Тема 5: Принципы и правила обучения.
Задание 1. На основе изучения различных концепций в определении принципов обучения, выделите традиционные принципы обучения. Составьте правила к каждому из принципов процесса обучения, которые должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя.
Принципы обучения
|
Правила обучения
|
|
|
Задание 2. На основе приведенных фрагментов урока, определите реализуемые принципы и правила процесса обучения. Задание выполняется по группам. После обсуждения один студент представляет итог анализа, который могут оценить все студенты учебной группы.
Урок 1.
На уроке литературы изучается тема «Русские народные сказки».
- Ребята! Кто из вас любит сказки? – начинает урок учительница.
В классе оживленно.
- Очень хорошо! Оказывается, все любят. А кто назовет свои любимые сказки?
Учащиеся перечисляют сказки А.С.Пушкина, русские народные сказки о животных, волшебные сказки.
- А теперь задание посложнее. Я буду показывать картины, а вы попробуйте узнать, к какой сказке относится картина.
Дети рассматривают репродукции картин В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-Горбунек» и др. Пересказывание сказок вызывает большой интерес детей к уроку. Учительница обращает внимание на отдельные фразы из сказок; «Утро вечера мудренее», «Храброму смерть не страшна», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Битый небитого везет» и др. Школьники определяют, что это пословицы и поговорки.
- Кто создал все эти произведения? Почему они создавались? Как они дошли до нас? – спрашивает учитель.
На вопросы следуют правильные ответы.
В конце урока учительница обобщает высказывания детей, подводит их к понятию об устном народном творчестве.
Урок 2.
К уроку биологии приготовлены живые и гербарные экземпляры мха, кусков торфа, таблица развития «кукушкина льна», таблица низших споровых растений, банка с водой, весы, гири, лист бумаги, лупы и др.
Учащиеся рассказывают о размножении и развитии «кукушкина льна», выясняют различия между низшими и высшими споровыми растениями, определяют значение «кукушкина льна».
Учительница пишет на доске новую тему «Торфяной мох и образование торфа». Ассистенты раздают куски торфа и лупы. Учащиеся сравнивают сфагнум, что мох впитал воды в 23 раза больше, чем весил сам.
- Что же происходит в солнечные дни со сфагнумом в природных условиях? – спрашивает учительница.
- Он будет испарять воду, отвечает ученица.
- Что произойдет с водоемом, где растет сфагнум?
- Водоем будет постепенно высыхать, а сфагнум – отмирать и падать на дно.
- Верно, говорит учительница. – Сейчас мы просмотри кинофильм об образовании торфа, после чего вы ответите на следующие вопросы: Как быстро происходит превращение озер в болота? Какие растения принимают участие в образовании торфа? Какой торф считается молоды, какой – старым? Как происходит добыча торфа в нашей стране?
- Думайте об этом во время просмотра фильма, - предупреждает учительница, прикрепляя лист с вопросами к доске.
Демонстрируется фильм, после чего ученики отвечают на поставленные вопросы.
Отвечая на вопросы, как добывался торф до 1917 года и как добывается теперь, ученица говорит: «Раньше торф добывали вручную, это очень тяжелая работа: человеку приходилось стоять в воде. Теперь добыча торфа механизирована. Людям стало несравненно легче работать.
После этого дается задание на дом.
Урок 3.
Идет урок литературы по теме «Образ народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Во вступительном слове учитель напоминает учащимся содержание предыдущих уроков, на которых изучались образы романа. В рассказ преподавателя включаются элементы беседы. Школьники говорят о сложной психологической ломке в сознании крестьян в период коллективизации, о внутренних противоречиях, присущих, например, Кондратию Майданникову, о народе как силе, творящей историю. Рассматривая затем художественные средства, использованные Шолоховым при создании коллективного портрета народа, ученики приходят к выводу, что массовые сцены и многоголосый диалог занимают в романе большое место и дают писателю возможность показать образ народа в развитии. В движении от собственнической психологии.
Начинается самостоятельная работа над текстом. Школьники, уже знакомые с романом в целом, получают задания: сопоставить сцены и диалоги. Урок заканчивается беседой, в процессе которой учитель проверяет как ученики усвоили новый материал. Беседа также дает педагогу возможность углубить понятия, расширить знания учащихся. Она заканчивается обобщающим ответом одного из учеников.
Литература
- Александров Г.Н. О закономерностях процесса обучения. «Советская педагогика. – 1986. - №3. – С. 61-66.
- Куписивеч Ч. Основы общей дидактики. / Пер. с польского.- М.: Высш шк., 1986. – 386 с.
- Сквирский В.Я. О классификации закономерностей обучения // Вестник высшей школы, 1975, - № 12. – с. 22-26.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
Тема 6.Документы, регламентирующие содержание образования.
Задание 1. На основе анализа педагогической литературы выделите основные характеристики(виды, структурные компоненты, требования) документов, регламентирующих содержание образования. Данные занесите в таблицу:
Документ
| Основные характеристики
| Государственный образовательный стандарт.
|
|
Базисный учебный план.
|
| Учебный план.
|
| Учебная программа.
|
| Учебники.
|
| Учебные пособия.
|
|
Литература.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: педагогическое общество России, 2003. – 638 с.
- Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 436 с.
- Подласый И.П. Педагогики: Учебник для студентов педагогических учебных заведений – М.: Просвещение: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 160с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001, - 544 с.
Тема 7: Классификация методов и средств обучения в современной педагогике.
Задание 1. Определите различные подходы к классификации методов обучения, выделив методы.
| Авторы
| Признаки
| Методы
| 1.
| Традиционная
|
|
| 2.
| М.А.Данилов
Б.П. Есипов
|
|
| 3.
| И.Я. Лернер
М.Н. Скаткин
|
|
| 4.
| Г.И. Щукина
И.Т. Огородников
|
|
| 5.
| Ю.К. Бабанский
|
|
|
Задание 2. Определите условия эффективного выбора методов и средств обучения.
Тема 8: Методы и средства обучения.
Задание 1: На основании групповой работы в представленных фрагментах уроков определить: цели урока, методы обучения, средства обучения.
Задание 2. Обосновать эффективность использования методов и средств обучения для достижения поставленной цели.
Урок 1.
Учащиеся 3-го класса пишут сочинение по картинке. Учительница использует три варианта задания. Ученикам, выполняющим первый вариант, она предлагает написать рассказ по картинке, вывешенной на доске. Пишущим второй вариант, кроме того, ставит несколько вопросов по содержанию рисунка. Слабоуспевающим ученикам раздаются карточки с текстом рассказа, в котором пропущены слова. Эти слова дети вставят сами, глядя на картинку.
При объяснении нового материала учитель дает предварительные задания: сильным ученикам сделать из только что услышанного рассказа вывод и записать его; средним — ответить на вопросы; слабым — следить за рассказом по заранее данному плану.
Все учащиеся работают, на вопросы отвечают правильно.
Урок 2.
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема «Деепричастие». После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:
— Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с деепричастным оборотом.
Он включил магнитофон и в классе зазвучала мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.
Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.
Нет,— ответила девочка.— Я песню* слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.
Урок пришлось заканчивать учителю... без технических средств обучения.
Чем объяснить эту неудачу на уроке?
Урок 3.
В 6-м классе изучается тема «Наречие как часть речи». На доске написано несколько предложений. Дается задание: найти наречия; подумать, на какие вопросы они отвечают, к каким словам относятся. Сначала учащиеся выполняют его устно, потом записывают.
— А теперь,— продолжает учительница, — пусть каждый из вас сам придумает несколько предложений с наречиями и поставит к ним вопросы.
Школьники выполняют задание, попутно выясняя функции этой части речи. После каждого вопроса поднимаются десятки рук, но учительница обращается чаще всего к тем, кто не поднял руки.
— Ты не думаешь, Миша,— говорит она.— Давай-ка вместе подумаем. Подумав, Миша отвечает правильно.
— Теперь попробуем дать определение наречию как части речи. Но сначала вспомним, по какому плану его надо строить.
Этот не совсем обычный вопрос не пугает класс. Грамматические признаки наречия им установить нетрудно, и дети сами формулируют определение.
Затем учащимся предлагается найти в учебнике о наречии то, о чем не говорилось в классе. Они быстро справляются с заданием. Еще раз повторяется определение наречия (по частям и в целом), приводятся примеры. Далее преподавательница проводит выборочный устный диктант: читает текст, а учащиеся на слух определяют наречия, ставят к ним вопрос, говорят, к какому слову они относятся. Она читает быстро, но еще быстрее отвечают школьники.
1. Проанализируйте ход урока и дайте оценку методам работы учителя.
Урок 4.
На уроке русского языка в 7-м классе изучается тема «Назывные предложения». На классной доске висит репродукция картины художника А. Ковальского «В зимнюю ночь». Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картину и назвать предметы и явления, которые на ней изображены.
Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают.
Какое время года изображено на картине?
Зима.
Какое время суток?
Ночь.
Что видно на небе?
Редкие звездочки.
Кто стоит на бугре?
Волк. Волк смотрит в сторону деревни.
Очевидно, он голоден. Можно сказать: голодный волк,— добавляет преподаватель.— Что виднеется вдали?
Деревушка, огоньки.
Преподаватель, обращаясь к учащимся, говорит, что они, рассматривая картину, свои мысли выражали одним словом или сочетанием слов, т. е. предложениями.
Преподаватель открывает доску. На ней текст из названных учащимися предложений: «Зима. Ночь. Редкие звездочки. Голодный волк. Спящая деревушка. Огоньки». Затем следует анализ этих предложений и определение их.
По заданию учителя дети вспоминают отрывки из литературных произведений, которые начинаются назывными предложениями. На основании примеров школьники делают вывод об использовании писателями в своих произведениях назывных предложений. После этого повторяют их определение.
Далее преподаватель предлагает учащимся открыть учебник, прочесть материал к теме урока и сказать, какое указание, не упоминавшееся при объяснении, имеется в нем. Учащиеся обращают внимание на наличие в назывных предложениях указательных частиц «вот» и «вон». Затем выясняется, какую роль играют в нашей речи назывные предложения.
Учащиеся выполняют письменное и устное упражнения. В конце урока дается задание на дом.
Урок 5. На уроке русского языка в 8-м классе изучается тема «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях». Учительница, изложив теоретический материал, просит ребят подумать и рассказать, как они мыслят, решая, нужно ли поставить запятую в предложении «Мы составляем алгоритмы и учимся ими пользоваться».
— Итак, нужна здесь запятая? Поднять карточки.
В классе установлено: если да — поднимают красные карточки, если нет — желтые. В ответах учащихся разнобой.
— Давайте рассуждать вместе. Ну-ка, вспомните последовательность своих мыслей.
Наташа медленно «думает вслух» :
Прежде всего я нахожу подлежащее... Подлежащее — «мы». Потом нахожу сказуемое... Сказуемое — «составляем, учимся пользоваться». Определяю, относятся ли все сказуемые к одному подлежащему. Да, относятся — «мы составляем, мы учимся пользоваться». Значит, предложение простое.
Правильно. Ну вот, у нас уже есть часть алгоритма по распознаванию видов предложения. Мы установили первую минимальную группу признаков, анализ которых позволяет распознавать грамматические явления. Из этого «материала» можно построить следующий образец рассуждений — алгоритм: «1. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Все ли они относятся к одному подлежащему? 3. Если да — предложение простое (запятая не нужна), если нет — предложение сложное (запятая нужна)».
Ученики, руководствуясь данным алгоритмом, анализируют несколько предложений. Среди них есть и такое: «Я интересуюсь алгоритмами, и мой товарищ интересуется ими».
— Ну-ка, Люда, скажи, как ты понимаешь, как думаешь? Вначале рассуждай по алгоритму, составленному Наташей.
Люда медленно рассуждает вслух:
Есть ли в предложении подлежащее? Есть — «я», «товарищ». Выделяю все сказуемые — «интересуюсь», «интересуется». Все ли они относятся к одному подлежащему? Нет. Значит, предложение сложное, запятая нужна.
А если нет подлежащего в предложении, тогда как? Кто сумеет привести пример?
Виктор диктует классу: «Нас научат составлять алгоритмы, и можно будет сдать экзамен машинам».
— Ну что же, разберем это предложение. Нужна ли здесь запятая?
Снова разнобой: мелькают желтые и красные карточки.
Давайте подумаем вместе. Есть ли в предложении подлежащее?
Нет.
Находим сказуемые.
«Научат составлять» и «можно будет сдать».
Внимательно посмотрите,— предупреждает учительница,— не выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица множественного числа?
Нет, только часть одного сказуемого выражена глаголом 3-го лица множественного числа — «научат».
Редактируется и записывается еще одна «ветвь» алгоритма. «I. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица? 3. Если нет — предложение сложное (запятая нужна)».
А если да? Внимательно присмотритесь к следующему предложению: «Неудачный алгоритм переделали и продолжали пользоваться им успешно». Начните самостоятельно анализировать это предложение по только что составленному алгоритму...
Выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица?
Да, «они переделали» и «они продолжали пользоваться»,
— Предложение простое, запятая не нужна. Схема алгоритма дополняется еще одной, на этот
раз последней, цепочкой рассуждений. Потом ученики коллективно графически изображают алгоритм, объединяющий в себе все пять возможных вариантов решения грамматической задачи.
Литература
1. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.,1957.
2. Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368с.
3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики/ Пер. с польского, - М.: высшая школа, 1986. – 368с.
4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие. –2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007.-432 с.
5. Подласый И.П. Педагогики: Учебник для студентов педагогических учебных заведений – М.: Просвещение: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
6. Ситаров В.А. Дидактики: Учебное пособие / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 160с.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001, - 544 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|