Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушения произношения шипящих звуков и их коррекция.





Нарушения произношения звуков

И их коррекция

 

 

Составители:

учитель-логопед СКОШ № 58

Новицкая Г.М.,

учитель-логопед прогимназии № 40

Авдеева Е.М.

 

Структурный план занятий

По коррекции

Нарушений звукопроизношения

План – схема занятия

По коррекции нарушений звукопроизношения

(подготовительный этап).

1. Организационный момент.

2. Развитие ручной моторики.

3. Логопедический массаж.

4. Развитие дыхания.

5. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс).

6. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа на

материале сохранных звуков.

 

План – схема занятия

По коррекции нарушений звукопроизношения

(этап формирования первичных

Произносительных умений и навыков)

 

1. Организационный момент.

2. Уточнение слухового образа корректируемого звука.

3. Логопедический массаж.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Артикуляционная гимнастика (комплекс для корректируемого звука).

6. Постановка звука.

* При постановке артикуляционно-сложных звуков в случае возникновения трудностей реализации моторной и дыхательной произносительных программ, работа над непосредственной постановкой звука в течение занятия проводится неоднократно. Нагрузка дозируется с учётом степени утомляемости ребёнка.



7. Уточнение артикуляции поставленного звука.

8. Развитие фонематического анализа на материале корректируемого

звука.

9. Закрепление связи между звуком и буквой.

10. Закрепление артикуляции поставленного звука.

 

 

Нарушения произношения свистящих звуков и их коррекция.

 

 

Артикуляция свистящих звуков.

 

При произнесении звуков с, с’, з, з’, губы растянуты в улыбкев положении ос­кала, зубы находятся на расстоянии 1 – 1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине её желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический рез­кий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней сто­роне верхних зубов. Мягкое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных с’, з’, передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнимается вверх, чем при произношении с и з.



При произношении звука ц губы, зубы, нёбная занавеска и голосовые складки на­ходятся в таком же положении, как и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. 1 этап: кончик языка опущен вниз, упирается в ниж­ние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью образует смычку у шеек верхних резцов. 2 этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посередине языка – желобок.

 

Виды нарушений произношения свистящих звуков.

 

1. Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближа­ется к верхним резцам, произносится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором является прогнатия.

2. Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. Предрасполагающие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стёртой дизартрии, аденоидные разращения.

3. Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создаётся тупой шум, а не свист.

4. Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение.



5. Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вялость мышц правой или левой сторон языка.

6. Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глотки, расщелиной твёрдого и мягкого нёба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: цс, цт, ст, сф, сс, зд, зв, зз, зс.

 

 

Постановка звука с.

 

1. По слуховому подражанию. Звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана.

2. Используется подражание и показ нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отельных элементов артикуляции звука.

3. По подражанию с использованием тактильных ощущений. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони.

4. От других звуков. Звук с можно поставить: от звука ф (ребёнку прелагают улыбнуться, произнести звук ф и просунуть кончик языка между зубами – получится межзубное произношение звука с, или во время произношения звука ф оттягивать нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони, расположенной горизонтально чуть выше подбородка, ощущалась холодная струя воздуха).

 

 

Постановка звука з.

 

1. По слуховому подражанию. Звук з сравнивается со звоном комара.

2. От звука с с включением голоса при его произнесении.

3. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка в передние отделы артикуляционного аппарата. На ладони, поставленной под подбородок, возникает ощущение холодной воздушной струи.

б) К воздушной струе присоединяется голос. Возникает звук, схожий со звуками у, в.

в) Создание ощущения воздушной струи на кончике языка.

Ребёнку предлагается положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он полностью закрывал её. Для контроля ставится ладонь под подбородок. При подаче голосодыхательной струи слышится звук, похожий на в, а на ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи.

г) Ребёнку предлагается оскалить зубы и положить кончик языка на нижние резцы. Верхние резцы легко касаются языка, но не прижимают его. При подаче голосодыхательной струи слышится звук, похожий на з.

д) Выработка ощущения лёгкого касания кончика языка. Вначале производится щекотание кончика языка шариковым зондом, далее производятся боковые движения кончиком языка с касанием нижних резцов до ощущения щекотки.

е ) Предлагается произнести звук з на оскале в межзубном положении с легкими боковыми движениями широким кончиком языка на нижних резцах.

ж) Перевод кончика языка с боковыми движениями за нижние резцы. Голосодыхательная струя подаётся непрерывно; на кончике языка сохраняется ощущение щекотания.

з) Воспроизведение звука з без боковых движений языка.

 

 

Постановка звуков с’, з’.

 

Звук с’ ставится в сочетании и – ссс –иии.

Звук з’ ставится в сочетании и – ззз –иии.

 

 

Постановка звука ц.

 

1. Возможна постановка по подражанию.

2. Быстрое произнесение звуков т и с.

3. Предлагается произносить звук т с опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.

 

Специфические приёмы коррекции различных видов

Сигматизма.

 

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрировано. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используются специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посередине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции призубного сигматизма.

При межзубном с – з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения в поднятии и опускании средней части спинки языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а так же упражнения на образование глубокого желобка.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краёв языка. Цель: добиться плотного соприкосновения боковых краёв языка с верхними коренными зубами.

Звук ставится в два этапа: 1этап. Вызывание межзубного произношения, исключающего хлюпающий шум. 2. этап. Перевод языка в зазубное положение.

При коррекции носового сигматизма

- Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

- Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

- Отрабатывается непрерывная подача голосодыхательной струи изо рта.

- Рекомендуется межзубная постановка свистящих звуков.

- В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за выходом воздушной струи из ротовой полости. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами. (Приём «Слонёнок»).

 

Нарушения произношения шипящих звуков и их коррекция.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.