|
Оценки в сельском хозяйстве
По-видимому, самый первый анализ экспертных суждений был проведен в 1917 г. Д. Хьюзом, который заметил, что зерно, получавшее максимальные оценки экспертов, не всегда давало наибольший урожай с определенной площади посева. Впоследствии Генри Уоллес — будущий вице-президент при Франклине Рузвельте — подверг повторному более широкому анализу собранные Хьюзом данные и сообщил, что, несмотря на существование довольно высокой согласованности в оценках зерна, последние лишь незначительно коррелировали с урожайностью.
Трамбо, Адамс, Милнер и Шиппер предложили лицензированным контролерам качества зерна оценить его образцы. Почти одна треть образцов получила неверные оценки, а при повторной оценке более чем одна треть образцов получила иные оценки, чем в первый раз. Наконец, эти исслед. обнаружили, что с увеличением опыта оценки экспертов становились более уверенными, но не более точными; напротив, более опытные эксперты имели тенденцию к переоценке (т. е. к инфляции оценки).
Сходный анализ оценок почвы, который провели Шанто и Гейт, выявил величины валидности и надежности в районе 50%. По их данным, одним из источников ошибок являлась интерференция, вызванная присутствием нехарактерных веществ в этих почвах. В последующих исследованиях Гейт и Шанто попытались снизить эту интерференцию. Они обнаружили, что обучение не только снижало влияние на оценки почвы содержания в ней нехарактерных веществ, но также увеличивало точность оценок.
Несколько психол. исслед. были посвящены экспертным оценкам в области животноводства. Фелпс и Шанто обнаружили, что эксперты не только использовали почти всю предоставленную им информ., но и делали это надежным образом. Гейт и Шанто сравнили шесть групп экспертов в области животноводства, различавшихся по опыту и образованию и сделали три основных вывода: а) опытные эксперты могли извлекать больше информ. и использовать ее более сложными способами; б) опытные эксперты имели тенденцию оценивать каждый случай отдельным образом, тогда как менее опытные эксперты чаще использовали одну и ту же стратегию во всех случаях; в) опытные эксперты давали более надежные оценки в сравнении с менее опытными.
Управление фермой
Довольно много исслед. было посвящено решениям, необходимым для управления фермой. Большая часть этой работы была связана с выявлением оптимальных способов принятия таких решений. Однако определенное внимание уделялось и тому, как изменить ситуации принятия решений с учетом психол. ограничений и способностей фермеров. Например, Раджала и Сейдж рассмотрели различные методы, призванные помочь фермерам принимать более эффективные решения.
Проводились тж исслед. с целью определения факторов, используемых фермерами в принятии различных маркетинговых решений. Фоксолл сообщил, что решения фермеров в отношении рыночной конъюнктуры сходны со стратегиями, используемыми промышленными производителями. В частности, фермеры во многом опираются на прошлый опыт и в значительно меньшей степени — на чужое мнение и другие межличностные факторы.
Психол. анализ оказался, в частности, полезным при разработке более совершенных методов оценки и управления качеством продовольственных товаров. На основе таких исслед. был разработан более совершенный инструмент для оценки молочных продуктов.
Смежные области
Несмотря на то что агропсихология не рассматривается в качестве отдельной области психол., в последней тем не менее имеется широкое разнообразие приложений поведенческих исслед. применительно к условиям сельскохозяйственной деятельности.
См. также Прикладные исследования, Экспериментальные планы, Полевые эксперименты, Принятие управленческих решений, Поведение растений
Ж. Шанто
Адаптация (adaptation)
Подобно мн. др. терминам в психологии, А. имеет неск. значений. Но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корнем adaptare — приспособлять.
Среди этологов принято считать, что типичное для вида поведение представляет собой конечный продукт эволюционных процессов; каждая физ. и поведенческая характеристика вида — рез-т и в то же время вклад в его адаптивную радиацию. Такая А. происходит на генетическом уровне и требует для своего завершения смены мн. поколений.
В отличие от этой генетической А. фенотипические А., занимающие иногда всего неск. секунд, имеют место на протяжении всей жизни отдельного индивида. Рез-ты фенотипической А. не передаются потомству, хотя способность к такой А. наследуется. Это понятие подразумевает, что изменение индивида вызывается действием длительного, но нетоксичного, не травмирующего и не вызывающего утомления раздражителя или прекращением действия и отсутствием привычного раздражителя, как в невесомости. Др. примерами такой А. является постепенное уменьшение ощущения холода после погружения рук в воду; субъективное снижение громкости звука через неск. секунд после начала звучания; восстановление зрения (черно-белого) в темном помещении после пребывания на ярком свете; восстановление обычного цветового зрения после выхода из помещения на яркий свет. Во всех этих примерах А. действуют разные механизмы: снижение чувствительности терморецепторов, активация акустического рефлекса (плюс изменения в рецепторах), обесцвечивание и регенерация зрительных пигментов плюс нервные процессы в сетчатке. В целом ученые склоняются к мысли, что такого рода А. происходит в рецепторах или оказывает на них влияние, т. е. является периферической, тогда как внешне схожее явление — привыкание (габитуация) — имеет место в ситуациях, связанных если не с прямым действием, то по меньшей мере с подключением центральных механизмов.
Так называемый «общий адаптационный синдром» был предложен Гансом Селье как часть типичной реакции организма на опасный вызов со стороны среды. Этот синдром — своего рода продолжение синдрома чрезвычайных обстоятельств Кеннона (Cannon's Emergency Syndrome), или синдрома «бегства, испуга или борьбы» (flee, fright or fight syndrome), заключающегося в быстрой общей реакции организма на критическую ситуацию. У низших животных обнаружено множество проявлений адаптационного синдрома, но у людей это часто бывает трудно сделать. Для объяснения ряда накопленных данных предлагались и др. понятия (в частности, акклиматизация).
См. также Аккомодация, Общий адаптационный синдром, Привыкание (габитуация)
А. Дж. Риопелле
Аддиктивный процесс (addictive process)
Слово «аддиктивный» (привыкший, пристрастившийся) приобрело значение, выходящее за рамки определение аддикции, данное ВОЗ как состояния периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое (компульсивное) влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физическая зависимость от эффекта вещества. В разговорном английском слово addiction (пагубная привычка, страсть) может быть отнесено практически к любому веществу, занятию или взаимодействию. Теперь говорят, что у людей «есть аддикция» к пище, курению, азартным играм, покупкам, работе, игре и сексу.
Не существует единого аддиктивного типа личности. Склонность к А. п. определяется совместным действием специфических этнических, семейных, интра- или интерперсональных, когортных, средовых, конституциональных и генетических факторов. У человека, захваченного А. п., есть непреодолимое желание или стойкая потребность в веществе, объекте, действии или взаимодействии, фантазии и/или окружении, которые вызывают психофизиологический «кайф». Желание возникает повторно, оно импульсивно и компульсивно по своей природе. Состояние «кайфа» действует как доставляющий удовольствие механизм совладания с любым физ. или псих. напряжением, конфликтом, стрессом или болью. Со временем, по мере развития А. п., интенсивность доставляемого удовольствия снижается. Индивидуум испытывает все меньшее облегчение, повышается толерантность, интенсивность явлений абстиненции. На конечных стадиях процесса уже нет облегчения, совладания или избавления от боли и страданий, и человек получает только рудиментарное (животное) удовольствие.
Может возникать псих. и физ. зависимость. Негативные личные качества (лживость, манипулятивность, склонность винить во всем других, ненасытность, безответственность, преувеличение своих достоинств и т. д.) могут провоцировать процесс или быть его продуктом. А. п. может быть непрерывным, циклическим, спорадическим или периодическим в зависимости от индивидуальной ситуации. Его течение остается предсказуемым, определяющимся специфическими ист., психодинамическими и средовыми пусковыми механизмами. Могут происходить переходы от одной аддикции к др., или же могут иметь место несколько аддикции одновременно.
Индивидуум может стать аддиктивным комплементом (т. е. провокатором), не обязательно имеющим пристрастие к агенту, но тем не менее играющим важную роль в аддиктивном процессе. Аддиктивный комплемент — это любое лицо, группа или среда, которые поддерживают А п.. Например, постоянно работающий, озабоченный, вечно недовольный родитель становится комплементом для ребенка, испытывающего пагубное влечение к наркотикам или азартным играм. Многие аддикты находят других лиц, чья аддикция становится оправданием их собственной. Аддикты нуждаются в людях, которые дают им то, чего им не хватает, или взаимодействуют с теми, кто отражает их собственные пороки. Они привязываются к таким людям — родственникам, супругам, любовникам, сверстникам, причем аддиктивное вещество или занятие становятся катализаторами этой привязанности. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят не только партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл, но и постоянный источник комплементов. А. п./агент может также использоваться как средство совладания с нелеченными и болезненными психотическими симптомами, часто маскируя психоз или принося временное облегчение.
Этиология аддиктивности
Аддиктивность вызывается меняющимися на разных стадиях жизни индивидуума этиологическими факторами, к-рые оказываются малодоступными для анализа к тому времени, когда уязвимость превращается в безошибочно распознаваемую аддикцию. А. п. становится автономным и самосохраняющимся. Первичные причины зачастую остаются не выявленными и не поставленными в связь с сохранением процесса, который теперь превратился в саморазвивающийся.
Аддикт — это человек, которому в начале жизни выпало испытать поляризованные эксцессы, непоследовательность или депривацию хотя бы в одной из следующих значимых областей: близость, дисциплина, родительские ролевые модели (гендерно-эротические), пассивность—агрессивность, функции работы и игры, фрустрационная толерантность и способность к контролю собственных побуждений. Перекосы в данных сферах ответственны за разные степени деструкции самооценки и контроля импульсов.
Для аддиктивного индивидуума отношения с окружающими становятся все более болезненными, сопровождаясь учащением случаев спровоцированного, условного (в наказание) или абсолютного отвержения. Подросток часто вовлекается в А. п. из-за стремления к бунту. Могут появляться садомазохистские интеракции. Всегда отмечается высокая степень нарциссизма и переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению как защите от реакции общества на аддиктивную практику. Непросто определить, что возникает сначала — актуальные деструктивные межличностные отношения и низкая самооценка или аддиктивная практика. В любом случае процесс поддерживается поляризованными эксцессами в интер- или интраперсональном взаимодействии и восприятии себя.
Группа сверстников может быть центральным этиологическим фактором в А. п. Потребность упрочить свое положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванию в А. п. Чрезмерно пассивные молодые люди в особенности уязвимы к давлению со стороны сверстников. Аддикция может также быть следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда не они в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Аддиктивное поведение становится в таком случае формой псевдолидерства. Центральным провоцирующим фактором А. п. может оказаться неспособность подростка определить, принять и реализовать в поведении прототипическую для об-ва гендерно-эротическую роль и ценимые в нем модели сексуального поведения. Неудивительно, что индивидуум втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстником, чтобы справиться со страхом, чувством вины или тревоги.
Средства массовой информации могут способствовать А. п., рекламируя аддиктивную практику как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом. Они часто отражают родительские поляризованные эксцессы, давая противоречивую информ. Информ. пространство забито сообщениями как о ценности, так и об опасностях, связанных с аддиктивными агентами и практиками, напр. традиционная реклама, крупным шрифтом оповещающая о радостях курения и мелким — о том, что сигареты обладают канцерогенным эффектом.
Чтобы понимать и лечить аддикции, мы не должны ограничиваться изучением специфического агента, а попытаться вникнуть в многофакторную этиологию, динамику и межличностные отношения. Нужно исследовать А. п., описать и диагностировать. Он связан с общими этиологическими факторами и психодинамикой и, помимо пациента и агента, всегда предполагает действие других сил. Необходимо определить специфический аддиктивный комплемент и пусковые механизмы. Процесс имеет биографическую историю, в которой могут происходить переключения с одной аддикции на другую или множественные аддикции в разное время. Понимание этих факторов существенно для постановки диагноза и успешности лечения.
См. также Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая наркомания
Л. Хэттерер
Адлерианская психология (adlerian psychology)
А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто неправильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в действительности она обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им кружка, собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», к-рую Фрейд приветствовал как значительный вклад во фрейдистскую психологию. Хотя понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в более поздней теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд первоначально отверг эту идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории.
Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал редактором его журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для нек-рых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как нек-рые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое об-во и основали собственное Об-во свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была опубликована первая книга Адлера «Невротическая конституция».
Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и деятельность нового об-ва была приостановлена. После окончания войны оно возобновило работу под названием Об-во индивидуальной психологии и учредило свой печатный орган — «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fur Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы вплоть до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое время между Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения является Международная ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва существуют в США, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и Великобритании.
Исходные положения
Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:
1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т. зр. обслуживания потребностей чел. как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения чел. с «минуса на плюс».
4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел. «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
7. А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках соц. среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. А. п. часто характеризуют как теорию поля.
8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Теория личности
Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел.
В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.
Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.
Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».
Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для нек-рых, на разводе.
Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц. интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди, демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или нормальности.
Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый т. о. невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, к-рые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.
Прикладные аспекты
Осн. сферами интересов адлерианцев были клиника и педагогика, однако в поле их зрения оказался почти полный спектр индивидуального и группового поведения.
В области диагностики фокус внимания был нацелен на структуру семьи и ранние воспоминания. И то и другое рассматривается в структуре сюжетов жизненного стиля. Ранние воспоминания, согласно Р. Л. Манрою, были «фактически первым обращением к методу проективных тестов, столь широко используемому в наше время». Ранние воспоминания важны потому, что они сохраняются в памяти, а не потому, что произошли соотв. им события. На самом деле они могут быть неосознанно сфальсифицированы. Интерпретация ранних воспоминаний основана на предположении, что память избирательна и что мы из мн. доступных вспоминанию событий вызываем из памяти именно те, к-рые отражают наше актуальное положение в жизни. Для каждого человека они являются «историей моей жизни». Попутно отметим, что если пациент в ходе психотер. меняется, его ранние воспоминания тж изменятся, и это дает нам меру прогресса и исхода психотер.
Чтобы разобраться в том, почему у индивидуума развились определенные взгляды и убеждения в стиле жизни, изучают структуру его семьи — сеть отношений между сиблингами и между сиблингами и родительскими фигурами. Нек-рые адлерианцы понимают эти отношения исходя из порядка рождения или порядковой позиции сиблингов; другие пытаются интерпретировать их в более идиографической манере, учитывая психол. позиции сиблингов.
Адлерианцы меньше полагаются на психол. тестирование, чем др. практики. Когда они все же прибегают к тестированию, то выбирают «динамические» тесты, к-рые совместимы с их теорет. позицией или позволяют переводить измеряемые переменные в термины А. п.
Адлерианская психотер. представляет собой пример психотер., ориентированной на рост (или развитие), цель к-рой — усиление выражения соц. интереса. Терапия описывалась как когнитивная, поведенческая, экзистенциальная, гуманистическая и транзактная, а тж инсайт-ориентированная. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией. Рудольф Дрейкурс ввел в середине 1920-х гг. групповую терапию в условиях частной практики и был одним из основателей сопутствующей супружеской терапии. Семейная терапия вышла из публичного семейного консультирования, к-рое проводилось в школах Вены до нацистской оккупации.
Тогда как Фрейд реконструировал детство своих взрослых пациентов по свободным ассоциациям, Адлер изучал детей непосредственно. Вследствие такого подхода его психология ребенка была скорее нормативной, чем связанной с развитием. Эта позиция нашла свое приложение в семейном консультировании и в педагогике. Что касается первой сферы, то Адлер ввел публичное семейное консультирование в школах Вены. 28 таких Erziehungsberatungsstellen (консультационных пунктов по вопросам воспитания), предлагавших венцам свои услуги, были ликвидированы с вторжением нацистов в Австрию. Типичной процедурой, до сих пор используемой, правда, с нек-рыми модификациями, было проведение семейного интервью перед публикой, состоявшей из родителей и педагогов, после чего консультант вносил практические предложения по улучшению семейной ситуации. Процесс считался пед., а не клиническим. В связке с этим семейным консультированием, в США и Канаде широкое распространение получили родительские семинары. Заинтересованные родители встречались с руководителем семинара, обычно еженедельно, для изучения и обсуждения методов воспитания детей. Дискуссия обычно разворачивалась вокруг адлерианского пособия по таким методам.
В области педагогики теории Адлера впервые были внедрены в практику Оскаром Шпилем, основателем эксперим. школы на базе индивидуальной психологии в Вене, описанной в его книге «Дисциплина без наказания» (Discipline without punishment). Филлис Боттом, романист и биограф Адлера, руководила аналогичной школой в Китцбюэле (Австрия). В США эта работа велась Дрейкурсом и его сотрудниками в школах по всей стране. Число приверженцев А. п. неуклонно росло. Одновременно мн. из ее понятий и методов проникли в др. системы психологии. Термины «чувство неполноценности» и «комплекс неполноценности» вошли в обыденную речь.
См. также Адлерианская психотерапия, Индивидуальное обучение, Теории личности, Социальный интерес, «Мягкий» детерминизм
Г. Г. Мозак
Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy)
Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в 1937 г. Его последователи продолжили разрабатывать теорию и ее практическое приложение.
Теория Адлера основана на нек-рых психоаналитических положениях, таких как психич. детерминизм, целенаправленная природа поведения, существование множества неосознаваемых мотивов и положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психич. деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок (инсайт) обладает целительной силой. Адлер, однако, отказался от энергетической модели либидо, заменив ее, по существу, телеологической моделью стремления к субъективно определяемой позиции значимости. Он также отверг трехкомпонентную структуру личности (Оно — Я — Сверх-Я), заменив ее холистической моделью личности как неделимой единицы.
Модель человека
Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом. Обратная связь с ранним жизненным опытом обусловливает избирательность и дифференцированность восприятия, в результате чего складывается организованная перцептивная система с ядерными конструктами, управляющими дальнейшей перцептивной обработкой поступающей информ. Задача перцептивной системы как подсистемы организма заключается в орг-ции стимулов в поддающийся интерпретации гештальт для облегчения достижения целей организма. Эта подсистема функционирует как креативное Я (creative self)— самоуправляемый элемент (self-directing principle), создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире. Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой, созданной перцептивной системой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотер.
Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач, а не соперничать друг с другом деструктивным образом или прельщаться нарциссическим тщеславием. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности или соц. интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.
Теория терапии
Несмотря на гибкость подхода, А. п. столь же систематична, как и психоан. Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи: а) установить терапевтический контакт, б) понять гипотетический мир индивидуума, в) раскрыть его перед ним т. о., чтобы г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.
Практика терапии
Оценка.Поскольку цель терапии включает исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума, большинство адлерианцев пытается понять этот аспект чел. с самого начала установления терапевтического контакта. Это может быть сделано в систематизированной серии формальных интервью, если пациент способен и готов на такое сотрудничество, а при меньшей расположенности пациента — в ходе более свободных и нерегулярных встреч, чтобы позволить терапевтическим отношениям развиваться в ходе процедур, направленных на ослабление текущих страданий, симптомов и стрессов жизненной ситуации. Две осн. области исслед., ведущие к пониманию этих базисных предположений (стиля жизни), — это структура семьи и воспоминания раннего детства.
В соответствии со своим холистическим пониманием психич. жизни Адлер считал, что воспоминания о ранних годах жизни ретросп. конструируются под влиянием стиля жизни. Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее. История детства пациента дает ключ к пониманию стиля жизни. Структура семьи — это история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами, она показывает адаптивные изменения человека в ответ на требования этих ранних межличностных отношений. В сущности, состав и динамика семьи показывают, как конкретный чел. нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот чел. еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Ранние трудности, потеря родителя или родительское неприятие, сферы, в к-рых чел. достиг успеха, и сферы, в к-рых он потерпел ранние неудачи, — все это проливает свет на будущее адаптивное поведение.
Самые ранние воспоминания имеют особое значение, т. к. они составляют проективную методику для прямой оценки того значения, к-рое чел. придал жизни. Они выявляют интерпретацию ребенком ранних сложностей жизни и характер реакции на них, его способность или неспособность преодолевать трудности и общий план совладания с непредвиденными жизненными обстоятельствами.
Исходя из этого мат
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|