровня развития экономики и способности государства содействовать процессам реального производства, а также организовать сбор налогов в условиях свободных рыночных отношений.



Рыночное хозяйство, основанное на свободе предпринимательства и конкурентной борьбе, в экономически развитых цивилизованных странах показало себя непревзойденным по эффективности механизма производства и распределения. Свобода предпринимательства обеспечивает возможность быстрой реакции на нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей продукции и услуг, а жесткая конкуренция способствует чувствительности хозяйствующих субъектов к внедрению достижений научно-технического прогресса, росту производительности труда и повышению качества жизни большинства населения.

Одновременно свобода предпринимательской инициативы неизбежно порождает социальное расслоение населения, особенно в период первичного накопления капитала. Поэтому реализация преимуществ рыночных отношений без ущерба для каждой конкретной личности на практике происходит не автоматически, а в результате активного государственного регулирования социально-экономических процессов.



Основными методами прямого и косвенного регулирования рыночных отношений в масштабе страны в интересах формирования демократического правового социального государства являются:

постепенная выработка цивилизованного рыночного законодательства или «правил рыночной игры», одновременно обеспечивающих как благоприятные условия для эффективной производственной деятельности субъектов рынка, так и гарантированную социальную защиту населения;

внедрение признанного в международной практике механизма социального партнерства на основе социального компромисса (социального согласия) интересов основных социальных групп общества;

создание современной производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для производственной деятельности и реализации провозглашенной социальной политики государства;

повседневный контроль органами исполнительной власти соблюдения установленного законодательства субъектами рынка и принятие оперативных мер по предотвращению или устранению нарушений, злоупотреблений и преступлений;

способность зрелого гражданского общества избрать (нанять) и эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти;

стимулирование социальной ответственности субъектов рынка и расширение благотворительной деятельности как организаций различных организационно-правовых форм, так и отдельных граждан.



Частный предприниматель в условиях рыночных свобод и в целях извлечения максимальной прибыли может не всегда считаться с интересами других участников экономической деятельности, в частности с интересами (Табл. 22.1) наемных работников, населения как потребителей продукции, работ и услуг, а также государства в целом. Поэтому устанавливаются определенные государственные стандарты безопасности условий труда, качества продукции, работ и услуг, предотвращения и возмещения нанесенного ущерба. Контроль соблюдения стандартов и реакции на отклонения от них возлагается на специальные государственные органы, в том числе на Государственную инспекцию труда, торговую и налоговую инспекцию.

Таблица 22.1.

Объекты, направления и органы охраны социальных интересов

Объекты охраны

Работники Население Государство

Направления охраны

Безопасность объектов; условия труда; квалификация должностных лиц; травматизм; административный произвол. Качество и безопасность продукции, работ и услуг; нарушение правил торгов-ли и злоупотребления; наличие обязательного ассортимента; культура обслуживания. Учет предприятий; задолженность по налогам и сборам; начисление штрафов и пени; процедура банкротства; возмещение ущерба.

Специальные государственные органы

Инспекция труда   Торговая инспекция Налоговая инспекция

В частности, государственная инспекция труда обязана проверять безопасность возведения объектов и условия туда, квалификацию должностных лиц, обеспечивать профилактику травматизма и защиту работников от увольнения в результате административного произвола.

Торговая инспекция контролирует качество и безопасность продукции, реагирует на нарушения правил торговли и злоупотребления, проверяет наличие обязательного ассортимента и культуру обслуживания населения.

Налоговая инспекция имеет право постановки предприятий на налоговый учет, вести учет уплаты налогов, задолженности по налогам и сборам, начисления штрафов и пени, возбуждения процедуры банкротства, возмещения экологического ущерба.

Соблюдение общепринятых правил поведения на рынке организаций различных форм собственности (бюджетных, коммерческих, некоммерческих), а также каждой отдельной личностью становится непременным условием эффективного социально-экономического развития общества, функционирующего в условиях рыночных отношений, и создания условий для гарантированной социальной защиты интересов населения.

Существуют две различные точки зрения на ответственность субъектов рынка (Меск, с. 144). Согласно одной из них субъекты рынка считаются ответственным, если их деятельность не приводит к нарушениям действующего законодательства и норм государственного регулирования экономики. Такую ответственность относят к юридической ответственности, а за допущенные отклонения и нарушения законодательства предусмотрены соответствующие санкции.

Согласно другой точке зрения, субъекты рынка в дополнение к ответственности экономического характера могут и должны дополнительно учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников и окружающую среду. Поэтому кроме достижения экономических интересов они должны также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем своих работников, потребителей и общества в целом. Сторонники этой точки зрения считают, что демонстрация высоких экономических показателей и добровольный вклад в решение социальных проблем позитивно отражается на положении субъектов рынка в общественном мнении и конкурентоспособности, хотя и связана с некоторыми дополнительными издержками.

Противоположные по своему характеру взгляды опираются на определенные аргументы. В пользу социальной ответственности субъектов рынка приводятся следующие аргументы:

формирование привлекательного образа субъекта рынка способствует получению высоких экономических показателей в долгосрочной перспективе, несмотря на краткосрочные издержки, связанные с определенными социальными действиями;

в обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия хозяйственной деятельности и снижается необходимость в жестком государственном регулировании социально-экономических процессов;

любая организация располагает значительными людскими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, часть которых следовало бы передать на социальные нужды работников и решения социальных проблем в обществе;

индивидуальные члены общества и организации своим поведением и социальной ответственностью должны укреплять моральные основы общества, способствующие соблюдению законности и саморегулированию.

Достаточно обоснованы и аргументы против дополнительной социальной ответственности субъектов рынка:

решение социальных проблем является функцией государственных и муниципальных учреждений и служб, которые функционируют на налоговые поступления и должны наиболее рационально использовать выделяемые на социальные нужды ресурсы;

наилучшим опытом решения социальных проблем обладают специалисты социальной сферы, так как неквалифицированное вмешательство недостаточно подготовленных людей приводит к неоправданным затратам;

средства, дополнительно направляемые на социальные нужды, являются для субъектов рынка издержками, которые, в конечном счете, переносятся на потребителей в виде повышения цен на продукцию, работы и услуги;

недостаточный уровень прозрачности расходования средств, выделяемых на социальные нужды, по сравнению с контролем экономических показателей хозяйственной деятельности.

Таким образом, ответственность субъектов рынка включает как юридическую ответственность, так и добровольную дополнительную социальную ответственность, ибо общественность ожидает от субъектов рынка не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Соотношение этих двух сторон ответственности субъектов рынка складывается непросто и противоречиво, особенно в период перехода к рыночным отношениям. Действуя в условиях свободной рыночной экономики, субъекты рынка должны опираться на общепризнанный этический фундамент, позволяющий согласовывать личные, групповые и общественные интересы.

Отсутствие такого морального саморегулирования приводит к необходимости усиления государственного контроля экономики, то есть там, где рынок этически недостаточно ориентирован, возникает потребность большего правового регулирования и наоборот.

Опыт показывает, что вместе с усилением мер государственного регулирования экономики резко снижается экономическая эффективность социально-экономического развития. И наоборот, административное регулирование приводит к повышению юридической ответственности субъектов рынка и снижению негативных социально-экономических последствий, в том числе теневой экономики и коррупции.

22.2. Юридическая ответственность субъектов рынка

В любом государстве существуют отдельные лица, группы незаконопослушных граждан и предприятий, желающих получить материальные блага, ущемляя интересы других участников экономических отношений. Особенно проявляются негативные тенденции в период трансформации укладов жизни. Поэтому в период недостаточно зрелых рыночных отношений («дикого капитализма») возникают сложные проблемы с юридической ответственностью.

Недостаточная юридическая ответственность предпринимательской среды и уровень коррупции чиновников взаимосвязаны. Действительно, поступки людей, которые занимаются экономикой в условиях коррумпированной власти, могут стать аморальными. Однако это присуще им не более, чем специалистам, работающим в любой другой области.

Марио Пьюзо – автор романа о мафии «Крестный отец» – как-то заметил: «В моих книгах я хотел провести параллель между преступниками и деловым миром, который, несомненно, не менее аморален, чем мафия». Известный романист не одинок в своих рассуждениях, ибо мнение об отсутствии нравственных основ, регулирующих деловые отношения в условиях рыночной экономики, получило довольно широкое распространение.

Само же рыночное хозяйство, по своей сути не может быть аморальным при юридически ответственной законодательной и исполнительной власти. В свою очередь качество власти – это свидетельство степени зрелости гражданского общества. В условиях демократического государственного устройства население обладает достаточно широкими возможностями влияния на процессы формирования и функционирования органов государственной власти, в частности:

избирать перспективно мыслящую законодательную власть, достойно представляющую интересы большинства населения;

нанимать честную и профессиональную исполнительную власть, на деле обеспечивающую безопасность и качество жизни каждого человека, способную создать условия для эффективной экономической деятельности организации, добросовестно выполняющую социальные заказы в интересах всего общества в целом;

образовывать общественные организации для наблюдения и контроля за деятельность всех ветвей власти, а также защиты от произвола;

требовать независимой общественной экспертизы любого проекта, в той или иной мере способного оказать влияние на состояние окружающей природной среды или здоровье людей;

обсуждать в ходе всенародного референдума наиболее важные проблемы общественной жизни и государственной политики.

Рамочные границы юридической ответственности организации («правила рыночной игры»), по крайней мере официальные процедуры, устанавливает законодательная власть, главными функциями которой следует считать:

формирование законодательства, привлекательного для развития рыночной экономики;

определение мер государственного регулирования рыночных отношений;

выбор перспективных направлений экономической политики государства;

принятие нормативных актов, устанавливающих благоприятные условия и оплату труда, а также права потребителей;

установление санкций за нарушение общепринятых правил общественного порядка.

Качественное выполнение данных функций возможно лишь при наличии во власти профессиональных специалистов, лишенных политических амбиций и заинтересованных в поддержке отечественных товаропроизводителей, а также в росте качества жизни большинства населения.

Фактическая юридическая ответственность организации реализуется исполнительной властью, функциями которой являются:

создание и обновление производственной и социальной инфраструктуры, обеспечение условий для эффективного функционирования независимых от государства хозяйствующих субъектов рынка;

гарантия безопасности личности, частной собственности и общества в целом с эффективным использованием государством правоохранительных функций;

жесткий контроль соблюдения рыночного законодательства, применение законных санкций против нарушителей действующих правил рыночной хозяйственной деятельности;

осуществление научно-технических, социальных и экологических программ на средства налогоплательщиков как условие внедрения в практику современных достижений научно-технического прогресса ;

разрешение имущественных, трудовых и судебных споров на правовой демократической основе для обеспечения стабильности общественного развития.

Необходимыми условиями эффективного функционирования исполнительной власти являются: твердая законодательная база, подконтрольность власти средствам массовой информации и общественности, независимость суда и его способность противостоять коррупции и мафиозным проявлениям.

Юридическая ответственность организации в условиях рыночных отношений проявляется в трех основных направлениях (Табл. 22.2): по адресу своих работников, потребителей продукции и услуг, общества в целом.

Таблица 22.2.

Содержание юридической ответственности субъектов рынка

Перед своими работниками Перед потребителями продукции и услуг Перед обществом в целом
1. Безопасные условия труда (санкции при травмах, увечьях, гибели работни-ков). 2. Своевременная оплата труда (санкции за задержку выплаты заработной платы в виде штрафа или судебного иска). 3. Нормальный морально-психологический климат в коллективе (санкции за физический или моральный ущерб). 1. Нормативное качество продукции, работ и услуг в соответствии с принятыми нормами и сертификатами. 2. Соответствие качества обслуживания требованиям установленных стандартов (санкции к недобросовест-ным исполнителям). 3. Цена продукции и услуг в пределах установленных ограничений (санкции при демпинговом уровне цен, лишение лицензии). 1. Выполнение социально-го заказа, прибыльное ведение коммерческой деятельности. 2. Полная уплата налогов в бюджеты и социальные фонды (санкции в виде штрафов, пени, судебные иски). 3. Минимальный экологический ущерб окружающей природной среде (санкции за превышение допустимых норм).

 

Организация для своих работников должна обеспечить безопасные условия трудовой деятельности, позволяющие в полной мере раскрыть потенциал каждой личности в интересах достижения высокой производительности общественного труда как гарантии благосостояния государства.

Так Государственная инспекция труда имеет право выдавать разрешение на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, внедрение новой техники и технологий, а также выдавать заключение о возможности принятия в эксплуатацию новых объектов или после их реконструкции в целях предотвращения ухудшений условий труда и снижении безопасности.

Кроме того, государственный инспектор труда может беспрепятственно посещать организации в целях проверки соблюдения установленных требований безопасности и охраны труда, предъявлять предписания об устранении нарушений и приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, создающих угрозу жизни и здоровью работников.

Руководители организаций обязаны осуществлять своевременную оплату труда, соответствующую трудовому вкладу по количеству продукции и услуг как условие производительности труда и стабильности качества продукции, работ и услуг. За задержку выплаты заработной платы работникам законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Спектр ответственности достаточно широк, начиная со штрафа, лишения права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет и заканчивая лишением свободы на срок до двух лет.

Так, согласно нормам статьи 5.27 КоАП РФ за задержку выплаты заработной платы к должностным лицам может быть применен штраф в размере от 1000 до 5000 руб. Вместе с тем штраф также возлагается и на юридическое лицо — от 30000 до 50000 руб. Как альтернатива штрафу к юридическому лицу может быть применена мера ответственности в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Если должностное лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности, в течение одного года с момента такого привлечения совершило рецидив и повторно нарушило правила по выплате заработной платы, то его ответственность возрастает. Так, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного до трех лет (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ).

Трудовой кодекс дает работникам возможность приостанавливать свои трудовые функции в случае задержки выплаты заработной платы более чем на 15 календарных дней. Согласно нормам статьи 142 ТК РФ работник может сделать такую приостановку, известив работодателя в письменной форме.

Так, согласно статье 236 ТК РФ организация-неплательщик при нарушении установленного срока выплаты заработной платы обязана выплатить ее с учетом процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Уголовная ответственность руководителя наступает при задержке выплаты заработной платы свыше двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ) в виде лишение свободы на срок до трех лет. При этом возбуждение уголовного дела прокуратурой по представлению инспекцией труда осуществляется, когда у руководителя имеется корыстный мотив или личная заинтересованность.

Если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия (ими, например, могут быть хронические заболевания у работников, квалифицированные как тяжкий вред здоровью), то ответственность повышается. Так, виновное лицо должно понести уже следующие виды наказания: штраф до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до трех лет, лишение свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Руководители обязаны создавать нормальный морально-психологический климат в каждом трудовом коллективе, способствующий согласованию индивидуальных и групповых интересов.

Ответственность за причинение физического или морального вреда регулируется ГК РФ и осуществляется по решению суда. Подтверждением ущерба здоровью являются медицинские документы, где зафиксированы побои, легкий или тяжкий вред здоровью или вред здоровью средней тяжести: справки из травмпункта, медицинская карта больного, акт медицинского обследования, заключение судебно-медицинского эксперта. Степень тяжести вреда здоровью определяется судебно-медицинской экспертизой. В судебное заседание целесообразно пригласить в качестве свидетеля врача (или другого медицинского работника), который проводил лечение истца.

Физический ущерб может дополняться компенсацией расходов на лечение. При взыскании материального ущерба указываете сколько средств потратили на лечение на основании кассовых и товарных чеков и других документов.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ компенсация морального вреда является самостоятельным способом защиты гражданских прав. Моральный ущерб – это потери нематериального характера, понесенные в результате моральных или физических страданий, причиной которых стали незаконные действия лиц. В статье 151 ГК РФ определено, что за нанесенный моральный вред нарушитель должен ответить не только извинениями, публичными или личными, раскаянием, искренним или вынужденным, но и денежной компенсацией.

Внимательно суд подходит к вопросу компенсации морального вреда, когда вред причиняется не одним лицом, а двумя или несколькими. Если причинение тяжкого вреда здоровью совершено с особой жестокостью, мучениями или истязаниями, то размер компенсации увеличивается.

При компенсации морального вреда в результате причинения увечья или иного повреждения здоровья, то предъявляется отдельный иск после уголовного процесса, а факт совершения указанных действий должен быть подтвержден копией приговора суда по уголовному делу.

Проявление юридической ответственности организации перед своими работниками основывается на ожиданиях от них высокой производительности труда, роста качества и конкурентоспособности продукции и услуг, увеличения прибыли, что свидетельствует об обоюдной экономической заинтересованности в партнерстве.

Ответственность организации перед потребителями продукции, работ и услуг заключается, прежде всего, в обеспечении их качества и безопасности для здоровья людей путем сертификации — процедуры подтверждения качества, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что они соответствуют установленным требованиям.

В качестве требований при сертификации являться:государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, положения «Закона о защите прав потребителей».

Сертификация может быть обязательной, которая осуществляется аккредитованными органами в виде испытательных лабораторий (центров) или добровольной по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Организация должна обеспечить соответствие качества обслуживания требованиям установленных стандартов, а также охрану потребителей от нарушений правил взаимоотношений. Сервисное обслуживание — это совокупность работ с целью обеспечения правовой защищенности и социально-экономической удовлетворенности потребителей.

Основными признаками высокого качества обслуживания в социальной работе являются: отзывчивость как желание помочь клиенту; убежденность (компетентность, ответственность, уверенность и вежливость), сочувствие (выражение заботы, индивидуальный подход к клиенту). К недобросовестным исполнителям руководство может применять соответствующие санкции.

При оказании социальными организациями платных услуг показателем качества обслуживания становится также назначение приемлемой цены, доступной для потребителей и выгодной для исполнителей. К оказанию платных социальных услуг в обществе проявляется неоднозначное отношение. Такие услуги могут оказываться обеспеченным категориям населения, но при обязательном условии - без ущерба для гарантированных бесплатных услуг.

Так, с социально-экономических интересов сложное оборудование не всегда используется с полной нагрузкой, в то же время моральное его старение происходит быстрее по сравнению с физическим износом, что дает основание для целесообразности его использования как на бесплатной, так и на платной основе по приемлемой цене для потребителей.

Коммерческие организации обязаны выполнять установленные органами власти ограничения по ценам, особенно по социально значимым товарам в условиях социально-экономического кризиса. Кроме того, в мировой практике установлен запрет на применение демпинговых цен для подавления конкурентов и завоевания монопольного положения на рынке.

Ответственность организации перед обществом в целом достигается при условии полного выполнения социального заказа бюджетными организациями и экономном использовании выделенных средств. Для коммерческих организаций ответственность заключается в прибыльном ведении экономической деятельности и полная уплата налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, что создает возможность для выделения достаточных средств на социальные нужды.

Юридическая ответственность организации в условиях роста технического оснащения и интенсивности общественного труда заключается также в отсутствии или минимизация экологического вреда, сохранении окружающей природной среды. Человек не сможет жить без чистого воздуха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания.

Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей природной среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в зависимости от подведомственности споров.

Обычно под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам регулирования, определяющим, что можно, а чего не должна делать организация. Вместе с тем юридическая ответственность экономически выгодна организации, так как мотивирует работников на творческое отношение к труду и обеспечивает конкурентоспособность на рынке за счет открытости перед потребителями и общественностью. Внешние аспекты ответственности организации перед потребителями и обществом в целом создают ей имидж (доброе имя) и позволяют занять доступную долю рынка

Современная организация в условиях острой конкурентной борьбы становится заинтересованной не только в юридической, но и в добровольной социальной ответственности, что создает в перспективе условия для ее эффективной деятельности.

22.3. Добровольная социальная ответственность

Социальная ответственность, в отличие от юридической ответственности, подразумевает направление организацией своих ресурсов для решения социальных проблем общества. Концепция социальной ответственности бизнеса получила развитие в годы второй мировой войны, когда деловые круги и администрация стали проявлять взаимную заинтересованность в создании условий для экономического роста и социальной поддержки войск и населения стран антигитлеровской коалиции.

Яркими примерами социальной ответственности стали пожертвования на строительство танков и самолетов, поставки вооружения, техники и продовольствия по ленд-лизу, посылки на фронт, шефские концерты. Тенденция партнерства предпринимателей и властей в послевоенные годы не только сохранилась, но и заметно усилилась в связи с наступившим в 60-70 годы мировым энергетическим кризисом и острой необходимостью экономии природных ресурсов.

Концепция социальной ответственности в современной трактовке заключается в том (Табл. 22.3), что прибыльные коммерческие организации должны жертвовать часть своей прибыли на благо общества. Бюджетные организации также могут и должны направлять часть своих средств, преимущественно материально-технических и человеческих ресурсов для оказания помощи администрации, особенно в кризисных ситуациях.

Таблица 22.3.

Добровольная социальная ответственность организации

Перед своими работниками Перед потребителями продукции и услуг Перед обществом в целом
1. Благоприятные условия труда и быта на производ-стве как условие роста производительности труда. 2. Непрерывное обучение и повышение квалификации, способствующее качеству продукции и услуг. 3. Долгосрочный (пожиз-ненный) наем основного состава фирмы (25-30 %). 1. Реализация товаров определенным слоям населения по сниженным (оптовым) ценам. 2. Участие в создании инфраструктуры территории вблизи объектов производ-ства. 3. Оказание помощи администрации ресурсами в кризисных ситуациях. 1. Расширение масштабов спонсорства, благотвори-тельной помощи и меценат-ства. 2. Применение ресурсо-сберегающих технологий, использование вторичных ресурсов. 3. Использование экологи-чески чистых технологий, очистных сооружений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.