Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая служба бюджетной организации, ее функции





ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ

В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Финансовая служба бюджетной организации, ее функции

Финансовая работа в бюджетной организации, как и в любом другом юридическом лице, обеспечивается финансовыми служба­ми. В зависимости от размера организации финансовая служба может включать одно или несколько специальных подразделений. Структура и направления деятельности таких подразделений за­висят не столько от рода деятельности, в целях которой создана бюджетная организация, сколько от того, является ли организа­ция главным распорядителем бюджетных средств или только их получателем, а также от того, какой набор платных услуг она ока­зывает.

Последнее имеет особенно большое значение в настоящее вре­мя. Поскольку оказание платных услуг сравнительно новое на­правление деятельности для бюджетных организаций, далеко не всегда ему уделяется должное внимание. В то же время, учиты­вая ограниченные размеры бюджетного финансирования и более чем скромные размеры выделяемых средств, предоставление плат­ных услуг является одним из наиболее перспективных направле­ний деятельности бюджетных организаций.



В любом случае финансовая служба бюджетной организации должна включать:

• плановую структуру (отдел или группу), в обязанности которой будет входить составление смет доходов и расходов бюд­жетной организации, а также обеспечение перспективного плани­рования. При осуществлении каких-либо видов платной деятель­ности возникает необходимость в разработке бизнес-планов, под­готовке финансовой и инвестиционных программ, обосновании эффективности того или иного проекта и варианта его финанси­рования;

• бухгалтерию, которая должна обеспечить своевременность и полноту расчетов с контрагентами, целевое и экономное расхо­дование бюджетного финансирования, рациональное построение взаимоотношений с бюджетной системой, а также своевременное и полное составление отчетности;

• службу по обеспечению финансового контроля за нижестоя­щими подразделениями в структуре главных распорядителей бюд­жетных ассигнований и распорядителей бюджетных ассигнований. Первоочередной задачей такой структуры должен быть контроль за целевым и рациональным использованием средств, за качеством составления смет доходов и расходов нижестоящих структур;



• при достаточном объеме платных услуг структуру, аналогич­ную казначейству в коммерческих предприятиях, которая возьмет на себя управление денежными потоками в режиме реального вре­мени и будет обеспечивать максимально эффективное использо­вание полученных средств или, в случае недостатка финансовых ресурсов, мобилизацию их по минимально возможной стоимос­ти. Говоря о роли и функциях подобной службы, следует сразу оценить сложности, с которыми столкнутся ее работники при осу­ществлении своей профессиональной деятельности. Поскольку де­нежные средства бюджетных организаций должны в обязательном порядке проходить через счета казначейства, что несомненно при­водит к замедлению денежных потоков и снижению их эффектив­ности;

• в крупных бюджетных организациях аналитические службы, которые хотя и не выполняют такого широкого круга обязаннос­тей, как в коммерческих структурах, обеспечивают анализ реаль­ных затрат, связанных с функционированием бюджетной органи­зации.

Если сравнить функции финансовых служб коммерческих структур и бюджетных организаций, то можно выделить как дос­таточно близкое сходство, так и существенные различия.

В качестве одной из основных функций финансовой службы коммерческой организации традиционно выделяется финансовое планирование. Эта же функция получила большое развитие и в бюджетных организациях. Последние в обязательном порядке осуществляют сметное планирование на год с разбивкой по квар­талам. В случае каких-либо капитальных вложений финансовая служба бюджетной организации, так же как и ее коллеги из ком­мерческой структуры, в обязательном порядке рассчитывает эф­фективность предполагаемый вложений, осуществляет бюджети­рование.



Для финансовой службы коммерческой структуры непремен­ным направлением деятельности является участие в определении ценовой политики. Для бюджетной организации указанная фун­кция финансового подразделения будет иметь место только в том случае, если организация оказывает платные услуги (выполняет работы) и получает внебюджетные средства.

Оценка возможных изменений структуры в виде слияний, по­глощений, разделений является функцией в большей мере финан­совых служб главных распорядителей и распорядителей бюджет­ных средств и почти полностью не присуща получателям бюджет­ных средств.

Поиск внутренних и внешних источников финансирования, выбор их оптимального сочетания не менее важен для бюджетной организации, чем, например, для акционерного общества. Одна­ко возможности финансовой службы бюджетной организации здесь значительно уже, поскольку бюджетная организация имеет существенные ограничения в правах проведения операций на рынке кредитов и ценных бумаг, хотя и может использовать кре­дитные ресурсы в известных пределах.

Соответственно, значительно ограничена для бюджетной орга­низации и функция управления финансовыми ресурсами. Наибо­лее широкими возможностями в этом направлении обладают фи­нансовые службы главных распорядителей бюджетных средств. Причем их функция управления финансовыми ресурсами и денеж­ными потоками не ограничивается рамками только своего подраз­деления, а непосредственно охватывает и подчиненные структуры.

Значительно меньше возможностей управления денежными потоками имеют финансовые службы распорядителей бюджетных средств и практически полностью отсутствует, если говорить о бюджетном финансировании, такая функция у получателей бюд­жетных средств.

Однако в случае использования внебюджетного финансирова­ния функция управления денежными потоками приобретает для бюджетной организации даже на уровне получателей бюджетных средств важное значение. Хотя из-за жесткой регламентации фи­нансов бюджетных организаций она, несомненно, имеет более узкий охват, а финансовые службы бюджетных организаций, со­ответственно, существенно ограниченные возможности по срав­нению с возможностями их коллег из коммерческих предприятий.

Функции учета, контроля и анализа придается в бюджетных организациях особое значение. Сложная и разветвленная система контроля их финансовой деятельности требует особенно тщатель­ного сопоставления отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативными, расходования средств, выделенных из бюджета только в соответствии с целями, заложенными в смете. Если финансовая служба коммерческого предприятия может по­зволить себе отойти от показателей, заложенных в плане, то на уровне получателей бюджетных средств это возможно только при соответствующей корректировке сметы.

Еще одной функцией финансовой службы коммерческой структуры является построение отношений с коммерческими бан­ками и страховыми компаниями. При реализации указанной фун­кции в рамках бюджетной организации свобода финансовых служб также значительно ограничивается. За счет средств бюджета осу­ществляется только обязательное страхование, которое, в частно­сти, предусматривает обязательное личное страхование военно­служащих, работников налоговых служб, пожарных и других лиц, деятельность которых связана со значительными рисками, а так­же страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств.

Объем страховой ответственной в этом случае предусматрива­ется в законодательном порядке, а страховая организация выби­рается на основе публичного конкурса. У финансовой службы бюджетной организации не остается никакой самостоятельности ни в отношении выбора партнера, ни в отношении определения круга рисков.

Таким образом, финансовая работа в бюджетных организаци­ях имеет большую специфику, обусловленную особенностями по­строения их финансов, разобранными в главе 1 учебного пособия. Именно специфическим моментам и уделяется внимание в дан­ной главе. Как уже отмечалось ранее, финансирование бюджет­ной организации осуществляется в соответствии со сметой дохо­дов и расходов, однако основы ее составления были разобраны ранее, поэтому в данной главе они не раскрываются. Второй прин­ципиально важной специфической чертой является тесная связь с Федеральным казначейством или казначейством субъектов РФ, через счета которых проходят все денежные потоки бюджетных организаций. Построению таких взаимоотношений и будет уде­лено основное внимание в данной главе.

Для осуществления расчетов бюджетная организация, находяща­яся на финансировании из федерального бюджета, должна иметь лицевой счет в федеральном казначействе Минфина РФ. Бюджет­ная организация, финансируемая из бюджета субъекта РФ, обслу­живается или также Федеральным казначейством (если субъект РФ находится на обслуживании в Федеральном казначействе) или соб­ственным казначейством субъекта РФ. Принципиальные основы построения взаимоотношений бюджетной организации с Федераль­ным казначейством или казначейством субъектов РФ едины, поэто­му в качестве базы в данной главе рассматриваются отношения с Федеральным казначейством Минфина РФ.

Как было показано в предыдущих главах, лицевые счета бюд­жетных организаций в Федеральном казначействе делятся на две группы: лицевые счета по учету бюджетного финансирования и лицевые счета по учету внебюджетных средств. Рассмотрим ра­боту финансовых служб бюджетных организаций, связанную с ведением этих двух групп счетов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.