Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушения произношения сонорных звуков и их коррекция.





 

 

Артикуляция звуков л – л’.

 

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л – л’, таким образом, являются боковыми. Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном л’ корень языка опущен. Средняя часть спинки и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

 

Виды нарушений произношения звуков л – л’.

 

1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.



4. Смягчённое произношение, среднее между твёрдым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение. Мягкое нёбо опущено, задняя часть спинки языка или его корень приподняты, воздушная струя проходит через нос. Звук л произносится с гнусавым, носовым оттенком, часто подобно сочетанию нг.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л’, з, р.

 

Постановка звука л

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. Межзубная постановка л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.

3. От других звуков (гласных а, ы, у с использованием межзубного положения кончика языка):

· Предлагается тянуть гласный звук а и в это время просунуть кончикязыка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.



· Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твёрдой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребёнок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

4. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Предложить ребёнку пропеть а – а – а с широко открытым ртом.

б) Во время пропевания касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

в) Ребёнку предлагается во время пропевания а – а – а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла.

г) Внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке л и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

5. От мягкого звука л’ с использованием механической помощи.

При произнесении слога ля между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится зонд № 4. Движения зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого л.

Постановка звука л

 

1. Механическим способом. Для получения звука л’ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.



2. В сочетании и – ллл – иии.

Специфические приёмы коррекции различных видов

Ламбдацизма.

 

1. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо снять губную артикуляцию.

- Используется механическая помощь (нижняя губа опускается вниз пальцем или шпателем), зрительный и кинестетический контроль.

- Далее следует постановка л.

2. При носовом произношении.

- Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

- Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

- Отрабатывается непрерывная подача голосодыхательной струи изо рта.

- Рекомендуется межзубная постановка л.

- В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за прохождением воздушной струи по бокам языка. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами.

3. При межзубном произношении кончик языка переводится за верхние зубы.

Артикуляция звуков р – р’

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя о них. Быстрота колебаний от 2 – 3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука р’ кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.

Нарушения произношения звуков р – р’

 

Горловое произношение.

Выделяю два его подвида:

· Велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба.

· Увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

Одноударное.

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое.

При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Щёчное.

При данном варианте нарушения щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушения бывают двусторонними.

5. Губно-губное, или «кучерское».

В этом случае губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

6. Носовое произношение.

Звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

7. Глухое р, которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук р чаще всего заменяют следующими звуками: л, л’, р’, j, д, г, в.

 

Постановка звука р.

 

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. От сочетания дз. Ребёнку предлагается на оскале произносить сочетание дз, удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем – за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

3. От звуков д и т, повторяющихся на одном выдохе.

а) При многократном произнесении серий звуков д и т ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, в этот момент возникает вибрация.

б) При произнесении серии звуков д-д-д добавляется движение языком вперёд-назад по твёрдому нёбу. Далее добавляется поддувание на кончик языка и появляется вибрация.

4. От быстрого произнесения звуков т, д и ж (приём «балалайка»). В момент произнесения звука вибрация кончика языка вызывается механическим способом с помощью шарикового зонда, пальца или соски, надетой на шпатель. При вынимании зонда изо рта произносятся звуки а-а-а, ы-ы-ы, э-э-э.

При нарушенной иннервации мышц языка «балалайку» можно делать, положив ребёнка на спину со слегка запрокинутой головой. Кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

5. От слогового сочетания за. Ребёнок многократно повторяет слоговое сочетание, удлиняя произнесение первого звука: ззза. Во время произнесения слога передняя часть языка перемешается вверх и вперёд, до получения акустического эффекта фрикативного р. Далее с механической помощью шарикового зонда вызывается вибрация кончика языка. Слышится слог ра со звуком р нормальной протяжённости. Аналогично вызываются слоги ры, рэ, ру, ро.

6. Постановка звука от артикуляционной позы «Грибок» с механической помощью.

а) Широко открыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу.

б) Указательными пальцами боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. В таком положении добавляется поддувание на кончик языка. Появляется локальная вибрация кончика языка.

Данный приём позволяет предупредить или скоррегировать выраженную вибрацию всей поверхности языка. Приём может проводиться ребёнком самостоятельно.

7. Постановка звука в межзубном положении языка.

а) Ребёнку предлагается поиграть пальцем на губах – слышится гудение с призвуком б.

б) Положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая её кончиком языка. В таком положении следует подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. Создаётся вибрация, которая передаётся на верхнюю губу и кончик языка.

в) К предыдущему упражнению присоединяется поддувание на кончик языка. Получается лёгкая вибрация языка.

г) Перевод языка за верхние зубы.

 

 

Постановка звука р’.

 

1. От слога зи с механической помощью. Слог воспроизводится с несколько удлинённым произнесением первого звука. По инструкции логопеда ребёнок перемещает кончик языка вверх к альвеолам. Далее с помощью шарикового зонда вызывается вибрация. Аналогично вызываются слоги ре, ря, рё, рю от слогов зе, зя, зё, зю.

2. В сочетании и – ррр – иии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.