|
Полноценно функционирующий человек
Роджерс описал то, что он считал оптимально функционирующим или, как он предпочитал наз., «полноценно функционирующим чел.». В противоположность подходу Маслоу, Роджерс сосредоточил свои усилия не на описании особенностей оптимально функционирующих людей, а на рассмотрении полноценного функционирования как непрерывно, день за днем совершающегося в жизни каждого чел. процесса. Его работы внесли существенный вклад в развитие области психотер., однако в них практически не уделялось внимания строгим эмпирическим исслед. здоровых индивидуумов за пределами терапевтической ситуации.
Роджерс исходит из допущения, что каждый чел. обладает способностью актуализировать или реализовывать свой собственный природный потенциал. Ключ к этому заключается в сохранении данным чел. контакта со своими глубинными чувствами, к-рые Роджерс наз. организмическими переживаниями (organismic experiences), или переживаниями на уровне целостного организма. О. ф. осуществляется в том случае, когда чел. оказывается способен отдавать себе полный сознательный отчет в том, что происходит на этом более глубоком, непосредственном, организмическом уровне. Чел. должен суметь развить систему представлений о себе или Я-структуру, к-рая способна оставаться конгруэнтной или находиться в гармонии с его собственными глубинными чувствами или переживаниями.
Этот вид личностного развития может происходить наиболее легко в случае, когда данный чел. имеет в своем окружении др. людей, к-рые могут обеспечить «безусловно положительное отношение»: тип любви, принятия и понимания внутреннего бытия индивидуума. Это не что иное, как уважение внутренней системы координат конкретного чел. или его способа понимания мира. При наличии безусловно положительного отношения к чел. он может развить в себе целый ряд желательных качеств. Во-первых, он может стать открытым к широкому спектру переживаний без необходимости к.-л. образом защищаться и будет почти полностью сознавать эти переживания. Такой чел. будет способен проявлять гибкость и поддерживать состояние непрерывного роста и изменения. Это не только позволит ему четко осознавать свой опыт, но тж предоставит ориентиры для оценки этого опыта. Функцию ориентира в жизни может выполнять внутреннее Я чел.
Психология оптимальных людей.Др. подходом к О. ф. как процессу, в к-ром подчеркивается непрерывность изменений, яв-ся формулировка «психологии оптимального чел.» Келли. Единицей анализа яв-ся личный конструкт, представляющий собой значащее измерение или убеждение, к-рого придерживается конкретный чел., напр., взгляд на людей как любящих в противоположность отвергающим. Личность индивидуума складывается из множества личных конструктов значащих измерений. Неотъемлемой стороной О. ф., по Келли, яв-ся способность людей использовать эту систему персонального осмысления для осуществления того, что он наз. «полным циклом опыта». Говоря о полном цикле опыта, Келли имел в виду, что люди должны относиться к своим представлениям об окружающем мире как к тому, что постоянно проверяется и переоценивается, и тогда изменение и развитие всей системы в целом будет идти наравне с непрерывно меняющимся миром.
Т. о., люди действительно изменяются в зависимости от характера своего опыта и остаются в постоянном режиме систематического изменения. Работа в рамках этой концепции предполагает установление способов оценки каждой ступени изменения и обеспечении последовательного прохождения этих ступеней. Теория конструктов проявляет больший интерес к тому, как люди придумывают и создают самих себя, чем к раскрытию или распознаванию внутреннего Я.
Черты оптимальной личности
Коан предпринял многостороннее исслед. оптимально функционирующих лиц, рез-ты к-рого легли в основу предложенной им теорет. концепции.
В этом эмпирическом исслед. Коан использовал батарею тестов, потребовавшую от студентов ун-та 6-часовой работы на их заполнение. Эта батарея включала меры, касающиеся феноменологической (воспринимаемой) согласованности, когнитивной продуктивности, перцептивной орг-ции, переживания контроля, кругозора, открытости опыту, независимости, переживания времени, контакта с реальностью, понимания себя, логической согласованности системы аттитюдов и представлений, а тж др. разнообразных аспектов аттитюдов, представлений и приспособительных реакций. Итоговый факторный анализ с использованием процедуры косоугольного вращения дал 19 факторов.
Наиболее важным рез-том исслед. стало то, что не удалось обнаружить единственного генерального фактора, представляющего глобальную личностную черту самоактуализации. Вместо этого итоговая картина содержала ряд независимых измерений и неск. взаимоисключающих.
Коан высказал предположение, что общей темой большинства этих полярностей м. б. либо открытость опыту, либо аттитюд, согласно к-рому мы должны поддерживать эффективный контроль над своей жизнью и происходящими вокруг нас событиями. Опираясь на рез-ты проведенного им факторного анализа и литературного анализа восточных и западных теорий О. ф., Коан выделяет пять осн. характеристик, описывающих «идеальное челов. состояние»: а) эффективность (efficiency);б) креативность (creativity);в) внутренняя гармония (inner harmony);г) связанность с внешним миром (relatedness);д) трансценденция (transcendency).
Другие значимые вклады
Тому, кто серьезно интересуется О. ф., следует тж уделить специальное внимание ряду др. важных систем мысли. К ним относятся: а) учение Юнга об индивидуации; б) концепция продуктивного характера Фромма; в) концепция целесообразного функционирования (appropriate functioning)Олпорта; г) концепция зрелости Эриксона; д) концепция формирования соц. интереса Адлера; е) идеи Хорни о реальном Я и самоотчуждении; ж) идеи Райха о генитальном характере с саморегуляцией (Reich's notion of the genital character with self regulation);з) концепция самораскрытия Джурарда; и) предложенная Уайтом концепция интереса и заботы о компетентности.
См. также Развитие эго, Пиковые переживание
Ф. Р. Эптин, Д. Сачман
Опыт близких к смерти состояний (near-death experiences)
О. б. к с. с., некогда относимый к разряду лишенных смысла галлюцинаций, стал предметом серьезного изучения медиков и др. исследователей. Это растущее профессиональное внимание в определенной степени яв-ся рез-том невозможности отмахнуться от О. б. к с. с. Прогрессирующее совершенствование биомедицинских разраб. способствовало увеличению числа возвращенных из состояния клинической смерти пациентов, к-рых в противном случае ожидало бы неминуемое умирание. Описания переживаний, к-рыми мн. из этих пациентов пытаются поделиться с мед. персоналом, оказываются настолько согласующимися и настолько реальными, что мед. сообществу становится все труднее и труднее их игнорировать.
Несмотря на то что различными исследователями выделялись различные аспекты такого опыта, О. б. к с. с. сейчас повсеместно признается глубоко субъективным событием с трансцендентальными или мистическими элементами, к-рое мн. люди переживают на пороге собственной смерти. Когда-то считавшееся редким явлением, по оценкам на сегодняшний день существование О. б. к с. с. признается по меньшей мере у 33% из оказавшихся на краю смерти людей. По данным опроса общественного мнения, проводимого ин-том Гэллапа, примерно 5% населения США, или около 13 млн американцев, в 1992 г. сообщили об О. б. к с. с.
Р. Моуди, психиатр, к-рый придумал термин «О. б. к с. с.», использовал его в отношении некоего не поддающегося описанию опыта на пороге смерти, к-рый может включать слышание субъектом того, как объявляют о его кончине, чувство умиротворенности, необычные звуки, ощущение движения через темный тоннель, чувство нахождения за пределами физ. тела, встречу с др. бесплотными существами, встречу с неким светящимся существом, просмотр своей жизни, ощущение границы или точки, за к-рой нет возврата, возврат в физ. тело, безуспешные попытки выразить др. испытанные переживания, глубокие изменения в аттитюдах и ценностях, исчезновение страха перед смертью и независимое подтверждение знания, приобретенного в ходе пребывания за пределами тела. Моуди указывал, что не существует двух людей, у к-рых бы совпадал О. б. к с. с., и что лишь редкий О. б. к с. с. включает все эти элементы.
Об О. б. к с. с. сообщают люди, у к-рых была зафиксирована клиническая смерть, но к-рые впоследствии были возвращены к жизни; люди, к-рые действительно умирали, но оказывались в состоянии описать свои переживания в заключительные моменты своей жизни, и люди, к-рые вследствие несчастных случаев или болезней пережили страх приближения смерти. Хотя первоначальные исслед. показали, что то, насколько чел. близок к смерти — или насколько близко он фактически подошел к смерти, — не влияет на появление или тип О. б. к с. с., более поздние исслед. говорят о том, что определенную роль здесь могут играть физиолог. особенности близкого контакта со смертью.
Оказывается, напр., что преобладание в О. б. к с. с. когнитивных элементов, такие как утрата чувства времени, ускорение мышления и просмотр жизни, более характерно для случаев быстрого и неожиданного возникновения близкого к смерти состояния, нежели когда его можно было предвидеть. О. б. к с. с., связанный с остановкой сердца, похож на опыт выхода за пределы своего тела, тогда как О. б. к с. с. без остановки сердца более сходен с деперсонализацией; переживания, возникающие в случаях отравления, имеют тенденцию быть причудливыми и приводящими в замешательство, подобно галлюцинациям. Далее, несмотря на то что все элементы О. б. к с. с. могут сообщаться людьми, к-рые лишь воспринимают себя находящимися «около смерти», нек-рые элементы — такие как встреча с ослепительным светом, усиление когнитивных функций и положительные эмоции — значительно чаще упоминаются теми, чья близость к смерти может быть подтверждена, напр., мед. заключениями.
Исследователи пока не обнаружили личностных черт или переменных, к-рые позволяли бы предсказывать, у кого будет возникать О. б. к с. с. или какого рода О. б. к с. с. может иметь тот или иной чел. Ретроспективные исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., показали, что они яв-ся психологически благополучными людьми и в целом не отличаются от др. людей по возрасту, полу, расе, религии, религиозности или псих. здоровью.
Для объяснения О. б. к с. с. и присущих ему характерных особенностей было предложено неск. психол. гипотез. В одном из возможных объяснений утверждается, что О. б. к с. с. яв-ся продуктом воображения, конструируемым из наших личных и культурных ожиданий, к-рый защищает нас в ситуации столкновения с угрозой смерти. Однако эмпирические данные не поддерживают эту теорию. Кросс-культурные исслед. не обнаруживают ожидаемых вариаций в содержании О. б. к с. с., и люди часто сообщают о переживаниях, к-рые противоречат их специфическим религиозным и личным ожиданиям в отношении прихода смерти. Кроме того, люди, к-рые никогда ранее не слышали и не читали об О. б. к с. с., описывают те же самые виды переживаний, что и люди, к-рые были хорошо знакомы с этим феноменом, и знание, к-рое они имели об О. б. к с. с. прежде, по-видимому, не оказывает влияния на особенности их собственного О. б. к с. с.
Др. проблема в отношении объяснения О. б. к с. с. на основе модели ожидания состоит в том, что дети, оказывающиеся слишком маленькими, чтобы усвоить важные культурные и религиозные представления о смерти, сообщают о тех же самых видах О. б. к с. с., что и взрослые. Неск. исследователей опубликовали собрания детских случаев О. б. к с. с., в т. ч. и тех, к-рые возникали до того, как ребенок мог приобрести к.-л. языковые умения. Несмотря на то что об О. б. к с. с. рассказывает большая часть детей, переживших опасные заболевания, о них не рассказывают дети (по данным нек-рых исслед.), к-рые страдают серьезными заболеваниями, не являющимися потенциально смертельными. Интересно, что в большинстве случаев дети не сообщают о просмотре жизни, типичном для О. б. к с. с. взрослых, и они реже сообщают о встречах с умершими друзьями и родственниками — два отличия, к-рых можно было бы ожидать на основании их короткого жизненного опыта.
Поскольку отчеты субъекта об О. б. к с. с. связаны с событиями, недоступными наблюдению или переживанию окружающих его людей, нек-рые авторы высказали предположение о том, что О. б. к с. с. относится к категории сложных галлюцинаций, возникающих или в рез-те действия лекарственных препаратов, даваемых умирающим пациентам, или в рез-те метаболических расстройств или нарушений работы мозга по мере приближения чел. к смерти. Однако пациенты, к-рые получали лекарства в ситуации близости смерти, реже сообщали и имели менее сложный О. б. к с. с. в сравнении с пациентами, к-рые не получали лекарств. Такого рода данные могут свидетельствовать о том, что лекарства в действительности не вызывают, а скорее предотвращают появление О. б. к с. с., или же они могут означать, что пациенты, получающие лекарства, просто не помнят своих переживаний.
Для объяснения О. б. к с. с. было предложено неск. нейрохимических моделей, выделяющих в нем роль эндорфинов или др. нейротрансмиттеров, и неск. нейроанатомических моделей, связывающих О. б. к с. с. со специфическими областями головного мозга. Такого рода модели не поддаются проверке, однако они дают надежду на то что ученые когда-нибудь смогут перекинуть мост между мистическим опытом и физиолог. явлениями. Несмотря на то, что обнаружение корреляции О. б. к с. с. с физ. структурами или химическими продуктами в головном мозгу не обязательно бы привело к объяснению причин О. б. к с. с., это открыло бы перед нами возможности использования новых инструментов и процедур для изучения механизмов и последующих эффектов этих переживаний.
Одним из наиболее многообещающих для будущих исслед. аспектов О. б. к с. с. яв-ся его роль в трансформации личности чел., поскольку это оказывается несомненно наиболее легко измеряемым и бесспорно наиболее важным элементом такого опыта. Типичные эффекты О. б. к с. с., описываемые мн. независимыми исследователями, включают повышение духовности, заботы о др. и ценности жизни, с одной стороны, и снижение страха перед смертью, материализма и духа соперничества, с др. Люди, столкнувшиеся с О. б. к с. с., склонны рассматривать себя в качестве неотъемлемых частей благожелательного и полного значения универсума, в к-ром личный выигрыш, в особенности за счет потери др. чел., становится неуместным и ненужным. Эти глубокие изменения в аттитюдах и в поведении нашли свое подтверждение в долгосрочных исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., в интервью с их значимыми др. и в исслед., сравнивающих их с теми, кто выжил после своего столкновения со смертью, но не сообщал об О. б. к с. с.
См. также Когнитивная сложность, Страх смерти, Бредовые расстройства, Галлюцинации, Иллюзии, Представления, Парапсихология
Б. Грейсон
Организационная диагностика (organizational diagnosis)
Когда консультант помогает орг-ции измениться, ему необходимо понимать, что орг-ция — это высокоорганизованная система, способная приспосабливаться и меняться, обладающая собственной жизнедеятельностью, более сложной, чем жизнедеятельность людей внутри нее, и наделенная способностью самосохранения. Основываясь на модели открытой системы, можно рассматривать орг-ции как совокупность подсистем.
Все орг-ции стремятся достичь определенной цели. Они мобилизуют энергию своих членов и свои финансовые, производственные и технические ресурсы. Продвигаясь к поставленной цели, они используют возможности своего окружения и прилагают усилия к тому, чтобы обойти конкурентов. Они тж стремятся к устойчивому функционированию. Т. о., деятельность орг-ции обладает характерными и доступными наблюдению особенностями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|